Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем
рабочая программа
Программа представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп обучающихся по выполнению домашнего задания вместе с учителем. Микроклимат группы даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа дополнительной образовательной услуги
Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 класса
вместе с учителем
Составитель:
Дмитриева Елена Валентиновна
высшая квалификационная категория
учитель начальных классов
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп обучающихся по выполнению домашнего задания вместе с учителем. Микроклимат группы даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.
Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.
В 3–4 классах продолжается формирование универсальных учебных действий учащихся, начало которым было положено в 1–2 классах.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников платной услуги обучающихся 3 классов в условиях общеобразовательного учреждения, определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития младшего школьника.
Цель самоподготовки: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации.
Задачи:
- Закрепить навыки самообразовательной работы.
- Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
- Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.
- Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
- Развивать навыки самостоятельной работы учащихся для повышения эффективности выполнения домашних заданий.
Структура самоподготовки и её реализация
Выполнение домашних заданий происходит всегда в одно и тоже время, поэтому дети настроены работать, а воспитателю необходимо правильно построить данную работу.
Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности, выделяю основные структурные элементы:
а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 3 классе - 2 ч. За это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. По времени он занимает не более одной – двух минут. Организуя детей на учебную работу, необходимо предложить детям подготовить свое рабочее место. В начале учебного года можно предложить памятку по организации рабочего места “Памятка подготовки уроков”.
Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.
Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводит- ся дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.
Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся второго класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и по математике. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.
Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.
Основное требование к ученику в процессе работы – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.
Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.
Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний учителя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к учителю в случае необходимости. Учитель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях.
Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.
Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, недолжен, быть “довеском” к общему заданию для всех учащихся. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.
Замечено, что дети, у которых нет навыка самостоятельной работы или базы для выполнения данного задания, нередко стараются заглядывать в тетради своих товарищей и таким “облегчением” способом выполняют работу. Чтобы предупредить подобное, можно во время самоподготовки посадить такого ученика за одну парту с учеником из другого класса или предложить выполнять задания по разным предметам.
Не следует загружать дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами – помощниками учителя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ.
Динамические паузы. При самостоятельной работе обучающихся над выполнением домашнего задания необходимо предоставлять возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы. Обязательным этапом при самоподготовке является проведение "физкультурных минуток" длительностью 1-2 минуты и гимнастики для глаз для снятия напряжения.
Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия.
Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.
В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь учитель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки учитель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Говоря о работе группы по подготовке домашнего задания обучающихся вместе с учителем, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.
К организации самостоятельной работы детей в группе по подготовке домашнего задания учитель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами программы являются:
- Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств, важных для деятельности человека.
- Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье.
- Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
- Формирование самостоятельного выполнения домашнего задания и самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья.
- Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
- Применять изученные способы работы с дополнительной литературой.
- Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
- Участвовать в решении проблемных вопросов,
- высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
- Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
- Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
- Участвовать в диалоге.
- Оценивать процесс поиска решения задачи.
- Включаться в групповую работу.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников через организацию общественно полезной деятельности.
Платная услуга «Выполнение домашнего задания вместе с учителем» работает по пятидневной рабочей неделе. В соответствии с положением утверждена следующая циклограмма работы.
Примерное планирование занятий:
День
недели
Понедельник, вторник, пятница
13.00.-13.20.- обед
13.20.-14.00.- самоподготовка
14.00.-14.10.- отдых
14.10.-15.10.- самоподготовка
15.10. -15.20. – уход домой
Среда, четверг
13.00.-13.20.- обед
13.20-14.00- отдых
14.10.-14.55.- самоподготовка
14.55.-15.00.- отдых
15.00.-15.55.- самоподготовка
15.55. -16.05. – уход домой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания и контрольные домашние задания по английскому языку для студентов-заочников по специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080501 «Менеджмент», 080402 «Товароведение»
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Методические указания и контрольныедомашние задания для студентов-заочниковпо специальностям 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080501 «Менеджмент», 080402 «Товароведение»...
Домашнее задание. Подготовка к зачетному тесту
Образец теста для подготовки к зачету....
О профессиональной подготовке обучающихся 9-х классов коррекционной школы VIII вида
Представления о проффессии у подроствков не адекватны реальности в следствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально-экономических отношений. Профориентационная рабо...
Тестовые задания по баскетболу для обучающихся 4 - 11 классов
Методическая разработка по правилам баскетбола...
«Требования к организации самоподготовки (домашних заданий) обучающихся»
laquo;Требования к организации самоподготовки (домашних заданий) обучающихся»...
«Роль учителя-дефектолога в подготовке кохлеарно имплантированных обучающихся к устному собеседованию по русскому языку»
Возможность осуществлять речевую коммуникацию со слышащими окружающими, быть социализированным в обществе – результат, полученный в ходе представленного опыта....
Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении в 1 классе. «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».
Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМХШ с обучающимся 1класса.Тема: Открытый урок- беседа «...