Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.05 "Технические средства железных дорог" для специальности среднего звена 23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте
рабочая программа

Русина Екатерина Николаевна

Рабочая  программа учебной дисциплины «Технические средства на железнодорожном транспорте» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования по ППССЗ: 23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте.

               Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технические средства на железнодорожном транспорте» может быть использована для профессиональной подготовки специалистов различных подразделений железнодорожного транспорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_op.05_tszhd.docx98.57 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«НЯНДОМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Согласовано

Руководитель отделения ППССЗ

 _____________/Т.М.Малыгина/

«_______» ________________2023 г.

                                                         

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

По специальности среднего профессионального образования

23.02.01 Организация перевозок и управления на железнодорожном транспорте

Няндома

2023 г.

        Рабочая  программа общепрофессиональной учебной дисциплины разработана с учетом ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена:

23.02.01 «Организация перевозок на железнодорожном транспорте»

Организация-разработчик:  

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Няндомский железнодорожный  колледж»

Разработчик:

Русина Екатерина Николаевна – преподаватель Няндомского железнодорожного колледжа, первая квалификационная категория

Рецензент ___________________________________________________________________________________________________________________________________

        Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии преподавателей и мастеров по направлению  «Организация движения и обслуживание на железнодорожном транспорте» и рекомендована к утверждению

                   Протокол заседания №_10_ от 21_   _____июня__2023г.

                   Председатель ЦК_Русина Е.Н._____

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Пояснительная записка

4

2. Общая характеристика учебной дисциплины

6

3. Результаты освоения учебной  дисциплины

8

4. Содержание учебной дисциплины

9

5. Тематическое планирование учебной дисциплины

12

6. Темы индивидуальных проектов

16

7. Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

17

8. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

19

9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы учебной дисциплины

21

10. Рекомендуемая литература

22

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая  программа учебной дисциплины (далее: Программа)  предназначена для изучения  «Технические средства на железнодорожном транспорте»  в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной  профессиональной  образовательной  программы  СПО  (ОПОП  СПО)  на  базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

        Программа  разработана  на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Технические средства на железнодорожном транспорте», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального  образования  на  базе  основного  общего  образования  с  учетом  требований  федеральных государственных  образовательных  стандартов  и  получаемой  специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №  06-259).

        Содержание программы «Технические средства на железнодорожном транспорте» направлено на достижение следующих целей: вооружение обучающихся знаниями принципов, условий и методов работы железнодорожного транспорта,  привитие  навыков  комплексного  подхода  к  решению  этой  проблемы,  а  также  воспитание  у  них  чувства  особой  ответственности  за обеспечение безаварийной работы железных дорог.

              В  программу  включено  содержание,  направленное  на  формирование  у  обучающих знаний и умений, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки  специалистов среднего звена (ППССЗ).

        Программа учебной дисциплины «Технические средства на железнодорожном транспорте» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП  СПО  на  базе  основного  общего  образования,  уточняют  содержание  учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки  специалистов среднего звена, осваиваемой  специальности.

        Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программ СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины «Технические средства на железнодорожном транспорте» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования по ППССЗ: 23.02.01 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте.

        Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Технические средства на железнодорожном транспорте» может быть использована для профессиональной подготовки специалистов различных подразделений железнодорожного транспорта.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина «Технические средства на железнодорожном транспорте»  изучается в общепрофессиональном цикле  учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования.

2.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины (модуля):

      максимальной учебной нагрузки студентов  207 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 137 часов,

самостоятельной работы студентов 70 часов.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение  содержания  общеобразовательной учебной  дисциплины  «Технические средства на железнодорожном транспорте» обеспечивает  достижение обучающимися следующих результатов.

Личностных: чувство ответственности в выполнении должностных обязанностей в профессиональной деятельности и объективное осознание роли полученных знаний и умений  в этом; умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по  решению общих задач; умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.

Метапредметных: использование различных видов познавательной деятельности для решения   задач по обеспечению безопасности движения поездов с целью сохранности перевозимых грузов и пассажиров; использование основных  операций: обобщение причин допущенных нарушений безопасности движения, повлекших нанесение вреда здоровью перевозимых пассажиров и не сохранность перевозимых грузов, формулирование выводов для изучения различных сторон явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность; умение анализировать и представлять информацию в различных видах.

