Занятие "Предметы круглой формы-мяч"
план-конспект занятия

Дичманис Валентина Филипповна

сенсорное развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_predmety_krugloy_formy-myach.docx48.32 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:

«Шаг за шагом» (сенсорное развитие)

социально-педагогической направленности

Тема: «Предметы круглой формы– мяч»

Методическое объединение воспитателей и специалистов

структурного подразделения психолого-педагогической помощи

детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Дичманис Валентина Филипповна

 воспитатель

1категория

Санкт-Петербург

2018- 2019 уч. год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Дичманис Валентина Филипповна, воспитатель

Наименование образовательного учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№4

Программа (указать название программы, направленность по образовательной области)

«Шаг за шагом», социально-педагогическая направленность

Предмет

Сенсорное развитие

Тема занятия

«Предметы круглой формы - мяч»

Форма занятия (кол-во детей)

подгрупповая

Дата проведения

27 ноября 2018г.

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

Комбинированное

Цель занятия

Формировать представление о предмете круглой формы.

Задачи занятия

  1. образовательная
  2. коррекционная
  3. воспитательная

1)Закреплять знания о свойствах предмета круглой формы - мяч: круглый, катится.

2)Развивать зрительно-моторное восприятие на основе практических упражнений на сенсорное восприятие.

3) Воспитывать желание действовать совместно с воспитателем.

Методы организации образовательно-воспитательного процесса

Словесные

Наглядные

Практические

Методическое и техническое обеспечение занятия

Технические средства: проигрыватель, музыкальные записи;

методические средства: коммуникативная доска, коммуникативные карты «Заниматься», мольберт, фотографии детей и воспитателя,  фотографии детей и воспитателя на коммуникаторе GoTalk 4+, мяч красного цвета, фотография мяча, маленький мяч красного цвета, фотография маленького мяча, детская игрушка «Башня», детская игрушка «Баскетбол», мягкая игрушка «волчонок», фотография игрушки «волчонка», рюкзак с мячами, контейнер с фасолью, влажные салфетки, детское ведро для использованных салфеток.  

Предварительная работа

Знакомство с геометрической формой–шар:

круглый, катится, игры: «Чудесный мешочек», «Кати-лови»,чтение р.н.сказки «Колобок».

Использованная литература

  1. Коррекционно-развивающаяпрограмма для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Шаг за шагом» авторы: Кашко А.В. Иванова Н.С. Цветкова Л.Г.. Под ред. В.Н. Асикритова,Т.А. Алексеевой, Е.Ю. Коржовой.—СПб.:ЛЕМА,2015

Ход занятия

Название упражнения,

частные задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть

1.Организационный момент  - 3мин

Ритуал приветствия

Цель:

-Формировать  умение соотносить себя с фотографией

-Установить зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми

Работа с коммуникативной доской, с пиктограммами

Воспитатель завозит детей в группу по одному.

-Никита, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!

-Али, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!

 -Данила, у нас гости, поздоровайся.

- Привет!  

- Кто здесь, кто с нами?

- Кто здесь, кто пришел?

- Это Али.

- Здравствуй, Али!

- Али!

(воспитатель указательным жестом показывает на ребенка затем на фотографию).

Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми.

- Кто здесь, кто с нами?

- Кто здесь, кто пришел?

- Валя.

Воспитатель, показывает на себя,

затем на фотографию.

- Валя.

Воспитатель  снимает с  коммуникативной доски карточку-символ «Заниматься», демонстрирует её всем детям и говорит:

- Будем заниматься.

Дает каждому ребенку рассмотреть и потрогать карточку «Заниматься», повторяя - «Заниматься».

Показывает жест «Заниматься».

Дожидается реакции ребенка.

После этого карточка прикрепляется к мольберту.

Дети смотрят на гостей, приветствуют гостей жестом «Приветствие» (с помощью воспитателя) машут рукой.

Напротив коммуникативной доскидети в колясках сидят полукругом.

Дети эмоционально реагируют на прикосновения.

Указывают жестом на себя, находят свою фотографию, фотографию других детей, воспитателя с помощью педагога.

Смотрят на карточку-символ

«Заниматься». Указывают жестом на пиктограмму. Показывают жест «Заниматься» с помощью воспитателя.

  1. Мотивация образовательной деятельности - 2мин

Соотнесение предмета с его изображением на фотографии

Воспитатель перевозит коляски в центр группы.

-Дети,  к нам в гости пришел волчонок.

