Занятие "Предметы круглой формы-мяч"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
КОНСПЕКТ
открытого занятия по коррекционно-развивающей программе:
«Шаг за шагом» (сенсорное развитие)
социально-педагогической направленности
Тема: «Предметы круглой формы– мяч»
Методическое объединение воспитателей и специалистов
структурного подразделения психолого-педагогической помощи
детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Дичманис Валентина Филипповна
воспитатель
1категория
Санкт-Петербург
2018- 2019 уч. год
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Дичманис Валентина Филипповна, воспитатель |
Наименование образовательного учреждения, город | СПб ГБСУСО «ДДИ № 1» |
Группа | №4 |
Программа (указать название программы, направленность по образовательной области) | «Шаг за шагом», социально-педагогическая направленность |
Предмет | Сенсорное развитие |
Тема занятия | «Предметы круглой формы - мяч» |
Форма занятия (кол-во детей) | подгрупповая |
Дата проведения | 27 ноября 2018г. |
Продолжительность по времени | 30 минут |
Тип занятия | Комбинированное |
Цель занятия | Формировать представление о предмете круглой формы. |
Задачи занятия
| 1)Закреплять знания о свойствах предмета круглой формы - мяч: круглый, катится. 2)Развивать зрительно-моторное восприятие на основе практических упражнений на сенсорное восприятие. 3) Воспитывать желание действовать совместно с воспитателем. |
Методы организации образовательно-воспитательного процесса | Словесные Наглядные Практические |
Методическое и техническое обеспечение занятия | Технические средства: проигрыватель, музыкальные записи; методические средства: коммуникативная доска, коммуникативные карты «Заниматься», мольберт, фотографии детей и воспитателя, фотографии детей и воспитателя на коммуникаторе GoTalk 4+, мяч красного цвета, фотография мяча, маленький мяч красного цвета, фотография маленького мяча, детская игрушка «Башня», детская игрушка «Баскетбол», мягкая игрушка «волчонок», фотография игрушки «волчонка», рюкзак с мячами, контейнер с фасолью, влажные салфетки, детское ведро для использованных салфеток. |
Предварительная работа | Знакомство с геометрической формой–шар: круглый, катится, игры: «Чудесный мешочек», «Кати-лови»,чтение р.н.сказки «Колобок». |
Использованная литература |
|
Ход занятия
Название упражнения, частные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
| ||
1.Организационный момент - 3мин | ||
Ритуал приветствия Цель: -Формировать умение соотносить себя с фотографией -Установить зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми Работа с коммуникативной доской, с пиктограммами | Воспитатель завозит детей в группу по одному. -Никита, у нас гости, поздоровайся. - Привет! -Али, у нас гости, поздоровайся. - Привет! -Данила, у нас гости, поздоровайся. - Привет! - Кто здесь, кто с нами? - Кто здесь, кто пришел? - Это Али. - Здравствуй, Али! - Али! (воспитатель указательным жестом показывает на ребенка затем на фотографию). Ритуал приветствия проводится с каждым ребенком. Устанавливается зрительный, тактильный, эмоциональный контакт с детьми. - Кто здесь, кто с нами? - Кто здесь, кто пришел? - Валя. Воспитатель, показывает на себя, затем на фотографию. - Валя. Воспитатель снимает с коммуникативной доски карточку-символ «Заниматься», демонстрирует её всем детям и говорит: - Будем заниматься. Дает каждому ребенку рассмотреть и потрогать карточку «Заниматься», повторяя - «Заниматься». Показывает жест «Заниматься». Дожидается реакции ребенка. После этого карточка прикрепляется к мольберту. | Дети смотрят на гостей, приветствуют гостей жестом «Приветствие» (с помощью воспитателя) машут рукой. Напротив коммуникативной доскидети в колясках сидят полукругом. Дети эмоционально реагируют на прикосновения. Указывают жестом на себя, находят свою фотографию, фотографию других детей, воспитателя с помощью педагога. Смотрят на карточку-символ «Заниматься». Указывают жестом на пиктограмму. Показывают жест «Заниматься» с помощью воспитателя. |
| ||
