Как развивать читательский интерес у детей
статья на тему
Предварительный просмотр:
Как развивать читательский интерес у детей
Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам. Приведем следующий пример: «Саша мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору он видел фильм про мальчика. Главный герой так понравился Саше, что ему захотелось с ним подружиться. Мама посоветовала написать, ему письмо. Саша старательно и увлеченно работал целый час (!), и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит «ответ», написанный крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие фразы. Автор письма - мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается «переписка».
В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника.
Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90—100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение — это чтение в темпе 150—300 слов в минуту.
Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадет с первой.
Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н. Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6—8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса читали в среднем 150 слов в минуту, хорошисты — 120 слов в минуту, троечники - 80—90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В.А. Сухомлинского.
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации:
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...
Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения.
Дипломная работа по теме "Формирование читательского интереса у младших школьников на уроке литературного чтения"....
Буклет "Читаем детям книги - развиваем речь "
Буклет рекомендован для родителей...
Статья "Особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи"
В статье можно ознакомиться с информацией об особенностях формирования читательского интереса у детей с ТНР. Основные трудности с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса и ...
Проект в средней группе На тему: " Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".
Проект в средней группе На тему: » Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование». Вид проекта: 2 месяца, познавательный, творческий, групповой. Участники проекта: Дети сре...
Читательская конференция «Война и дети» по книгам А. Лиханова, С. Самсонова
Читательская конференция «Война и дети» по книгам А.Лиханова и С.Самсонова приурочена к празднику "День Победы"....
Привитие читательского интереса у воспитанниц детского дома.
laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский...