Методическая разработка урока в 5 классе по дисциплине «Русский язык».
методическая разработка
Тема: «Три склонения имён существительных».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………2
2. План - конспект урока………………………………….………………….3
3. Структура «Мастерская сказки»…………………………...……………..5
4. Список используемой литературы………………………………………..9
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skloneniya_imen_sushchestvitelnyh.docx | 31.22 КБ |
prezentatsiya_3_skloneniya_5_klass.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 5 классе по дисциплине «Русский язык». Тема: «Три склонения имён существительных».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………2
2. План - конспект урока………………………………….………………….3
3. Структура «Мастерская сказки»…………………………...……………..5
4. Список используемой литературы………………………………………..9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая цель урока: применить технологию: «Педагогическая мастерская», в рамках изучения и закрепления материала по теме: «Три склонения имён существительных».
«Педагогическая мастерская» - это технология на основе личностно – ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором на первое место выходит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. При данном подходе к обучению, методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
«Педагогическая мастерская» позволяет:
- Организовать совместную работу педагога и учеников по поиску знаний.
- Активизировать эмоциональную сферу учащегося.
- Активизировать творческую, исследовательскую индивидуальную деятельность учащегося.
- Создать на уроке открытую, доброжелательную атмосферу.
- Применить индивидуальное оценивание вклада в работу каждого ученика.
В ходе данного урока учащиеся будут разделены на три группы. Каждая группа будет заниматься написанием своей сказки (1-е, 2- е, 3 – е склонение). Каждому ученику будет отведена индивидуальная роль в группе, в зависимости от его интересов и возможностей. Цель учителя – пригласить к сотрудничеству, творчеству каждого ученика.
Обучающиеся должны знать: три склонения имен существительных, уметь находить начальную форму, определять тип склонения, склонять существительные.
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Методы: применение проблемно-поискового и практического метода обучения.
Тип урока: комбинированный.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Три склонения имён существительных».
Цели:
Образовательные:
- Закрепить знания учащихся о склонениях имен существительных.
- Сформировать умение находить начальную форму.
- Научить определять тип склонения и склонять имена существительные.
Развивающие:
- Развитие умений анализировать информацию.
- Развитие умений классификации информации.
- Формирование умения работать в группе.
- Развитие эмоционального интеллекта и творческих способностей.
Воспитательные:
- Привить любовь к родному языку и культуре речи.
- Создать условия для воспитания чувства коллективизма.
- Создать условия для формирования самодисциплины.
Методика обучения: развивающее обучение.
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: презентация, ватманы, карандаши, карточки – подсказки, доска + магниты, словарь.
Структура урока:
№ п/п | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1. | Организационный момент | Приветствие учащихся. Ввод в тему урока. Постановка целей и задач | Приветствие учителя, подготовка всего необходимого к уроку. Настрой на работу. | 3 мин |
2. | Повторение изученного материала | Использование презентации + стихотворение Женский род отвечу я И скажу: "Она, моя!" И отвечу: "Род мужской", И скажу: "Он, мой!" Средний род: "Оно, мое!" Это правило твое! | Учащиеся выполняют упражнения | 5 мин. |
3. | Закрепление изученного материала (мастерская сказки). | Учитель делит класс на 3 группы и дает каждой группе задание (каждая группа не знает, какое задание получила другая). В группе педагог, прислушиваясь к мнению и желанию учащихся, распределяет обязанности. | Ученики коллективно вместе с учителем решают, кто какую роль выполняет в группе и за что отвечает (руководитель, художник, помощник, сочинитель, рассказчик, слововед). | 15мин. |
4. | Презентация сказки и проверка знаний учащихся | Учитель помогает каждой группе расположить наглядный материал на доске, выступает в роли помощника рассказчика, помогает задавать наводящие вопросы классу, с целью помочь отгадать загадки группы. | Представитель каждой группы рассказывают созданную группой сказку, используя наглядный материал. Остальные группы отгадывают загадки. | 15 мин. |
5. | Итоги урока. Само рефлексия | Учитель подводит итоги урока, совместно с детьми выясняет, чем был данный урок полезен. Учитель отмечает вклад каждого учащегося. | Ученики говорят, что теперь знают и умеют. Отмечают работы друг друга | 1 мин. |
6. | Домашнее задание. | Объявляется домашнее задание. | Ученики записывают домашнее задание и задают вопросы. | 1 мин. |
СТРУКТУРА «МАСТЕРСКАЯ СКАЗКИ»
В данной работе учитель выступает в качестве помощника, наставника. Задача учащихся, вместе с учителем правильно распределить роли внутри группы. Учитель может посоветовать, ненавязчиво направить деятельность учеников в определенном направлении. Если на определённом этапе у учеников возникают трудности – учитель помогает дополнительными наводящими вопросами.
