Методическая разработка Организация и проведение предметного мероприятия «Компьютерный брейн-ринг «Биологические загадки»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_vilkova_2020.doc | 73 КБ |
prilozhenie_12.docx | 18.4 КБ |
prilozhenie_3_variant_zadaniy_1_.docx | 2.16 МБ |
prilozhenie_3_variant_zadaniy_2.docx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ижорский колледж»
Методическая разработка
Организация и проведение предметного мероприятия «Компьютерный брейн-ринг «Биологические загадки»
(методические рекомендации)
Автор: преподаватель Вилкова И.Э.
Санкт-Петербург, 2020
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации предназначены для педагогов, организующих предметные внеурочные мероприятия в форме конкурсов с использованием компьютерных технологий.
Данные рекомендации раскрывают методику подготовки и проведения предметного мероприятия, апробированного автором в рамках декады естественно-научных дисциплин.
В методических рекомендациях представлен вариант оформления конкурсных заданий в оригинальной форме, особенность и сложность которых заключается в необходимости анализа, логического обобщения содержания разных разделов учебной дисциплины, интеграции предметных знаний.
Использование компьютера, визуализация, наглядность информации обеспечивает возможность быстрого ее восприятия и осмысления конкурсантами.
Критериями оценки является не только грамотность и скорость выполнения заданий, но и умение работать в команде. Деятельность каждой команды оценивается волонтером – обучающимся более старшего курса.
Целью проведения таких конкурсов является возможность оценки и самооценки системности знаний обучающихся по предмету, а также привлечение обучающихся к волонтерской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………………. 4
- Подготовка и проведение конкурса «Компьютерный брейн-ринг
«Биологические загадки» …………………………………………………. 5
- Заключение ………………………………………………………………… 8
- Список использованных и рекомендуемых источников информации… 9
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………10
- Пояснительная записка
Педагогический процесс предполагает повседневный творческий труд. В нем постоянно происходят какие-то изменения: совершенствование технологий обучения, появление нового оборудования. Все это требует от преподавателя постоянного поиска наиболее актуального содержания, новых форм, методов, использования современных технических и информационных средств обучения.
В процессе этой деятельности преподаватель обобщает накопленный опыт, отбирает все интересное и значимое, совершенствует методические приемы и свое педагогическое мастерство.
Цель данных рекомендаций – раскрытие опыта проведения предметных мероприятий, оказание практической помощи преподавателям в методической работе в направлении применения активных форм и методов обучения.
Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты конкурсных заданий и организационные формы проведения соревновательных мероприятий в рамках внеурочной предметной деятельности.
Использование компьютера для выполнения заданий давно и успешно применяется при проведении турнирных мероприятий предметных декад по различным дисциплинам. По биологии автором разработано и апробировано несколько вариантов иллюстрированных заданий на выбор правильных ответов, сопоставление понятий, построение логических цепочек, решение биологических задач и загадок, поиск биологических процессов и понятий в содержании фрагментов видеофильмов и т.д.
Задания, оформленные с помощью картинок, фотографий видеофрагментов, значительно облегчают восприятие информации, приближают к реальности исследуемых объектов и процессов, повышают познавательный интерес и увлеченность у обучающихся.
Выполнение заданий на компьютере, как наиболее привычный, хорошо освоенный вид деятельности современных обучающихся, позволяет обеспечить оперативность, качество оформления ответов, эффективность работы в команде.
2 Подготовка и проведение конкурса «Компьютерный брейн-ринг
«Биологические загадки»
Выбор формы проведения конкурса «Компьютерный брейн-ринг» соответствует условиям его проведения: выполнение заданий на компьютере, минимальное количество времени на принятие совместного решения команды.
Подготовка конкурса – ответственный и творческий процесс, ориентированный на желаемый результат, который заключается в получении объективной картины в освоении обучающимися элементов содержания учебной программы, сформированности системного мышления, умений анализировать, обобщать информацию, включаться в процесс коллективной мыследеятельности.
