рабочая программа для 4 класса по окружающему миру Школа России
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю рабочую программу, составленную для учащихся 4 классов по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_okruzhayushchemu_miru.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол №1

от  «28 » августа 2020 г.

руководитель МО _________

Принята

на Педагогическом совете школы протокол №1

от «31 » августа 2020 г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ №203

от «31» августа 2020 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

Класс: 4 Г

Учитель: Гарбузюк Юлия  Александровна

Количество часов

                               всего – 68 часов

                               в неделю – 2 часа

Плановых контрольных работ – нет

 

Учебная программа: «Окружающий мир», А.А. Плещаков. М.: «Просвещение», 2019 (Школа России)

Учебно – методический комплекс (автор, издательство, год издания): Окружающий мир, 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч., авторы: А.А. Плешаков. М.: «Просвещение», 2019

Окружающий мир, 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч.: М.: Просвещение, 2019

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
  •  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  •  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Учащиеся  могут научиться:

  • моделировать строение Солнечной системы;
  • извлекать информацию о географических объектах, об исследованиях астрономов, о способах решения экологических проблем, об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
  • подбирать материалы к выставке «Где мы были»;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемой природной зоне и готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии в национальный парк «Лосиный остров», степные заповедники, курорты Черноморского побережья Кавказа;
  • участвовать в посильной работе по выращиванию растений и уходу за домашними с/х животными;
  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
  • интервьюировать старших членов семьи и других взрослых; готовить иллюстрации для презентаций; готовить тексты сообщений и выступать в классе.
  • сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
  • узнать почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
  • сопоставить оформление древнерусских книг  с современными;  
  • осознать роль Куликовской битвы в истории России;
  • развивать воображение , «обучая грамоте» учеников 17 века;
  • познакомится с ролью в истории России  Петра I, М.В. Ломоносова, Екатерины Второй, А. Суворова, К. Минина, Д. Пожарского.

Содержание учебного предмета  «Окружающий мир»

Содержание учебного предмета  «Окружающий мир»

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны  нашей  страны:  зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Содержание программы по интегрированному курсу «Мы – дети природы»:

Человек и природа (дети знакомятся с народами, населяющими Югру, их профессиями; заповедниками родного края; символикой; правилами поведения в природе):

Понятие о предмете «Краеведение», значение для человека  изучения своего края.

Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ – часть России.

Почему так называют наш округ; его древнее  название.

Главный город края (столица – г. Ханты-Мансийск). Герб  и флаг Югры.

Народы,  населяющие Югру – ханты, манси,  русские, татары и другие. Югра – единая семья народов.

Практическая работа: нахождение на контурной карте нашего края  столицы округа  и своего населенного пункта.

Коренные народы Югры: ханты, мансти, лесные ненцы. Их основные занятия – охота, рыболовство, оленеводство.

Охота  на пушных зверей: лисицу, соболя, песца и др. Охота  на медведя, лося.   Охота на боровую дичь: глухаря, рябчика,  куропатку и др.

Весенняя и осенняя охота на водоплавающих птиц.

Охотничьи принадлежности: лук, стрелы, колчаны, черкан идр.

Собака – помощник и друг человека.

Рыбный промысел. Способы применения рыбного промысла: запорное рыболовство, подводный лов.

Оленеводство, его значение  в жизни северян.  Олень – жизненная необходимость для коренных народов Югры,  главное богатство и ценность семьи.

Труд – основа жизни северян. Трудовое воспитание в Югорской семье. Приобщение к труду с самого раннего детства.

Традиционная одежда и обувь народов Югры. Практичность и приспособленность одежды к суровым северным условиям.

Одежда для охоты, рыбной ловли.

Кухня народов Югры. Приготовление продуктов питания из оленьего  мяса, боровой и водоплавающей птицы.

Заготовка и приготовление блюд из рыбы. Строганина – лучшее угощение людей, занимающихся рыбной ловлей. Значение рыбы в пищевом рационе народов Севера.

Использование дикорастущих растений края: черника, брусника, черёмуха и др.