-Поздоровайтесь с волчонком.

- Привет!

- Это волчонок.

- Волчонок.

Воспитатель показывает фотографию волчонка.

Волчонок, у нас сейчас будет занятие.

- Оставайся и посмотри как Никита, Данила,   Али будут заниматься

За спиной у волчонка висит рюкзак.

- Мальчики,  у волчонка рюкзак.

- Посмотрите, потрогайте.

Дети здороваются с волчонком.

Указательным жестом с помощью воспитателя показывают на волчонка затем на фотографию.

  1. Пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие - 4 мин

Игры с пальчиками с речевым сопровождением.

«Здравствуй мой любимый мячик!»

Задача: развитие мелкой моторики рук.

 - Волчонок принес вам что-то в рюкзаке.

- Посмотрим, что там.

Воспитатель достает из рюкзака мяч.

- Мяч!

Воспитатель показывает фотографию мяча.

-Мяч!

Мы сегодня будем играть на занятии с мячами.

- Волчонок будет смотреть, как вы играете!

- Али, (Никита, Даня) опусти руку в рюкзак, достань.

- Мяч!

-Здравствуй мой любимый мячик!- утром скажет каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Меж ладонями катает,

Никуда не выпускает,

Только брату отдает,

Брат у брата мяч берет.

-Волчонок сказал, что ему понравилась игра.

Вместе с воспитателем Али (Даня, Никита) достает мяч из рюкзака, катает мяч между ладоней, крепко его сжимает, перекладывает из руки в руку.

Дети указательным жестом показывают на мяч затем на фотографию мяча.

  1. Основная часть

4.Актуализация имеющихся знаний -  4мин

Игра «Найди мяч в фасоли»

Задача: формировать умение, находить предмет, вынимать его, развивать зрительно-моторное восприятие.

Воспитатель держит волчонка.

- Спасибо тебе, волчонок, за мячи.

- Мы играли с мячами, а они спрятались.

- Будем их искать.

- Смотри,волчонок, как дети ищут мячи.

Воспитатель ставит на стол перед ребенком контейнер с фасолью, где спрятаны мячи.

 -Никита, опусти руку в контейнер найди и достань мяч!

- Али, Даня, смотрите, как Никита ищет мяч.

Никита с помощью воспитателя достает мяч из контейнера.

- Молодец Никита, нашёл мяч.

- Смотри,  мяч круглый.

Воспитатель с ребенком обследуют поверхность мяча.

Али, Данила выполняют те же задания совместно с воспитателем.

- Молодцы, нашли мячи.

Никита опускает руку в контейнер и с помощью воспитателя достает мячик.

Смотрит на него.

Дети складывают мячики на поднос.

Ребенок совместно с воспитателем обследует мяч.

  1. Изучение нового материала - 7 мин

Соотнесение предмета с его изображением на фотографии

Игра «Прокати мяч»

Задача: формировать представление о свойствах мяча: круглый, катится.

Соотнесение предмета с его изображением на фотографии

Игра «Жёлоб»

Задача: формировать представление о свойствах мяча: круглый, катится.

Воспитатель подвозит коляски к столу.

- Посмотрим, что еще в рюкзаке.

Воспитатель достает из рюкзака мячкрасного цвета.

- Смотрите - это мяч!

- Волчонок, мы тебе покажем, как еще можно играть с мячом.

- Мяч круглый.

Воспитатель обводит контур мяча рукой.

- Никита, (Даня, Али) возьми мяч. Он круглый.

Воспитатель дает мяч в руку ребенка и в совместных действиях помогает ему обследовать округлую поверхность мяча.

- Мяч.

Воспитатель показывает фотографию мяча.

- Мяч круглый,  он катится.

- Волчонок, смотри, мы будем катать мяч.

Воспитатель прокатывает мяч по подносу.

- Мяч круглый, он катится.

Воспитатель прокатывает мяч по столу к Али.

- Лови мяч, Али. Мяч круглый, катится.

- Молодец Али!

- Али, кати мяч Никите.

- Лови мяч, Никита. Мяч круглый, катится.

-Молодец Никита!

- Никита, кати мяч Дане.

- Лови мяч, Даня. Мяч круглый, катится.

- Молодец  Даня!

- Даня, кати мяч по столу.

Даня, Али, Никита, смотрите, мяч катится, он круглый.

Воспитатель ставит на стол пластмассовую башню (жёлоб) с отверстием наверху и поднос с мячом, показывает мяч и говорит:

- Это-мяч  маленький.

