Сборник методических материалов в помощь классному руководителю «Нравственное воспитание»
классный час
В сборнике классных часов представлены целостные, методически выверенные авторские разработки, которые могут восприниматься как отдельные вполне законченные воспитательные программы. Формы проведения воспитательных мероприятий выбраны разнообразные: интеллектуальная игра, деловые игры, викторина, тестовые задания.
Сборник предназначен классным руководителям, преподавателям-предметникам для использования в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_klchas_uma_i_serdtsamicrosoft_office_word.docx | 125.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Марийский аграрный колледж (филиал)
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
В.А. Виноградская
Внеклассная работа
Сборник
методических материалов
в помощь классному руководителю
«Нравственное воспитание»
Ежово
2019
Автор: Виноградская Вера Александровна, преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Рецензент: Волко А.В, преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
В сборнике классных часов представлены целостные, методически выверенные авторские разработки, которые могут восприниматься как отдельные вполне законченные воспитательные программы. Формы проведения воспитательных мероприятий выбраны разнообразные: интеллектуальная игра, деловые игры, викторина, тестовые задания.
Сборник предназначен классным руководителям, преподавателям-предметникам для использования в учебно-воспитательном процессе.
Содержание
Введение | 4 |
1. Сценарий классного часа: Мой первый учитель, кто он? | 5 |
2. Сценарий классного часа: Мораль ума и сердца. | 14 |
3. Сценарий тематического классного часа на тему: «Богатые и бедные» | 19 |
Введение
Классный час есть форма прямого общения классного руководителя со студентами. Проведение классных часов способствуют развитию познавательных способностей, культуры речи, коммуникативных способностей, сплочению группы. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию, организации, ориентированию и корректированию с целью достижения результата при обеспечении конкретных условий участникам и учете ограничений. Педагогическая технология функционирует как в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути воспитания, так и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в воспитании, и в качестве реального процесса воспитания[1]
Практика многих образовательных учреждений последнего десятилетия подтвердила целесообразность применения воспитательных технологий. Их использование не только повышает эффективность воспитательной деятельности, но и ведет к снижению затрат человеческих и материальных ресурсов.
Практика классного руководства в Марийском аграрном колледже, показала, что игра, диспут, интеллектуальные беседы гораздо облегчает знакомство с группой, помогает безошибочно выявить актив группы и лидера, раскрепощая студентов и облегчая общение с ними.
В работе с группой классный руководитель может использовать разнообразные технологии воспитания. О некоторых из них мне хотелось бы поведать.
Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности студента, его творческих способностей.
2. Обогащение студентов знаниями о профессии, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных
отношений личности студента.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.
Классный час может проводиться в различных формах:
- беседа (этическая, нравственная); диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме); КВНы; интерактивные игры; тренинги; конференции; экскурсии; собрание; час общения; устный журнал; телевизионная игра.
Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на студентов в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.
Сценарий классного часа
Мой первый учитель, кто он?
Цели классного часа:
- Вспомнить своего первого учителя.
- Воспитывать уважительное отношение к преподавателям колледжа.
- Воспитывать чувство дружбы и толерантности у студентов.
Оборудование: проектор, экран, презентация «Мой первый учитель, кто он?».
Ход классного часа
1. Вступительная беседа.
В.А. Здравствуйте!
Каждый день, приходя в школу, вы встречаетесь со своими педагогами. Когда были маленькими, ходили в ясли и садик, там вы общались с воспитателями, логопедами и нянечками. Пришли в колледж и здесь Вы снова встретили педагогов, которые несут вам знания по вашей специальности.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
И каждый выбирал дорогу,
И каждый выбирал свой путь.
О тех же, кто был рядом с нами.
Кто нас учил и наставлял.
Поговорим сегодня с вами.
Честь отдадим учителям!
2. Учитель, кто он?
В.А: - А как вы думаете, что обозначает слово «Учитель»?
Человек, выбравший профессию учитель, не просто объявил это дело своим, но вложил в это дело свою душу. А сейчас мы узнаем: откуда к нам пришла профессия учитель.
У истоков учительства (слайд 5-8)
1. Профессия педагога – одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.
2. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
3. Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимназий – школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.
В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
Даша:
Учительское Сердце… Ну, с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?
С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?
Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: "Стучи!
Учительское Сердце – НАДЕЙСЯ, ВЕРЬ, ЛЮБИ!”
Средние века (слайд 9 – 10)
1. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. При монастырях открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков.
2. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях.
3. С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возросло. Знания требовались уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникла необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога стала самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
(слайд 12)
Татьяна.
Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.
3. Учителей не выбирают, как и мать.
