Олимпиада по психологии
олимпиадные задания
Олимпиада по психологии среди студентов педагогических специальностей проводится с целью обобщения и систематизации знаний, способствует формированию умения применять теоретические знания в нестандартной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_psihologii.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБПОУ «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА
ПОДГОТОВИЛА:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ
О.А.СМОТРОВА
Дидактические цели:
обобщить и систематизировать знания обучающихся по дисциплине ОП.02 Психология, способствовать формированию умения применять знания в нестандартной ситуации.
Развивающие цели:
развивать внимание, память, мышление, творческое воображение; выработать навыки общения и публичного выступления;
Воспитательные цели:
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, выдержку, чувство ответственности; повысить общую культуру обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Предварительная работа: изучение психологической литературы; подготовка оборудования, презентации, раздаточного материала; составление заданий; инструктаж участников.
Используемая литература:
- Дубровина И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред. И.В.Дубровиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебн. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: ТЦ Сфера, 2013
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2012
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2012
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2010
- Общая психология/Под общей ред. Е.И.Рогова. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010
- Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высших учебных заведений/Под ред. Б.С.Братуся. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
Интернет-ресурсы: Курс «Основы психологии», «Возрастная психология», «Педагогическая психология». Форма доступа: http://www.psychology.ru, http://www.nsu.ru/psych/internet/, http://psy.piter.com/, http://www.psycho.all.ru/, http://psychology.net.ru/, http://psy.rin.ru
Х О Д:
Участники рассаживаются за столы. Вступительное слово ведущего-преподавателя. Представление жюри, участников. Олимпиада объявляется открытой.
- Конкурс «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»
Задание: Рассказать о себе /в письменной форме/, используя как можно больше психологических терминов.
В качестве критериев оценки используются следующие показатели: количество используемых психологических терминов и понятий (от 1-5 – 1 балл; от 6-10 – 2 балла; от 11-15 – 3 балла; от 16-20 – 4 балла; от 21-25 – 5 баллов; от 26 и выше – 6 баллов), законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета – 5 баллов (максимальное количество баллов – 11).
/Время выполнения 15 минут/
- Конкурс «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УЛИТКА»
ЗАДАНИЕ: Необходимо вписать в «улитку» психологические термины так, чтобы конец первого слова был началом второго и так далее (за каждое правильно вписанное слово – 1 балл, максимальное количество баллов - 9)
| 1. О | Б | Ъ | Е | 2. М | Е | Л | А | Н | Х | О | Л | И | 3. К | Р |
И | |||||||||||||||
| П | Е | Р | А | М | Е | Н | 8. Т | Р | У | 9. Д | Е | Я | З | |
| М | Т | И | ||||||||||||
| Е | Е | 4. С | ||||||||||||
| 7. Т | Ь | Т | С | О | Н | Ь | Л | Т | ||||||
| К | Р | |||||||||||||
| Е | Ф | Ф | 6. А | К | Н | Е | Ц | О | О | М | А | 5. С | С | Е |
- Свойство внимания: количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно
- Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью, склонностью глубоко переживать даже незначительные события
- Критический период при переходе от одной возрастной стадии к другой
- Состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку
- Оценка личность самой себя
- Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов
- Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
- Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
- Специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
- КОНКУРС «ПСИХОЛОГИЯ В СТИХАХ»
ЗАДАНИЕ: найдите решение психологической задачи, описанной в стихотворении. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимальное количество баллов – 6).
– О каком анализаторе идет речь в стихотворении? Поясните свой ответ.
Глаза – широкие ворота.
Весь мир проходит через них.
Идет без просу и отчета
добро и зло мастей любых.
Все, что вне нас и вокруг нас,
вбирает, поглощает глаз.
Э.Межелайтис
(Зрительный анализатор. Почти 90% всей информации об окружающем мире поставляет нам анализатор, который можно назвать «солнечным органом» – глаз)
– Какой вид памяти описан в данном отрывке?
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты…
А.С.Пушкин
(Эмоциональная память)
– О каком законе восприятия времени пишет автор?
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его…
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С.Я.Маршак
(Временные отрезки, заполненные интересной, эмоционально насыщенной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное со скукой или ожиданием, переоцениваются)
– Какое эмоциональное состояние описывается в стихотворении?
Тогда на землю я упал,
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горячею рекой.
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
(Аффект. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию)
– Какой прием использован для создания образов творческого воображения?