Соотнесение предмета с его изображением на фотографии | Воспитатель перевозит коляски в центр группы. -Дети, к нам в гости пришел волчонок. -Поздоровайтесь с волчонком. - Привет! - Это волчонок. - Волчонок. Воспитатель показывает фотографию волчонка. Волчонок, у нас сейчас будет занятие. - Оставайся и посмотри как Никита, Данила, Али будут заниматься За спиной у волчонка висит рюкзак. - Мальчики, у волчонка рюкзак. - Посмотрите, потрогайте. | Дети здороваются с волчонком. Указательным жестом с помощью воспитателя показывают на волчонка затем на фотографию. |
| ||
Игры с пальчиками с речевым сопровождением. «Здравствуй мой любимый мячик!» Задача: развитие мелкой моторики рук. | - Волчонок принес вам что-то в рюкзаке. - Посмотрим, что там. Воспитатель достает из рюкзака мяч. - Мяч! Воспитатель показывает фотографию мяча. -Мяч! Мы сегодня будем играть на занятии с мячами. - Волчонок будет смотреть, как вы играете! - Али, (Никита, Даня) опусти руку в рюкзак, достань. - Мяч! -Здравствуй мой любимый мячик!- утром скажет каждый пальчик. Крепко мячик обнимает, Меж ладонями катает, Никуда не выпускает, Только брату отдает, Брат у брата мяч берет. -Волчонок сказал, что ему понравилась игра. | Вместе с воспитателем Али (Даня, Никита) достает мяч из рюкзака, катает мяч между ладоней, крепко его сжимает, перекладывает из руки в руку. Дети указательным жестом показывают на мяч затем на фотографию мяча. |
| ||
4.Актуализация имеющихся знаний - 4мин | ||
Игра «Найди мяч в фасоли» Задача: формировать умение, находить предмет, вынимать его, развивать зрительно-моторное восприятие. | Воспитатель держит волчонка. - Спасибо тебе, волчонок, за мячи. - Мы играли с мячами, а они спрятались. - Будем их искать. - Смотри,волчонок, как дети ищут мячи. Воспитатель ставит на стол перед ребенком контейнер с фасолью, где спрятаны мячи. -Никита, опусти руку в контейнер найди и достань мяч! - Али, Даня, смотрите, как Никита ищет мяч. Никита с помощью воспитателя достает мяч из контейнера. - Молодец Никита, нашёл мяч. - Смотри, мяч круглый. Воспитатель с ребенком обследуют поверхность мяча. Али, Данила выполняют те же задания совместно с воспитателем. - Молодцы, нашли мячи. | Никита опускает руку в контейнер и с помощью воспитателя достает мячик. Смотрит на него. Дети складывают мячики на поднос. Ребенок совместно с воспитателем обследует мяч. |
| ||
Соотнесение предмета с его изображением на фотографии Игра «Прокати мяч» Задача: формировать представление о свойствах мяча: круглый, катится. Соотнесение предмета с его изображением на фотографии Игра «Жёлоб» Задача: формировать представление о свойствах мяча: круглый, катится. | Воспитатель подвозит коляски к столу. - Посмотрим, что еще в рюкзаке. Воспитатель достает из рюкзака мячкрасного цвета. - Смотрите - это мяч! - Волчонок, мы тебе покажем, как еще можно играть с мячом. - Мяч круглый. Воспитатель обводит контур мяча рукой. - Никита, (Даня, Али) возьми мяч. Он круглый. Воспитатель дает мяч в руку ребенка и в совместных действиях помогает ему обследовать округлую поверхность мяча. - Мяч. Воспитатель показывает фотографию мяча. - Мяч круглый, он катится. - Волчонок, смотри, мы будем катать мяч. Воспитатель прокатывает мяч по подносу. - Мяч круглый, он катится. Воспитатель прокатывает мяч по столу к Али. - Лови мяч, Али. Мяч круглый, катится. - Молодец Али! - Али, кати мяч Никите. - Лови мяч, Никита. Мяч круглый, катится. -Молодец Никита! - Никита, кати мяч Дане. - Лови мяч, Даня. Мяч круглый, катится. - Молодец Даня! - Даня, кати мяч по столу. Даня, Али, Никита, смотрите, мяч катится, он круглый. Воспитатель ставит на стол пластмассовую башню (жёлоб) с отверстием наверху и поднос с мячом, показывает мяч и говорит: - Это-мяч маленький. Воспитатель показывает фотографию мяча. - Мяч. - Будем катать мяч. - Беру мяч, опускаю его в отверстие. Мяч катится сверху вниз. Смотрите, мяч катится, он круглый. -Али, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие. - Смотри, мяч катится, он круглый. - Молодец, Али! - Никита, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие. - Смотри, мяч катится, он круглый. - Молодец, Никита! - Даня, возьми мяч в руку, опусти его в отверстие. - Смотри, мяч катится, он круглый. - Молодец, Даня! | Дети указательным жестом показывают на мяч затем на фотографию. Дети с помощью воспитателя обводят рукой контур мяча. Дети прокатывают мяч друг другу по поверхности стола. Дети указательным жестом показывают на мяч затем на фотографию. Дети берут мяч в руку, опускают на жёлоб и смотрят, как мяч скатывается вниз. |