В.А.: Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию педагога? Сколько важных качеств вы перечислили! Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д.
Ирина.
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!
Ксенья: Профессия учителя очень сложная, она требует от человека много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней. Ребята, представьте себе, что было бы, если бы этой профессии не было совсем? Подумайте немного и расскажите, как бы изменился мир.
(Студенты выполняют задание и вместе с преподавателем делают вывод)
Даша:
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
В.А. Современные учителя, бесспорно, отличаются от учителей прошлого. Каковы они, сегодняшние учителя? Никто не охарактеризует их лучше, чем те, с кем они проводят большую часть своей жизни…их ученики.
Так какой же он – современный учитель? (студенты предлагают свои варианты ответов)
Л.Н. Толстой говорил «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
4. ИГРА «Мой первый учитель, кто он?».
- В.А.: Я предлагаю всем сейчас поиграть. Помогут мне Даша и Ксенья (слайды). Группа выбирает две команды. 1команда «Карандаши», 2 команда «Ластик».
- 1ТУР «Представление команд»
- 2ТУР «Мой первый учитель, кто он?»
- 3 ТУР «Споемте друзья»»
- 4. ТУР «Танцуют все!»
- 5. ТУР «Подведение итогов»
5. Заключение.
В.А.: Выбор любой профессии определяется особенностями нашей личности, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями.
Меня часто спрашивают выпускники, почему я выбрала данную профессию, а просто им отвечаю «А я просто больше, наверное, ничего не умею». И делаю вывод:
• это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
• стремление жить активно, в вечном движении;
• тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
• это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
• и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает. У меня уже 8 выпусков и есть продолжатели моего дела, Ямбакова Зинаида Васильевна моя первая выпускница 1988 года.
Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям, прежде всего...
6. Рефлексия.
В.А.: - На этом наш классный час, посвящённый самой почётной профессии «Педагог» подходит к концу. И сегодня победителями нашего шоу стала команда «Карандаши». (Аплодисменты победителям). В заключении хочется сказать вам дорогие наши студенты:
Даша.
Не смейте забывать Учителей!
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать Учителей!
Заключение
Все мероприятия в колледже, которые мы проводим вместе со студентами являются неотъемлемой частью воспитательной работы. Цель классного руководителя помочь студентам при проведении мероприятия, дать направление при оформлении и организации тематических классных часов.
Данное мероприятие студенты сами выбрали и подготовили совместно с классным руководителем. Отзывы были положительные, всем понравилось!
Приложение 1
Какое прекрасное слово «учитель»!
Ваятель любви, человеческих душ,
Наставник семьи и державы строитель…
Учитель всегда и везде на виду.
Учитель! Как бесценно имя это
Среди богатой россыпи сердец!
Учитель! Это имя чище света.
Он – мой отец, духовный мой отец.
Склонял он надо мной виски седые
И мир, учил, как надо понимать,
И под его диктовку я впервые
Два слова вывел: «Родина» и «мать».
Учитель нас встречает на пороге,
Когда еще мы малыши.
Указывает все пути – дороги
Той жизни, по которой нам идти.
Учитель всех моложе на планете,
Хоть голова его порой бела:
Его седины – мудрости приметы,
Поймет, расценит каждого слова.
И все же устает он от работы.
Когда мы, дети, целый класс,
Накладываем горести, печали и заботы
На зеркало его прекрасных глаз.
Приложение 2
Профессиональные противопоказания для работы педагогом
• беспечность • нерешительность • подозрительность • капризность • вспыльчивость • злопамятность • некоммуникабельность • эгоизм • мнительность • несдержанность • равнодушие • зависимость | • мстительность • высокомерие • холодность • безалаберность • импульсивность • легковерие • обидчивость • нервозность • необязательность • завистливость • рассеянность |
• неуверенность в себе • наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.) • нравственная распущенность • рукоприкладство • грубость и жестокость | • беспринципность • безответственность • некомпетентность в области преподаваемого предмета • низкий уровень общительности • пассивность |
Обучать – нелегкая задача,
Научить – задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.
Он, конечно, без сомненья мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.
В нем живет так много разных судеб,
А эмоций – просто миллион!
Потому, играя и рискуя,
В класс заходит как по трапу он.
И ведет как штурман корабельный
Свой фрегат по знания волнам,
Царствует легко и безраздельно
Он наперекор судьбы ветрам.
Он наук известных всех ревнитель,
В его сердце целый мир живет.
Он простой, он наш учитель,
Заслуживший славу и почет!
