Кружок "Кукольный театр"
рабочая программа
Кукольный театр - одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входит мультипликационное и не мульпликационное анимационное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kukol_zheleznyak_v.m.docx | 119.37 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖДАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА им.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.МУХИНА
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
кружка «Кукольный театр «Люди.Руки.Куклы»
возраст обучающихся: 8-10 лет
срок реализации: 1 год
п.Ждановский
2019 год
Содержание | стр | |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Цели и задачи программы | 4 |
3 | Содержание программы: | 5 |
3.1 | Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Кукольный театр «Люди.Руки.Куклы» | 6 |
3.2 | Содержание учебно- тематического плана | 9 |
4 | Планируемые результаты освоения программы | 11 |
5 | Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 12 |
6 | Условия реализации программы | 13 |
7 | Формы аттестации и контроля (в соответствии с положением по аттестации) | 13 |
8 | Методические материалы к программе | 15 |
9 | Список литературы | 18 |
10 | Приложения | 19 |
10.1 | Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 24 |
10.2 | Оценочные материалы | 29 |
10.3 | Приложения по выбору учителя (по желанию) | 33 |
1.Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Кукольный театр «Люди. Руки. Куклы» носит художественную направленность.
Актуальность программы заключается в эстетическом воспитании его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Новизна программы Программа учитывает интересы и способности учащихся. Созданные условия в процессе работы позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, постоянно испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что создаётся атмосфера радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Педагогическая целесообразность программы
определяется учетом возрастных особенностей учащихся, широкими возможностями социализации в процессе обучения, получением дополнительных в области эстетического развития.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей в возрасте от 8 до 10 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в объединениях 15 человек.
Формы организации образовательного процесса.
Основные формы проведения занятий: индивидуальные и групповые - используются игровые моменты, конкурс «Лучший кукловод» и т.п. Воспитательные моменты проходят в виде бесед, конкурсов рисунков, «Огоньков», чаепитий.
Данная программа имеет творческо-практическую направленность и предусматривает определенные организационно-педагогические условия. Она предполагают единство взаимосвязанных целей, принципов, содержания, форм и методов, условий педагогической деятельности, обеспечивающих успешность процесса социально-педагогической адаптации обучающихся к современному социуму в процессе реализации программы.
При организации занятий необходимо делать акцент на доступность, эмоциональность, способность заинтересовать обучающихся для развития у них творческих способностей, у детей развиваются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, упорство в достижении цели, доведение начатого до конца.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии, соревнования и т.п.);
- в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и др.);
- в средствах обучения.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебных часов программы – 36 часов.
Режим занятий.
Работа кружка осуществляется 1 раз в неделю и включает в себя 1 занятие по 45 минут. Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 25 мая (в том числе занятия проводятся в каникулярное время).
2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся творческого мышления, ответственности за свой выбор и выбор коллектива.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать интерес к театру кукол.
- Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.
Развивающие:
- Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.
- Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
- Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
- Совершенствовать артистических навыков детей. Программа способствует профессиональному самоопределению подростков, воспитанию любви к жизни, к окружающим.
3. Содержание программы
(1 год 72 часа)
1. Вводно — теоретическая часть (10 часов).
История кукольного театра. Знакомство с театральной лексикой. История возникновения театра «Петрушек». Классификация основных эмоций.
2. Тренинговая работа (30 часов).
Для чего нужны игры на внимание, на развитие памяти и т. п. Игровые тренинги: игры на внимание, воображение, наблюдательность. Работа над выразительностью настроения героев сказки. Игры на внимание. Игровые тренинги (игры на внимание, на развитие памяти и т.д.). Игры на развитие творчества (характер героев сказки (повадки)).
З. Мастер- классы по изготовлению игрушек (7 часов).
Изготовление пальчиковых кукол к импровизации «Муха — цокотуха». Изготовление кукол из старых варежек.
4. Импровизация существующих произведений, сочинение собственных (25часов).
