ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПООЩРЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
статья
Статья посвящена проблеме стимуляции студентов поощрением. Затронута история вопроса. Рассмотрены эффекты восприятия стимула с психологической точки зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПООЩРЕНИЕ СТУДЕНТОВ
КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Аннотация: Статья посвящена проблеме стимуляции студентов поощрением. Затронута история вопроса. Рассмотрены эффекты восприятия стимула с психологической точки зрения.
Ключевые слова: поощрение, наказание, стимулирование, студенты
Порицания значат много, но поощрения – все… Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя.
И.В.Гете
Одной из ключевых и наиболее важных проблем в современной педагогической психологии является проблема стимулирования, иными словами, воздействия на человека с целью добиться от него желаемого поведения.
Попытки найти способы стимулирования человека имеют такой же возраст, как и само человечество. В известной поговорке про «кнут и пряник» хорошо отражены кардинальные способы стимулирования. Наши предки чаще использовали «кнут», т.е. различные физические и моральные наказания, что соответствовало и суровому укладу жизни, и представлениям о человеческой психологии, в которой якобы преобладали злые помыслы, изменить которые можно только суровостью и жестокостью.
К сожалению, вся история воспитания неотделима от наказаний. Об их господстве свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые рисунки, на которых учитель часто изображен с палкой или пучком розог. Сейчас трудно представить ту жестокость, которая царила в семейном и школьном воспитании; еще в 19 веке физические наказания применялись во всех средних учебных заведениях и почти во всех семьях, включая императорские.
Отношение к поощрению и его применение не так просто, как кажется на первый взгляд. В истории воспитания найдется множество примеров ошибок и заблуждений по поводу поощрения как средства стимулирования. Так, Л.Н.Толстой выступал против наград, так как, согласно его теории «свободного воспитания», любое поощрение ведет к становлению индивидуализма и мелкобуржуазного анархизма.
Отечественный педагог П.Ф.Лесгафт также не одобрял систему поощрений, объясняя это тем, что человек быстро привыкает к награде и чтобы добиться успеха необходимо все время ее увеличивать.
В годы советской власти считалось, что поощрениями можно воспитать только карьеристов. Не случайно систему воспитания, предполагающую поощрение воспитанников, называли «сахарной педагогикой», а поощрение – «необязательной роскошью», поскольку трудолюбие и усердие являются элементарной обязанностью каждого человека, которая должна выполняться без особого подкрепления [3].
А ведь еще А.С.Макаренко применял систему поощрений в своей практике, рекомендуя воспитателям не только морально, но и материально награждать лучших членов отрядов.
Постепенно формула применения «кнута» и «пряника» становилась все более сложной, поскольку в процессе долгого и постепенного накопления обществом морального опыта утверждались идеи большой педагогической терпимости и мягкости. Поведение педагогов, которое представлялось бы нашим предкам верхом гуманности, может казаться современному человеку жестким и несправедливым. Из этой закономерности и исходит постоянная необходимость в совершенствовании методов стимулирования.
В современной системе воспитания проблему поощрения, в известном смысле, можно обозначить как проблему проблем, ведь от эффективности стимулирования часто зависит успех педагогического процесса.
В наши дни мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны прочно утвердилась в теории. Это с одной стороны явилось результатом прогресса этики, а с другой стороны – данных психологической науки. Последние показали, что вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны, чем страх перед наказанием.
Сейчас даже дрессировщики, работая с животными, стремятся больше применять положительное подкрепление, чем отрицательное. Как тут не вспомнить профессора Преображенского, утверждавшего, что действовать нужно всегда «…лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом…» [1].
К сожалению, этот действенный метод стимулирования не так часто применяется в практике воспитательной работы. Идет жизнь в студенческой группе спокойно. Так и должно быть. За что же здесь хвалить? А вот провинился кто-то, сразу следует наказание, порицание.
Круг поощрений в любом учебном заведении довольно ограничен. Чаще всего это приветливый взгляд и улыбка преподавателя или слова типа «молодец», «очень хорошо», «замечательно» и т.п., похвала, учебные оценки знаний студентов. Как ни странно, в нашей педагогике всегда уделялось очень мало внимания разработке методов положительного подкрепления и, в частности, поощрений. А ведь даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение – это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога – это поистине педагогический вклад.
При применении поощрения – очень действенного и в тоже время тонкого метода воспитания – необходимо учитывать особенности его влияния на студентов. Прежде всего, не следует забывать, что поощрять нужно за трудолюбие, прилежание, настойчивость, упорство, волю к победе, но не только за результат совершенного действия.
Поощрение воспитывает только тогда, когда члены коллектива радуются успехам сокурсника, гордятся им, а не завидуют ему, не считают себя обойденными, не принимают отмеченного за «любимчика» преподавателя.
Поощрение во всех случаях должно объявляться своевременно, т.е. по возможности сразу же за положительным поступком. Однако, если студент добился сравнительно небольших успехов, хвалить лучше в частном порядке [4].
Поощрение воспитывает, если оно психологически обосновано, т.е. объявляется за реально достигнутый результат в учебе и поведении, и результат этот – следствие большого труда, максимально приложенных усилий.
Таким образом, умение преподавателя анализировать и правильно оценивать конкретную ситуацию, применять методы поощрения вовремя – вот важнейшие предпосылки эффективного использования методики педагогического стимулирования, а в значительной мере и всей методики воспитательной работы со студентами.
Список литературы
1. Булгаков М.А. Собачье сердце. – М.: Изд-во «Фолио», 2000, С.15
2. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1988
3. Платонова Н.М. Педагогическое стимулирование как условие повышения эффективности обучения//Проблемы и пути перестройки процесса обучения в школе. – Л., 1990
4.Станкин М.И. Психология управления. Практическое пособие. – М.: Изд-во: Интел-Синтез, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
социально-психологическая адаптация...
Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов
Статья. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов....
Формы и методы педагогического воздействия
Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий (организационные формы обучения, методы обучения, приемы и т.д.). ...
Классификация методов педагогической коррекции
Классификация методов педагогической коррекции...
Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"
Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....
Эффективность использования метода педагогической игры при обучении студентов медицинского колледжа.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство дос...