Приложение 3
Сводная таблица
1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | 5 тур | ИТОГИ |
5 «Карандаши» | 4 | 5 | 5 | 5 | 19 |
4 «Ластик» | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Приложение 4
Пословицы и поговорки об учителе и учениках
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Ученого учить – только портить.
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Век живи, век учись.
Не учили, покуда поперёк лавки укладывался; а во всю вытянулся – не научишь.
И медведя плясать учат.
Каждый великий учитель близок врачеванию и искусству.
Сперва аз да буки, а потом науки.
Детей учить – не лясы точить.
Учи других и сам научишься.
Идти в науку – терпеть муку. Без муки нет и науки.
Что посеешь, то и пожнешь.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Учить – ум точить.
Учи народ, учись у народа.
Если учитель ест стоя, то ученики едят на ходу.
Ученику – удача, учителю – радость.
С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
Учи других и сам научишься.
Сценарий классного часа: Мораль ума и сердца.
Цель классного часа: воспитание нравственности.
Задачи классного часа: побудить студентов к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивать умения выступления перед аудиторией; развивать творческие способности.
Подготовительная работа:
• подбор и рекомендации по работе с литературой;
• консультации для выступающих;
• подготовка и распечатка анкеты, карточек с заданиями по решению нравственных ситуаций;
• оформление помещения
Участники: студенты вторых курсов
Форма работы: ток-шоу.
Средства: компьютер, принтер, анкета, экран.
Место проведения: кабинет животноводства № 134
Ход мероприятия
Эпиграф классного часа: Нравственность – это разум сердца.
Г. Гейне
1.Вступительное слово классного руководителя
2. Основная часть
2.1. Беседа за круглым столом. Ведущая задает вопрос, студенты отвечают на заданные вопросы
2.2. Дискуссия.
3. Заключение
Ведущая Ттьяна. Основная проблема нравственности заключается в обретении личностью целостности, единства мотивов и поступков, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, рассудка и чувства. Генрих Гейне утверждал, что если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом.
В жизни человека, а значит и в нем самом, борется множество противоречий. Поэтому духовная целостность его мира распадается. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Именно нравственность связывает и примиряет их, снабжая разум сердцем, а сердце разумом.
Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать, что добро и что зло». Как вы представляете себе это сочетание разума и сердца?
Студент Алексей:
- Разум – это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова «сердце» веет теплом.
- Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным, своим собственным разумом, который часто уму неподвластен.
- Человек осознает пределы своего ума, а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое, о чем ты и сам не подозреваешь.
- Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце». Думаю, что у такого человека ум и сердце находятся в завидном единении, к сожалению, безнравственном.
- Русский мыслитель и публицист П.Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
- Все то, что нам говорится, все то, что направлено на наш ум, не так действенно как то, что сказано (важно еще, как сказано) с целью затронуть наше сердце. Это воздействие и становится двигателем нравственных поступков человека.
- Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но даже и тебя самого. Потому что даже человеку невысокого уровня нравственности свойственно анализировать свои поступки, хотя бы изредка подключая к этому процессу сердце. Именно сердце помогает стать близким, понятным и приятным для других людей. То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в вашем уме и помогает превратиться в соответствующий поступок.
Ведущая: Значит, нравственность проходит через наше сердце. Что же такое нравственность?
Студент Ирина:
- Употребляя термин «нравственность», мы обычно говорим об определенных характерных чертах морали. Уже упоминалось о том, что в жизни человека и его поведении много противоречивого. Эту противоречивость мы видим, прежде всего, в борьбе личного и общественного, желаемого и должного, чувственного и рационального.
- Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать одним из самых важных человеческих усилий. Именно этим сильна личность. От уровня стремлений и усилий личности зависит, если можно так сказать, качество ее жизненного существования.
Ведущая. Конфуций, китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет, в чем заключается истинная нравственность. А вы, так не считаете?
Студент Ксенья. Думаю, что ясным все может стать. Но не всегда такая ясность ведет нас к тем поступкам, которые могут быть названы поистине нравственными. Ясность – это еще не подлинное осознание. К тому же в любом человеке происходит постоянная борьба нравственных и безнравственных сил. В ней сталкиваются добро и зло, честь и бесчестие, жалость и беспощадность, жестокость, справедливость и несправедливость.
Ведущая: Да, нравственные и безнравственные силы проникают во все сферы нашей жизни. И именно разум сердца стоит на страже того, чтобы победу одержало нравственное начало. Мне так кажется.
Студент Дана:
- Наши личные жизненные потребности часто спорят с сердцем, заставляя нравственность отойти на задний план. Происходит конфликт желаний в тебе самом или в отношениях с другими людьми.
