Выступление к ВКР на тему "Формирование действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками"
материал
Предварительный просмотр:
АВТОРЕФЕРАТ
Здравствуйте уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «Формирование действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками» (Слайд №1.)
ВВЕДЕНИЕ
Ошибочно думать, что в век развития электронных средств вычислительной техники, широкого внедрения их во все сферы жизни и в систему образования, задача формирования вычислительных навыков отодвинулась на второй план. Формирование вычислительных навыков воспитывает такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность, развивает логическое мышление детей, формирует гибкость ума, что позволит им найти много вариантов решения проблемы, системность и последовательность, благодаря которым решения до конца продуманные, будут реализовываться. Всё это формирует диалектически мыслящих людей, которые не боятся рисковать, и ответственны за свои решения. Именно такие люди нужны современному обществу.
С сожалением приходится констатировать, что учителя уделяют недостаточное внимание обучению обучающихся приёмам и способам формирования действия контроля. Это объясняется недостаточностью педагогического опыта, методических рекомендаций, пособий, справочников, направленных на внедрение методических приёмов обучения контролю, отсутствием в программах указаний на необходимость его формирования.
Однако, наши наблюдения за деятельностью обучающихся младших классов при формировании вычислительных навыков показали, что они не всегда умеют объяснить, правильно ли найдено значения выражения, не могут обосновать выбор арифметического действия, не могут выполнить проверку. Это говорит о том, что школьники слабо владеют или совсем не владеют умением контролировать себя в процессе решения.
Возникает противоречие между необходимостью формирования действия контроля у младших школьников и недостаточной работой над вычислительными приёмами и навыками.
Проблема исследования: как формировать действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние вычислительных приёмов и навыков на формирование действия контроля у младших школьников.
Объект исследования: формирование действия контроля у младших школьников.
Предмет исследования: работа над вычислительными приёмами и навыками.
Гипотеза исследования: формирование действия контроля у младших школьников будет в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками более эффективным при выполнении следующих условий. Они представлены на слайде (слайд № 2)
- работа проводится на диагностической основе, т. е. выявляется исходный уровень действия контроля у младших школьников;
- работа проводится систематически с последовательным усложнением вычислительных приёмов и навыков;
- учитель будет ставить перед учащимися задачи на контроль;
- в процессе обучения будет использоваться система заданий, направленная на усвоение алгоритмов контрольных действий обучающимися.
Задачи исследования так же представлены на слайде (слайд № 3):
- Изучить состояние проблемы формирования действия контроля у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
- Разработать критерии и показатели уровня сформированности действия контроля.
- Разработать систему работы по формированию действия контроля.
- Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние вычислительных приёмов и навыков на формирования действия контроля.
- Разработать сборник заданий на формирование действия контроля.
В исследовании применялись следующие методы (слайд № 4):
- Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
- Эмпирические методы: беседа; опрос; анализ результатов работ учащихся; применение заданий, предназначенных для определения у учащихся уровня общего умения осуществлять действие контроля при работе над вычислительными навыками; эксперимент.
Этапы работы вы видите на слайде (слайд 5):
I этап – Констатирующий.
Сроки проведения: сентябрь 2016 г.
Цель: выявить исходный уровень сформированности действия контроля у младших школьников.
II этап - Формирующий эксперимент
Сроки проведения: октябрь 2016 -апрель 2017 г.
Цель: реализовать систему работы на формирование действия контроля у младших школьников на уроках математики.
III этап - Контрольный (Констатирующий 2)
Сроки проведения: май 2017 г.
Цель: выявить динамику формирования контроля у младших школьников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы рассмотрели состояние проблемы формирования действия контроля у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Рассмотрели учебные виды действия контроля (итоговый, пооперационный, планирующий, упреждающий, рефлексивный), а также охарактеризовали их. Рассмотрены 3 звена по мнению П. Н. Анохина, предполагающие контроль: (слайд 6)
1. модель, образ потребного, желаемого результата действия;
2. процесс сличения этого образа и реального действия;
3. принятие решения о продолжении и коррекции действия.