Предметных: сформированности представлений о роли и месте  правил общего курса железных дорог в вопросах обеспечения безопасного движения поездов  при оказании услуг по перевозке грузов и пассажиров; уверенное использование железнодорожной  терминологии в вопросах обеспечения безопасности движения поездов; владение основными принципами  классификации нарушений безопасности движения поездов; сформированности представлений о принимаемых системных мер в вопросах обеспечения безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте.

           В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь основные сведения о:

- габариты на ж.д. транспорте

- вагонное хозяйство

- локомотивное хозяйство

- электроснабжение железных дорог

- погрузочно-разгрузочные машины и устройства

- склады и комплексная механизация переработки грузов

- перевозка грузов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– различать все типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин;

–рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– материально-техническую базу железнодорожного транспорта; 

– основные характеристики и принципы работы технических средств железнодорожного транспорта.

Результаты обучения

Общие компетенции:

ОК- 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК -2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться   с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.  Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

4.СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

207

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

137

в том числе:

          практические занятия

22

          лабораторные работы

          контрольные работы

-

Самостоятельная (внеаудиторная) работа  студентов (всего)

70

 Итоговая  аттестация в форме экзамена

                                        

                        

Содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Введение

Содержание учебного материала                                                                            

 История развития технических средств на железнодорожном транспорте

2

Раздел 1. Вагоны и вагонное хозяйство

Тема 1. Подвижной состав железных дорог

Содержание учебного материала                                                            

Общие требования к подвижному составу. Габариты на железнодорожном транспорте. Габарит приближения строений, габарит подвижного состава, строительный и эксплуатационный габарит.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературой по теме: «Надежность подвижного состава». Изучение ГОСТ 9238–83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

3

Тема 2. Общие сведения о вагонах

Содержание учебного материала                                                                                  

 Назначение и классификация вагонов. Основные элементы вагонов. Технико-экономические характеристики вагонов. Пассажирский парк вагонов. Грузовой парк вагонов. Система нумерации подвижного состава.

10

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Назначение и классификация вагонов.

Перечислить основные элементы вагонов.

2

Тема 3. Колесные пары вагонов

Содержание учебного материала                                                                            

 Назначение и устройство колесных пар вагонов. Требования к содержанию колесных пар вагонов. Техническое обслуживание колесных пар вагонов. Неисправности колесных пар подвижного состава.      

2

  Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Какие требования предъявляются к содержанию колесных пар вагонов?

Как осуществляется техническое обслуживание колесных пар вагонов?

Неисправности колесных пар подвижного состава и их устранение.

1

Тема 4. Буксы и рессорное подвешивание  вагонов

Содержание учебного материала                                                                            

 Назначение и Типы букс вагонов. Буксы с подшипниками качения (роликовыми подшипниками). Рессорное подвешивание вагонов.

1

Самостоятельная работа обучающихся                                                      

 Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 5.  Тележки вагонов

Содержание учебного материала                                                                     

Назначение и классификация тележек вагонов. Тележки грузовых вагонов, их описание и устройство (модели 18-100, 18-115, модели18-120, 18-755, 18-101, УВЗ -9м и КВЗ-И2).  Общие требования к тележкам вагонов.  Тележки пассажирских вагонов, их описание и устройство (типа  КВЗ – ЦНИИ,            ТСК-1).  Рамы вагонов.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы

2

Тема 6.  Автосцепные устройства

Содержание учебного материала

Классификация автосцепных устройств. Автосцепное устройство вагона. Требования, предъявляемые к устройствам автосцепки. Механизм автосцепки. Особенности автосцепного устройства восьмиосных вагонов. Типы поглощающих аппаратов.

7

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературой по теме: «Новое в конструировании автосцепного устройства»

1

Тема 7. Автотормоза

Содержание  учебного  материала                                                                   Назначение и классификация тормозов. Тормозное оборудование подвижного состава. Система тормозов. Виды тормозов. Полное и сокращенное опробование тормозов. Требования к тормозному оборудованию подвижного состава.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально

2

Тема 8.  Грузовые вагоны

Содержание учебного материала

Назначение кузовов вагонов. Общие сведения. Назначение крытых кузовов вагонов. Назначение кузовов полувагонов. Назначение кузовов платформ. Назначение кузовов транспортеров. Назначение  и классификация цистерн. Цистерны общего назначения. Назначение, виды и устройство изотермического подвижного состава.  

