Проект "Умелые ручки"
проект
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Проект
«Умелые ручки»
Разработчики: Дичманис В.Ф.
Привалова Т.Н.
2018-2019г.
Тема проекта: «Умелые ручки»
Адресация проекта: СПб ГБСУСО ДДИ»1
Руководители проекта: Дичманис В.Ф.
Участники проекта: воспитанники, имеющие тяжёлые и множественные нарушения развития, в возрасте 8-14 лет группы 4 «А», 4 «Б». Воспитатели: Дичманис В.Ф., Привалова Т.Н..
Предмет: «Здоровьесберегающие технологии в режиме дня детей и молодых людей с ОВЗ».
Вид проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018-май 2019
Актуальность: Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается моторная неловкость, плохая координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. Последнее особенно важно, так как является необходимым требованием для осуществления предметных действий. Дети с отставанием в развитии значительно позже возрастной нормы и с большим трудом осваивают серии движений, играющих важную роль в формировании двигательных навыков, способствующих их пространственной ориентировке. У детей с тяжёлой умственной отсталостью существенно нарушена координация движений обеих рук (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память. Поэтому их двигательное, эмоциональное, умственное развитие отстаёт от нормы.
Природный материал, дает возможность развивать мелкую моторику, тактильно- двигательное восприятие. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия у ребенка складываются первичные впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Первым действием с предметами является хватание, во время которого форма, величина, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука «учит» глаз.
Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой. Изготовление поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.
Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, учитывается уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа к ее созданию.
Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие.
Работы с природным материалом основывается на принципах: систематичности, последовательности, доступности.
Цель проекта: Адаптировать нетрадиционные техники работы с природным материалом в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТМНР.
Осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в моторной, эмоционально-волевой, познавательной сферах в процессе игр с природным материалом
Задачи проекта :
Образовательная:
Формировать у детей интерес к играм с природным материалом.
Использовать природный материал для развития мелкой моторики рук;
Развивающие:
Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
Развивать тактильную чувствительность;
Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом;
Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
Этапы и содержание деятельности педагога и детей по реализации проекта
Этапы проекта | Содержание проекта |
1 этап Подготовительный | 1. Подбор и изучение методической литературы по данной теме (проблеме). 2. Сбор и подготовка природного материала. 3. Составление картотеки игр с природным материалом. |
2 этап Практическая деятельность по реализации проекта | Реализация проекта в соответствии с планом. |
3 этап Анализ результатов | Анализ достижения поставленной цели и получение результатов. |
Ожидаемые результаты:
Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности,
Развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);
Развитие у детей творческих способностей, активности, инициативы в ходе работы;
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Продукт проектной деятельности: В ходе проекта: дети познакомились с: различными видами природного материала (листья деревьев, шишки.каштаны, желуди, ракушки, песок, вода).Узнали свойства воды и песка и способы работы с песком. В результате чего у них развивались:, познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление), тактильная «чувствительность» как основа развития «ручного» интеллекта ребенка, творческие способности, коммуникативные навыки; совершенствовалась игровая деятельность, укрепилось психическое здоровье ребенка.Эффективность игр с природным материалом доказана на практике.
Презентация проекта: фото отчет.
Заключение:
Таким образом, игры с природным материалом
- развивают мелкую моторику рук;
- тактильные ощущения
- вызывают у детей положительные эмоции (радость, удивление);
- объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями;
- умению работать коллективно, доводить начатое дело до конца.
Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
План проекта.
Этапы | Сроки | Содержание |
| сентябрь | Наблюдение за изменениями в природе. Сбор природного материала для поделок (шишки еловые, сосновые, каштаны, листья, цветы, желуди, семена). Массаж ладошек шишками Пальчиковая гимнастика |
| октябрь | Игры с листьями: «Ветерок», «Листопад». |
ноябрь | Изготовление поделок из листьев. «Бабочка», «Рыбка», «Птица» | |
декабрь | Игры с шишками: «Переложи шишки», «Вылови шишку из воды сачком», «Найди на ощупь». | |
январь | Изготовление поделок с использованием шишек и пластилина. «Ежик», «Сова», «Пингвин» | |
февраль | Игры с песком: Знакомство со свойствами песка. (мокрый – сухой) Найди мышку в песке», «Печем куличи», «Следы на песке» | |
март | Изготовление поделок с использованием ракушек. «Морское дно», «Рыбка», «Лягушка» | |
апрель | Игры с водой. «Теплый-холодный», «Дождик», «Рыбалка». | |
май | Оформление слайдпрезентации. Выставка поделок детей. |
Ожидаемые результаты:
- Создание картотеки игр на развитие мелкой моторики и ее применению в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с ТМНР.
- Повышение интереса детей к играм с природным материалом, появление уверенности в своих силах, развитию мелкой моторики у детей ТМНР.
- Обогащение творческими впечатлениями.
Используемая литература
1. Ткаченко Т.А « Развитие мелкой моторики» Москва. ИЗ-во ЭКСМО 2010г.
2.Дичманис В.Ф. Методические рекомендации « Обучение игре с водой и песком детей с.ТМНР с использованием методов альтернативной коммуникации» 2015г.
3.Рыжанкова Е.Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой.-М.: ТЦ Сфера, 2010
4.Дополнительная общеобразовательная программа для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Умелые ручки» авторы: Белых А.Г., Рыбак Н.В. Под ред. В.Н. Асикритова,
5. «Умные руки» Н.А.Цирюльник, Т .Н ПРоснякова. Изд. «Учебная литература».
«Методические рекомендации по работе с природным материалом» Санталова Е.А.
6.Электронные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)
Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...
разработка внеклассного мероприятия "Россия! Русь! Храни себя, храни!"
методическая разработка внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию предназначена для классных руководителей, педагогов-организаторов учреждений Н и СПО...
Внеклассное мероприятие " Золотые ручки"
Методическая разработка внеклассного мероприятия" Золотые ручки", разработана для проведения недели профессионального мастерства , повышение технологической культуры, воспитывать у учащихся...
Владимиро-Суздальская Русь
В начале урока учитель знакомит учащихся с суждением историка В.О. Ключевского, считавшего, что IX – XI веке основная часть русского населения сосредоточилась в Поднепровье, а...
Подогрев дверных замков и ручек автомобиля
В Российской Федерации на автомобильном рынке лидируют автомобили бюджетного класса отечественного производителя ОАО «Автоваз» и других зарубежных производителей стоимостью до 500000 рублей. В связи с...
презентация "Обобщающий урок по теме "Киевская Русь"
Обобщающие уроки часто проходят в виде зачетов или тестирования. В этом материале всего понемногу. Есть задание на соответствие, тесты и повторение основных исторических понятий, изученных в дан...
Историческая познавательная игра "Русь летописная"
Игра посвящена материалам Древней и Удельной Руси. Цели: расширить кругозор, доролнить материал учебной программы, продолжать учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, воспит...