Рабочая программа профессионального модуля Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
рабочая программа
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmapm.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Обоянский педагогический колледж»
Принято: Протокол заседания ЦМК преподавателей общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического циклов от 29. 05. 2019 г. № 10. | Утверждено: приказом ОБПОУ «ОПК» от 14.06.2019 г. № 01-11/68 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля
ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 44.02.03
Педагогика дополнительного образования
2019
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский педагогический колледж»
Разработчики:
Каменева В.М., преподаватель ОБПОУ «ОПК»
Иванов В.Ф., преподаватель ОБПОУ «ОПК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 19 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 23 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в части освоения вида деятельности Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- деятельности в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- анализа планов и организации занятий по программам дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- наблюдения, анализа и самоанализа занятий по программам дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс;
уметь:
- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
- определять цели и задачи занятий в избранной области деятельности;
- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области дополнительного образования детей;
- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в области физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей;
- демонстрировать способы, приемы деятельности в физкультурно-оздоровительной области дополнительного образования детей;
- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к физкультурно-оздоровительной деятельности;
- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;
- выявлять и поддерживать одаренных в области физкультурно-оздоровительной деятельности детей;
- работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, девиантное поведение;
- проводить педагогическое наблюдение за занимающимися;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);
- взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими);
- использовать ИКТ и технические средства обучения в образовательном процессе;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, результаты освоения программы дополнительного образования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам их проведения;
- анализировать занятия в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- осуществлять дополнительное образование детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности на общекультурном, углубленном, профессионально-ориентированном уровнях;
- вести учебную документацию.
знать:
- технологические основы в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- особенности дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- теоретические основы и методику планирования занятий в области физкультурно-оздоровительной деятельности детей;
- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- методы, методики и технологии организации деятельности детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;
- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности;
- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- специфику работы с детьми разного возраста, одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями, девиантным поведением;
- основные виды технических средств обучения, ИКТ и их применение в образовательном процессе;
- инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- логику анализа занятий;
- методику бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности;
- виды документации, требования к ее оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего - 2339 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –1887часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 1710 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 629 часа;
учебной и производственной практики – 452 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) ПМ.01. Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать занятия. |
ПК 1.2. | Организовывать и проводить занятия. |
ПК 1.3. | Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. |
ПК 1.4. | Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. |
ПК 1.5. | Анализировать занятия. |
ПК 1.6. | Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. |
ПК 3.1. | Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. |
ПК 3.2. | Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. |
ПК 3.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1 – 1.6. 3.1 – 3.5 | Раздел 1. Преподавание по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности | 840 | 560 | 98 | 280 | ||||
