Статья "Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи"
статья

Крутова Лина Петровна

В статье можно ознакомиться с информацией об особенностях формирования читательского интереса у детей с ТНР. Основные трудности с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса  и способы работы над формиованием читательского интереса и его составляющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи


Литературное чтение  как учебная дисциплина играет важную роль в развитии ребёнка. Знакомство с произведениями русских и зарубежных классиков содействует обогащению социального опыта ученика, формированию у него языковой компетенции, полноценному личностному становлению. Школьный курс литературы ориентирован на овладение детьми читательской деятельностью. При высоком уровне её развития ребёнок умеет выбирать книги для самостоятельного чтения; выявлять мысль, скрытую в том или ином фрагменте, а также свободно ориентироваться в смысловом пространстве текста в целом.

Формирование у ребёнка с ТНР понимания прочитанного текста происходит на базе общих закономерностей восприятия произведений художественной литературы.  Ученики вполне могут верно понять содержание тех рассказов, которые наиболее близки жизненному опыту. В этом случае дети верно передают суть тех событий, о которых прочитали. В то же время в силу имеющихся вторичных нарушений ребёнок с ТНР оставляет без внимания некоторые части, фрагменты  произведения. Чаще остальных из поля зрения школьников выпадают описания (природы, интерьера, внешнего облика человека и др.), а также рассуждения автора или его героев. Ученик, затрудняясь понять содержание довольно сложных речевых оборотов, оставляет их без внимания, пытаясь «выхватить» лишь событийные компоненты, повествующие о течении событий, о действиях персонажей и т.п. В результате восприятие сюжета является фрагментарным. У школьника не складывается целостного и завершённого представления о произведении. Отдельные факты из жизни героев искажаются.

Трудности формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников с ТНР связаны не только с особенностями их речевого дефекта, но и с своеобразием психических процессов (низкое зрительное и звуковое восприятие, замедленная переработка сенсорно-перцептивной информации, недостаточный уровень мыслительных процессов).

Часто наших учеников мало интересует читаемый текст, они не стремятся вникнуть в его содержание, не могут самостоятельно устанавливать простейшие конкретные связи, пропуская или изменяя наиболее важные части, несущие смысловую нагрузку, в результате теряется целостность текста, а его основное содержание остается не раскрытым.

Удержать внимание детей, пробудить интерес, добиться осмысления материала и сохранения его в памяти на первоначальных этапах обучения - одна из главных задач педагога.

Особенностями формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи служат также такие черты, как интерес ко всему новому (объектам, людям, событиям), любопытство, любознательность, через которые может и должно осуществляться развитие читательского интереса. Взрослый (педагог, родитель) должен научить ребенка выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтивом, но помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них учиться отличать плохое от хорошего и, таким образом, воспитывать в себе личность.

Немаловажную роль в формировании читательского интереса имеет семья. Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». Три составляющих – семья, школа, библиотека создают окружение,формирующеечеловека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребёнке в целом.

С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям интереса к книге, чтению. Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.

Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей.  Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения.

Ведущая роль в решении проблемы культуры чтения отводится системе приобщения детей к регулярному чтению, чтобы постепенно сформировать у них потребность.

Можно сделать вывод, работа с родителями - трудное дело, но важное. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души. Чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Считалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти».

Детям с тяжелыми нарушениями речи  трудно ориентироваться в тексте произведения. Школьники не могут охарактеризовать идею текста. Большие сложности возникают при оценке литературных героев, их внутреннего мира. События воспринимаются фрагментарно. В целом учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи демонстрируют читательскую незрелость.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что процесс формирования чтения у детей с ТНР протекает в замедленном темпе. Это свидетельствует о том, что процесс овладения чтением, который основан на четырех ступенях, значительно запаздывает по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Чтение детей с ТНР характеризуется: низкой скоростью, преобладанием большого количества технических и смысловых ошибок, замедленностью темпового овладения ступенями навыка чтения. Ошибки, которые превалируют в чтении, имеют стойкий характер и проявляются в:

  • оптическом смешение сходных букв;
  • в пропуске слогов;

аграмматизмах;

  пропусках и повторах строк;

  • смешение букв, сходных по акустически и артикуляционным признакам;

Младший школьный возраст является важным периодом формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, что предопределяет необходимость активной и целенаправленной работы с учетом особых образовательных потребностей детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.

Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения"....

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

Конспект логопедического занятияс детьми средней группы (тяжелые нарушения речи) «Сравнение медведя и зайца с помощью схемы»

Задачи:1.    Учить сравнивать медведя и зайца, с опорой на схему.2.    Развивать мышление, память.3.    Активизировать словарь по теме.4.   ...

Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произнося все звуки и слова.Регулярно выполняйте вместе с ребёнком арт...

ПАОП 34.02.01Сестринское дело для обучающихся с нарушениями слуха , с тяжелыми нарушениями речи

Примерная адаптированная образовательная программа  для обучающихся с нарушениями слуха, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, подготовка специалистов среднего звена, специальность 34.02.0...