Внеурочное занятие
методическая разработка

Анастасия Фёдоровна Андреева

Внеурочная программа "В гостях у сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_moya._3_klass.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

                   ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида»

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                         СОГЛАСОВАНО:

Заседание Педсовета № 1                                                                     зам.  директора по ВР

от « 30»  августа    2019 г.                                                          ___________Л.А. Балданова

_______________ Л.П. Загвозкина                                          руководитель МО  кл. руков.

                                                                                                     ____________А.Ф. Андреева.

Рабочая программа

 дополнительного образования

«В гостях у сказки»

 

Срок реализации: 1 год

                                                                               

                                                                                  Возраст обучающихся: 10-12 лет

                                                                          Составитель: Андреева А. Ф. (учитель)

                                                    г. Улан-Удэ

                                                              2019-2020 г.

                                                           Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 3 класса составлена с ФГОСНОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); на основе сборников программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011, Д.В.Григорьева. М.:  «Просвещение»,2011г .  

Программа  «В гостях у сказки»- это интегрированный курс, включающий в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Составлена  на учебный год для 8-9-летних детей. В интегрированный курс  включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей третьеклассников. Актуальность занятия в кружке позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения  по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями.

Целью интегрированного курса является нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Задачи интегрированного курса:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе,  к своим близким,  к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Принципы интегрированного курса:

- интеграция;

- систематичность;

- наглядность;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

                                 Общая характеристика курса

Содержание программы  курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Курс способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий - рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники.

Ценностные ориентиры:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы- чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы - Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.

Ценность семьи- семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества- труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу

Ценность патриотизма- любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества- осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты:

(Личностные, метапредметные и предметные)

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; учиться работать по предложенному учителем плану
  • Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

Ожидаемым результатом данной внеурочной программы является:  к  концу обучения учащиеся должны знать:

- популярные русские и татарские народные сказки;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы с красками, пластилином, ножницами;

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно.

                                       Содержание программы.

        Программа рассчитана на 34 часа. 1ч в неделю (34 учебные недели).

№ темы

Содержание

Кол-во часов

1

Сказки отечественных писателей.

15

2

Сказки народов России

8

3

Сказки народов мира. 

10

4

Итоговое занятие.

1

5

Итого:

34

                                          Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Кол. часов

Дата

                                  Тема: «Сказки отечественных писателей» - 15 ч

1

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Прослушивание сказки

1 ч.

05.09

2

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

 Инсценировка сказки

1 ч.

12.09

3

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Прослушивание сказки. Герои сказки.

1 ч.

19.09

4

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

 Лепка персонажей..

1 ч.

26.09

5

Е.Л. Шварц» Сказка о потерянном времени».

Чтение сказки, инсценировка.

1 ч.

03.10

6

П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка».

 Прослушивание сказки. Герои сказки.

1 ч.

10.10

7

П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» Лепка персонажей.

Лепка персонажей.

1 ч.

17.10

8

С.Л.Прокофьева « Лоскутик и Облако»

Прослушивание сказки. Инсценировка сказки.

1 ч.

24.10

9

Ю.К.Олеша «Три толстяка»

Прослушивание отдельных глав сказки. .

1 ч.

31.10

10

Ю.К.Олеша «Три толстяка». Иллюстрирование сказки

Иллюстрирование сказки.

1 ч.

07.11

11

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Чтение сказки.

 Инсценировка фрагментов сказки.

1 ч.

14.11

12

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Инсценировка

Инсценировка фрагментов сказки.

1 ч.

21.11

13

Э. Успенский. “Трое из Простоквашино”

Чтение сказки. Герои сказки.

Лепка персонажей.

1 ч.

28.11

14

Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки.

Прослушивание сказки

1 ч.

05.12

15

Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. Инсценировка

Инсценировка отдельных эпизодов сказки .

1 ч.

12.12

                         Тема «Сказки народов России» - 8ч

16

Татарская народная сказка «Три сестры»

Чтение сказки.