Раздел 2. Практическая подготовка в области физкультурно-оздоровительной деятельности | 1047 | 698 | 698 | 349 | |||||
Всего | 1887 | 1258 | 796 | - | 629 | - | 100 | 352 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Преподавание по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности | 840 | ||||
МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности | 560 | ||||
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни | Содержание | 14 | 2 | ||
1. | Проблема сохранения здоровья и привития навыков здорового образа жизни. Стратегические направления в области укрепления здоровья. Требования к организации безопасной среды в условиях образовательной организации. Использование здоровьесберегающих технологий. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | ||||
Тема 1.2. Учет возрастных особенностей при построении физкультурно-оздоровительной деятельности. | Содержание | 34 | 2 | ||
1. | Особенности дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом возраста детей. Основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности. Педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области физкультурно-оздоровительной деятельности. | ||||
Тема 1.3. Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности образовательной организации | Содержание | 22 | 2 | ||
1. | Основные понятия физического воспитания и развития детей. Программные требования к образовательной деятельности в области физкультурно-оздоровительной работы. Современные проблемы физического воспитания и развития детей. | ||||
Тема 1.4. Теоретические основы организации образовательной деятельности в области физкультурно-оздоровительной работы | Содержание | 28 | 2 | ||
1. | Задачи физического воспитания и развития. Создание образовательной среды для реализации задач физического воспитания и развития. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Средства физического воспитания. | ||||
2. | Методы, методики и технологии организации деятельности детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Этапы обучения физическим упражнениям. | ||||
3. | Требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методика их использования в ходе образовательного процесса. Работа по предупреждению травматизма: проверка оборудования, материалов, инвентаря, сооружения на пригодность использования в физкультурно-оздоровительной работе. | ||||
Тема 1.5. Психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Формы и средства физического воспитания и развития в процессе двигательного режима образовательной организации. Особенности планирования разных форм работы в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Анализ мероприятий. | Содержание | 216 | 2 | ||
11 | Психолого-педагогические основы, методика работы и анализ обучения строевым упражнениям. | ||||
2. | Психолого-педагогические основы, методика работы и анализ обучения основным видам движений. | ||||
3. | Психолого-педагогические основы, методика работы и анализ обучения общеразвивающим упражнениям. | ||||
4. | Психолого-педагогические основы, организация и анализ физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня: теоретические основы и методика проведения утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна с детьми раннего и дошкольного возраста; физкультминутки; закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями; самостоятельная двигательная деятельность. | ||||
5. | Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ подвижных игр, игр-эстафет в соответствии с возрастом | ||||
6. | Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ спортивных игр в соответствии с возрастом | ||||
7. | Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ спортивных упражнений в соответствии с возрастом | ||||
8. | Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ физкультурных занятий разного типа с детьми раннего и дошкольного возраста. | ||||
9. | Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ урока физической культуры | ||||
10. | Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ тренировочных занятий | ||||
11. | Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ соревновательной деятельности | ||||
Психолого-педагогические основы, методика проведения и анализ разных форм активного отдыха: физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья, каникулы, задания на дом. | |||||
Практические занятия | 98 | ||||
1. | Проведение и анализ строевых упражнений с детьми разного возраста | 4 | |||
2. | Проведение и анализ основных видов движений с детьми разного возраста | 6 | |||
3. | Проведение и анализ общеразвивающих упражнений с детьми разного возраста | 6 | |||
4. | Планирование, проведение и анализ утренней гимнастики с детьми разного возраста | 10 | |||