Импровизация сказки. Работа над текстом сказки. Вместе сочиняем сказку
3.1 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кукольный театр « Люди. Руки. Куклы»
№ п/п | Раздел программы/ Тема | Теория | Практика | Всего |
I | Вводное занятие Начальная аттестация (контроль) Вводно - теоретическая часть. План и задачи кружка. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |
1 | История возникновения театра, знакомство с театральной лексикой. История возникновения театра «Петрушек» | 4 | 4 | |
2 | Для чего нужны игры на внимание, на развитие памяти и т. п. | 1 | 1 | |
3 | Классификация основных эмоций | 4 | 4 | |
4 | Мимика в рисунках Выразительные движения. Игра «Пойми меня» | 1 | 1 | |
5 | Знакомство с темпом, тембром речи. Дыхательные упражнения | 1 | 1 | |
6 | Драматизация сказки «Репка» | 1 | 2 | 3 |
7 | Работа над выразительностью речи | 1 | 1 | |
II | Тренинговая работа | 3 | 3 | |
1 | Игровые тренинги: игры на внимание, воображение, наблюдательность. | 1 | 1 | |
2 | Импровизация сказки. | 2 | 2 | |
3 | Индивидуально : отработка отдельных этюдов. | 2 | 2 | |
4 | Работа над произведением | 2 | 2 | |
5 | Работа с куклой в импровизации | 2 | 2 | |
6 | Работа над выразительностью настроения героев сказки. | 1 | 3 | 4 |
7 | Импровизация сказки. Игры на внимание | 1 | 1 | |
8 | Импровизация сказки. Игры на внимание | 1 | 1 | 1 |
9 | Импровизация сказки перед участниками объединения | 2 | 2 | |
10 | Знакомство с произведением «Колобок» | 1 | 2 | 2 |
11 | Работа над произведением. Обыгрывание | 1 | 1 | |
12 | Работа над произведением. Постановка дыхания | 2 | 2 | |
13 | Работа над выразительным чтения текста | 2 | 2 | |
14 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 3 | 3 | |
15 | Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т.д.) | 1 | 1 | |
16 | Как сочинять сказки? Творческая работа «Сочиняем сказку вместе» | 1 | 1 | |
17 | Обыгрывание сюжета сочинённой сказки. Игровые тренинги. Чтение басен А. Крылова | 2 | 2 | |
18 | Выражение различных настроений, черт характера | 2 | 2 | |
19 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 1 | 1 | |
20 | Изготовление кукол из старых варежек | 1 | 1 | |
21 | Изготовление кукол из старых варежек | 1 | 1 | |
22 | Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. Учимся говорить по - разному. Учимся четко говорить. | 2 | 2 | |
23 | Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов | 2 | 2 | |
24 | Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять. Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. | 1 | 2 | 3 |
25 | Работа над выразительностью речи | 3 | 3 | |
26 | Выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. Выбор сказки для итогового занятия. Чтение сказок | 3 | 3 | |
III | Итоговое занятие Выступление перед родителями. Итоговое занятие «Что мне понравилось…» | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 24 | 48 | 72 |
Срок реализации программы: 1 год.
3.2. Содержание учебно-тематического плана
Тема 1 «Вводно - теоретическая часть. Вводное занятие. План и задачи кружка. Инструктаж по ТБ». Практическая часть. Техника безопасности
Тема 2 История возникновения театра, знакомство с театральной лексикой. История возникновения театра «Петрушек». Теоретическая часть
Тема 3 Для чего нужны игры на внимание, на развитие памяти и т. п. Практическая часть
Тема 4 Классификация основных эмоций. Теоретическая часть
Тема 5 Мимика в рисунках. Выразительные движения. Игра «Пойми меня». Практическая часть
Тема 6 Знакомство с темпом, тембром речи. Дыхательные упражнения.