- Иногда нравственность называют наукой о соглашениях. Для чего людям такая наука? Чтобы избежать того, что может сделать их несчастными.
- Познание добра – вот нравственность моя.
Уметь его творить, желать творить и делать.
Живи и радуйся, не причиняя зла,
Ты – человек, и докажи все это делом.
- Способность мыслить – вот достоинство твое.
Мысли – существенны, а не пространство, время.
Достойно мыслить постарайся, чтоб житье
Не превратилось бы в безнравственное бремя.
Ведущая. Нравственность в вопросах личного и общественного, а отсюда и проявлений добра и зла действительно сохраняет свою актуальность многие века. Вопрос нравственности актуален и для такой сферы человеческой жизни, как политика. Французский мыслитель и писатель Ж.Ж. Руссо писал: «Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой».
Студент Абумалик:
- Отделение политической науки от нравственной действительно ошибочно, потому что «все, что является нравственным злом, является злом и в политике». Хорошая политика не может отличаться от здравой нравственности.
- Мне нравится мысль о том, что человек может брать в свои руки власть только после того, когда он сам научился повиноваться. А древнегреческий мудрец и ученый Пифагор сравнивал власть в руках бесчестного человека с мечом в руках безумного.
- Чтобы повелевать людьми, надо научиться повелевать собой. А это и означает прислушиваться к разуму своего сердца. Иначе что можно принести тем, кем ты управляешь? Ведь управление предусматривает усовершенствование людей и условий их жизни. Если ты не сумел сделать это по отношению к себе, то, как ты сможешь сделать это в отношении других людей? Настоящие люди служат государству и людям своей совестью, которая находится в ладу с разумом сердца.
Ведущая Маша. Коль скоро мы заговорили о совести, то следует заметить, что и в этом случае уместно говорить о ее нравственном начале. Как вы считаете, что больше способствует исправлению мира: законы или совесть?
Студентка Александра:
- Законы, наказание... Общество не может обойтись без этих средств самозащиты против нарушений и нарушителей. Иначе будут подвергнуты опасности сами условия его существования. Другое дело, что все то, что отражено в законах, не может воссоздать моральную силу. Поэтому закон и жестокость используются обществом в тех случаях, когда другие меры не воспринимаются или не помогают.
- Тот, кого от безнравственного поступка удерживает закон, способен все-таки совершить что-то противоречащее морали хотя бы втайне от всех. Тот же, кому свойственна сила убеждения, будет выполнять свой долг с чувством незапятнанной совести. Такому человеку не свойственны даже тайные преступные деяния.
- А я подумала о том, что фактически в законах отражены человеческие пороки. И насколько было бы лучше жить, если бы люди жили по законам добрых нравов. Ведь для справедливого человека его нравственные качества вполне заменяют все законы.
- И, однако, законы защищают нас не только от других людей, но зачастую и от самих себя. Потому что у каждого свой уровень совести. У одних она просыпается от малейшего шороха, у других спит достаточно крепко даже в ненастную погоду. Поэтому разумное сочетание того и другого (закона и совести) не помешает каждому из нас.
Ведущая: Художник, как говорил Лев Толстой, не столько сострадает людям, сколько наблюдает их страдания, чтобы потом воспроизвести их в своем произведении. А его цель – то воздействие, которое произведет художественное произведение. Говорят, что искусство смягчает нравы. Как вы считаете, так ли это?
Студентка Кристина:
- Я бы сказал, что нравы тех, кто воспринимает это искусство. Некоторые же из нас могут плакать над тем шедевром-вымыслом, который так талантливо изобразил художник, писатель, поэт и т. д., а на подлинные человеческие страдания будут смотреть достаточно равнодушно. Говорят, что в годы Великой Отечественной войны фашисты-каратели спасали кошек и с умилением слушали сентиментальные музыкальные произведения. А после всего этого отправлялись совершать карательные операции.
- И все-таки чувства человеческие очищаются, когда они соприкасаются с красотою высшей, красотою идеала. Настоящая поэзия и искусство необходимы людям особенно в те времена, когда наблюдается быстрый рост материальных благ. И он опережает человеческие способности воспринимать эти блага согласно законам души, т. е. законам нравственности. М. Пришвин (русский писатель-эссеист) писал, что поэзия обращает красоту в добро.
Ведущая. Нравственные начала пронизывают и все формы общественной и природной жизни на земле. В том числе и труд. Труд, который является не только источником нашего богатства, но и условием человеческой жизни вообще. К.Д. Ушинский (русский педагог) писал: «только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья».
Студентка Ольга:
- Важен не просто труд, а еще и то, как этот труд выполняется.