5. | Планирование, проведение и анализ гимнастики после дневного сна с детьми разного возраста | 4 | |||
6. | Планирование, проведение и анализ физминуток с детьми разного возраста | 4 | |||
7. | Планирование, проведение и анализ подвижных игр, игр-эстафет с детьми разного возраста | 10 | |||
8. | Планирование и анализ обучения спортивным играм детей разного возраста | 10 | |||
9. | Планирование и анализ обучения спортивным упражнениям детей разного возраста | 10 | |||
10. | Планирование, проведение и анализ физкультурных занятий разных типов с детьми дошкольного возраста | 16 | |||
11. | Планирование, проведение и анализ урока физической культуры с детьми разного возраста. | 10 | |||
12. | Планирование, проведение и анализ тренировочных занятий с детьми разного возраста | 8 | |||
Тема 1.6. Основы развития психофизических качеств | Содержание | 18 | 2 | ||
1. | Основы развития психофизических качеств и формирование двигательных действий: воспитание психофизических качеств. | ||||
Тема 1.7. Ведение документации по организации физкультурно-оздоровительной работы. | Содержание | 20 | 2 | ||
1. | Виды документации, требования к ее оформлению. | ||||
Тема 1.8. Диагностика физического развития | Содержание | 10 | 2 | ||
1. | Инструментарий и методы контроля качества процесса и результатов дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. | ||||
Тема 1.9. Работа с одарёнными детьми, детьми с ограниченными возможностями, детьми с девиантным поведением | Содержание | 20 | 2 | ||
1. | Специфика работы с детьми разного возраста, одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями, девиантным поведением. | ||||
Тема 1.10.Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) | Содержание | 30 | 2 | ||
1. | Установление психологического контакта с родителями и лицами, их заменяющими. Консультирование по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. Организация и проведение разнообразных форм работы с семьёй. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий. Оформление информационных стендов, выставок, образовательных достижений детей. | ||||
Тема 1.11. Основы взаимодействия с социальными партнёрами по вопросам организации дополнительного образования | Содержание | 20 | 2 | ||
1. | Методика бизнес-планирования, основы взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. | ||||
Тема 1.12. Основные виды технических средств обучения, ИКТ и их применение в образовательном процессе | Содержание | 30 | 2 | ||
1. | Виды технических средств обучения. Применение ИКТ в образовательном процессе. | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Преподавание по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. -Анализ и оценка основных и дополнительных источников информации по контрольным вопросам и заданиям. -Подготовка к проведению форм двигательной активности детей в соответствии с возрастом. -Решение ситуационных задач. -Поиск, изучение методической литературы и других источников необходимой информации. -Подбор приемов, методов, форм, средств для проведения мероприятий двигательного режима. -Составление конспектов проведения форм двигательной активности. -Составление конспектов проведения мероприятий двигательного режима. -Анализ мероприятий физкультурно-оздоровительной деятельности | 280 | ||||
Учебная практика Виды работ: | |||||
Производственная практика Виды работ: | |||||
Раздел 2. Практическая подготовка в области физкультурно-оздоровительной деятельности | 698 | ||||
МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности | 698 | ||||
Тема 1. Легкая атлетика | . | 187 | |||
Тема 1.1. Легкая атлетика с методикой обучения. Бег. | Содержание | 80 | 2-3 | ||
1 | Легкоатлетические упражнения в системе физического воспитания личности. | ||||
2 | Специальные беговые и прыжковые упражнения | ||||
3 | Бег на короткие дистанции, упражнения для спринтеров. | ||||
4 | Бег на средние дистанции. | ||||
5 | Эстафетный бег. | ||||
6 | Бег по пересеченной местности. | ||||
7 | Выполнение контрольных нормативов. | ||||
Тема 1.2. Метание с методикой обучения | Содержание | 55 | 2-3 | ||
1 | Специальные упражнения для освоения техники метаний. | ||||
2 | Метание мяча и гранаты. | ||||
3 | Специальные упражнения для освоения техники толкания ядра. | ||||
4 | Толкание ядра. | ||||
5 | Выполнение контрольных нормативов | ||||
Тема 1.3. Прыжки с методикой обучения | Содержание | 52 | 2-3 | ||
1 | Подготовительные и подводящие упражнения для овладения техникой прыжка в высоту способом «перешагивание». | ||||
2. | Прыжок в высоту | ||||
3. | Подготовительные и подводящие упражнения для овладения техникой прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». | ||||
4. | Прыжок в длину с разбега | ||||
5. | Выполнение контрольных нормативов | ||||
6. | Участие в легкоатлетических соревнованиях и их судейство. | ||||