Формирование контроля у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых (от внешней формы) к собственному самоконтролю (к внутренней форме). Следовательно, в процессе обучения действие контроля постепенно превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включённый в процесс её выполнения, контрольное действие приобретает предупредительный и пооперационный характер.
Кроме этого нами были рассмотрены особенности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками, которые заключены в соотнесении действий с «образцом» - эталоном действия.
Далее мы рассмотрели требования к формированию действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками, которые позволяют обучающимся избежать трудностей в вычислениях, помогут быть более внимательными в процессе овладения вычислительными приёмами. (Слайд 7)
Разрабатывая систему работы по формированию действия контроля с помощью вычислительных приёмов и навыков были выделены различные подходы, направленные на работу над каждым отдельным приемом (подготовка к введению нового приема, ознакомление с вычислительным приемом, закрепление знания приема и выработка вычислительного навыка). Названные подходы не имеют четких границ, т. к. одна постепенно переходит в другую. Была рассмотрена также система Л. В. Занкова, которая проходит в три различных этапа, которые представлены на слайде (Слайд 8)
- первый этап заключается в осознание основных положений, лежащих в фундаменте выполнения операции, создание алгоритма ее выполнения;
- целью второго этапа является формирование правильного выполнения операции;
- Третий этап формирует навык нацеленный на достижение высокого темпа выполнения операции.
С целью выявления первоначального уровня вычислительных приёмов и навыков младших школьников, а также сформированности действия контроля нами было проведено исследование. Первым этапом является констатирующий эксперимент. База экспериментального исследования: МАОУ «ООШ № 32» г. Анжеро-Судженска, 2 «Б» класс. Количество испытуемых: 25 человек. Контрольного- 2 «В», испытуемых 23 человека.
Были определены цель и задачи констатирующего этапа вы видите на слайде (Слайд 9 )
Цель: выявление первоначального уровня сформированности вычислительных приёмов и навыков, действия контроля у младших школьников.
Задачи констатирующего этапа:
- Провести беседу с обучающимися с целью изучения интереса детей к математике, вычислительными приёмами и навыками.
- Предложить обучающимся задания для выявления уровня сформированности вычислительных приёмов и навыков, действия контроля.
- По результатам наблюдения за обучающимися выявить насколько эффективно дети используют действия контроля.
- По результатам проведенной работы сделать общий вывод о состоянии данной проблемы в классе.
В ходе этого исследования были использованы следующие методы: письменный опрос, беседа, срезы знаний, самостоятельная работа.
Нами был разработан критериально-оценочный аппарат, который представлен на слайде (слайд 10). В его основу положены следующие параметры:
- потребность в контроле:
- правильность
- осознание назначения контроля (по уровню присутствия-отсутствия интереса):
- осознанность
- умение обучающихся обнаруживать ошибки (по уровню ситуативного и устойчивого познавательного интереса):
- рациональность
- умение выполнять действие контроля:
- автоматизм
А также нами были определены уровни сформированности перечисленных характеристик следующим образом: Обращаю ваше внимание на слайд (11)
- Потребность в контроле:
- высокий уровень – сложилось устойчивое потребность к действию контроля и необходимость осуществлять контроль;
- низкий уровень (прямо противоположный высокому уровню результат) – отсутствие потребности к действию контроля и необходимости осуществлять контроль;
- средний уровень - средний уровень (все промежуточные результаты) –иногда возникает потребность в действии контроля и необходимость осуществлять контроль;
2. осознание назначения контроля:
- высокий уровень – наличие осознания у младших школьников назначения о действии контроля;
- низкий уровень (прямо противоположный высокому уровню результат) – отсутствие осознания у младших школьников назначения о действии контроля;
- средний уровень – не всегда чётко осознают действия контроля и применяют его при выполнении вычислительных приёмов и
навыков;
3. умение обучающихся обнаруживать ошибки:
- - высокий уровень - умение обнаруживать ошибки в действиях своих товарищей, учителя, своих собственных;
- - низкий уровень (прямо противоположный высокому уровню результат) - отсутствие умения обнаруживать ошибки в действиях своих товарищей, учителя, своих собственных;
- - средний уровень – не всегда умеет обнаруживать ошибки, но с помощью учителя легко может это сделать.