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов, презентаций по темам, устанавливаемым преподавателем индивидуально. Вагоны промышленного транспорта (Вагоны-самосвалы (думпкары)).

8

Тема 9.  Пассажирские вагоны

Содержание учебного материала

Кузова пассажирских вагонов. Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов. Электрооборудование пассажирских вагонов. Система вентиляции пассажирских вагонов, их кондиционирование

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме: Оборудование и кузова пассажирских вагонов по новой технологии 

1

Тема 10. Вагонное хозяйство

Содержание учебного материала

Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства. Система технического обслуживания и ремонта вагонов. Техническое обслуживание грузовых вагонов.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Какие основные сооружения и устройства вагонного хозяйства существуют.

Как осуществляется планирование и организация перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.

4

Раздел 2. Локомотивы и локомо-тивное хозяйство

Тема 1.  Общие  сведения  о тяговом подвижном составе

Содержание учебного материала

Сравнение различных видов тяги. Классификация тягового подвижного состава. Основные требования к локомотивам и моторвагонному подвижному составу. Локомотивный парк 

7

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Классификация тягового подвижного состава.

Основные требования к локомотивам и моторвагонному подвижному составу

2

Тема 2. Электровозы

Содержание учебного материала

Общие сведения об электрическом подвижном составе (ЭПС). Механическая часть электроподвижного состава. Электрическое оборудование электровозов постоянного тока и особенности устройства электровозов переменного тока Токоприемники. Вспомогательные машины электровоза. Системы управления ЭПС. Электрические аппараты и приборы. Электропоезда.

10

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Электрическое оборудование электровозов постоянного тока.

Особенности устройства электровозов переменного тока.

Система управления ЭПС

2

Тема 3. Тепловозы

Содержание учебного материала

Общие понятия об устройстве тепловоза и его основные технические характеристики. Основы устройства дизеля, принцип его работы. Вспомогательное оборудование тепловоза. Передачи тепловозов. Электрические машины тепловоза. Электрические аппараты тепловоза. Экипажная часть тепловоза. Газотурбовозы, турбопоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы.

6

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Основные технические характеристики тепловозов.

Вспомогательное оборудование тепловоза.

Электрические машины тепловоза. 

4

Тема 4.  Локомотивное хозяйство

Содержание учебного материала

Технические средства локомотивного хозяйства. Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите.

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Технические средства локомотивного хозяйства.

Система технического обслуживания и ремонта локомотивов

Написание реферата на тему: Организация работы персонала по техническому обслуживанию перевозочного процесса, а также по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

4

Раздел 3.  Электроснабжение железных  дорог

Тема 1. Общие сведения об электроснабжении электрифи-цированных железных дорог

Содержание учебного материала

Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных дорог Системы тока и напряжения контактной сети. Тяговая сеть. Эксплуатация устройств электроснабжения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Системы тока и напряжения контактной сети.

Эксплуатация устройств электроснабжения

2

Раздел 4. Средства механизации

Тема 1. Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах  и  устройствах.

Содержание учебного материала

Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств. Производительность и потребный парк погрузочно-разгрузочных машин.

5

Практическое занятие.

Определение производительности и потребного парка погрузочно-разгрузочных машин.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 2.  Погрузчики

Содержание учебного материала

Классификация погрузчиков и электропогрузчиков. Автопогрузчики и рабочее оборудование погрузчиков. Специальные вилочные погрузчики и ковшовые погрузчики.

4

Практическое занятие

Определение мощности привода и производительности электропогрузчиков.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите.

2

Тема 3.  Краны

Содержание учебного материала

Классификация кранов. Краны мостового типа. Стреловые краны. Кабельные краны. Подъемники. Грузозахватные приспособления к кранам.

6

Практическое занятие

Определение мощности приводов и производительности крана.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите 

2

Тема 4.  Машины и механизмы непрерывного  действия

Содержание учебного материала

Назначение и классификация конвейеров. Ленточные конвейеры. Конвейеры с цепным тяговым органом. Винтовые и инерционные конвейеры. Элеваторы. Механические погрузчики непрерывного действия. Пневматические и гидравлические установки.

5

Практическое занятие

Определение производительности конвейеров и элеваторов.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите.

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Назначение и классификация конвейеров.

Элеваторы.

Механические погрузчики непрерывного действия 

4

Тема 5. Специальные вагоно-разгрузочные машины и устройства

Содержание учебного материала

Вагоноопрокидыватели. Машины с подъемным элеватором для разгрузки полувагонов и платформ. Машины для очистки вагонов и рыхления смерзшихся грузов. Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Основные положения о планово-предупредительном техническом обслужи-вании и ремонте погрузочно-разгрузочных машин. Технический надзор и содержание погрузочно-разгрузочных машин и устройств.

2

Раздел 5.  Склады и комплексная механизация  переработки  грузов

Тема 1.  Транспортно-складские комплексы

Содержание учебного материала

Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов. Повышенные пути, эстакады и другие сооружения и устройства грузового хозяйства. Санитарно-технические устройства складов, их освещение и средства связи. Элементная и комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ.

11

Практическое занятие

Определение основных параметров складоа.

4

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите.

Подготовка доклада по темам: Охранная, пожарная сигнализация и противопожарное оборудование. Элементная и комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ

3

Тема 2.  Тарно-упаковочные  и штучные грузы

Содержание учебного материала

Характеристика тарно-упаковочных и штучных грузов. Общие понятия о транспортных пакетах. Средства и способы пакетирования. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с тарно-упаковочными и штучными грузами. Автоматизированные склады и их оборудование. Пункты сортировки мелких отправок

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите

2

Тема 3. Контейнеры

Содержание учебного материала

Контейнерная транспортная система, ее технические средства. Техническое оснащение контейнерных пунктов, комплексная механизация и автоматизация  переработки контейнеров.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме: пункты переработки крупнотоннажных контейнеров.

2

Тема 4. Лесоматериалы

Содержание учебного материала

Характеристика и способы хранения лесных грузов. Перевозка лесоматериалов в пакетах. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с лесными грузами.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Характеристика и способы хранения лесоматериалов.

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с лесоматериалами.

Подготовка доклада по теме: Требования техники безопасности и противо-пожарные мероприятия при работе с лесоматериалами.

3

Тема 5. Грузы, перевозимые насыпью и навалом

Содержание учебного материала

Характеристика грузов и склады для хранения грузов, перевозимых насыпью и навалом. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми насыпью и навалом. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с цементом, минеральными удобрениями и другими пылевидными и химическими грузами. Требования техники безопасности.

3

Тема 6.  Наливные грузы

Содержание учебного материала

Характеристика наливных грузов. Склады нефтепродуктов. Налив и слив груза.Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы. Подготовка ответов на контрольные вопросы по темам:

Склады для хранения грузов, перевозимых насыпью и навалом.

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми насыпью и навалом.

Требования техники безопасности

2

6

Тема 7.  Зерновые  (хлебные) грузы

Содержание учебного материала

Качественная характеристика грузов. Склады для хранения. Комплексная механизация погрузки и выгрузки зерна.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы

1

Тема 8. Металлы и металло-продукция

Содержание учебного материала

Условия хранения металлов и металлоизделий. Схемы комплексной механизации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проработка конспектов занятия, учебной и специальной технической литературы

1

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ темы

№ урока

Тема занятия

 Всего занятий

Лекции (в том числе практические работы)

Лабораторные занятия

Практические занятия

Контрольные работы

1

2

3

4

5

6

7

Введение

2

2

1.1

Задачи предмета ТСЖД. История развития ТСЖД.

1

1

1.2

Система использования технических средств на ж.д. транспорте.

1

1

Раздел 1. Вагоны и вагонное хозяйство

39

34

-

4

1

Тема 1. Подвижной состав железных дорог

2

2

1.1

Требования к подвижному составу.

1

1

1.2

Габариты на ж.д. транспорте.