Тема 2. Гимнастика | 120 | ||||
Тема 2.1. Акробатические упражнения с методикой обучения | Содержание | 40 | 2 | ||
1. | Виды гимнастики, гимнастическая терминология, классификация гимнастики. | ||||
2. | Методика проведения акробатических упражнений школьной программы. | ||||
3. | Отработка приемов страховки и самостраховки при выполнении акробатических упражнений. | ||||
Тема 2.2. Вольные упражнения с методикой обучения | Содержание | 40 | 2 | ||
1. | Методика проведения вольных упражнений. | ||||
2. | Демонстрация техники вольных упражнений под музыкальное сопровождение с включением несложных акробатических элементов. | ||||
Тема 2.3. Упражнения на гимнастических снарядах с методикой обучения . | Содержание | 40 | 2 | ||
1 | Методика обучения упражнениям на снарядах. | ||||
2 | Опорные прыжки в школьной программе. | ||||
3 | Упражнения на перекладине: подъемы, опускания, перемахи, обороты, соскоки. Упражнения в висах и упорах в школьной программе. | ||||
4 | Отработка приемов страховки и самостраховки при выполнении упражнений на снарядах. | ||||
Тема 3. Лыжный спорт | 60 | ||||
Тема 3.1. Лыжный спорт | Содержание | 60 | 2-3 | ||
1. | Виды лыжного спорта. Классификация способов передвижения на лыжах. Конструкции лыжных креплений. Выбор лыжного инвентаря. | ||||
2. | Техника способов передвижения, еѐ определения и понятия. Требования, предъявляемые к технике передвижения на лыжах. | ||||
3. | Передвижения ступающим шагом, скользящим шагом. | ||||
4. | Передвижения попеременными и одновременными ходами, на коротких отрезках и на дистанции по пересеченной местности с различной скоростью. | ||||
5. | Передвижения попеременными и одновременными ходами в подвижных играх, игровых заданиях и эстафетах. | ||||
6. | Применение лыжных ходов на дистанции и в соревнованиях. Судейство соревнований по лыжным гонкам. | ||||
Тема 4.Конькобежный спорт | 30 | ||||
Тема 4.1. Конькобежный спорт | Содержание | 30 | 2 | ||
1. | Конькобежный спорт в системе физического воспитания. Структура движений. Особенности бега на различные дистанции. Техника бега по прямой и повороту | ||||
2. | Выполнение подводящих и специальных упражнений. Выполнение упражнений по обучению технике бега по прямой и повороту. | ||||
3. | Игры и игровые упражнения на коньках. Эстафеты и командные игры. Применение техники бега на дистанции в соревнованиях. Судейство соревнований. | ||||
Тема 5. Спортивные игры | 301 | ||||
Тема 5.1. Волейбол | Содержание | 84 | 2-3 | ||
1. | Характеристика спортивной игры, её специфические признаки. Правила игры. | ||||
2. | Стойки, перемещения, передачи мяча сверху и снизу двумя руками | ||||
3. | Тактика игры в нападении и защите. | ||||
4. | Атакующий удар, блок. Верхняя и нижняя прямая подача. | ||||
5. | Методика обучения индивидуальным, групповым, командным действиям в защите | ||||
6. | Методика обучения индивидуальным, групповым, командным действиям в нападении | ||||
7. | Участие в соревнованиях и их судейство. | ||||
8. | Выполнение контрольных нормативов | ||||
Тема 5.2. Баскетбол | Содержание | 70 | 2-3 | ||
1. | Характеристика спортивной игры, её специфические признаки. Правила игры. | ||||
2. | Перемещения и стойки баскетболиста. Ловля и передача мяча. Ведение мяча. Броски в корзину. | ||||
3. | Владение мячом. Выполнение приёмов владения мячом. Финты. | ||||
4. | Индивидуальные тактические действия в нападении и защите | ||||
5. | Групповые тактические действия в нападении и защите | ||||
6. | Командные тактические действия в нападении и защите | ||||
7. | Участие в соревнованиях и их судейство. | ||||
8. | Выполнение контрольных нормативов | ||||
Тема 5.3. Лапта | Содержание | 30 | 2-3 | ||
1. | Характеристика игры. Правила соревнований. Стойки, перемещения, передачи и подачи мяча. Осаливание. | ||||
2. | Тактика игры в нападении. | ||||
3. | Тактика игры в защите. | ||||
4. | Участие в соревнованиях и их судейство. | ||||
Тема 5.4. Футбол. | Содержание | 55 | 2-3 | ||
1. | Характеристика спортивной игры, её специфические признаки. Правила игры. | ||||
2. | Перемещения. Удары по мячу. Остановки мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча. | ||||
3. | Методика обучения индивидуальным, групповым, командным действиям в защите | ||||
4. | Методика обучения индивидуальным, групповым, командным действиям в нападении. | ||||
5. | Участие в соревнованиях и их судейство. | ||||
Тема 5.5. Настольный теннис | Содержание | 62 | 2-3 | ||
1. | Характеристика спортивной игры, её специфические признаки. Правила игры. | ||||
2. | Хватка ракетки, перемещения, стойки. | ||||
3. | Техника игры в защите и в нападении. | ||||
4. | Техника одиночной и парной игры. | ||||
5. | Участие в соревнованиях и их судейство. | ||||
Самостоятельная работа при изучении ПМ.01. Раздел 2. Практическая подготовка в области физкультурно-оздоровительной деятельности. | 349 | ||||