- умение выполнять действие контроля:
высокий - самостоятельное стремление осуществлять контроль над действием своих товарищей, учителя, своих собственных
низкий - отсутствие самостоятельного стремления осуществлять контроль над действием своих товарищей, учителя, своих собственных
средний - не всегда есть стремление осуществлять контроль, но всё-таки часто пытается проконтролировать.
С целью изучения интереса обучающихся к математике, вычислительным приемам нами была проведена беседа. Экспериментальные данные, позволили получить следующие результаты: 40% обучающихся экспериментальной группы (34,7% обучающихся контрольной группы) предпочитают находить значения выражений, и делают это с удовольствием. Самостоятельно обнаружить и исправить ошибки способны 36% обучающихся экспериментальной и 48% контрольной групп. Есть основания полагать, что 28% экспериментальной и 17,3% контрольной групп не стремятся к выполнению действия контроля по результату.
Для определения уровня сформированности действия контроля была проведена самостоятельная работа, которая состояла из нескольких заданий. Одно из них было направлено на выявление умения осуществлять контроль по результату, стремление выполнять действие контроля.
Обучающимся были предложены следующие задания: найди значение выражения. Выполни проверку.
Второе задание ставило своей целью выявить умение обнаруживать ошибки учителя и объяснять их появление. Для этого было предложено следующее задание: проверь решение выражения. Объясни ход решения. Кроме этого было предложено задание направленное на выявление умения осуществлять контроль по процессу и умения реконструировать решение (направленное на выбор правильного решения и исправление неверного).
Полученные данные представлены на слайде (12), которые позволили выявить уровни сформированности действия контроля у обучающихся.
Результаты эксперимента показали, что не все обучающиеся осознают назначение контроля, многие не испытывают желания контролировать себя, действия товарищей. Мы отметили сложность для учеников в заданиях, направленных на реконструирование решения. В деятельности школьников в основном преобладает контроль по результату. Многие обучающиеся затрудняются обнаружить ошибки в процессе решения, объяснить их источник, доказать правильность своего суждения. Это говорит о том, что ученики слабо владеют или совсем не владеют умением контролировать себя в процессе решения.
На данном этапе нами был определен уровень сформированности таких критериев вычислительного навыка как правильность, которая характеризуется количеством ошибок, допущенных в промежуточных операциях; осознанность – основанная на осознании каких знаний выбраны операции, умение объяснить ход своего решения; прочность – умение сохранить на длительный срок сформированные вычислительные навыки, которые являются промежуточными операциями в алгоритме.
Результаты беседы и проведенного среза для большей наглядности мы представлены на слайде (13 слайд) в виде диаграммы.
Проведенный анализ приводит к заключению, что 28% об-ся экспериментальной и 22% контрольной групп – часто не верно находят результат арифметических действий, допускают много ошибок в промежуточных операциях; 32% об-ся экспериментальной 48% контрольной групп – осознают, на основе каких знаний выбраны операции, но не могут самостоятельно объяснить, почему решили так, а не иначе. У 20% эксп. и 26% контр. групп – промежуточные операции, которые выполняются в алгоритме – сохранены на длительный срок.
Таким образом, мы посчитали, что необходима работа, направленная на развитие умения контролировать свою деятельность в процессе выполнения вычислений, что позволяет совершенствовать не только умение выполнять вычислительные приемы, но и способствует воспитанию осознанного отношения к своей работе.
Следующим этапом исследования был формирующий эксперимент.
