рабочая программа для 4 класса по окружающему миру Школа России
рабочая программа
предлагаю рабочую программу, составленную для учащихся 4 классов по программе Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «28 » августа 2020 г. руководитель МО _________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол №1 от «31 » августа 2020 г. | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.А. Левицкая Приказ №203 от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
Класс: 4 Г
Учитель: Гарбузюк Юлия Александровна
Количество часов
всего – 68 часов
в неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ – нет
Учебная программа: «Окружающий мир», А.А. Плещаков. М.: «Просвещение», 2019 (Школа России)
Учебно – методический комплекс (автор, издательство, год издания): Окружающий мир, 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч., авторы: А.А. Плешаков. М.: «Просвещение», 2019
Окружающий мир, 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч.: М.: Просвещение, 2019
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Учащиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащиеся могут научиться:
- моделировать строение Солнечной системы;
- извлекать информацию о географических объектах, об исследованиях астрономов, о способах решения экологических проблем, об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.
- подбирать материалы к выставке «Где мы были»;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемой природной зоне и готовить сообщения; совершать виртуальные экскурсии в национальный парк «Лосиный остров», степные заповедники, курорты Черноморского побережья Кавказа;
- участвовать в посильной работе по выращиванию растений и уходу за домашними с/х животными;
- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
- интервьюировать старших членов семьи и других взрослых; готовить иллюстрации для презентаций; готовить тексты сообщений и выступать в классе.
- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
- узнать почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
- сопоставить оформление древнерусских книг с современными;
- осознать роль Куликовской битвы в истории России;
- развивать воображение , «обучая грамоте» учеников 17 века;
- познакомится с ролью в истории России Петра I, М.В. Ломоносова, Екатерины Второй, А. Суворова, К. Минина, Д. Пожарского.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Содержание программы по интегрированному курсу «Мы – дети природы»:
Человек и природа (дети знакомятся с народами, населяющими Югру, их профессиями; заповедниками родного края; символикой; правилами поведения в природе):
Понятие о предмете «Краеведение», значение для человека изучения своего края.
Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ – часть России.
Почему так называют наш округ; его древнее название.
Главный город края (столица – г. Ханты-Мансийск). Герб и флаг Югры.
Народы, населяющие Югру – ханты, манси, русские, татары и другие. Югра – единая семья народов.
Практическая работа: нахождение на контурной карте нашего края столицы округа и своего населенного пункта.
Коренные народы Югры: ханты, мансти, лесные ненцы. Их основные занятия – охота, рыболовство, оленеводство.
Охота на пушных зверей: лисицу, соболя, песца и др. Охота на медведя, лося. Охота на боровую дичь: глухаря, рябчика, куропатку и др.
Весенняя и осенняя охота на водоплавающих птиц.
Охотничьи принадлежности: лук, стрелы, колчаны, черкан идр.
Собака – помощник и друг человека.
Рыбный промысел. Способы применения рыбного промысла: запорное рыболовство, подводный лов.
Оленеводство, его значение в жизни северян. Олень – жизненная необходимость для коренных народов Югры, главное богатство и ценность семьи.
Труд – основа жизни северян. Трудовое воспитание в Югорской семье. Приобщение к труду с самого раннего детства.
Традиционная одежда и обувь народов Югры. Практичность и приспособленность одежды к суровым северным условиям.
Одежда для охоты, рыбной ловли.
Кухня народов Югры. Приготовление продуктов питания из оленьего мяса, боровой и водоплавающей птицы.
Заготовка и приготовление блюд из рыбы. Строганина – лучшее угощение людей, занимающихся рыбной ловлей. Значение рыбы в пищевом рационе народов Севера.
Использование дикорастущих растений края: черника, брусника, черёмуха и др.
Природа (дети знакомятся с особенностями времён года Югры, водоёмами растениями и животными Югорского края).
Красота окружающей природы Югорского края. Разнообразие растений и места их произрастания.
Растения края: деревья, кустарники, травы – часть окружающей природы. Значение растений в жизни человека.
Разнообразный мир животных Югры: птицы, звери, насекомые, их отличительные признаки. Типичные представители каждой группы животных и места их обитания. Взаимосвязь растительного и животного мира.
Значение природы для человека. Влияние человека на природу. Твоё отношение к природе. Красная книга Югры.