А то свищет Соловей да по-соловьиному,
Он кричит злодей Разбойник по-звериному.
И от его ли-то от посвисту соловьиного,
И от его ли-то от покрику звериного,
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат…
А.С.Пушкин «Илья Муромец и Соловей разбойник»
(Гиперболизация)
О каком познавательном процессе идет речь?
...Кладовая. Подземелье.
Жизнь как попало сброшена туда.
Спят на приколе мертвые суда,
Недвижные, не сдвинутые с мели…
Павел Антокольский
(память)
- ТЕСТ-ВИКТОРИНА
«ДЕВОЧКИ – НАЛЕВО, МАЛЬЧИКИ – НАПРАВО!»
ЗАДАНИЕ: найти решение ситуации. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл (максимальное количество баллов – 10).
Ситуация | Эталон ответа |
| Женщина. Обычно мужчины не так придирчивы. Для женщины такое поведение традиционно. |
| Женщина. Она убеждена, что ее мнение должны разделять все, потому что оно единственно верное. Мужчины более реалистичны и прагматичны. |
| Мужчина. В результате психологических исследований установлено, что мужчины лучше чувствуют психологическое состояние женщины. |
| Женщина. По результатам исследований психологов известно, что представительницы прекрасного пола более любопытны, стремятся попробовать что-то новое и незнакомое. |
| Мужчина. Ученые из Института по изучению проблем мотивации во Флориде утверждают, что мужчины более любопытны, когда речь идет о технических новинках. |
| Женщина. Установлено, что мужчины ходят в магазин с точно определенной целью, зная, что хотят купить, а женщины решают это на месте. |
| Мужчина. По мнению заправщиков на бензоколонках, мужчины склонны вести свои машины на пределе, пока не кончится бензин, а женщины от этого сильно нервничают и предпочитают не рисковать. |
| Мужчина. Мужчины почти всегда уверены, что сами найдут правильный путь, и редко предполагают обратное. Женщинам такая самоуверенность не свойственна. |
| Женщина. Психологи полагают, что по природе женщины интересуются больше людьми, а мужчины – механизмами и вещами. |
| Мужчина. Для мужчины машина – символ авторитета, власти и силы. Женщины так не считают и используют другие способы, чтобы проявить свою силу, притом более успешно. |
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
ЗАДАНИЕ: найти решение ситуации. За правильно выполненное задание – 3 балла.
Инспектор Варнике – главный герой криминальных задач, публиковавшихся в 1960-70-х годах в журнале «Наука и жизнь». Эти задачи представляли собой вольный перевод историй из немецкого журнала «Ойленшпигель».
Дело №1. Похищение старинного бокала
– Я совершенно не могу себе представить, господин инспектор, кому мог понадобиться бокал XVII века, тем более что продать его невозможно. – Такими словами встретил инспектора Варнике директор музея. – Вчера вечером бокал был на месте. После меня в комнату никто посторонний не заходил. Я сам ее запер. Уборку в музее производят супруги Цейзиг, они работают у нас очень давно и, конечно, вне всяких подозрений.
– Да, господин инспектор, во время вечерней уборки все было в порядке, – сказал господин Цейзиг.
Инспектор Варнике на мгновение задумался.
– Как давно вы начали коллекционировать музейные редкости? – вдруг спросил он Цейзига.
Что позволило инспектору Варнике заподозрить в краже бокала семью Цейзиг?
Ответ. Семья Цейзиг стала жертвой профессиональной привычки. Супруги, похитив бокал, убрали осколки стекла витрины.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: максимальное количество баллов, которое может набрать участник по итогам конкурсов – 39
ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЛИМПИАДЫ
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"
Методическая разработка олимпиады по психологии для студентов 2 курсов колледжей....
Презентация группового тура олимпиады Психология без границ
В данной презентации содержится творческая работа команды "ЛУЧ" средней возрастной группы. В презентации отражена совместная работа обучающихся над заданиями группового тура олимпиады. Выполняя совмес...
Подготовка студентов к VI Олимпиаде по психологии
Подготовка студентов к VI Олимпиаде по психологии на тему «История психологии» (проведение 1 тура)...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...
Олимпиада по психологии
Олимпиада по психологии...
Внеурочное мероприятие Олимпиада по психологии
Олимпиада по психологии проводится с целью формирования общих и профессиональных компетенций у студентов; психологического просвещения и повышения уровня психологической грамотности студентов; повышен...