Тематика домашних заданий Анализ и оценка основных и дополнительных источников информации по контрольным вопросам и заданиям. Отработка технических действий. Отработка тактических действий. Подготовка к выполнению контрольных нормативов. | |||||
Учебная практика Виды работ Анализ планов и организации занятий по программам дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности, разработка предложений по их совершенствованию. Наблюдение, анализ и самоанализ занятий по программам дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности; обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработка предложений их совершенствованию и коррекции. Разработка планов, конспектов, сценариев занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики физкульторно-оздоровительной деятельности. | 100 | ||||
Производственная практика – (по профилю специальности) Виды работ Определение цели и задач, планирование, проведение и анализ занятий по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Организация занятий по программам дополнительного образования детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности: организация и проведение утренней гимнастики дошкольном образовательном учреждении (ДОУ); физкультурных занятий в ДОУ; уроков физической культуры в средней общеобразовательной школе (СОШ); подвижных игр, игр-эстафет с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей; закаливающих процедур. Выявление и поддержка одаренных детей в области физкультурно-оздоровительной деятельности детей. Работа с детьми имеющими отклонения в развитии, девиантное поведение. Взаимодействие с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими). Использование ИКТ и технических средств обучения в образовательном процессе. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности занимающихся, результатов освоения программы дополнительного образования. Ведение документации, обеспечивающей образовательный процесс. | 352 | ||||
Всего |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета теории и методики физического воспитания, спортивного и тренажерного зала, лыжной базы, стадиона, медицинского кабинета.
Оборудование медицинского кабинета:
- ростомер;
- напольные весы;
- силомер кистевой;
- тонометр;
- спирометр (ЖЁЛ)
- сантиметр (измеритель объёма грудной клетки)
Оборудование учебного кабинета теории и методики физического воспитания и рабочих мест кабинета:
- стационарное физкультурное оборудование: гимнастическая стенка;
- переносное физкультурное оборудование: гимнастическая скамейка, стойки для прыжков, дуги для подлезания, наклонная доска, наклонная лестница и пр.;
- спортивный инвентарь: гимнастические палки, гимнастические коврики, обручи, мячи, флажки, скакалки и пр.
- тренажеры.
Оборудование спортивного зала:
- Баскетбольные щиты с кольцами;
- Волейбольная сетка;
- Гимнастическая стенка;
- Столы для настольного тенниса;
- Канат для лазания;
- Канат для перетягивания;
- Гимнастические маты;
- Гимнастическая перекладина;
- Гимнастические скамейки;
-Гимнастические снаряды («козёл», подкидной мостик, стойки и планка для прыжков в высоту).
- Мячи волейбольные, баскетбольные, набивные.
- Спортивный инвентарь: ракетки для тенниса, гимнастические палки, гимнастические коврики, обручи, мячи, флажки, скакалки и пр.
Технические средства обучения:
- компьютер.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники
1. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом [Текст] учебник / Т.Ю.Торочкова .- 4-е изд.- М.: Издательский центр «Академия»,2017.- 272с
2. Физическая культура [Текст]: учебник для сред. проф. учеб. заведений /Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев.-11-е изд., стер. М.: Издательский центр « Академия»,2011.-176с.
3.Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико - методические аспекты спорта и профессионально – прикладных форм физической культуры):учебник для ин-тов физ.культуры /Л.П. Матвеев. –М.: Физкультура и спорт,1991.-543 Рекомендовано ФГУ «ФИРО».
4. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений среднего проф. образования./С.О.Филиппова, О.А. Каминский , Г.Г. Лукина/ под. Ред. С.О. Филипповой.-3-еизд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013г.-192 см. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»
5. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации, комплексы упражнений на сюжетно – ролевой основе / Н.Г. Коновалова.- Волгоград: Учитель.-2013.-63с.
6. Апшева А.М.. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования
детей. Опыт и практические рекомендации. М: МД ЭБЦ, 2011.
7. Асачева Л.Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у
детей дошкольного возраста. – СПб. Детство-Пресс. – 2013.
8. Бишаева А.А. Физическая культура – М.: Академия. – 2010.
