Возможности использования мультимедийных образовательных технологий на уроках специальных дисциплин
статья
Мультимидейные технологии в оброзовательном процессе в колледже на уроках "строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов".Факторы вличния на оброзовательный процес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_multimediynyh_tehnologiy.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Возможности использования мультимедийных образовательных технологий на уроках специальных дисциплин »
Мультимедийные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Для современного студента мультимедийные технологии становятся неотъемлемой частью его жизни, а их использование в учебном процессе - актуальной проблемой. Современные педагоги должны уметь квалифицированно выбирать и применять из них те, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям конкретной дисциплины, способствуют гармоничному развитию студентов с учетом их индивидуальных особенностей.
Вместе с тем, для использования мультимедийных образовательных технологий в жизни требуется новое мышление, которое необходимо развивать у ребенка с младших классов. Сегодня простого сообщения знаний педагога студентам уже недостаточно. Делается акцент на собственную деятельность студентов по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Студенты должны уметь находить информацию, анализировать, обобщать, структурировать и передавать ее другим, осваивать новые технологии. Большую помощь в развитии этих способностей оказывают уроки с использованием мультимедийных образовательных технологий
Применение этих технологий в моей профессиональной деятельности при обучении специалистов в области строительства автомобильных дорог обусловлено также необходимостью поиска решения проблемы и путей решения производственных задач и проектирования автомобильных дорог , а также средств активизации познавательного интереса студентов, развития их творческих способностей, стимуляции самостоятельной умственной деятельности. Основная идея самообразования: повысить положительную мотивацию студентов к изучению предметов строительство и эксплуатация автомобильных дорог и транспортных сооружений, а также качество знаний через использование мультимедийных образовательных технологий.
Перспективы использования мультимедийных образовательных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. Мультимедийные образовательные технологии к таким технологий не относятся, так как за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в образовательных учреждениях навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития. Использование мультимедийных образовательных технологий отвечает данным требованиям. Поэтому нужна постоянная их модернизация и поиск более эффективных методов использования в образовании.
Проведение уроков с использованием мультимедийных образовательных технологий - сильный стимул в обучении. При помощи таких уроков активизируются психические процессы студентов: восприятие, внимание, память, мышление; наиболее активно и быстро происходит развитие познавательных интересов. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактическая ценность уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия "Я это видел, я с этим работал!", У студентов появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Методические аспекты применения мультимедийных образовательных технологий позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, так как:
во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий студентов (использование алгоритмов, схем-карт, таблиц упорядочивает процесс обучения);
во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса стоит задача - найти средство и приемы обучения, которые позволяют максимально экономить время на уроке. Использование мультимедийных образовательных технологий на уроке является одним из таких средств.
в-третьих, обучение с использованием мультимедийных образовательных технологий, - это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего обучения, уровня усвоения. При этом, деятельность преподавателя должна обеспечить возможность каждому студенту овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне .
Сам факт проведения урока с использованием мультимедийных образовательных технологий, Интернета, интерактивной доски интригует студентов, у них появляется дополнительная мотивация. От внешней мотивации появляется интерес к изучению предметов. Мультимедийные образовательные технологии присутствуют на разных этапах уроков: начиная с проверки домашнего задания и заканчивая рефлексией. Формы и место использования компьютера, Интернета, интерактивной доски зависят от содержания этого урока, от поставленной цели.
Можно выделить следующие функции мультимедийных образовательных технологий; а) инструментальная (изготовление наглядных пособий); б) демонстрационная (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций), в) учебная, г) контролирующая.
Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий:
- уроки изучения новой темы с использованием компьютера как наглядного средства;
- уроки-исследования с использованием Интернета для самостоятельного поиска дополнительной информации;
- уроки практической работы с использованием компьютера и интерактивной доски для составления тестов, кроссвордов и т.п. упражнений;
- уроки-зачеты с использованием мультимедийных образовательных технологий как контролирующего средства
- интегрированные уроки .
С точки зрения использования мультимедийных образовательных технологий уроки можно разделить на 4 группы:
- демонстрационного типа (информация демонстрируется на интерактивной доске или любом экране и может быть использована на любом этапе урока);
- компьютерного тестирования (тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, определить темы, не до конца освоенные учащимися, закрепляют обратную связь в системе педагог - учащийся);
- тренинга или конструирования (на таком уроке студенту индивидуально или в группе работают с информационной средой с целью создания определённого электронного продукта)
- интегрированные уроки (проводят учителями-предметниками и учитель информатики).
Применение мультимедийных образовательных технологий на уроках строительства эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов и транспортных сооружений несёт в себе ряд преимуществ. Выполнение заданий осуществляется самостоятельно самими студентами и при этом сопровождается внешним комментарием для них. У преподователя нет необходимости постоянно объяснять и отвечать на вопросы, внимание студентов направлена на ориентирующее схемы, в которых они находят все, что нужно знать по существу вопроса, тем самым воспитывается самостоятельность. Роль преподавателя в таком обучении - индивидуальная помощь конкретным студентов.
С методической стороны целесообразно через каждые 10 - 15 минут осуществлять смену формы работы, чтобы студенты не заскучали (письменные упражнения за рабочим столом, работа с интерактивной доской, выполнение творческой работы с применением Интернета и т. д.). Из выше сказанного следует, что в ходе применения на уроке мультимедийных образовательных технологий знания усваиваются студентами благодаря их собственной деятельности, организуемой и направляемой так, чтобы они имели перед собой реальные ориентиры, позволяющие совершать все действия правильно и одновременно контролируя себя.