Природа (дети знакомятся с особенностями времён года Югры, водоёмами растениями и животными Югорского края).

Красота окружающей природы Югорского края. Разнообразие растений и места их произрастания.  

Растения края: деревья, кустарники, травы – часть окружающей природы. Значение растений в жизни человека.

Разнообразный мир  животных Югры: птицы, звери, насекомые, их отличительные признаки. Типичные представители каждой группы животных и места их    обитания. Взаимосвязь растительного и животного мира.

Значение природы для человека. Влияние  человека на природу. Твоё отношение к природе. Красная книга Югры.

Опыт практической деятельности (дети наблюдают за изменениями в природе, сравнивают свойства наблюдаемых объектов, свои впечатления об окружающем мире передают в рисунках, поделках, устных рассказах).

 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир»

№ урока п/п

Дата

Тема урока

 Примечание

По плану

По факту

Земля и человечество (10  часов).

1.

01.09

Мир глазами астронома

2.

07.09

Планеты Солнечной системы

3.

08.09

Звездное небо – Великая книга Природы

4.

14.09

Мир глазами географа

5.

15.09

Мир глазами историка

6.

21.09

Когда и где?

7.

22.09

Мир глазами эколога

8.

28.09

Сокровища Земли под охраной человечества

9.

29.09

Сокровища Земли под охраной человечества

10.

05.10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

                                                                       Природа России (10 часов).

11.

06.10

Моря, озера и реки России.

12.

12.10

Природные зоны России

13.

13.10

Зона арктических пустынь

14.

19.10

Тундра

15.

20.10

Леса России

16.

26.10

Лес и человек

17.

27.10

Зона степей

18.

09.11

Пустыни

19.

10.11

У Черного моря

20.

16.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

                                                           Родной край – часть большой страны  (14 часов).

21.

17.11

Наш край

22.

23.11

Поверхность нашего края

23.

24.11

Поверхность нашего края (экскурсия)

24.

30.11

Водные богатства нашего края

25.

01.12

Наши подземные богатства

26.

07.12

Земля - кормилица

27.

08.12

Экскурсия в лес и на луг

28.

14.12

Жизнь леса

29.

15.12

Жизнь луга

30.

21.12

Жизнь в пресных водах

31.

22.12

Экскурсия к водоему

32.

28.12

Растениеводство в нашем крае

33.

Животноводство в нашем крае

34.

Проверим себя и свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов

Страницы всемирной истории (6 часов).

35.

Начало истории человечества

36.

Мир древности: далекий и близкий

37.

Средние века: время рыцарей и замков

38.

Новое время: встреча Европы и Америки

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня

40.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

                                                               Страницы Истории России ( 20 часов).

41.

Во времена Древней Руси

42.

Страна городов

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси

44.

Трудные времена на Русской земле

45.

Русь расправляет крылья

46.

Куликовская битва

47.

Иван Третий

48.

Мастера печатных дел

49.

Патриоты России

50.

Петр Великий

51.

Михаил Васильевич Ломоносов

52.

Екатерина Великая

53.

Отечественная война 1812 года

54.

Страницы истории XlX века

55.

Россия вступает в XX век

56.

Страницы истории 1920-1930 – х годов

57.

Великая Отечественная война и Великая Победа

58.

Великая Отечественная война и Великая Победа

59.

Страна, открывшая путь в космос.

60.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России". Основной закон России и прав человека.

Современная Россия  (8 часов).

61.

Мы – граждане России

62.

Славные символы России

63.

Такие разные праздники

64.

Путешествие по России

65.

Путешествие по России

66.

Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

67.

Презентация проектов

68.

Презентация проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования

Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...

Рабочая программа 2 класс. Школа России.

Рабочая программа по русскому составлена на основе Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации"....

Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...

Рабочая программа 4 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 4 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2»  «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...

Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"

Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России (ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ)

Учебная дисциплина СГ.01 История Россииявляется обязательной частью  социально - гуманитарного циклаОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по обслуживанию и ремонту инженер...

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России (ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ)

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России...