9. Буйлова Л.Н. Исторический контекст становления и пути развития дополнительного
образования детей в современной с России. М.: ООО «Новое образование», 2013.
10. Голубев, В.В. Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ В.В. Голубев.-2-е изд. стереотип. – М .: Издательский центр «Академия»,2013- 240с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области подготовки педагогических кадров
11. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр. /Под ред. Железняка Ю.Д. (8-е изд.,
перераб.) учебник. – М.: Академия. – 2013.
12. Зубков Т.И. Формирование познават. активности слабоуспевающих уч-ся нач. кл. - Дисс.
канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993.
13. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное
образование детей .Феникс, 2011. (Серия «Сердце отдаю детям»).
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности .Издательство
«Питер»,2012.
15. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник
нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под
ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.
16. Мигаль В.С. Управление одаренностью. Т.4 М, Издательство ИТРК, 2014.
17. Монина Г., Рузина М. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания:
двойная исключительность. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010
18.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2007.
19. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника, М. - Академия, 2012
20. Учебное пособие. Физическое воспитание и развитие дошкольников Филиппова С.О.
Редактор Академия 2010 Допущено Министерством образования.
21. Учебное пособие: Практикум Физическое воспитание и развитие дошкольников
Филиппова С.О. редактор Академия 2010 Допущено Министерством образования.
22. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и
развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебник. - М.: Академия. – 2013.
23. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и
развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебник. - М.: Академия. – 2013.
24. Формы детских образовательных объединений в учреждении дополнительного
образования //Внешкольник. – Ярославль, 1997. – № 2(5)
Дополнительные источники
1. Физическое воспитание и развитие дошкольников. Под редакцией С.О.Филипповой.-
М. Академия, 2007.
2 .Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет /Э.Я. Степаненкова.- М.: Мозаика-синтез,2016.-144с.
3. Малоподвижные игровые упражнения . Для занятий с детьми 3-7 лет / М.М. Борисова.- М.: Мозаика - синтез, 2016.-145с.
4 .Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие .Ч.2.-М.: Издательский дом воспитание идошкольника,2010.-132с
5. Растим здоровых, умных добрых: воспитание младшего школьника. Пособие для средних и высших пед. Учеб. заведений, преп. Начальных классов и род. /Сост. Л.В. Ковинько.- М.: Издательский центр «Академия»,1996.-288с
6. Игры и развлечения на воздухе /Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,1983.-224с.
7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М, 2012.
8. Лескова Г.П. Буцинская П.П. Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском
саду. – М. 1981. .В.И.Лях, Л.Е.
9. Любомирский, Г.Б.Мейксон Физическая культура 10-11 класс, Москва, «Просвещение»,
2002 г.
10. Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – Речь, СПб. 2001.
11. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -
М.: Советский спорт, 2003.
12. Тополев И.М. «Воспитание здорового дошкольника».-М.: Издательский центр
«Академия», 2009.
13. Учебник; Физическая культура Решетникова Н.В. Владос 2008.
14. Филиппова С. А., Пономарёвой Г.Н, «Теория и Методика физической культуры
дошкольников» / Под ред. С. А., Филипповой, Г.Н Пономарёвой. - Санкт - Петербург,
2004 год.
15. Фролов В.Г. Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного
возраста. – М. 1983.
16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта:
Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
Интернет-источники
1. Федеральный портал «Дополнительное образование детей» -http://www.vidod.edu.ru
2. http://www.infosport.ru- Государственный комитет по физической культуре, спорту и
туризму России
3. http://www.sciedu.city.ru- наука и образование в России
4. http://www.infosport.ru/press/tpfk- журнал теория и практика физической культуры
5. http://www.infosport.ru/press-физическая культура: воспитание, образование
тренировка
6. http://www.shkola- press.ru- физическая культура в школе
7. www.prosv.ru/ attachmtnt. Aspx?jd =9835 (УМК «Школа России»)
8. http:// standart/edu/ru//cataloq/aspx? Catalogld=223. (сайт «Федеральный
государственный образовательный стандарт»).