Практическая часть
Тема 7 Драматизация сказки «Репка». Практическая часть
Тема 8 Работа над выразительностью речи. Практическая часть
Тема 9 Тренинговая работа. Пальчиковая гимнастика. Работа над скороговорками.
Тема 10 Игровые тренинги: игры на внимание, воображение, наблюдательность. Практическая часть
Тема 11 Куклы на Руси. Изготовление тряпичных кукол. Практическая часть
Тема 12 Индивидуально : отработка отдельных этюдов. Практическая часть
Тема 13 Работа над произведением. Теоретическая часть
Тема 14 Работа с куклой в импровизации. Практическая часть
Тема 15 Работа над выразительностью настроения героев сказки. Практическая часть
Тема 16 Импровизация сказки. Игры на внимание. Практическая часть
Тема 17 Куклы из папье-маше. Изготовление куклы по собственному замыслу. Практическая часть
Тема 18 Импровизация сказки перед участниками объединения с возможностью показа сказки перед первоклассниками.
Тема 19 Знакомство с произведением «Колобок». Теоретическая часть
Тема 20 Работа над произведением . Обыгрывание. Практическая часть
Тема 21 Работа над произведением . Постановка дыхания. Практическая часть
Тема 22 Работа над выразительностью чтения текста. Практическая часть
Тема 23 Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов. Практическая часть
Тема 24 Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т.д.). Практическая часть
Тема 25 Как сочинять сказки? Творческая работа «Сочиняем сказку вместе» Теоретическая часть
Тема 26 Обыгрывание сюжета сочинённой сказки. Игровые тренинги. Чтение басен А. Крылова. Практическая часть
Тема 27 Выражение различных настроений, черт характера. Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов. Практическая часть
Тема 28 Изготовление кукол из старых варежек. Практическая часть
Тема 29 Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. Учимся говорить по - разному. Учимся четко говорить. Практическая часть
Тема 30 Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять. Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. Практическая часть
Тема 31 Чтение сказки «Теремок». Работа над выразительностью чтения текста. Практическая часть
Тема 32 Индивидуальная работа по сказке «Теремок». Отработка отдельных этюдов. Практическая часть
Тема 33 Индивидуальная работа по сказке «Теремок». Отработка отдельных этюдов. Практическая часть
Тема 34 Генеральная репетиция сказки «Теремок». Подготовка к выступлению перед детьми младшего школьного возраста. Практическая часть
Тема 35 Выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок, песенок и потешек.
Тема 36 Выступление-отчет перед родителями. «Петрушкины забавы!»
4. Планируемые результаты освоения программы.
Теоретическая компетентность включает:
Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
Широта кругозора;
Степень восприятия информации;
Развитость практических навыков работы с литературой;
Осмысленность использования специальной терминологии.
Практическая компетентность, включает:
Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
Свобода владения специальным оборудованием и оснащением кабинета;
Качество выполнения практического задания;
Технологичность выполнения практической деятельности;
Владение компьютерными технологиями.
Личностное развитие, оценка уровня воспитанности:
Культура организации практической деятельности;
Культура поведения;
Творческое отношение к выполнению практического задания;
Аккуратность при выполнении работы;
Развитость специальных способностей;
Умение работать в команде, отсутствие конфликтов в коллективе;
Самоконтроль, терпение, воля, желание трудиться;
5. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Кукольный театр « Люди. Руки. Куклы»»
Год обучения | Месяц обучения | Всего учебных недель | Всего часов по программе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||||||||
02.09-07.09 | 09.09-14.09 | 16.09-21.09 | 23.09-28.09 | 30.09.-5.10 | 7.10-12.10 | 14.10-19.10 | 21.10-.26.10 | 28.10-02.11 | 04.11-09.11 | 11.11-16.11 | 18.11-23.11 | 25.11-30.11 | 02.12-07.12 | 09.12-14.12 | 16.12-21.12 | 23.12-28.12 | 13.01-18.01 | 20.01-25.01 | 27.01-01.02 | 03.02-08.02 | 10.02-15.02 | 17.02-22.02 | 24.02-29.02 | 02.03-07.03 | 09.03-14.03 | 16.03-21.03 | 23.03-28.03 | 30.03-04-.04 | 06.04-11.04 | 13.04-18.04 | 20.04-25.04 | 27.04--02.05 | 04.05-09.05 | 11.05-16.05 | 18.05-23-05 | ||||
72 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
теория | практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 год | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 36 | 24 | 48 |
Условные обозначения:
ведение занятий по расписанию
итоговая (промежуточная) аттестация
каникулярный период
6.Условия реализации
- кабинет;
- площадки;
- актовый зал;
- оборудование: куклы, декорации, муз.сопровождение.
7. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации
№ п/п | Год обучения | Формы проведения промежуточной аттестации | Формы проведения итоговой аттестации |
1. | 1 год обучения | нет | отчётный концерт |
Способы и формы определения результативности освоения программы
Основными методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы являются: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации учащихся.
Текущий контроль учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: теоретический опрос, тестирование; практическая работа.
Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы. Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Кукольный театр «Люди. Руки. Куклы»»
Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Итоговая аттестация учащихся может проводиться в следующей форме:
отчётный концерт.
- Методическое обеспечение
№ п/п | Раздел/Тема занятий | Форма занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал по теме. Техническое оснащение | Формы подведения итогов, оценочные материалы |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Беседа, игра – знакомство, практические занятия. | Беседа. | Правила поведения и ТБ обучающихся в кабинете. | |
2-3. | История кукольного театра. | Лекции, беседа. | Объяснительно- иллюстративный, презентация. | Правила поведения и ТБ обучающихся в кабинете. | Тестирование, награждение грамотой. |
4.-5. | Знакомство с театральной лексикой | Лекции, беседа | Работа в группах | Мультимедийный проектор, компьютер. | Награждение грамотами и призами. |
6-9 | История возникновения театра «Петрушек». | Лекции с элементами беседы. | Объяснительно- иллюстративный. | Компьютер | Тестирование. |
10-14 | Классификация основных эмоций. | Игра. | Частично - поисковый. Работа в группах. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Тестирование. |
15-17 | Тренинговая работа | Практикум | Практикум | Тренинговая работа | Тренинговая работа |
18-20 | Для чего нужны игры на внимание, на развитие памяти и т. п. | Беседа, практикум | Работа в группах | Игры с поделками | |
21-27 | Игровые тренинги: игры на внимание, воображение, наблюдательность. | Работа в группах. | Поисковый. | Игры с поделками | |
28-33 | Работа над выразительностью настроения героев сказки. | Практикум | Частично-поисковый, работа в парах | Мультимедийный проектор, компьютер. | Отзыв о работе |
34-35 | Игры на внимание | Игра | Коллективная деятельность | Награждение призами. | |
36-45 | Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т. д.). Игры на развитие творчества ( характер героев сказки (повадки). | Практикум | Поисковый. | Награждение призами. | |
45-60 | Мастер-классы по изготовлению игрушек | Практикум | Практикум | Мультимедийный проектор, компьютер. | Мастер-классы по изготовлению игрушек |
61-66 | Изготовление пальчиковых кукол к импровизации «Муха — цокотуха». | Практикум | Практическая деятельность | Готовые поделки (образцы). | Тестирование. |
67-68 | Изготовление кукол из старых варежек | Практикум | Практическая деятельность | Готовые поделки (образцы). | Тестирование. |
69 | Импровизация существующих произведений, сочинение собственных. | Практикум | Практикум | Мультимедийный проектор, компьютер. | Импровизация существующих произведений, сочинение собственных. |
70 | Импровизация сказки. | Репетиция | Практикум | Игры с поделками | |
71 | Работа над текстом сказки. | Чтение, беседа | Коллективная деятельность | Фронтальный опрос. | |
72 | Вместе сочиняем сказку. | Практикум. | Групповая форма работы. | Мультимедийный проектор, компьютер. | Игры с поделками |
- Список литературы:
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
2. Основная литература и интернет ресурсы.