1

1

Тема 2. Общие сведения о вагонах

10

10

1.1

Общие сведения о вагонах

1

1

1.2

Виды грузовых и пассажирских вагонов

1

1

1.3

Основные элементы вагонов

1

1

1.4

Пассажирский парк вагонов

1

1

1.5

Пассажирский парк вагонов

1

1

1.6

Грузовой парк вагонов

1

1

1.7

Грузовой парк вагонов

1

1

1.8

Система нумерации подвижного состава

1

1

1.9

Требования к санитарно-техническому обеспечению вагонов

1

1

1.10

Требования к санитарно-техническому обеспечению вагонов

1

1

Тема 3. Колесные пары вагонов

2

2

1.1.

Колесные пары вагонов

1

1

1.2.

Техническое обслуживание и неисправности колесных пар вагонов

1

1

Тема 4. Буксы и рессорное подвешивание  вагонов

1

1

1.1.

Буксы и рессорное подвешивание  вагонов

1

1

Тема 5.  Тележки вагонов

4

4

1.1

Тележки грузовых вагонов

1

1

1.2

Тележки грузовых вагонов

1

1

1.3

Тележки пассажирских вагонов

1

1

1.4

Тележки пассажирских вагонов

1

1

Тема 6.  Автосцепные устройства

7

2

4

1.1

Автосцепное устройство

1

1

1.2

Автосцепное устройство

1

1

1.3

Практическое  занятие № 1«Устройство СА-3»

2

2

1.4

Практическое занятие № 2 «Особенности устройства поглощающего аппарата»

2

2

1.5

Рамы вагонов

1

1

Тема 7. Автотормоза

4

3

1

1.1

Автотормоза

1

1

1.2

Тормозное оборудование вагонов

1

1

1.3

Тормозное оборудование вагонов

1

1

1.4

Контрольная работа № 1

1

1

Тема 8.  Грузовые вагоны

2

2

1.1

Грузовой и изотермический подвижной состав.

1

1

1.2

Контейнеры.

1

1

Тема 9.  Пассажирские вагоны

3

3

1.1

Пассажирские вагоны

1

1

1.2

Системы жизнеобеспечения пассажирских вагонов

1

1

1.3

Системы жизнеобеспечения пассажирских вагонов

1

1

Тема 10. Вагонное хозяйство

4

4

1.1

Вагонное хозяйство

1

1

1.2

Вагонное хозяйство

1

1

1.3

Вагонное хозяйство

1

1

1.4

Вагонное хозяйство

1

1

Раздел 2. Локомотивы и локомотивное хозяйство

25

25

Тема 1.  Общие  сведения  о тяговом подвижном составе

7

7

1.1

Тяговый подвижной состав. Локомотивы.

1

1

1.2

Тяговый подвижной состав. Локомотивы.

1

1

1.3

Осевая характеристика локомотивов

1

1

1.4

Нумерация локомотивов

1

1

1.5

Основные требования к локомотивам

1

1

1.6

Инвентарный парк

1

1

1.7

Инвентарный парк

1

1

Тема 2. Электровозы.

10

10

1.1

Электровозы

1

1

1.2

Механическая часть электроподвижного состава

1

1

1.3

Электрическое оборудование ЭПС

1

1

1.4

Электрическое оборудование ЭПС

1

1

1.5

Электрическое оборудование ЭПС

1

1

1.6

Токоприемники

1

1

1.7

Устройство ЭПС переменного тока

1

1

1.8

Системы управления ЭПС

1

1

1.9

Электрические аппараты ЭПС

1

1

1.10

Электропоезда

1

1

Тема 3. Тепловозы.

6

6

1.1

Типы тепловозов

1

1

1.2

Основные части тепловозов

1

1

1.3

Характеристики тепловозов

1

1

1.4

Основы устройства дизеля

1

1

1.5

Вспомогательное оборудование тепловозов

1

1

1.6

Электрические машины и передачи тепловозов

1

1

Тема 4.  Локомотивное хозяйство

2

2

1.1

Локомотивное хозяйство

1

1

1.2

Обслуживание локомотивов

1

1

Раздел 3.  Электроснабжение железных  дорог

2

2

Тема 1. Общие сведения об электроснабжении  железных дорог

2

2

1.1

Электроснабжение железных дорог

1

1

1.2

Электроснабжение железных дорог

1

1

Раздел 4. Средства механизации

42

27

14

1

Тема 1. Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах  и  устройствах.