- Для того чтобы человек ощутил в себе чувство человеческого достоинства, ему необходим труд свободный, творческий, избранный им не только для того, чтобы прокормиться, но и для удовольствия, ощущения значимости своего труда для себя и других. Плодотворность труда приносит человеку огромное удовольствие.
- Труд для многих становится не только средством наслаждения, но и сохранения здоровья.
- Труд помогает человеку избавиться от многих бед, в том числе от нужды, от скуки и праздности, которые в свою очередь порождают множество пороков.
- Мне кажется, что по отношению к труду можно оценивать отношение одного человека к другому.
Ведущая: На этом мы завершаем наше мероприятие. После такой дискуссии мне думается, мы все еще раз осмыслим, что такое разум ума и сердца. Спасибо за ваши ответы.
Заключительное слово классного руководителя.
Сегодня вы самостоятельно подготовили данное мероприятие, многие вопросы для вас и для меня стали неожиданными, но вы с ними с честью справились. Мне хотелось поблагодарить всех вас за такое интересное мероприятие, конечно в особенности, тех, кто подготовил его. Спасибо! Татьяна, Александра, Даша. В следующем году, подобное мероприятие по своему выбору будут проводить мальчики. Тема свободная, по нравственности, любви, честности, и т. Д.
Заключение.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании студентов оказывает участие в обшеколледжных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Данное мероприятие позволило приблизить студентов к реальным случаям из жизни, они смогли самостоятельно ответить на очень трудные вопросы.
Данная тема актуальна, направляет студентов на реализацию вопросов по нравственному воспитанию.
Мне, как классному руководителю проведение такого мероприятия дало возможность раскрыть в своих воспитанниках еще одну черту их характера – целеустремленность, самостоятельность при выборе решений.
«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний,
а в правильном применении их во благо»
А. Ф. Романова.
Литература:
Интернет ресурсы.
- Макаренко А.С. т.5. М, 1958.
- Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект критериальной оценки. [Текст ]М.,2019
- Лихачев Б. Педагогика. [Текст]. М., 2019
Тематический классный час на тему: «Богатые и бедные»
Введение
Как сказал немецкий поэт и драматург о душе человеческой Готхольд Эфраим Лессинг: «Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение».
Принято считать, что человек наделен свободой воли и действий, что он создание свободное, потому что имеет свободу выбора. Но если задуматься, то люди так или иначе, но зависят друг от друга. И если у кого-то не ладится что-то, то найдется тот, кто из-за этого тоже будет страдать.
Но, не смотря на то, что человек работает, занят в семье, что у него есть какие-либо обязательства перед окружающими, он все равно считается созданием свободным и использует остатки своей свободы, как может и считает нужным. Даже если человек переезжает из города в деревню, он все равно должен трудиться, чтобы себя прокормить.
Внешне (с видимой всем стороны), человек может быть очень занятым, вечно куда-то бегущим. Но все это и многое другое не может стать преградой для создания внутри себя своего неповторимого внутреннего мира, где хранятся часто тайные мысли, желания, надежды и мечты.
Внутренний мир человека можно назвать сокровищницей, вместилищем, где и обитает его душа. Она незрима никем, неощутима даже ее носителем, она истинно свободна и не имеет преград. Потому что даже тело человека все равно подчиняется различным законам и не на все способно. А если человек в реальной жизни еще и страдает от какого-либо недуга, тогда его внешняя свобода тоже весьма относительна. А вот внутри себя благодаря душе и тому, что в нее помещаем, мы можем ощутить себя свободными. Бывает ведь так, что в реальности находишься на рабочем месте, а мыслями пребываешь где-то далеко. Улетаешь от всего, погружаешься внутрь себя, вспоминаешь прошлое, думаешь о настоящем и будущем, и ничего тебе не мешает погрузиться внутрь своей души.
А если еще и в реальности с человеком происходит какое-то долгожданное событие, то тогда и душа поет внутри него, и глаза горят, преисполненные счастьем и любовью к миру. А через сияние глаз душа и выдает свое присутствие в человеке, свое ликование и трепет, ведь не зря глаза называют зеркалом человеческой души [1]
Самое хорошее в человеке – это его душа. Потому что телом человек может управлять с помощью мозга, а вот с душой всё сложнее. У души нет, и не может быть предела, она многогранна и неизмерима. Фома Аквинский сказал когда-то, что в каждой душе живет тяготение к счастью и смыслу. С этим сложно не согласиться.
Душа, как и сердце, порой не поддаётся контролю со стороны человека, потому что она живая и настоящая, а физическое (телесное) порой «заштриховывает» душу, потому что человеку так проще жить.