Литература для учителя
1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.
2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.
3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.
4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство , 1973.
5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство , 1973.
6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.
7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М ; Искусство, 1963.
8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.
9. Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.
Литература для ученика
1.Генов Г. Театр для малышей. М., 1968.Театр кукол.— Детская энциклопедия. М., Ю68, т. 12, с. 532—533
2.Поюровский Б. Рассказы о том, как становятся кукольниками. М., 1974.
3.Смирнова Н. Театр Сергея Образцова. М., 1971.
4.Что и как в театре кукол. Сб. статей /Под ред. Л. Г. Шпет, П. А. Асса. М., 1969.
Приложение 10
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЖДАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА им.ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.П.МУХИНА
Рабочая программа общеобразовательной
общеразвивающей программы
художественной направленности
кружка «Кукольный театр «Люди. Руки. Куклы»
возраст обучающихся: 8-10 лет
срок реализации: 1 год
п.Ждановский
2019год
1.Краткая пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Кукольный театр «Люди. Руки. Куклы» носит художественную направленность.
Актуальность программы заключается в эстетическом воспитании его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Новизна программы Программа учитывает интересы и способности учащихся. Созданные условия в процессе работы позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, постоянно испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что создаётся атмосфера радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Педагогическая целесообразность программы
определяется учетом возрастных особенностей учащихся, широкими возможностями социализации в процессе обучения, получением дополнительных в области эстетического развития.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей в возрасте от 8 до 10 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в объединениях 15 человек.
Формы организации образовательного процесса.
Основные формы проведения занятий: индивидуальные и групповые - используются игровые моменты, конкурс «Лучший кукловод» и т.п. Воспитательные моменты проходят в виде бесед, конкурсов рисунков, «Огоньков», чаепитий.
Данная программа имеет творческо-практическую направленность и предусматривает определенные организационно-педагогические условия. Она предполагают единство взаимосвязанных целей, принципов, содержания, форм и методов, условий педагогической деятельности, обеспечивающих успешность процесса социально-педагогической адаптации обучающихся к современному социуму в процессе реализации программы.
При организации занятий необходимо делать акцент на доступность, эмоциональность, способность заинтересовать обучающихся для развития у них творческих способностей, у детей развиваются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, упорство в достижении цели, доведение начатого до конца.
Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии, соревнования и т.п.);
- в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и др.);
- в средствах обучения.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебных часов программы – 72 часа.
Режим занятий.
Работа кружка осуществляется 2 раза в неделю и включает в себя 1 занятие по 45 минут. Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 25 мая (в том числе занятия проводятся в каникулярное время).
2. Цели и задачи
Цель программы: формирование у обучающихся творческого мышления, ответственности за свой выбор и выбор коллектива.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать интерес к театру кукол.
- Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.
Развивающие:
- Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.
- Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
- Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
- Совершенствовать артистических навыков детей. Программа способствует профессиональному самоопределению подростков, воспитанию любви к жизни, к окружающим.
3 Планируемые результаты
Теоретическая компетентность включает:
- Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- Широта кругозора;
- Степень восприятия информации;
- Развитость практических навыков работы с литературой;
- Осмысленность использования специальной терминологии.
Практическая компетентность, включает:
- Соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
- Свобода владения специальным оборудованием и оснащением кабинета;
- Качество выполнения практического задания;
- Технологичность выполнения практической деятельности;
- Владение компьютерными технологиями.