7

5

2

1.1

Средства механизации

1

1

1.2

Машины периодического, циклического и комбинированного действия

1

1

1.3

Классификация погрузочно-разгрузочных машин

1

1

1.4

Классификация погрузочно-разгрузочных машин

1

1

1.5

Производительность и потребный парк погрузочно-разгрузочных машин

1

1

1.6

Практическое занятие № 3 «Определение производительности и потребного парка погрузочно-разгрузочных машин»

2

2

Тема 2. Погрузчики

8

4

4

1.1

Погрузчики. Электропогрузчики.

1

1

1.2

Погрузчики. Автопогрузчики.

1

1

1.3

Рабочий цикл погрузочно-разгрузочных машин

1

1

1.4

Рабочий цикл погрузочно-разгрузочных машин

1

1

1.5

Практическое занятие № 4 «Определение рабочего цикла погрузочно-разгрузочных машин»

2

2

1.6

Практическое занятие № 5 «Определение мощности привода погрузчиков»

2

2

Тема 3. Краны

10

6

4

1.1

Классификация кранов

1

1

1.2

Краны мостового типа

1

1

1.3

Краны стрелового и кабельного типа

1

1

1.4

Краны стрелового и кабельного типа

1

1

1.5

Практическое занятие № 6 «Определение рабочего цикла и мощности привода крана»

2

2

1.6

Практическое занятие № 6 «Определение мощности привода и производительности крана»

2

2

1.7

Подъемники

1

1

1.8

Подъемники

1

1

Тема 4. Машины и механизмы непрерывного действия

9

5

4

1.1

Машины и механизмы непрерывного действия

1

1

1.2

Конвейеры с цепным тяговым органом

1

1

1.3

Винтовые и инерционные конвейеры

1

1

1.4

Практическое занятие № 7 «Определение производительности конвейеров»

2

2

1.5

Элеваторы. Типы элеватров

1

1

1.6

Практическое занятие № 8 «Определение производительности элеваторов»

2

2

1.7

Механические погрузчики непрерывного действия

1

1

Тема 5. Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства

8

7

1

1.1

Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства

1

1

1.2

Вагоноопрокидыватели

1

1

1.3

Машины для очистки вагонов и рыхления смерзшихся грузов

1

1

1.4

Контрольная работа № 2

1

1

1.5

Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин

1

1

1.6

Технико-экономическое сравнение вариантов механизации погрузочно-разгрузочных работ

1

1

1.7

Эксплуатационные расходы и себестоимость переработки грузов

1

1

1.8

Расходы на заработную плату и электроэнергию для машин.

1

1

Раздел 5.  Склады и комплексная механизация  переработки  грузов

15

11

4

Тема 1.  Транспортно-складские комплексы

1.1

Назначение и техническое оснащение ТСК

1

1

1.2

Назначение и техническое оснащение ТСК

1

1

1.3

Назначение и классификация железнодорожных складов

1

1

1.4

Назначение и классификация железнодорожных складов

1

1

1.5

Устройство крытых складов

1

1

1.6

Повышенные пути, эстакады и другие сооружения грузового хозяйства

1

1

1.7

Санитарно-техническое устройство складов

1

1

1.8

Санитарно-техническое устройство складов

1

1

1.9

Пожарная и охранная сигнализация

1

1

1.10

Элементная и комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ

1

1

1.11

Элементная и комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ

1

1

1.12

Практическое занятие № 9 «Определение основных параметров складов»

2

2

1.13

Практическое занятие № 10 «Определение длины погрузочно-выгрузочных фронтов»

2

2

Тема 2. Тарно-упаковочные и штучные грузы

2

2

1.1

Тарно-упаковочные и штучные грузы

1

1

1.2

Тарно-упаковочные и штучные грузы

1

1

Тема 3. Контейнеры

2

2

1.1

КТС, её технические средства

1

1

1.2

КТС, её технические средства

1

1

Тема 4. Лесоматериалы

1

1

1.1

Лесоматериалы

1

1

Тема 5. Грузы, перевозимые насыпью и навалом

1

1

1.1

Грузы, перевозимые насыпью и навалом

1

1

Тема 6. Наливные грузы

1

1

1.1

Наливные грузы

1

1

Тема 7. Металлы и металлопродукция

1

1

1.1

Металлы и металлопродукция

1

1

Тема 8. Зерновые грузы

1

1

1.1

Зерновые грузы

1

1

ВСЕГО

137

113

22

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

Подготовка сообщений по заданным темам, индивидуального проекта с использованием информационных технологий