Воспитатель показывает фотографию мяча.

- Мяч.

- Будем катать мяч.

- Беру мяч, опускаю его в отверстие.

Мяч катится  сверху вниз.

Смотрите, мяч катится, он круглый.

-Али, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Али!

- Никита, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Никита!

- Даня, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие.

- Смотри, мяч катится, он круглый.  

- Молодец, Даня!

Дети указательным жестом показывают на  мяч затем на фотографию.

Дети с помощью воспитателя обводят рукой контур мяча.

Дети прокатывают мяч друг другу по поверхности стола.

Дети указательным жестом показывают на  мяч затем на фотографию.

Дети берут мяч в руку, опускают на жёлоб и смотрят, как мяч скатывается вниз.

  1. Физкультминутка  - 3мин

Упражнение«Думающий колпак»

Задача: Снять напряжение в мышцах головы, улучшить слуховое восприятие и внимание.

«Потряхивание»

Задача: расслабление мышц.

«Телесный контакт»

Звучит аудиозапись.

Хорошо потрудились, теперь отдохнем.

Воспитатель выполняет кинезиологические упражнения с детьми.

Воспитатель вытягивает правую руку ребенка вверх, удерживает за запястье и совершает потряхивающие движения в течение 10-15 секунд. Затем левой рукой.

Воспитатель накладывает свои ладони на части тела ребенка, удерживая свои руки несколько секунд.

Дети сидят в расслабленных позах.

  1. Первичная проверка понимания  - 5мин

Игра «Баскетбол»

Задача: закрепить знания о свойствах мяча: круглый, катится.

-Отдохнули, молодцы.

Покажем волчонку, как можно ещё играть с мячом.

Воспитатель ставит на стол игрушку «Баскетбол» с музыкальным и речевым сопровождением.

-Беру мяч, бросаю его в корзину.

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Али, возьми мяч в руку, брось его в корзину.

-Никита и Даня смотрите, как Али бросает мяч в корзину

- Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Али!

- Никита, возьми мяч в руку, брось его в корзину.

Али и Даня смотрите, как Никита бросает мяч в корзину

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Никита!

-Даня, возьми мяч в руку, брось его в корзину.

- Али и Никита смотрите, как Даня бросает мяч в корзину.

Мяч падает и катится по столу. Он круглый.

- Молодец, Никита!

- Волчонок, тебе понравилось наше занятие. Теперь ты знаешь, как  можно играть с мячом.

Дети с помощью воспитателя

берут мяч в руку, бросают его в корзину, смотрят, как мяч падает на стол и катится по столу. Эмоционально реагируют на речевое и музыкальное сопровождение.

  1. Заключительная часть
  1. Подведение итогов - 2 мин

Ритуал завершения занятия

Работа с коммуникатором GoTalk 4+

Работа с коммуникативной картой «Заниматься».

Закрепление жеста «Пока»

-Кто сегодня занимался?

- Али (Даня, Никита).

Воспитатель указательным жестом показывает на ребенка, затем на фотографию

-Дети, мы с вами сегодня на занятии играли с мячом.

Мяч круглый, мяч  катится.

Вы хорошо занимались. Молодцы!

- Данила хорошо прокатывал мяч по столу.

- Никита, ты отлично бросал мяч в корзину.

- Али хорошо искал мяч в фасоли .

 - Молодцы! Волчонку очень понравилось с вами играть, он  останется с нами в группе.

Воспитатель снимает карточку «Заниматься» с мольберта и говорит:

- Заниматься - все.

Показывает жест «Все».

Убирает карточку-символ «Заниматься»

-Попрощаемся с гостями:

-Пока!

Дети с помощью воспитателя находят свою фотографию на коммуникаторе.

Дети с помощью воспитателя машут рукой.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

"Не бывает безвредного курения" - родительское собрание в форме круглого стола

Родительское собрание на тему "Не бывает безвредного курения".Данное родительское собрание направлено на поддержание здоровья обучающихся.Проводится в форме круглого стола....

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)

План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами» , в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)....

План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)

План-конспект занятия  в форме круглого стола  «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...

Разработка урока учебной практики по теме: "Подбивка заготовок круглой формы из кварца".

Данная разработка урока позволяет правильно подать учебный материал и мотивировать обучающихся к изучению темы начальной обработки ювелирной вставки....

Буклет Круглого стола «Эффективные формы организации образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности»

Буклет Круглого стола «Эффективные формы организации образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности»...