Опыт практической деятельности (дети наблюдают за изменениями в природе, сравнивают свойства наблюдаемых объектов, свои впечатления об окружающем мире передают в рисунках, поделках, устных рассказах).
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир»
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Примечание | ||
По плану | По факту | ||||
Земля и человечество (10 часов). | |||||
1. | 01.09 | Мир глазами астронома | |||
2. | 07.09 | Планеты Солнечной системы | |||
3. | 08.09 | Звездное небо – Великая книга Природы | |||
4. | 14.09 | Мир глазами географа | |||
5. | 15.09 | Мир глазами историка | |||
6. | 21.09 | Когда и где? | |||
7. | 22.09 | Мир глазами эколога | |||
8. | 28.09 | Сокровища Земли под охраной человечества | |||
9. | 29.09 | Сокровища Земли под охраной человечества | |||
10. | 05.10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России. | |||
Природа России (10 часов). | |||||
11. | 06.10 | Моря, озера и реки России. | |||
12. | 12.10 | Природные зоны России | |||
13. | 13.10 | Зона арктических пустынь | |||
14. | 19.10 | Тундра | |||
15. | 20.10 | Леса России | |||
16. | 26.10 | Лес и человек | |||
17. | 27.10 | Зона степей | |||
18. | 09.11 | Пустыни | |||
19. | 10.11 | У Черного моря | |||
20. | 16.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | |||
Родной край – часть большой страны (14 часов). | |||||
21. | 17.11 | Наш край | |||
22. | 23.11 | Поверхность нашего края | |||
23. | 24.11 | Поверхность нашего края (экскурсия) | |||
24. | 30.11 | Водные богатства нашего края | |||
25. | 01.12 | Наши подземные богатства | |||
26. | 07.12 | Земля - кормилица | |||
27. | 08.12 | Экскурсия в лес и на луг | |||
28. | 14.12 | Жизнь леса | |||
29. | 15.12 | Жизнь луга | |||
30. | 21.12 | Жизнь в пресных водах | |||
31. | 22.12 | Экскурсия к водоему | |||
32. | 28.12 | Растениеводство в нашем крае | |||
33. | Животноводство в нашем крае | ||||
34. | Проверим себя и свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов | ||||
Страницы всемирной истории (6 часов). | |||||
35. | Начало истории человечества | ||||
36. | Мир древности: далекий и близкий | ||||
37. | Средние века: время рыцарей и замков | ||||
38. | Новое время: встреча Европы и Америки | ||||
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня | ||||
40. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян. | ||||
Страницы Истории России ( 20 часов). | |||||
41. | Во времена Древней Руси | ||||
42. | Страна городов | ||||
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||||
44. | Трудные времена на Русской земле | ||||
45. | Русь расправляет крылья | ||||
46. | Куликовская битва | ||||
47. | Иван Третий | ||||
48. | Мастера печатных дел | ||||
49. | Патриоты России | ||||
50. | Петр Великий | ||||
51. | Михаил Васильевич Ломоносов | ||||
52. | Екатерина Великая | ||||
53. | Отечественная война 1812 года | ||||
54. | Страницы истории XlX века | ||||
55. | Россия вступает в XX век | ||||
56. | Страницы истории 1920-1930 – х годов | ||||
57. | Великая Отечественная война и Великая Победа | ||||
58. | Великая Отечественная война и Великая Победа | ||||
59. | Страна, открывшая путь в космос. | ||||
60. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России". Основной закон России и прав человека. | ||||
Современная Россия (8 часов). | |||||
61. | Мы – граждане России | ||||
62. | Славные символы России | ||||
63. | Такие разные праздники | ||||
64. | Путешествие по России | ||||
65. | Путешествие по России | ||||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие | ||||
67. | Презентация проектов | ||||
68. | Презентация проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 19727 штукатур среднего профессионального образования
Учебная дисциплина Охрана окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой изложены основы рационального природопользования, охраны природы в РФ. Изучением учебной дисц...
Рабочая программа 2 класс. Школа России.
Рабочая программа по русскому составлена на основе Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации"....
Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...
Рабочая программа 4 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 4 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...
Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"
Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"...
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России (ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ)
Учебная дисциплина СГ.01 История Россииявляется обязательной частью социально - гуманитарного циклаОПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.29 Мастер по обслуживанию и ремонту инженер...
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России (ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ)
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России...