70

Промежуточная аттестация в форме экзамена

Максимальная учебная нагрузка (всего)

207

6. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  1. Грузовые вагоны.
  2. Пассажирские вагоны.
  3. Изотермический подвижной состав.
  4. Вагонное хозяйство.
  5. Электровозы.
  6. Тепловозы.
  7. Электропоезда.
  8. Средства механизации.
  9. Простейшие приспособления и устройства.
  10. Погрузчики.
  11. Транспортно-складские комплексы.
  12. Перевозка лесоматериалов.

7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Раздел 1. Вагоны и вагонное хозяйство

Знания требований к подвижному составу. Габариты на ж.д. транспорте. Общие сведения о вагонах. Виды грузовых и пассажирских вагонов. Основные элементы вагонов. Пассажирский парк вагонов. Грузовой парк вагонов. Система нумерации подвижного состава.  Требования к санитарно-техническому обеспечению вагонов. Колесные пары вагонов. Техническое обслуживание и неисправности колесных пар вагонов. Буксы и рессорное подвешивание  вагонов. Тележки грузовых вагонов. Тележки пассажирских вагонов. Автосцепное устройство. Автотормоза. Тормозное оборудование вагонов. Грузовой и изотермический подвижной состав. Системы жизнеобеспечения пассажирских вагонов. Вагонное хозяйство.

Раздел 2. Локомотивы и локомотивное хозяйство

Тяговый подвижной состав. Локомотивы. Осевая характеристика локомотивов. Нумерация локомотивов. Основные требования к локомотивам. Инвентарный парк. Электровозы. Механическая часть электроподвижного состава. Электрическое оборудование ЭПС. Токоприемники. Устройство ЭПС переменного тока. Устройство ЭПС переменного тока. Системы управления ЭПС.   Электрические аппараты ЭПС. Электропоезда. Типы тепловозов. Основные части тепловозов. Характеристики тепловозов. Основы устройства дизеля. Вспомогательное оборудование тепловозов. Электрические машины и передачи тепловозов. Локомотивное хозяйство. Обслуживание локомотивов.

Раздел 3.  Электроснабжение железных  дорог

Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных дорог Системы тока и напряжения контактной сети. Тяговая сеть. Эксплуатация устройств электроснабжения.

Раздел 4. Средства механизации

Средства механизации. Машины периодического, циклического и комбинированного действия. Классификация погрузочно-разгрузочных машин. Производительность и потребный парк погрузочно-разгрузочных машин.  Определение производительности и потребного парка погрузочно-разгрузочных машин. Погрузчики. Электропогрузчики. Автопогрузчики. Рабочий цикл погрузочно-разгрузочных машин. Определение рабочего цикла погрузочно-разгрузочных машин. Определение мощности привода погрузчиков. Классификация кранов. Краны мостового типа. Краны стрелового и кабельного типа.   Определение рабочего цикла и мощности привода крана. Подъемники. Машины и механизмы непрерывного действия. Конвейеры с цепным тяговым органом.  Винтовые и инерционные конвейеры. Определение производительности конвейеров. Элеваторы. Типы элеваторов. Определение мощности и производительности элеваторов. Механические погрузчики непрерывного действия. Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства. Вагоноопрокидыватели. Машины для очистки вагонов и рыхления смерзшихся грузов.  Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин. Технико-экономическое сравнение вариантов механизации погрузочно-разгрузочных работ. Эксплуатационные расходы и себестоимость переработки грузов. Расходы на заработную плату и электроэнергию для машин.

Раздел 5.  Склады и комплексная механизация  переработки  грузов

Назначение и техническое оснащение ТСК. Назначение и классификация железнодорожных складов. Устройство крытых складов. Повышенные пути, эстакады и другие сооружения грузового хозяйства. Санитарно-техническое устройство складов. Пожарная и охранная сигнализация. Элементная и комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ.  Определение основных параметров складов. Определение длины погрузочно-выгрузочных фронтов. Тарно-упаковочные и штучные грузы. КТС, её технические средства.  Лесоматериалы. Грузы, перевозимые насыпью и навалом. Наливные грузы. Зерновые грузы. Металлопродукция.

8. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ и контрольных работ в соответствии с Фондом оценочных средств по учебной дисциплине.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1.Умения:

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях

У.1 - различать все типы устройств и погрузочно-разгрузочных машин 

    У.2 - рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин.

2.Знания:

Устный опрос, тестирование, оценка сообщений или презентаций

З.1- материально-техническую базу железнодорожного транспорта 

   З.2 - основные характеристики и принципы работы технических средств железнодорожного транспорта.

3. Общие компетенции:

экспертное наблюдение на практических занятиях, (сообщения или презентации), устный опрос.

ОК- 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК -2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться   с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.  Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

              Освоение  программы   учебной  дисциплины  «Технические средства железных дорог» осуществляется в учебном кабинете,  в  котором  имеется  возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.

        Помещение  кабинета  удовлетворяет требованиям  Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

         В  кабинете  есть мультимедийное  оборудование,  посредством  которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по техническим средствам железных дорог, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

        В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной  дисциплины  «Технические средства железных дорог» входят:

        многофункциональный комплекс преподавателя;

        информационно-коммуникативные средства;

        экранно-звуковые пособия;

        библиотечный фонд.

        В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Технические средства железных дорог», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

        Библиотечный фонд дополнен, справочниками, научной  и  научно-популярной  литературой  и  другими  пособиями.

        В процессе освоения программы  учебной дисциплины «Технические средства железных дорог» обучающиеся имеют возможность доступа:

        к электронным учебным материалам по основам культуры профессионального общения, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам);

        сайтам государственных, муниципальных органов власти и управления.

10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся:

        1.  Гундорова Е.П. Технические средства железных дорог: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. — М.: Маршрут, 2003. – 496 с.

2.  Общий курс железных дорог : учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.И. Ефименко, - 2-е изд., стер. – М.:   Издательский центр «Академия», 2007 – 256 с.

3.  Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. ЦРБ-756. М.: Техинформ, 2011

4. Е.П. Гундорова Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине технические средства железных дорог, М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2009, -61с.

Для преподавателя:

  1. Третьяков Г.М. Транспортные средства  для доставки сыпучих грузов. М.: Маршрут, 2004
  2. Контейнерные-транспортные системы для насыпных грузов под ред. Третьякова Г.М.. М.: Маршрут, 2003
  3. Иконников В.А. Средства измерения массы и весоповерочные средства, применяемые на железнодорожном транспорте: Учебное иллюстрированное пособие (альбом). М.: Маршрут , 2003
  4. Вагонное хозяйство: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / П.А. Устич, И.И. Хаба, В.А. Ивашев и др.; Под ред. П.А. Устича. — М.: Маршрут, 2003. 560 с.
  5. Перепон В.П. Организация перевозок грузов: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта — М.: Маршрут, 2003. — 614 с.
  6. ГОСТ 9238–83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

Альбомы:

1. Быков Б.В. Конструкция тележек грузовых и пассажирских вагонов. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2004.

2. Быков Б.В. Конструкция пассажирских вагонов. М.: УМК МПС России, 2002.

3. Ковалев А.В. Организация вагонного хозяйства. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007.

Обучающе-контролирующие компьютерные программы:

4. Автосцепка СА-3. М.: УМК МПС России, 2001.

5. Тормозное оборудование вагонов. М.: УМК МПС России, 2002.

6. Конструкция колесных пар и букс грузовых вагонов. М.: УМК МПС России, 2001.

7. Размещение и крепление грузов: организация погрузочно-разгрузочных работ. М.: УМК МПС России, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте)....

абочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 190701 Организация пер...

абочая программа учебной дисциплины Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 190701 Организация пер...

ФОС по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Фонд оценочных средств по дисциплине Информатика предназначен для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в виде дифференцированного зачета....

ФОС по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Фонд оценочных средств по дисциплине Информатика предназначен для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в виде дифференцированного зачета....

ФОС по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика, специальность 190701 Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте

Фонд оценочных средств по дисциплине Информатика предназначен для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в виде дифференцированного зачета....

Учебно - методическое пособие для обучающихся железнодорожной специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» по выполнению практического занятия «Заполнение журнала осмотра ф.ДУ-46»

Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и предназначено для обучающихся и преподавателей по специальности «Организац...