Личностное развитие, оценка уровня воспитанности:
- Культура организации практической деятельности;
- Культура поведения;
- Творческое отношение к выполнению практического задания;
- Аккуратность при выполнении работы;
- Развитость специальных способностей;
- Умение работать в команде, отсутствие конфликтов в коллективе;
- Самоконтроль, терпение, воля, желание трудиться;
4. Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы первого года обучения
№ п/п | Раздел/Тема занятий | Форма занятий | Дата |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Беседа, игра – знакомство, практические занятия. | 02.09 |
2-3. | История кукольного театра. | Лекции, беседа. | 04.09, |
4.-5. | Знакомство с театральной лексикой | Лекции, беседа | 11.09, |
6-9 | История возникновения театра «Петрушек». | Лекции с элементами беседы. | 18.09, |
10-14 | Классификация основных эмоций. | Игра. | 02.10, |
15-17 | Тренинговая работа | Практикум | 21.10, |
18-20 | Для чего нужны игры на внимание, на развитие памяти и т. п. | Беседа, практикум | |
21-27 | Игровые тренинги: игры на внимание, воображение, наблюдательность. | Работа в группах. | |
28-33 | Работа над выразительностью настроения героев сказки. | Практикум | |
34-35 | Игры на внимание | Игра | |
36-45 | Игровые тренинги.(игры на внимание, на развитие памяти и т. д.). Игры на развитие творчества ( характер героев сказки (повадки). | Практикум | |
45-60 | Мастер-классы по изготовлению игрушек | Практикум | |
61-66 | Изготовление пальчиковых кукол к импровизации «Муха — цокотуха». | Практикум | |
67-68 | Изготовление кукол из старых варежек | Практикум | |
69 | Импровизация существующих произведений, сочинение собственных. | Практикум | |
70 | Импровизация сказки. | Репетиция | |
71 | Работа над текстом сказки. | Чтение, беседа | |
72 | Вместе сочиняем сказку. | Практикум. |
5. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Кукольный театр «Люди, руки, куклы»
Год обучения | Месяц обучения | Всего учебных недель | Всего часов по программе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||||||||
02.09-07.09 | 09.09-14.09 | 16.09-21.09 | 23.09-28.09 | 30.09.-5.10 | 7.10-12.10 | 14.10-19.10 | 21.10-.26.10 | 28.10-02.11 | 04.11-09.11 | 11.11-16.11 | 18.11-23.11 | 25.11-30.11 | 02.12-07.12 | 09.12-14.12 | 16.12-21.12 | 23.12-28.12 | 13.01-18.01 | 20.01-25.01 | 27.01-01.02 | 03.02-08.02 | 10.02-15.02 | 17.02-22.02 | 24.02-29.02 | 02.03-07.03 | 09.03-14.03 | 16.03-21.03 | 23.03-28.03 | 30.03-04-.04 | 06.04-11.04 | 13.04-18.04 | 20.04-25.04 | 27.04--02.05 | 04.05-09.05 | 11.05-16.05 | 18.05-23-05 | ||||
72ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
теория | практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 год | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 36 | 24 | 48 |
Условные обозначения:
ведение занятий по расписанию
итоговая (промежуточная) аттестация
каникулярный период
Приложение 10.2
Оценочные материалы
Контрольный критерий №1.
Запоминание и изображение заданной позы.
Учащийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй повторяют заданную позу.
Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу.
Учащийся не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и повторяет заданную позу или движение.
Учащийся копирует и воспроизводит заданную позу, но не может воспроизвести ее через определенный промежуток времени.
Учащийся придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит заданную позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени.
Контрольный критерий №2
Этюдное изображение животных и птиц.
Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных ( индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не знает животных и птиц, не представляет как их можно изобразить.
Учащийся представляет повадки и поведение некоторых живых существ, но не может воспроизвести их с помощью пластических движений.
Учащийся скованно и зажато показывает некоторые элементы поведения животных и птиц.
Учащийся изображает
Различных животных
и птиц с помощью
пластических движений.
Контрольный критерий №3
Действие с воображаемым предметом.
Учащийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Мы не скажем, а покажем»: дети, действуя с воображаемыми предметами демонстрируют различные профессии: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.