Нередко происходит так, что по тем или иным причинам человек стремиться скрыть свою душу (её доброту) от окружающих, замыкается в себе. Но если человек хочет найти выход для своих добрых душевных побуждений, то он рано или поздно, но найдет выход для них. У каждого это выражается по-своему. Одни начинают писать картины профессионально или по зову души для себя и близких, другие пишут стихи, детские сказки или делают что-то еще, потому что душа живо требует этого, потому что через свои душевные порывы человек нередко избавляется от комплексов и преград, которые есть снаружи [2]
Душа – это то, чего нельзя увидеть или почувствовать, но это не мешает ей делать нас лучше, добрее и терпимее к людям и окружающему миру.
1.Тема классного часа: Богатые и бедные!
Цели:
- Способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров.
- Развивать умение и навыки в сфере общения.
- Воспитывать чувства прекрасного.
Задачи:
1. Научить студентов размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой проблемы.
2. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, и своим сверстникам.
3. Помочь студентам распознать красоту своей души.
Форма проведения: интеллектуальная беседа с просмотром фильма
«Богатый и бедный»
Место проведения: кабинет №134.
Участники: группа Т-21, Т-12, В-21.
Средства: компьютер, презентация «Красота спасет мир», видеофильм
«Богатый и бедный»
Подготовительный этап: студентам выдается тема заранее, с вопросами, оформля-
ется коллажа «Красота в моей работе – как я ее понимаю?»
Ход классного часа
1. Организационный момент.
Организационный момент включает в себя приветствие, сообщение темы классного часа, цели проведения мероприятия, основные задачи. Отметка присутствующих в журнале классного руководителя.
2. Сценарий тематического классного часа
Вступительное слово классного руководителя.
Классный руководитель:
Здравствуйте! Мы снова вместе. И сегодня хотелось поговорить с Вами о самом прекрасном – это о красоте нашей души. В условиях современного мира, где деньги играют важную роль, мы зачастую гонимся за красивой и комфортной жизнью, которая достается зачастую нехорошими поступками. Таким образом, мы перестаем обращать внимание на то, что многое из того, что нас окружает никогда не купить за деньги – это настоящие и преданные друзья, это наше драгоценное здоровье, мы перестаем обращать внимание на более очевидные и простые вещи.
И еще хочу сказать Вам, что вся эта красота лишь внешняя, показная, ненастоящая, она не приносит никакой пользы, кроме праздного удовольствия. Такое богатство не гарантирует счастье, дружбу, настоящую любовь.
В.А. – А начну я наш классный час со стихотворения (читает Даша)
Красиво жить не запретишь
И с Божьей помощью быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
И верю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии, в мире нашем!
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого обидеть можно!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, прощать уметь всем надо!
У Вас скоро начнется новая ступень в жизни. Вы закончите наш колледж и разлетитесь по миру, кто куда. И мне хотелось сегодня поделиться своими мыслями и поговорить с Вами о красоте души. Поговорить откровенно, как никогда еще мы не говорили. Давайте вспомним свое детство, мы там были счастливы, ни что нас не тревожило, за нас все решали наши родители и взрослые. Мы не думали о пропитании, об одежде, ни о чем, жили и жили – не тужили. Но вот настал период осмысления своей жизни, вы взрослели, у вас взрослели требования к одежде, еде и другие потребности тоже возросли. Кто об этом будет думать? Конечно Вы сами. Кто- то скоро выйдет замуж, жениться, нарожает детей, станет самостоятельным. А как выжить в таком бешеном веке, как успеть за всем этим и остаться человеком? Не упасть и не сломаться, остаться верным своим принципам и правилам жизни в обществе. Не потерять красоту своей души? Вот об этом наш разговор. Поговорим?
У каждого человека разное представление о красоте, богатстве и бедности? Почему? (потому что мы все очень разные).
Хотя у нас имеются некоторые схожие стремления и идеалы.
Ребята, как вы понимаете слова «Красивая жизнь» «Богатая жизнь»?
У вас столько разных рассуждений, недаром говорят: сколько людей столько мнений.
Попробуйте, поставить цель нашего разговора.
Давайте постараемся разделить значения слов «красивая жизнь» «богатая жизнь» на две группы и найдем их плюсы и минусы.
Определим первую группу.
(материальные ценности: деньги, драгоценности, машины и т.д).
Мечтаете о такой красивой жизни?
А какой ценой это все достается?
Красивая жизнь достаётся порой некрасивыми поступками. Какими?
Хотелось бы вам разбогатеть таким образом?
Как вы думаете, всегда счастливы люди, имеющие такую красивую жизнь?
