«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ, МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»
учебно-методический материал
В докладе для преподавателей освещается тема проблемного обучения на уроках МДК03.02 "Хоровой класс и управление хором"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Резонатор – полость, которая имеет выходное отверстие и усиливает звук. Резонаторы , которые находятся выше гортани – верхние (головные). Это полость глотки, рта, носа. Резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные). Это трахея и бронхи. Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов, а нижняя часть диапазона — с использованием грудных резонаторов. Певческие голоса бывают поставленные и непоставленные , бытовые. Понятие поставленный голос включает ровность звучания на всем диапазоне, звучность, прикрытость гласных, гибкость, красоту тембра и наличием певческих формант. Форманта – группа обертонов, которые придают голосу характерный тембр.
Свойства певческого голоса Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой звука и тембром. Высота лежит в основе классификации голосов (высокие, средние, низкие ). Диапазон – звуковой объем. У взрослого певца примерно две октавы. Диапазон бывает общий (крайние звуки), и рабочий. Сила звука зависит от мощности связок, амплитуды их колебания, а так же от правильной работы резонаторов. Тембр (окраска звука) зависит от различных сочетаний обертонов. Регистр – последовательный ряд однородных звуков, которые воспроизводятся одним механизмом голосообразования: Мужские голоса имеют 2 регистра: грудной регистр (полное смыкание ), фальцет (от итальянского - ложный, самый верхний регистр мужского голоса, выходящий за пределы тембра ).. Смыкание голосовой щели неполное. Женские – три: грудной, медиум (средний), головной В женских голосах фальцет встречается у коллоратурных сопрано на крайних верхних звуках. В отличии от мужчин, у женщин две зоны переходных нот. Переходные ноты – зона звуков, на которых происходит перестройка механизма звукообразования. У женских голосов более заметен «перелом» голоса при переходе от нижнего к среднему, а от среднего к высокому заметен менее.
Тесситура – высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса. Тесситура может быть средней, высокой и низкой, удобной или неудобной. Тесситура удобна, если высотное положение вокальной партии соответствует свободному красивому звучанию голоса. Тесситура считается неудобной, если голос в течении продолжительного времени звучит напряженно ( превышены естественные возможности голоса)
Основные разновидности певческих голосов Певческие голоса ( академ . пения) классифицируются по тембру звучания и по высоте исполняемых звуков, условно делятся на высокие – сопрано, тенора, средние – меццо-сопрано, баритоны и низкие – контральто, басы. Лирические голоса обладают более легким звучанием, драматические – более тяжелым (густым). Сопрано – высокий женский голос: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое (Д: до1-до3 ) Меццо-сопрано – средний между сопрано и контральто, различают высокое и низкое (Д: ля-си бемоль м.- ля-си бемоль 2 ) Контральто –низкий женский голос (Д: фа-соль м. – ми, фа2 ) Тенор – высокий мужской голос: лирический, лирико-драматический, драматический (Д: до м.- до2 ) Баритон – средний по высоте между тенором и басом: лирический, драматический (Д: ля б.- ля1 ) Бас – низкий мужской голос, лирический бас (Д: соль б.-фа1 ), драматический ( basso- profundo ) ( Д: фа б.- ми1 ). Октависты – самые низкие голоса. (Д: до соль кнтр .)