Процесс подготовки к конкурсу включает:
- анализ содержания учебной программы (в пределах пройденного материала) с целью отбора понятий;
- разработка и оформление заданий в электронном (запасной вариант - в распечатанном) виде; (Приложение 3)
- разработка Положения конкурса и других рабочих материалов (эталонов ответов, протоколов, таблиц для оформления итогов конкурса, таблички с номерами групп и др.); (Приложение 1, 2)
- рассмотрение и согласование формы проведения и материалов конкурса на заседании методического объединения, включение мероприятия в план предметной декады;
- информирование обучающихся всех учебных групп об условиях проведения конкурса, дате и времени его проведения;
- формирование команд участников и волонтеров на добровольной и рекомендательной основе;
- загрузка конкурсных заданий на рабочие компьютеры, проверка их работоспособности;
- подготовка волонтеров;
- инструктаж для членов жюри.
Конкурсные задания разрабатываются на основе содержания учебной программы по дисциплине с учетом тематики внеаудиторной самостоятельной работы и домашних заданий.
Каждый из двух вариантов содержит по 15 заданий. Каждое задание включает по три иллюстрации и строку для впечатывания ответа.
Конкурсантам необходимо проанализировать информацию трех картинок и определить понятие, которое их объединяет. Это может быть процесс, структурный элемент, вещество, научное открытие или другой объект. Например, на одной картинке представлена структурная формула вещества, на другой – процесс его образования, а не третьей – клеточный органоид, где происходит синтез этого вещества. Все картинки обезличены, то есть не содержат текстовой информации. В данном случае интегрируются знания из разных тем программы.
В Положении конкурса необходимо указать:
- цели и задачи мероприятия;
- условия проведения конкурса;
- основные требования к выполнению заданий;
- критерии оценки результатов;
- категорию участников и состав жюри.
Ознакомление обучающихся с Положением осуществляется за две недели до конкурса. Целесообразно информировать их о темах программы, которые необходимо повторить для подготовки.
Поскольку конкурс проводится в компьютерном классе, необходимо согласовать дату и время его проведения с расписанием работы кабинета.
Желательно приобщить преподавателя ИКТ с целью технического сопровождения конкурса.
Подготовка волонтеров (обучающихся старшего курса) заключается в информировании о системе оценивания, оформлении протоколов, условиях конкурса (степень сотрудничества в работе команды, соблюдение дисциплины, регламента). Волонтерская работа имеет большое познавательное и воспитательное значение для обучающихся.
Команды формируются из трех обучающихся одной учебной группы. За работой каждой команды наблюдает один волонтер. Команда работает за одним компьютером с указанным номером группы.
Проведение конкурса начинается с инструктажа конкурсантов. Необходимо
напомнить об условиях конкурса, критериях оценки, объяснить принцип выполнения заданий.
Каждый правильный ответ оценивается 5 баллами, неполный или близкий к эталону ответ – 3 баллами. Нарушение условий конкурса – 1 штрафной балл. Максимальное время на выполнение всего варианта – 30 минут.
Команды приступают к открытию файла с вариантом заданий одновременно (1 и 2 варианты размещены на компьютеры поочередно). Волонтеры фиксируют время, затраченное командой на выполнение всего варианта. Это время, а также эффективность командной работы, будут учтены в случае совпадения количества набранных баллов при определении команд победителей и призеров конкурса.
Члены жюри в ходе конкурса выполняют функцию внешних наблюдателей за работой команд и волонтеров, оказывают помощь волонтерам в затруднительных ситуациях. После окончания работы всех команд члены жюри вместе с волонтерами сверяют ответы на компьютере каждой команды с данными в протоколе, подсчитывают общее количество баллов у каждой группы, согласовывают и определяют первенство команд.
Каждый участник команды победителя, занявшей 1 место и команд призеров – 2 и 3 место, награждаются грамотами на общем курсовом собрании. Всем остальным участникам конкурса вручаются сертификаты, а волонтерам – благодарности. Существенное дополнение в копилку персонального портфолио обучающихся и портфолио группы..
Не менее важный мотивационный фактор – поощрение обучающихся хорошими отметками текущей аттестации за активное участие в предметных мероприятиях.