Кто-то видит красоту жизни в посещении шикарных ресторанов, клубов, вечеринок. Кто-то стремится поразить других дорогими и модными вещами: одеждой, машинами, золотыми украшениями. Кто-то гордится тем, что имеет возможность посещать различные страны и курорты. Но не с целью пополнения своих знаний, своего жизненного опыта, а только ради всевозможных развлечений. Да, они считают, что живут красиво.
Скажите, настоящая ли это красота?
Вся эта красота лишь внешняя, показная, ненастоящая, если нет ничего высокого за душой. Она не приносит никакой пользы, кроме праздного удовольствия.
Такое богатство не гарантирует счастье, дружбу, настоящую любовь.
Таким образом, мы сформировали второе значение выражения красивая и богатая жизнь (духовные ценности: природа, музыка, книги, общение).
Вот мы и определили вторую группу людей, которые счастливы лишь от того, что живут и замечают красоту окружающего мира. Это люди, для которых главное душевная красота, духовные ценности.
Меня, например, восхищают люди, которые умеют довольствоваться малым, создавать чудесную атмосферу добра, участия, гармонии. Они успевают все: и общаться с природой, и встречаться с интересными людьми, и приносить пользу своим трудом, любить свою Родину и доставлять радость своим близким и друзьям.
В.А. -Как вы считаете, какая жизнь у таких людей?
Мне кажется, что жизнь у них интересная, красивая, счастливая. Это именно та категория людей, о которых всегда вспоминают только с благодарностью.
Все блага цивилизации, все достижения в науке, технике, искусстве совершаются людьми, которые прожили свою жизнь красиво – это внесли свой вклад в развитие общества.
Что это за люди? (художники, актеры, ученые, артисты и т. д.)
Давайте поговорим по отдельности о каждой категории таких людей.
Например – ученые…? Что полезного они сделали для нас? Какой вклад оставили для всего человечества? (Ученые создают мощные машины и другие приспособления, которые облегчают труд человека.)
Врачи? (находят новые, эффективные и безопасные методы лечения болезней, даже тех, которые раньше считались неизлечимыми.)
Учителя? (отдают свою душу и знания детям, стараясь воспитать их настоящими и образованными людьми.)
Писатели и поэты? (создают великие произведения, в которых восхваляют мужественных и благородных героев, описывают важнейшие события прошлого и настоящего, дают уроки нравственности и морали, учат различать добро и зло.)
А ваша профессия, она тоже на главном месте, и вы гордитесь тем, что скоро станете самостоятельно помогать производит продукцию животноводства, самостоятельно готовить продукты питания, экспериментировать, помогать людям красиво жить и вкусно. С душой любить свою профессию. Как вы это понимаете? Разве не красивая жизнь – приготовить что- то очень вкусное из мяса? Например, придумать новое блюдо из говядины, свинины? У вас было такое ощущение в жизни?
А разве можно переоценить значение искусства в нашей жизни!
Какой след оставляют для нас художники? (Замечательные картины великих художников не только дарят нам удовольствие от их созерцания, но и заставляют вникать в их смысл, задумываться над их содержанием. Мы словно чувствуем, что хотел сказать автор, создавая свое произведение; мы начинаем переживать его эмоции, его грусть или радость, горечь или торжество, неторопливые раздумья или наслажденье бурной жизнью.)
Все эти люди — музыканты и художники, врачи и учителя, артисты и писатели — жили красивой жизнью?
Почему вы так считаете?
Потому что они имели цель, стремились ее достичь, совершенствовались по мере ее достижения. И всем этим они оставили после себя долгую память и уважение многих поколений.
Разве только известные люди могут прожить такую красивую жизнь?
И не только они — человек любой из многочисленных профессий на земле, даже самой, казалось бы, незаметной, проживает достойную жизнь, если отдает всего себя своему делу, если его труд дает положительные результаты, а значит, приносит пользу всему обществу.
А мы с вами можем назвать свою жизнь красивой? Почему?
Жизнь человеку дается всего один раз. И, конечно, каждому хочется прожить ее счастливо, радостно, осмысленно, красиво. Хочется оставить на земле свой след, такой, чтобы будущие поколения знали, помнили, гордились. Конечно, нельзя забывать про материальную сторону жизни. Она нам необходима для существования. Но всегда нужно помнить о душе, морали и о хороших поступках.
Можно ли жить красиво на своей любимой работе? Любите ли вы свою специальность и, что ждете от нее в будущем?
Можете ли вы сказать о себе моя жизнь – это красота моей души. Я счастлив, что прожил этот отрезок времени именно так, а не иначе?
(Ребята делятся своими секретами.)
