Детская железная дорога как средство приобщения к будущей профессии
статья
Предварительный просмотр:
Инновационное развитие железнодорожного транспорта: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. г. Томск. 28 февраля. – Томск, 2019. С. 266-270.
Детская железная дорога как средство приобщения
к будущей профессии
кан. истор. наук, преподаватель
Светлана Владимировна Завьялова
студент группы ННЭТ-211
Андрей Евгеньевич Подоплелов
Всего в России 25 Детских железных дорог, где обучаются дети от 10 до 16 лет.
Первые детские железные дороги начали строить в 30-е годы XX века. Специалистов тогда не хватало, а три года занятий на ДЖД давали школьникам знания в объеме железнодорожного техникума, и они могли сразу начинать работать.
На бюро Горьковского Обкома ВКП (б) 13 мая 1939 г. было принято решение о строительстве Горьковской детской железной дороги. По воспоминаниям И. Слепова, начальника строительства Малой Горьковской железной дороги: «Все организации и учреждения города принимали активное участие в строительстве дороги. Секретари партийных организаций и директора предприятий уделяли большое внимание подшефным объектам Малой Горьковской железной дороги. Дорогу строил весь город за счет мобилизации своих внутренних ресурсов. Партийные организации провели широкую массово-разъяснительную работу среди трудящихся города и сумели мобилизовать внимание общественности вокруг строительства детской железной дороги. Партийные и комсомольские организации проводили субботники на строительстве детской железной дороги. В двух субботниках на строительстве дороги приняло участие 11400 человек, из них более тысячи домохозяек. В строительстве дороги принимал участие не только город, но и область. Например, Борисоглебский колхоз имени Коминтерна Муромского района, организовал из лучших колхозников-специалистов: плотников, каменщиков, землекопов – комплексную бригаду и послал ее на строительство детской железной дороги. Эта бригада взяла обязательство полностью своими силами построить станцию имени Пушкина. Комплексная бригада включилась в соревнование имени Третьей Сталинской Пятилетки и взяла обязательство закончить строительство станции на 5 дней раньше установленного графиком срока. Комитет содействия строительству детской железной дороги утвердил срок окончания строительства детской железной дороги 1 октября 1939 г., а 6 ноября 1939 г. дорога должна быть открыта и сдана в нормальную эксплуатацию». Детская железная дорога была построена в срок и дети города Горького (Нижнего Новгорода) получили замечательный подарок к 8 ноября 1939 г.
По настоящее время функционирует Детская железная дорога Горьковской ж.д., осуществляющая дополнительное образование для детей, занимающихся изучением железнодорожных специальностей.
Транспортная техника увлекательна шириной своих возможностей. Подростки получают знания и уважение к традициям железнодорожников. Детская железная дорога организует уважительный, культурный и полезный досуг, создает условия для профессиональной начальной подготовки.
Детская железная дорога в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции [1]:
1) способствует воспитанию юных железнодорожников на героических примерах самоотверженного труда старших, привитию им чувства гордости человека труда;
2) проводит работу по ориентированию детей на получение железнодорожных профессий, знакомит с основными навыками и обязанностями работников этих профессий;
3) проводит работу по развитию творческих способностей учащихся,
организует их досуг;
4) совершенствует организацию профориентационного процесса с целью использования в нем передовых методов;
5) осуществляет подготовку детей к участию в проводимых ОАО "РЖД" конкурсах детских железных дорог;
6) проводит и принимает участие в технических конференциях, выставках, смотрах, конкурсах и других массовых мероприятиях;
7) организует и принимает участие в семинарах по обмену опытом;
8) образует объединения (кружки) железнодорожного моделирования и конструирования, технического и художественного творчества, спорта и др.
9) разрабатывает ежегодно план работы детской железной дороги;
10) планирует использование трудовых ресурсов, разрабатывает и выполняет мероприятия, направленные на повышение производительности труда, оптимизацию расходов;
11) организует и проводит работу по повышению квалификации работников детской железной дороги;
12) создает условия для развития у детей склонности к изобретательской и рационализаторской деятельности;
13) обеспечивает защиту информации, составляющей государственную и коммерческую тайну;
14) проводит единую политику ОАО "РЖД" в области оплаты и мотивации труда, нормирования трудовых затрат, рационального использования трудовых ресурсов и социальной защиты работников в соответствии с нормативными документами и коллективным договором ОАО "РЖД";
15) проводит в установленном ОАО "РЖД" порядке мероприятия по защите юных железнодорожников, работников и объектов детской железной дороги от террористических актов;
16) ведет делопроизводство и хранит документы в установленном ОАО "РЖД" порядке.
Для обмена опытом между детскими железными дорогами и оценки знаний юных железнодорожников каждые два года проводится Всероссийский слет юных железнодорожников, где воспитанники соревнуются в конкурсах профессионального мастерства «Лучший юный профессионал». К конкурсу все ребята готовятся заранее, что способствует развитию их творческого потенциала, а также мотивирует к поступлению в образовательные учреждения железнодорожного транспорта.
В филиале Самарского Государственного Университета Путей Сообщения поступают и успешно учатся ученики детской железной дороги.
Транспортная техника увлекательна шириной своих возможностей.
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типовая учебная программа практики по "Техническим средствам железных дорог"
Настоящая типовая учебная программа практики разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом Республики Казахстан по специальности: 1203000 «Организация перевозок и упра...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05.Технические средства железных дорог
МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия Государственное бюджетное учреждениепрофессионального образования Республики Мордовия«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникумимени А.П. Байкуз...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения. Программы подготовки специалистов среднего звена по профессии ППКРС 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов
Фонд оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине ОП-06 Правила технической эксплуатации железных дорог и безопасность движения, разработан на основе Федерального государственного образовательного ст...
Презентация на тему: МОЛОДЕЖЬ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС БУДУЩЕГО КОМПАНИИ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
МОЛОДЕЖЬ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС БУДУЩЕГОКОМПАНИИ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»Авторы: Деменева Юлия Сергеевна, Пляскина Елизавета Александровна.На...
ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
В рамках месячника «Детская безопасность на железной дороге», а так же с целью профилактики и предупреждения транспортных происшествий с несовершеннолетними в зоне движения поездов 09 сент...
Есть много профессий хороших и важных, но судьба моя – железная дорога : материалы Международной заочной студенческой научно-практической конференции (18 декабря 2020 г.) / под ред. О.В. Трапицыной, Н.А. Шарыгиной. – Киров: филиал СамГУПС в г. Кирове,2020
С.В. Ксюнов, С.В. Завьялова Железная дорога - мое будущее. С. 222...
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «На пути к профессии… Твой путь – железная дорога!» (май 22)
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «На пути к профессии… Твой путь – железная дорога!»...