Информацию о прошедшем мероприятии, результатах конкурса и фотографии желательно разместить на сайте лицея.
3 Заключение
Участие в конкурсных мероприятиях всегда ответственное и волнительное событие для обучающихся. Успех команды в конкурсе рассматривается как достижение учебной группы и личное достижение каждого участника.
Задача преподавателя состоит не только в тщательной подготовке всех организационных моментов и конкурсных материалов, но и в создании атмосферы доброжелательности, равных условий, объективности и открытости в подведении итогов. Работа волонтеров с командой снимает в определенной степени психологическое напряжение, организует и поддерживает участников.
Достижению поставленных образовательных целей способствует также форма и содержание конкурсных заданий, отвечающая основным дидактическим принципам: научность, доступность, наглядность, практическая значимость.
Проблемный, интегративный характер, наглядная форма заданий, представленный в данных рекомендациях, выполнение работы участниками на компьютере способствует реализации их познавательного интереса, раскрытию интеллектуальных способностей, повышает мотивацию к изучению дисциплины.
Работа в команде, ситуация сотрудничества способствует развитию коммуникативной культуры, навыков продуктивного взаимодействия, снятию психологических барьеров к участию в коллективных, открытых мероприятиях.
Как показывает опыт, проведение таких увлекательных интеллектуальных конкурсов обеспечивает решение не только дидактических задач, но и способствует развитию позитивного взаимоотношения обучающихся с преподавателем, между собой и коллективами учебных групп курса.
Надеемся, что данные методические рекомендации окажут помощь прежде всего начинающим педагогам в создании собственных методических разработок предметных внеурочных мероприятий, в развитии идей, совершенствовании форм и типов творческих заданий, используя возможности современных технических средств обучения и действуя в целях повышения качества образования.
4 Список использованных и рекомендуемых источников информации
- Гребенникова Л.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению предметных недель в образовательных учреждениях СПО.
Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-
podgotovke-i-provedenii-predmetnih-nedel-v-spo-1382213.html
2. Оформление методических разработок.
Режим доступа: http://ex.kabobo.ru/docs/161700/index-6654.html
3. Пилявский А.Е. Методические рекомендации по оформлению и содержанию
методических разработок.
Режим доступа: infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-oformleniyu-i-soderzhaniyu-metodicheskih-razrabotok-709431.html
- Юрьева Ф.Х. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения. Режим доступа: http://dodiplom.ru/ready/99995
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Положение о конкурсе «Компьютерный брейн-ринг «Биологические загадки»
Место проведения: каб. № _______
Дата проведения: ______________ Время проведения: _____________
Цель мероприятия: создать условия для реализации познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся, способствовать развитию навыков продуктивного взаимодействия в команде, содействовать развитию аналитического мышления, синтеза и обобщения знаний в предметной области.
Задачи мероприятия:
1. Повышение мотивации к изучению биологии.
2. Реализация навыков использования ИКТ для выполнения заданий.
3. Формирование интереса к волонтерской деятельности.
Ответственный за мероприятие: преподаватель _______________
Участники мероприятия:
- обучающиеся __1___ курса (состав команды: _3_человека от группы)
волонтеры (ассистенты руководителя, наблюдатели) – обучающиеся 2 курса – 7 человек
Порядок и условия проведения мероприятия:
1. Задания выполняются на компьютере (1 компьютер для каждой команды)
2. Наблюдение за выполнением заданий и учет результатов осуществляют волонтеры.
3. Время: 10 мин - инструктаж.
30 мин – выполнение 15 заданий (по вариантам)
5 мин – подведение итогов
Задание:
1. Проанализировать три представленных объекта на картинках и определить, что их объединяет или что они символизируют. Это может быть: вещество, химический элемент, процесс, структура, способ и т.д.
2. Вписать в рамку рядом с номером задания ответ одним или двумя словами.
Критерии оценивания:
- один точный ответ – 5 б.
- близкий по смыслу ответ (аналог) – 3 б.