Сроки проведения: с октября 2016 г. по апрель 2017 г. Его целью являлась разработка системы работы по формированию действия контроля у младших школьников, она включала разработку КТП и проведение серии уроков, направленных на формирование действия контроля. Тематика уроков представлены в КТП, который вы видите на слайде. (14 слайд)
Таким образом, в результате проведения различных форм контроля знаний раскрываются индивидуальные особенности обучающихся, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях обучающихся, повышается эффективность самого процесса обучения.
Третьим этапом исследования был контрольный эксперимент, целью которого являлось выявление динамики в формировании действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками.
С целью изучения интереса детей к математике, вычислительным приемам нами была проведена беседа.
- Какие задания тебе нравится выполнять на уроках математики?
- Любишь ли ты выполнять вычисления?
- С удовольствием ли ты находишь значения выражений?
- Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях?
- Всегда ли делаешь проверку выполняемых вычислений?
Экспериментальные данные, позволили получить следующие результаты: 40% обучающихся экспериментальной группы (34,7% обучающихся контрольной группы) предпочитают находить значения выражений, и делают это с удовольствием. Самостоятельно обнаружить и исправить ошибки способны 48% экспр. И 52,3% контр. Есть основания полагать, что16% об-ся экспер. 13% контр. групп не стремятся к выполнению действия контроля по результату.
Для определения уровня сформированности действия контроля была проведена самостоятельная работа, которая состояла из нескольких заданий. Эти задания были направлены на выявление умения осуществлять контроль по результату, стремление выполнять действие контроля.
Обучающимся были предложены следующие задания: найди значение выражения Выполни проверку.
Второе задание ставило своей целью выявить умение обнаруживать ошибки учителя и объяснять их появление. Для этого было предложено следующее задание: проверь решение выражений. Объясни ход решения. Следующее задание обучающимся было предложено с целью выявления умения осуществлять контроль по процессу и умения реконструировать решение, направленное на выбор правильного решения и исправление неверного.
Полученные данные позволили выявить уровни сформированности действия контроля у обучающихся.
Диаграмма дает возможность наглядно представить результаты. Обращаю ваше внимание на слайд. (15 слайд).
Проведенный анализ приводит к заключению, что у 12% экспериментальной группы (8,9% контрольной группы) – отсутствует контроль, 28 об-ся экспер. и 39,1% контр. групп – контроль на уровне непроизвольного внимания, 40% экспер. и 25,2% контрол. групп – потенциальный контроль на уровне произвольного внимания, 20%(26%) обучающихся – актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
В ходе контрольного эксперимента мы основывались на заданиях, которые были использованы при выявлении уровня сформированности действия контроля.
Результаты беседы и проведенного среза для большей наглядности мы представили в виде диаграммы (16 слайд)
Таким образом, анализ контрольного эксперимента показал, что у обучающихся экспериментальной группы уровень действия контроля значительно повысился. Делая вывод, можно сказать, что использования различных заданий на уроках математики является эффективным средством для формирования действия контроля.
Контрольный эксперимент, показал динамику в формировании действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками, т. е. подтвердил правильность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, мы видим, что использование вычислительных приёмов эффективно влияют на формирование действия контроля у младших школьников на уроках математики.
Спасибо за внимание. Готова выслушать ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения
В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...
Развитие творческих способностей у младших школьников в процессе внеурочной деятельности
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Тема опыта: «Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения»
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...
Выступление на МО классных руководителей и воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" (из опыта работы)
Описание материала находится в прикрепленных файлах....
"Обогащение словаря младшего школьника в процессе изучения темы "Имя прилагательное"
"Обогащение словаря младшего школьника в процессе изучения темы "Имя прилагательное"...
Статья «Формирование толерантного поведения младших школьников в процессе интерактивного взаимодействия».
Статья «Формирование толерантного поведения младших школьников в процессе интерактивного взаимодействия»....
Выступление на тему: «Преодоление дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня.» в рамках методического объединения учителей-логопедов
В разработке раскрыты основопологающие принципы коррекционной работы в преодолении дисграфии и дизорфографии у младших школьников с ОНР III уровня, различные методики коррекционной работы ...