«Требования к организации самоподготовки (домашних заданий) обучающихся»
методическая разработка
«Требования к организации самоподготовки (домашних заданий) обучающихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_organizatsii_samopodgotovki_domashnih_zadaniy_obuchayushchihsya.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глуховская школа-интернат №2»
142402, Московская область, г. Ногинск, ул. Чапаева, д. 3
Тел./факс: 8(49651) 5-32-63, 8(49651) 5-17-23, 8(49651) 5-76-64
Эл. почта: mskougoshi@yandex.ru
Доклад на школьное методическое объединение начальных классов
по теме:
«Требования к организации самоподготовки (домашних заданий) обучающихся».
Провела:
учитель начальных классов
Черняева К.М.
Дата проведения: 29.05.2019 г.
2018-2019 учебный год____
г Ногинск
Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем некоторые методисты говорят об обучении без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Но наше исследование показало, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место. Ведь на уроках, как бы хорошо они не проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. От того насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. В чем же заключается сущность домашней работы? Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Функции домашнего задания:
- Закрепление и углубление теоретических знаний;
- Дальнейшее формирование навыков и умений;
- Применение знаний в стандартных и творческих условиях;
- Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Типы домашних заданий в зависимости от основных функций: усвоение теоретического материала, формирование умений и навыков, применение в разных условиях, обобщение и систематизация, пропедевтические занятия, комбинирование.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
- Усвоение изучаемого материала по учебнику;
- Выполнение устных упражнений;
- Выполнение письменных упражнений по предметам;
- Выполнение творческих работ;
- Проведение наблюдений;
- Выполнение практических и лабораторных работ;
- Изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу.
В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте.
Основные требования к организации домашней работы.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
К содержанию и объему домашних заданий можно предъявить следующие основные требования:
- Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашних заданий влияет на ход последующих классных занятий. Опыт организации домашних заданий показал, что тщательное планирование домашних заданий дает возможность правильно определить цель домашнего задания, его содержание и объем.
- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет учеников, ведет к потери интереса. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери к предмету.
- Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не точной копией, выполненной в классе.
- Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
- Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами учебного процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.
- Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.
- Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
- Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам, так как наблюдается перегруженность учащихся школы. Дача домашних заданий регламентируется СанПин. 2.4.2.3286-15
Обучение в первом классе осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий
Методические рекомендации к организации домашних заданий.
Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
- Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учебе и творческих способностей.
- При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся. задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
- Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая у учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
- Никогда не задавайте домашнее задание по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
- Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.
- С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
- Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке учащихся.
- Ни в коем случае не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием.
- Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.
Список литературы:
- Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания. – М.: Просвещение, 1989. – 234 с.
- Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502880/ – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
- Хмельницкая Н.Е. Система домашних заданий // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511854/ – Загл. с экрана. – Яз. Рус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация самоподготовки и привитие навыков самостоятельной работы для музыкально-творческого саморазвития детей».
Цель:Привить учащимся навыки самостоятельной работы путем правильной организации самоподготовкиЗадачи:1.Основываться при работе на принцип сотрудничества с педагогом по схеме: Педагог-ребенок-воспитат...
ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»
В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...
Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО
В данном сборнике приведены материалы, которые были подготовлены в виде презентации Гамаюновой Н.Ф. – руководителем отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ и ...
«Требования к организации детской литературной среды в свете ФГОС»
Требования к оформлению и оорганизации детской литературной среды в свете ФГОС. Деятельность педагога в организации уголка чтения....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению практических заданий МДК.01.01. Организация и технология обслуживания в общественном питании ПМ.01 Обслуживание потребителей организаций общественного питания для обучающихся по профессии 43.01.01 Официант, бармен
Методические указания к выполнению практических заданий МДК.01.01. Организация и технология обслуживания в общественном питанииПМ.01 Обслуживание потребителей организаций общественного питаниядля обуч...
Методическая разработка по организации домашних заданий
Среднее профессиональное образование сегодня занимает немаловажное место в сферах обслуживания и гостеприимства. Создание оптимальных условий для реализации требований государствен...
Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем
Программа представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию ос...