Промежуточная аттестация – этюды на память физических действий (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не представляет воображаемый предмет.
Учащийся представил воображаемый предмет, но с неправильными формами.
Учащийся представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действие с ним.
Учащийся представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действие с ним в согласованности с партнером.
Контрольный критерий №4
Действие в предлагаемых обстоятельствах.
Умение представить себя и партнера в воображаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Путешествие» - учащиеся действуют по группам или по одному, детям предлагаются различные предлагаемые обстоятельства, например : вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Учащиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.
Промежуточная аттестация – этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся по предложенной картинке не может придумать и рассказать какие действия можно в этих предлагаемых обстоятельствах совершить.
Учащийся не может представить себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах.
Учащийся может представить себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах,
Но не может показать действия.
Учащийся представляет себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах, придумывает самостоятельно действия и разыгрывает их в согласованности с партнером.
Контрольный критерий №5
Воображение и вера в сценический вымысел.
Учащийся должен представить себя в образе героя, и суметь оправдать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Превращение комнаты»: дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. В каждом превращении учащиеся придумывают свою роль и разыгрывают вместе с партнерами. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты: магазин, театр, берег моря, лес, поликлиника, зоопарк, замок спящей красавицы, пещера дракона.
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Учащийся не может представить себя воображаемым героем, не может отгадать в кого превратились другие.
Учащийся может представить себя воображаемым героем, но не может действовать в предлагаемых обстоятельствах.
Учащийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, но не может согласованно действовать с партнером.
Учащийся представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых
обстоятельствах, согласованно действует с партнером в воображаемых обстоятельствах.
Приложение 10.3
Протокол
результатов итоговой (промежуточной) аттестации учащихся кружка
«Кукольный театр «Люди. Руки. Куклы»
2019-2020 учебного года
Название кружка «Кукольный театр «Люди. Руки. Куклы»
Фамилия, имя, отчество педагога Железняк Виктория Максимовна
Дата проведения 19/02/2020
Форма проведения
Количество учащихся на начало года 15
Количество учащихся на конец года _____
Результаты итоговой аттестации:
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Год обучения | Форма аттестации | Уровень освоения (высокий, средний, низкий) | Итог аттестации |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 |
Дата_________
Председатель комиссии_________
Члены комиссии_________________
_______________________________
_______________________________
Подпись педагога __________
Подведение итогов освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Кружок «Кукольный театр «Люди. Руки. Куклы» 2019- 2020уч. год
Результат участия и призовых мест обучающихся в конкурсах, выставках, соревнования (сводная таблица):
Ф.И. учащегося | Название конкурса | Сроки проведения | Уровень конкурса (проставьте +) | Итог конкурса (проставьте +) | ||||||
школьный | районный | региональный | федеральный | международный | участие | Призер (2-3 место) | Победитель (1 место) | |||
Педагог (Ф..И.О.) /Железняк В.М./ роспись____________________дата_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра
В методических рекомендациях содержатся теоретические и практические материалы по теме «Методика проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта».В крат...
Программа обучения в творческом объединении театр кукол
Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного, образованного и доброго человека. И один из таких путей – это воспитание искусством. Искусство, прежде всего, воздействует на чувства чело...
Куклы для детского театра кукол Автор: Вера Яковлева
Комплект авторских кукол для спектакля "Необыкновенный концерт" по мотивам популярных песенок из кинофильмов и мультфильмов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР» В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Разные виды деятельности педагога-психолога в школе, внеурочная работа с ребятами над театральными постановками привели к решению организовать «Психологический театр», который помогал бы взгляну...
Программа театра моды
Программа дополнительного образования. Театр моды "Лики молодости"...
Презентация театра моды "Лики молодости"
Общая информация о театре, направлениях его работы, его достижениях...
Лекции по истории зарубежного театра на тему "Французский романтический театр"
Материал для студентов и преподавателей....