| ||
Упражнение«Думающий колпак» Задача: Снять напряжение в мышцах головы, улучшить слуховое восприятие и внимание. «Потряхивание» Задача: расслабление мышц. «Телесный контакт» | Звучит аудиозапись. Хорошо потрудились, теперь отдохнем. Воспитатель выполняет кинезиологические упражнения с детьми. Воспитатель вытягивает правую руку ребенка вверх, удерживает за запястье и совершает потряхивающие движения в течение 10-15 секунд. Затем левой рукой. Воспитатель накладывает свои ладони на части тела ребенка, удерживая свои руки несколько секунд. | Дети сидят в расслабленных позах. |
| ||
Игра «Баскетбол» Задача: закрепить знания о свойствах мяча: круглый, катится. | -Отдохнули, молодцы. Покажем волчонку, как можно ещё играть с мячом. Воспитатель ставит на стол игрушку «Баскетбол» с музыкальным и речевым сопровождением. -Беру мяч, бросаю его в корзину. Мяч падает и катится по столу. Он круглый. - Али, возьми мяч в руку, брось его в корзину. -Никита и Даня смотрите, как Али бросает мяч в корзину - Мяч падает и катится по столу. Он круглый. - Молодец, Али! - Никита, возьми мяч в руку, брось его в корзину. Али и Даня смотрите, как Никита бросает мяч в корзину Мяч падает и катится по столу. Он круглый. - Молодец, Никита! -Даня, возьми мяч в руку, брось его в корзину. - Али и Никита смотрите, как Даня бросает мяч в корзину. Мяч падает и катится по столу. Он круглый. - Молодец, Никита! - Волчонок, тебе понравилось наше занятие. Теперь ты знаешь, как можно играть с мячом. | Дети с помощью воспитателя берут мяч в руку, бросают его в корзину, смотрят, как мяч падает на стол и катится по столу. Эмоционально реагируют на речевое и музыкальное сопровождение. |
| ||
| ||
Ритуал завершения занятия Работа с коммуникатором GoTalk 4+ Работа с коммуникативной картой «Заниматься». Закрепление жеста «Пока» | -Кто сегодня занимался? - Али (Даня, Никита). Воспитатель указательным жестом показывает на ребенка, затем на фотографию -Дети, мы с вами сегодня на занятии играли с мячом. Мяч круглый, мяч катится. Вы хорошо занимались. Молодцы! - Данила хорошо прокатывал мяч по столу. - Никита, ты отлично бросал мяч в корзину. - Али хорошо искал мяч в фасоли . - Молодцы! Волчонку очень понравилось с вами играть, он останется с нами в группе. Воспитатель снимает карточку «Заниматься» с мольберта и говорит: - Заниматься - все. Показывает жест «Все». Убирает карточку-символ «Заниматься» -Попрощаемся с гостями: -Пока! | Дети с помощью воспитателя находят свою фотографию на коммуникаторе. Дети с помощью воспитателя машут рукой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...
"Не бывает безвредного курения" - родительское собрание в форме круглого стола
Родительское собрание на тему "Не бывает безвредного курения".Данное родительское собрание направлено на поддержание здоровья обучающихся.Проводится в форме круглого стола....
Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания
Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...
План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами» , в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)....
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...
Разработка урока учебной практики по теме: "Подбивка заготовок круглой формы из кварца".
Данная разработка урока позволяет правильно подать учебный материал и мотивировать обучающихся к изучению темы начальной обработки ювелирной вставки....
Буклет Круглого стола «Эффективные формы организации образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности»
Буклет Круглого стола «Эффективные формы организации образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности»...