1 ч.

19.12

17

Татарская народная сказка «Три сестры».

Инсценировка сказки.

1 ч.

26.12

18

Алтайская сказка  «Семь братьев».

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

1 ч.

16.01

19

Башкирская сказка «Ленивая девочка».

Чтение сказки. Герои сказки.

Иллюстрирование

1 ч.

23.01

20

Бурятская сказка «Хитрый кот».

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок.

1 ч.

30.01

21

Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга».

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.

1 ч.

06.02

22

Моя любимая сказка.

Пересказ сказки.

1 ч.

13.02

23

Сказочная викторина

Отгадывание загадок, ребусов.

1 ч.

20.02

                                               Тема «Сказки народов мира» - 10 ч.          

24

Армянская сказка «Богач и бедняк»

Чтение сказки. Герои сказки.

Изображение персонажей.

1 ч.

27.02

25

Нанайская сказка «Айога».

Чтение сказки. Инсценировка сказки.

1 ч.

05.03

26

Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил»

Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда.

1 ч.

12.03

27

Грузинская сказка «Лиса и медведь»

Прослушивание сказки. Герои сказки.

Лепка персонажей.

1 ч.

19.03

28

Румынская народная  сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти»

Чтение сказки. Иллюстрирование.

1 ч.

02.04

29

Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде»

Чтение сказки. Работа по содержанию.

Изготовление оригами.

1 ч.

09.04

30

Ингушская сказка «Сон или сказка?»»

Чтение сказки. Герои сказки.

Лепка персонажей.

1 ч.

16.04

31

Болгарская сказка «Старик, старуха и луна»

Чтение сказки. Работа по содержанию.

Инсценировка сказки.

1 ч.

23.04

32

Восточная сказка. «Сказка об умном враче»

Чтение сказки. Сравнение.

1 ч.

30.04

33

Сказочная викторина

Отгадывание загадок, ребусов.

1 ч.

07.05

Итоговое занятие -1ч

34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1 ч.

14.05

Всего: 34

           

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011

3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта:

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;

- настольные развивающие игры;

Для реализации программного содержания используются:

  1. «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
  2. Мультимедийные презентации

- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru

- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/

- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/

- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/

  1. Сайты:

http://www.kostyor.ru/tales/

http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

http://skazki.yaxy.ru/

http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html

http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

Мультимедийное обеспечение: компьютер.

                                       Литература

1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.

5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.

                                       

Приложение

  1. Кроссворд  «Знаешь ли ты сказки?»
  1. Кто это? Где вы с ней встречались?

« Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды»

(   ________________________________ из сказки __________________________  )

  1. Назовите этого героя

«Он рос вместе с волчатами, и отец Волк учил его»

( __________________________________________________________________ )

  1. Разгадайте имена героев

Й М О К А Ч Ю О Д В    _______________________________________________

К Я Л К О П Ш А           ________________________________________________

Н И К Е Ч П               ____________________________________________

С Р  К А Н А Я О К Ч А Ш П А  ___________________________________________

И Н К А М Т О Р С Т О К            ___________________________________________

4. Какие волшебные средства были у сказочных героев

- У солдата из сказки Андерсена ______________________

- У Буратино                  ________________________________

- У Незнайки                  _______________________________

-  У Золушки                _________________________________

- У Снежной королевы   ______________________________

- У маленького Мука  __________________________________

-  У Бабы Яги                   ______________________________

- У Кощея Бессмертного  _____________________________

- У кота                    _________________________________

  1.  Назвать все предметы:

1. Волшебные предметы, исполняющие желания (волшебная палочка, лепесток, кольцо, волосок).

2.Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (зеркало, книга, золотое блюдечко).

 3.Предметы, выполняющие работу за героя (скатерть-самобранка, игла, меч-кладенец, дубинки).

 4.Предметы, возвращающие здоровье и молодость (молодильные яблоки, живая вода).

5. Предметы, показывающие дорогу (камень, клубочек, перышко, стрела).

6.Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет)....