9. http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал.
10. http://www:pt dlib/ru- библиотека.
11. http://www:/nfer -pedagogika/ru - сайт создан для преподавателей, родителей и
студентов.
12. Электронный учебник http://academy.cross-kpk.ru/bank/9/003/index.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательная учебная нагрузка обучающихся по профессиональному модулю предполагает организацию как теоретических, так и практических занятий. Образовательное учреждение вправе осуществлять деление группы обучающихся на подгруппы численностью не менее 8 человек при организации практических занятий по профессиональному модулю.
Практические занятия обеспечены методическими рекомендациями по их организации, технологическими картами, предусматривающими пошаговость выполнения обучающимися практических заданий (работ).
Освоение междисциплинарных курсов МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности и МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного в области физкультурно-оздоровительной деятельности с 3 по 8 семестр осуществляется параллельно.
В подразделе «Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ» указан перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (домашней работы). Самостоятельное изучение обучающимися основных тем междисциплинарных курсов программой профессионального модуля не предусмотрено.
Организация самостоятельной работы обучающихся обеспечена инструкциями, рекомендациями. Выполнение самостоятельной работы обеспечено доступом к информационным ресурсам сети Интернет.
Учебная практика может проводиться как в учебных кабинетах (просмотр и анализ видеозаписей проведения режимных моментов, мероприятий по физическому воспитанию), так и в условиях образовательных организаций. Учебная и производственная практики реализуются рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
Освоение профессионального модуля осуществляется одновременно с изучением общепрофессиональных дисциплин: ОП.01 Педагогика, ОП.02 Психология, ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена, ОП.10 История физической культуры и спорта.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному модулю и осуществляющих руководство практикой: наличие высшего образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля, опыта педагогической деятельности, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в профильных организациях, получаемого не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия. ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия. ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | Определение цели и задач проведения мероприятий двигательного режима в соответствии с возрастом детей. Демонстрация методов, приемов, средств организации и проведения занятий в соответствии с возрастом детей. Проведение занятий (фрагментов занятий) в области физкультурно-оздоровительной деятельности в соответствии с требованиями программы и возрастом детей. |
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Овладение техникой выполнения основных видов физических упражнений Выполнение физических упражнений в соответствии с контрольными нормативами. |
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. ПК 1.5. Анализировать занятия. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Устно и письменно предъявлять информацию, содержащую самооценку своей деятельности и оценку деятельности детей на занятии в виде анализа и отчетов. Письменный и устный анализ проведенной работы |
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Предоставление необходимых документов подтверждающих работу студентов в области физкультурно-оздоровительной деятельности (конспекты, сценарии, планы и др.) Предоставление методических материалов в области физкультурно-оздоровительной деятельности, разработанных на основе примерных, с учетом возраста детей. Демонстрация элементов предметно-развивающей среды, подготовленной студентом для успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы. Оформление конспектов проведения различных форм двигательной активности в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Оформление отчетов, рефератов, выступлений в соответствии с требованиями к написанию данных видов документации. Реализация проектной и исследовательской деятельности в области физкультурно-оздоровительной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯТеоретические и методические основы деятельности классного руководителя Рабоч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля: ПМ.05 медико-социальная деятельность код и название специальности: 31.02.01 Лечебное дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Код и наименование профессионального модуля: ПМ.05 медико-социальная деятельностькод и название специальности: 31.02.01 Лечебное дело...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Организация сетевого администрирования специальность 230111 Компьютерные сети по программе углубленной подготовки
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ организация сетевого администрирования 1.1. Область применения программыРабочая программа профессионального модуля является ча...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 «Классное руководство» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 "Медико-социальная деятельность"Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
ПРОГРАММАПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ. 05. Медико-социальная деятельностьСпециальность: 31.02.01 Лечебное делоПрограмма профессионального модуля разработана на основе Федерального государств...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» специальность ...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Медико - социальная деятельность для специальности 060101 Лечебное дело
Медико - социальная деятельность - вид профессиональной деятельности медицинского, психологического, правового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья человека.Рефо...