Этап, номер | Деятельность учеников | Помощь учителя | Формируемые УУД |
1.Вводный | Команда получает ватман, карандаши, карточки – подсказки. | Помогает занять ученикам комфортное место. | Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; -настраивать себя на продуктивную работу |
2.Организация | Ученики распределяют между собой роли: руководитель, художник, помощник, сочинитель, рассказчик, слововед. В команде может быть несколько художников, помощников и т.д., если общим мнение ученики пришли к данному выводу. | Учитель поясняет задачу каждого участника. После распределения ролей учитель инструктирует «рассказчика» | Познавательные УУД: -извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Коммуникативные УУД: -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД: -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3.Производство | Ученики сочиняют сказку. Разрабатывают свой мини словарь с участниками сказки/жителями дома, показывают, как меняются окончания, когда герой сказки попадает в гости к другому дому. Дома для героев: Им.п Р.п Д.п В.п Т.п П.п. *Герои сказки (слова) определяются учителем в зависимости от общей успеваемости класса. Это также могут быть существительные, в написании которых встречаются ошибки у учеников класса. | Учитель помогает при возникновении трудностей. | Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); -устанавливать закономерности: -структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -строить понятные для собеседника высказывания; -высказывать свое мнение. |
4.Презентация | Представители каждой команды выходят к доске и рассказывают сказку, задавая вопросы другим командам. Учащиеся отвечают на вопросы (склоняют существительные) | Учитель помогает задавать вопросы другим командам, следит за дисциплиной и вовлеченностью каждого ученика в презентацию. | Познавательные УУД: -использовать информацию для решения учебной задачи; -систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое. Коммуникативные УУД: - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента. Регулятивные УУД: -организовать выполнение заданий учителя; -делать выводы по результатам работы; -действовать по алгоритму, правилу |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев, В. А. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для вузов. – Казань, 2006. – С. 293–294.
- Бондаренко М.А. Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки. М.: Посвящение, 2016. - 239 с.
- Мухина И.А. Педагогическая мастерская, как инновационная технология.//Педагогические мастерские. Спб. - 1997, с 3-8.
- Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта [Текст] / авт.-сост. И.А. Мухина // СПб. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб. - 2003. – Вып.3. – 136 с.
- Хуторской А. В.. Дидактика. Учебник для вузов [Текст] / Хуторской А.В. – СПб.: «Питер», 2017. – 803 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение Женский род отвечу я И скажу: "Она, моя!" И отвечу: "Род мужской", И скажу: "Он, мой!" Средний род: "Оно, мое!" Это правило твое!
1 – е склонение имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме. папа дедушка прадедушка старшина мужчина юнга юноша судья дядя владыка воевода слуга Савва Илья
2 – е склонение слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного «путь», с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е: замок , крот , мороз , балкон , подъезд , пароль ; шило, крыльцо, горе, именье, ружьё.
3 – е склонение существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме гавань , фасоль , запись , болезнь , площадь , пригарь ; гуашь , пустошь , горечь , помощь , упряжь , молодежь .
Прочитай слова, как эти существительные будут в родительном, дательном и предложном падежах? Корона Володя берёза библиотека тетрадка
Просклоняйте имена существительные Жена, семья, книга, сирота, депо, брюки, портье, время, дедушка, пальто, кофе, гусь , ножницы, мужчина, тетрадка, крот, ветвь.
Найди в каждой строке лишнее слово Мышь, мелочь, туч, дочь, молодёжь. Кирпич, сторож, луч, мяч, куч, чиж. Лебедь, мебель, печаль, медь, плеть. Луж, стуж, задач, могуч, дач. Рука, строка, старча , удача, передача. Солнце, перец, яйцо, лицо, кольцо, колесо.
Вставь пропущенные окончания. В магазин привезли тридцать килограмм…. апельсин…..., мандарин …., персик …, банан…., яблок….., слив…. На урок…. математик….. ученики изучали таблиц…. умножения. Городской праздник проходил на центральной площад …… У Маш…. и Витал….в субботу состояться соревнован …. по плаван ….. Нужно начертить квадрат при помощ …. линейк ……
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-игры по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией
Урок-игра по УД Основы латинского языка проводится с целью закрепления знаний и умений обучающихся, формирования представления о роли латинского языка в будущей профессиональной деятельности мед...
Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»
Методическая разработка к внеклассному занятию по дисциплине «Иностранный язык»на тему: «Guided tour through the largest automobile companies»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия-викторины по дисциплине «Английский язык» на тему: «The quiz – English-speaking countries»
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения занятий для систематизации и закрепления изученного материала с использован...
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»
Интегрированное внеклассное мероприятие по физике, русскому языку и литературе «Тайны света» помогает формированию у обучающихся умений и навыков внимательного, вдумчивого чтения, умения а...
Методическая разработка урока профессиональной направленности по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка урока профессиональной направленностипо дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»для специальности 08.02.03 Про...
Методическая разработка урока "Системы счисления" учебной дисциплины "Иностранный язык в профессиональной деятельности"
Данная методическая разработка урока предназначена для проведения урока по учебной дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности" общепрофессионального цикла для специальносте...
Методические указания к выполнению заданий по дисциплине " Русский язык"
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по индивидуальному графику...