- за нарушение дисциплины – 1 штрафной балл
- максимальное количество баллов - 75
Состав жюри: ______________________________
Приложение 2. Лист 1
Протокол проведения конкурса по биологии «Биологические загадки»
Группа ____________
Участники:
- ___________________
- ___________________
- ___________________
Волонтер: _____________________
Вариант 1
задание | Точный ответ | Аналог ответа | баллы |
1 | Структуры белка | белок | |
2 | Вода | ||
3 | Фотосинтез | Образование углеводов (сахаров) | |
4 | Кальций | ||
5 | Источники железа | Железо | |
6 | Белок кератин | - Белок - Образования наружного слоя | |
7 | Жиры (масла) | Витамин Е | |
8 | Открытие микробов | Открытие А.Левенгука | |
9 | Рибонуклеиновая кислота (РНК) | Нуклеиновая кислота | |
10 | Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) | Источник энергии | |
11 | Целлюлоза (клетчатка) | - Полисахарид - углевод | |
12 | Гемоглобин | Белок крови | |
13 | Вегетативное размножение | Бесполое размножение | |
14 | Размножение спорами (спорообразование) | Бесполое размножение | |
15 | Почкование | Бесполое размножение | |
Итого: |
Время выполнения:________________
Приложение 2. Лист 2
Протокол проведения конкурса по биологии «Биологические загадки»
Группа ____________
Участники:
- ___________________
- ___________________
- ___________________
Волонтер: _____________________
Вариант 2
задание | Точный ответ | Аналог ответа | баллы |
1 | Крахмал | - Полисахарид - углевод | |
2 | Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) | Нуклеиновая кислота | |
3 | Фотосинтез | Образование углеводов (сахаров) | |
4 | Рибосома | Структура клетки для синтеза белка | |
5 | Размножение спорами (спорообразование) | Бесполое размножение | |
6 | Жиры | ||
7 | Открытие клетки | Открытие Р.Гука | |
8 | Вегетативное размножение | Бесполое размножение | |
9 | Кальций | ||
10 | Структуры белка | белок | |
11 | Инсулин | - Белок - гормон | |
12 | Вода | ||
13 | Источники железа | Железо | |
14 | Фрагментация | Бесполое размножение | |
15 | Белок кератин | - Белок - Образования наружного слоя | |
Итого: |
Время выполнения:________________
Приложение 2. Лист 3
Список участников и волонтеров предметной декады
естественно - научных дисциплин (биология)
дата ______ время ______ место _______
группа | Участники + запасной | волонтеры |
(запасной) |
Итоги предметной декады
естественно - научных дисциплин (биология)
группа | Участники и волонтеры | баллы | Время мин. | место |
Максимальное количество баллов – 75
Руководитель, жюри –
Техническое сопровождение, жюри –
Член жюри и ассистент
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока Дисциплина: Программное обеспечение компьютерных сетей Тема: «Службы Интернета»
Это занятие посвящено решению таких вопросов, как:1. подключение локальной сети к Интернет;2. возможности одновременного доступа к ресурсам Интернет пользователей на всех клиентских рабочих станциях;3...
Методическая разработка по "Бухгалтерскому учету" на тему "Бухгалтерский брейн-ринг"
Существует предубеждение, что бухгалтерский учет скучен и даже зануден, но это не так. Бухгалтерский учет - вещь загадочная и увлекательная. Это наука и искусство одновременно. Пости...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЯ НАШЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»
В данной методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия олимпиады на тему « Экология наше сегодня и завтра» студентов ГБОУ СПО «БАК» КК с применением мул...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по организации и проведению предметной олимпиады по дисциплине: «Товароведение продовольственных товаров»
Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров. Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра «Брейн – ринг»»» по общепрофессиональной дисциплине «Финансовое право и налоговое право» (специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)
методическая разработка предназначена для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений ведущих общепрофессиональную дисциплину «Финансовое право и налоговое право», и может быть ...
Выступление на ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход»
В работе представлен План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход», проведенного в рамках выступления на ГУМО «Особенности о...
Методическая разработка заданий к проведению практики по МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
В разработке представлены задания для прохождения учебной и производственной практики: вопросы для анализа проведения режимных процессов в ДОУ, организации оздоровительной работы, формирования культур...