3. Отгадайте, о каких героях загадки и из каких сказок эти герои.

1. Парень слез с любимой печки,

   За водой поплелся к речке.

   Щуку в проруби поймал

   И с тех пор забот не знал. (Емеля из сказки «По щучьему велению».)

 2. То не золото сверкает,

     То не солнышко сияет,

     Это сказочная птица

     В сад на яблоню садится. (Жар-птица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».)

 

3. На кочке болотной Невестушка ждет,

 Когда же за нею Царевич придет. (Лягушка из сказки «Царевна-лягушка».)

 4. Много серебра и злата

    В сундуках своих он спрятал,

    В мрачном он дворце живет

    И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный.)

Конкурс - «Хоровод сказок»

По началу текста узнайте русскую народную сказку.

Каждая команда получает карточки. Один из игроков команды знатоков зачитывает текст и отвечает.

1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать...» («Царевна - лягушка».)

2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...» («Иван-царевич и Серый Волк».)

3. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла...» («Василиса Прекрасная».)

4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать...» («Сивка-Бурка».)

«Кто здесь живет?»

Каждая команда получает карточки. Один из игроков команды знатоков зачитывает текст и отвечает.

1.Это пристанище расположено на крыше дома. И в нём есть что посмотреть : на полу вишнёвые косточки, ореховая скорлупа и обёртки от конфет. Кто хозяин этого дома?        

( Карлсон)

2. Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует «русский дух».         (Баба Яга)

3. В этом ветхом-ветхом пристанище у самого синего моря жили они 30 лет и 3 года.                                                            ( Старик и старуха)

4. У одного  из них домик сделан по-быстрому из соломы,  у другого более прочно – из веток и прутьев, а вот у третьего – каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех жителей.

( Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)    

                                Вопросы ля разминки

1. Из чего  у Золушки была карета? (из тыквы).

2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).

3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).

 4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).

5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).

 6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом).

 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).

 8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»).

 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая). 10. Что было в корзинке у  Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).

11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).

 12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).

 13.На чем ездил Емеля? (на печи).

14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).

15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).

16.Кто перенес Айболита в Африку? (орел).

17.В какой сказке птица спасла императора от смерти? («Соловей»).

18.В какой сказке море горело? ( «Путаница»).

19. Что такое «красный цветок»? (огонь).

 20.Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)....

6. Задание-конкурс «Рассказ по кругу»

Ведущий читает рассказ, а участники, двигаясь по кругу, изображают всё, что услышали.

«Карусель сказок»

Мы отправляемся в сказочную страну «Лукоморье». Для этого вы надеваете на голову богатырский шлем, подвязываете на пояс меч-кладенец, запрягаете своего богатырского коня Сивку-Бурку. Конь запрокидывает голову, весело ржет и бьёт копытом.

           Вы вскочили в седло, свистнули, хлестнули коня плетью и галопом выехали со двора. Вы едете по темному непроходимому лесу. Вдруг с ветвей на вас капает огромная ….капля росы. Толстые колючие ветки преграждают вам путь, сквозь них очень трудно пробираться. Тогда вы громко кричите «Но»; конь прыгает и… благополучно приземляется на другой стороне оврага.

            Но вот лес, наконец-то, кончился. Перед вами – огромный дуб. И тут раздаётся оглушительный свист. Это свистит Соловей-Разбойник. Деревья склоняются к самой траве, пыль поднимается столбом, попадает вам в глаза. Ваш конь падает на колени. Сопротивляясь ветру, вы с трудом раскручиваете над головой огромную палицу и бросаете её в Соловья-Разбойника, А сами падаете без чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеурочное занятие по обществознанию,посвященное Дню борьбы с терроризмом.

Открытое внеурочное занятие : «Беслан - незаживающая рана».      ...

Методическая разработка внеурочного занятия по учебной практике

Методическая разработка цикла внеурочных занятий по учебной практике на тему: «Головные уборы. Изготовление исторического  головного убора кокошника»,предназначена  для преподавателей и студ...