А сейчас, подводя итоги нашей беседы, я попрошу вас ответить на мои вопросы. (Всем раздают листочки, где ребята отвечают на вопросы)
1. С вашей точки зрения можно ли научиться жить красиво?
2. Для красивой жизни, обязательно иметь много денег?
3. Какие плюсы и минусы в красивой жизни богатых людей?
4. Какие плюсы и минусы в красивой жизни простого, творческого человека?
5. Какой вывод, сегодняшней беседы, вы сделали?
6. Что в вашем понимании красивая жизнь?
7. Счастлив ли я в этой жизни, красив ли я душой?
Мне очень нравится стихотворение Сергея Острового, и хотелось бы вам его подарить.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям
Мы с вами выяснили то, что «красивая жизнь и богатая» может быть разной. Каждый выбирает для себя. Хочется, чтобы все старались жить так, чтобы никогда не сожалеть о своих поступках и решениях. Только тогда наша жизнь наполнится счастьем и красотой.
И в заключении хотелось отметить, что наш классный час прошел интересно, с огоньком, вы все активно участвовали в разговоре. Обратите внимание на коллаж, что приготовили ребята. А сейчас посмотрите видеоролик «Богатые и бедные».
Показать видеофрагмент песня-притча «Богатые и бедные».
И закончить нашу беседу я бы хотела такими словами:
Пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Люби людей – светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет,
Свой яркий след, свои живые всходы (Сергей Островой).
Мне кажется, что каждый из вас оставит яркий след и живые всходы и обязательно проживет замечательную и очень красивую жизнь, сочетая в себе материальные и духовные блага. И будет вспоминать этот далекий разговор «Красиво – жить не запретишь!».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Заключение
Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается в людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей людям. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо и жилось красиво. Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром. Эта норма нравственности является важнейшим источником чувства гражданского долга. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Уважайте, почитайте мать и отца: они дали вам жизнь. Они воспитывают вас. Не будьте равнодушны к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах общественных. Не поощряйте того, кто творит расточительство, обкрадывает общество.
Литература:
1. «Путь к себе» - классный час – Киреевой Н.А., МОУ лицей №16 г. Ставрополь,2012.
2. Жирова Т.М.. Твоя жизнь – твой выбор: развитие ценностей здорового образа жизни – М.: «Панорама», 2012г
3.Савченко Е.В. Классные часы – М.: «ВАКО», 2010 г.
Приложение 1.
Стихи Сергея Острового
Уходит жизнь. Ты этому не верь! посмеёшься. Цветок – и тот бессмертником зовут. | Ты жалок мне. Ты даром прожил век. Кого любил ? О чём таил мечту? благопристойных. Мне гадок трус с ухмылкой наглеца суровым, И пусть тебя потомки помянут |
Приложение 2
Стих о милосердии Алексей Нескородов
Красиво жить не запретишь
И с Божьей помощью быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии, в мире нашем!
Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого можно обидеть!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!
Рецензия
Сборник тематических классных часов
по нравственному воспитанию преподавателя,
классного руководителя Т-21 группы
Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» Виноградскую В.А.
В сборнике предложены преподавателем три разные мероприятия по нравственному воспитанию. Формы проведения разнообразные: беседы за круглым столом, шоу-игра, интеллектуальная игра. В своем сборнике, классный руководитель затрагивает проблемы красоты души, мораль сердца и разума воспитание красоты своей профессии, отношение к педагогам.
Методическая разработка соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель использует компьютерные технологии, технологию сотрудничества, педагог только направляет ход мероприятия, обучающиеся становятся его активными участниками.
Данная методическая разработка рекомендована к использованию в воспитательном процессе.
Рецензент:
А.В Волков, преподаватель
Марийского аграрного колледжа
(филиала) ФГБОУ ВО
«Марийский государственный университет»
Рассмотрена и одобрена |
на заседании МОКР |
Протокол № __от__________2019г. |
Председатель МОКР _______ |
Рябчикова В.М. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
Презентация "Роль классного руководителя в воспитании детей".
Презентация "Роль классного руководителя в воспитании детей"....
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Роль классного руководителя в воспитании студентов колледжа (из опыта работы)
Статья о возрастании роли классного руководителя в процессе обучения и воспитания в педагогическом колледже....
материалы в помощь классному руководителю
Классные часы по здоровому образу жизни, по нравственной тематике и воспитанию высокой гражданской позиции...
Методическо руководство к практическим занятиям по МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса по изучению междисциплинарного курса 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя по ПМ.03 Кла...
Доклад на ЦМК Роль классного руководителя в воспитании
Доклад на ЦМК Роль классного руководителя в воспитании...