Женские голоса в хоре партии голоса Общий диапазон Рабочий диапазон Переходные ноты Сопрано 1 Лирическое сопрано, Лирико-колоратурное c1 – c3 c1 – a2 Нижние: e ( f )1 Верхние: f 2 Сопрано2 Драматическое сопрано c1 – c3 c1 – e2 Нижние: e ( f )1 верхние: f 2 Альт1 Меццо-сопрано a – a2 a – d2 Нижние: f1 Верхние: d2 Альт2 Драматическое меццо-сопрано, контральто f – f2 g – g2 Нижние: f1 Верхние: d2
партии голоса Общий диапазон Рабочий диапазон Переходные ноты Тенор1 Лирический тенор, тенор-альтино c –c2 c – a1 f Тенор2 Драматический тенор h, c –f1 C –c2 f Бас1 Баритон, Лирические басы A – fs1 G – f1 A – f1 d Бас2 Драматический бас, центральный бас F – e1 F – d1 c Мужские голоса в хоре
Детские голоса в хоре Младший возраст 6,7 – 10 лет C 1 - c 2 , D2 Фальцетное звучание от до различий между мальчиками и девочками нет Произведения одно-, двухголосные Средний возраст 11 - 14 лет Сопрано : C1 –g2 (a2, b2) Альты : (g),a – d2(es2) Появляется грудное звучание у мальчиков, у девочек начинает определяться женский тембр Произведения двух- и трехголосные, несложная полифония Старший возраст 15 – 17 лет Сопрано: C 1 – g2 Альты : (g)a – d2 (es2) Юноши: c – d1 Детское звучание с элементами взрослого (женского), микстовое звучание Произведения трехголосные, полифония Хор мальчиков Дисканты: c 1 – g 2 Альты: g – f 2 Заметны границы между грудным и головным регистрами, микст
Характеристика однородных и мешанных хоров Хор , состоящий из мужских голосов, называется однородным мужским ; Хор , состоящий из женских голосов, называется однородным женским ; Хор , состоящий из женских и мужских голосов, называется смешанным . Женский хор: ( С I,CII ; А I,AII ) диапазон всего хора g – c3 . Звучание разнохарактерное, динамика от пианиссимо до фортиссимо, может быть divisi в каждой партии. Произведения как одноголосные, так и многоголосные, гомофонного и полифонического склада. Мужской хор: (Тенор, Баритон, Бас, Октависты ) диапазон g ( контр.окт .) – c 2. При наличии октавистов и фальцета возможности хора велики. Может исполнять сложные партитуры, в виртуозности и легкости не уступает женскому, может быть divisi в каждой партии. Детский хор: 1) младший хор: диапазон хора – с – с1. Закладываются навыки точного интонирования, вокальной техники, ансамбля. 2)Средний хор: произведения более сложные гармонического склада и несложной полифонии ( 3х, 4х-голосные) 3)Старший хор может исполнять сложные произведения композиторов-классиков различных эпох и стилей. Мальчики – старшеклассники подвержены мутации, в хоре участвуют редко. 4) Капеллы мальчиков (дисконты и альты) исполняют духовную музыку.
Полный смешанный хор ( сопрано, альты, тенора, басы), огромный диапазон, разнообразные тембровые краски. Массовый двухголосный хор использует дублирование высоких и низких голосов Неполный смешанный хор – хор, в котором отсутствует один из голосов. Юношеский хор ( студенты колледжей и училищ 15-19лет) Этот переходно-мутирующий возраст накладывает на деятельность хора специфические особенности, связанные с охраной голоса подростка. Достигают значительных профессиональных результатов в концертно-просветительской работе. голоса Полный диапазон Рабочий диапазон Сопрано C1 – g2 f1 –f2 Альты g – c2 b – b1 Тенора c – g1 f – f1 Басы G – c1 B – b
Предварительный просмотр:
Берегите детский голос!
Пение – наиболее доступный и потому ведущий вид музыкальной деятельности. Дети знакомятся с песнями различного содержания, обучаются певческим навыкам и умениям. Происходит развитие координации слуха и голоса. У ребенка голосовой аппарат не развит, не сформированы вокальные мышцы и придаточные пазухи носа. Голосовой аппарат дошкольника очень нежен, хрупок и требует особо бережного обращения.
В первую очередь следует обратить внимание на разговорную речь ребенка, она должна быть тихой и спокойной. Нельзя петь на улице зимой или в сырую погоду, давать детям пить холодную воду в момент разгоряченного состояния горла, есть на улице мороженое.
Во многих семьях любят народные и эстрадные песни, часто и охотно поют их. Дома ребенок должен слышать красивое, правильное пение, а песни должны быть доступными и высокохудожественными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения
На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...
Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»
Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения, активных форм и методов обучения, элемента технолог...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование. Базовая подготовка Ср
Методическое пособие предназначено для студентов музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 03.02 Хоровой класс и управление хором Раздел 5. «Переложение партитур произведений педагогического репертуара» Для специальности 53.02.01. - Музыкальное образование
Методическое пособие предназначено для студентов музыкального отделения и разработано с целью системной организации самостоятельной работы при переложении партитур педагогического репертуа...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов педагогических колледжей МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»
Рекомендации предназначены для студентов педколледжей....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором». Раздел 5. « Хоровая аранжировка»
Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организовать учебный процесс по дисциплине и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем прогр...
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики
Применение технологии проблемного обучения на уроках физики является эффективным средством повышения познавательной активности обучающихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, ...