Для оптимизации процесса обучения целесообразно использование на практике следующих стандартных программ и в частности
программы Power Point. Она обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы возможно создание презентаций для проведения учебных занятий или использование уже готовых, находя их в Интернете.
Текстовый редактор Microsoft Word используется для создания простых дидактических раздаточных печатных материалов, предлагаемых студентам для самостоятельной работы на уроке. Также студенты самостоятельно с помощью редактора Word могут создавать собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и др.
AutoCAD — двух- и трёхмерная система автоматизированного проектирования и черчения, разработанная компанией Autodesk.
В области двумерного проектирования AutoCAD по-прежнему позволяет использовать элементарные графические примитивы для получения более сложных объектов. Кроме того, программа предоставляет весьма обширные возможности работы со слоями и аннотативными объектами (размерами, текстом, обозначениями). Использование механизма внешних ссылок (XRef) позволяет разбивать чертёж на составные файлы, за которые ответственны различные разработчики, а динамические блоки расширяют возможности автоматизации 2D-проектирования обычным пользователем без использования программирования. Данная программа позваляет стедентам в создании курсовой работы и дипломного проекта, а также используеться прогромма IndorCAD — ключевой продукт компании «ИндорСофт» для сопровождения этапа проектирования объекта инфраструктуры в рамках жизненного цикла объекта. Возможности системы реализуют концепцию информационного моделирования (BIM), позволяющую в процессе проектирования создавать не только совокупность чертежей и описаний будущего объекта строительства, а его информационную модель, которая выступает в качестве общего ресурса знаний и получения информации об объекте, обеспечивая принятие оптимальных решений.
Мультимедийные образовательные технологии позволяют использовать готовые электронные программные продукты. В настоящее время в образовании формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения на уроках истории. Мультимедийные образовательные технологии дают возможность использовать такую форму работы, как опережающее сообщение. Студенты должны самостоятельно найти нужную информацию до нового урока.
Мультимедийные образовательные технологии открывают возможности использование при подготовке к урокам транспортные сооружения и на уроках информационных ресурсов Интернета. Всемирная сеть даёт возможность для поиска исторических источников, курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов, олимпиад и др. В Интернете есть много сайтов, посвященных отдельным историческим периодом и разделом исторической науки. На этих сайтах представлены не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео- и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), Всё это открывает огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. Электронные адреса этих сайтов преподаватель может предложить и своим студентами. Использование Интернета на уроках значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовывать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Студенты, которые активно используют мультимедийные образовательные технологии, демонстрируют более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное, делать выводы. Вместе с тем, необходимо учитывать, что информация используемая в рамках мультимедийных образовательных технологий должно быть учебной, специальным образом обработанной, помещенной в определённое программное окружение и только затем предоставленной студенту. Таким образом, становится очевидным то, что работа преподавателя в условиях компьютерного обучения не упрощается, а, наоборот, усложняется: должен уметь квалифицированно выбирать и применять те образовательные технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям урока, способствующие гармоничному развитию студентов с учетом их индивидуальных способностей.
Использование мультимедийных образовательных технологий в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть соотнесено с общей учебной нагрузкой студентов и не нарушать здоровье сберегающих факторов их развития, иначе результативность и их использование будет невысокой.
В современном обществе система образования без использования мультимедийных образовательных технологий просто невозможна. На данном этапе развития, это не просто средство повышения эффективности преподавания и улучшению качества знаний, а основа будущих педагогических технологий, основа, которая поможет нашей стране вступить в эпоху постиндустриального общества и оставаться передовой и великой державой.
Список используемой литературы
1. Аванесов Д.С. Мультимедиа – технологии в образовании: понятия, средства методы. М. : Издательство ТОЛТО, 2014. – с. 300
2. Бурлаков М.В. Самоучитель Macromedia Flash MX. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. – 656 с.
3. Джон Пресли. Macromedia Flash MX для «чайников». - Компьютерное издание «Диалектика» - Москва, 2014 – 320 с.
4. Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании. М., 2012 – 200 с.
5. Гурский Д.А. Flash MX 2004 b ActionScript 2.0, Обучение на примерах /Д.А. Гурский, Ю.А. Гурский. [Тeкст] - М.: Новое знание, 2014.- 446 с.
6. Тиренов Д. М. Мультимедиа М.: BHV - Cанкт-Петербург, 2013 –.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин
Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM для подготовки обучающихся по профе...
Использование мультимедийной системы на уроках английского языка
Применение лексического и грамматического материала по учебным темам, тестовых заданий, презентаций....
Использование мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы.
Данная методическая разработка поможет учителям русского языка и литературы при написании зачетной работы...
Использование мультимедийных УМК на уроках иностранного языка
Данная работа позволит оценить преимущества проведения современного занятия по иностранному языку с использованием мультимедийных учебно-методических комплексов...
Методическая разработка по теме: «Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ»
Методическая разработка...
Программа Использование интерактивной доски на уроках специальных дисциплин
Цель: Выявить влияние применения интерактивной доски на повышение качества образованияЗадачи: совершенствовать собственные теоретические знания и повышать педагогическое мастерство;провести анал...
«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...