Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов педагогических колледжей МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»
учебно-методический материал

Смирнова Алла Викторовна

Рекомендации предназначены для студентов педколледжей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студента педагогического колледжа

(музыкальное образование, специальность 53.02.01)

 

Преподаватель ГАПОУ КИПК:

 Смирнова Алла Викторовна

2020 г

«Дирижирование произведений с аккомпанементом и произведений без аккомпанемента (хор a cappella)»

Прежде чем приступить к дирижированию, студент должен познакомиться с произведением, проанализировав его.

Рекомендуем:

1) прочитать внимательно название произведения и фамилии авторов;

2) выявить эпоху, в которой жил композитор и поэт;

3) познакомиться с их творчеством и историей создания произведения, если это хор из оперы, то необходимо прочесть либретто, выявить значение и место звучания данного произведения в опере;

4) если есть возможность, прослушать произведение.

Далее студент знакомится с хоровой партитурой, рекомендуем:

1) ознакомиться  с содержанием, прочитав текст;

2) выявить   для какого хора написано произведение (тип и вид хора);

3) выяснить основную тональность и размер;

4) в  произведениях с аккомпанементом выучить главную мелодию, предварительно сыграв ее, если возможно, рекомендуем сыграть всю партитуру, в произведениях  без аккомпанемента выучить партитуру и все голоса, выявив особенности их строения.

На следующем этапе работы с произведением студент приступает непосредственно к дирижированию:

1) вспомнить схему, которая используется для дирижирования данного произведения, неоднократно ее протактировав;

2) выяснить с какой доли вступление, какой применяется ауфтакт к вступлению (приготовленный или неприготовленный);

3) спеть главную мелодию с дирижированием двумя руками, без показа выдержанных звуков и дыхания;

4) выяснить моменты цезур и доли, на которые показывается снятие и вступление;

5)  далее учить небольшими фрагментами дирижирование отдельно каждой рукой;

6) соединить двумя руками выученный музыкальный фрагмент;

7) спеть мелодию и продирижировать  двумя руками первый куплет, затем  все произведение.

Задача следующего этапа – подбор художественных приемов дирижирования в передаче музыкального образа хорового произведения.

Рекомендуем:

  1. Проанализировать все средства выразительности (темп и агогические изменения; динамику и нюансировку; смысловые акценты внутри фраз);
  2. Определить кульминацию каждого куплета и всего произведения;
  3. Выявить штрихи и ферматы;
  4. Подобрать различные технические и художественные приемы хорового  дирижирования.  

 «Подготовка письменного анализа изучаемых

 хоровых произведений (аннотаций)»

 

Студент должен уметь анализировать музыкальный материал (изучаемые хоровые произведения).

ПЛАН АНАЛИЗА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ                                          ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ

1.Общий историко-стилистический анализ произведения:

- сведения о композиторе, авторе литературного текста, краткая характеристика их творчества;

- содержание произведения, жанр.

2. Музыкально-теоретический анализ:

- форма призведения: название и буквенная схема (определяется с помощью преподавателя);

- характеристика мелодии: ее выразительное значение, развитие  на протяжении произведения, направленность, присутствие полутоновых интонаций, скачков, опевания звуков, широта, ритмическое оформление , ладовая окраска;

- тональность, ладотональный план, взаимосвязь с музыкальным образом;

- метроритм (размер и ритм): взаимосвязь с содержанием, закономерность чередования сильных и слабых долей, логические акценты, наличие ровного и пунктирного ритма, триоли, несовпадения ритмического рисунка между партиями, синкоп.

- фактура изложения: (определяется с помощью преподавателя)

- инструментальное сопровождение: роль инструментального вступления и заключения, изобразительные моменты, обогащение хоровой партитуры, используемый прием (эхо, имитация, гармоническая поддержка, дублирование голоса).

3. Вокально-хоровой анализ:

- тип и вид хора;

- диапазон каждой партии и всего хора;

- дыхание (общехоровое, по партиям, цепное), характер дыхания (короткое, бесшумное, глубокое, активное, легкое, спокойное);

- звуковедение (легкое, мягкое, упругое, подчеркнутое, густое,  сочное, legato, non legato, staccato);

- характер звука (открытый, прикрытый, округлый, пестрый, близкий, глубокий, теплый, нежный, твердый, сочный, яркий, резкий, густой, плотный, свободный).

4. Испонительский анализ:

- раскрытие содержания и выявление художественного образа произведения;

- выразительное сочетание исполнительских средств в раскрытии музыкального образа, содержания (мелодия, ладовая окраска, особенности ритма, тембральные краски, штрихи, темп, динамика);

- темповое развитие, агогические изменения;

- динамический план (в том числе, кульминация, фразировка, логический центр).

(Все разделы анализа должны быть подтверждены нотными примерами)

ПЛАН АНАЛИЗА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ                                          ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3-4 (5) КУРСОВ

1.Общий историко-стилистический анализ произведения:

- сведения о композиторе, авторе литературного текста, краткая характеристика их творчества;

- содержание произведения, жанр.

2. Музыкально-теоретический анализ:

- форма призведения: название и буквенная схема, строение каждой части, тематизм, тональное соотношение , каденционные обороты;

- характеристика мелодии: ее выразительное значение, развитие  на протяжении произведения, направленность, присутствие полутоновых интонаций, скачков, опевания звуков, широта, ритмическое оформление , ладовая окраска;

- тональность, ладотональный план, взаимосвязь с содержанием;

- гармония: особенности аккордики, взаимосвязь с развитием музыкально-художественного образа;

- метроритм (размер и ритм): взаимосвязь с содержанием, закономерность чередования сильных и слабых долей, логические акценты, наличие ровного и пунктирного ритма, триоли, несовпадения ритмического рисунка между партиями, синкоп.

- фактура изложения: (гомофонно-гармоническая, полифоническая, смешанная), особенности хоровой оркестровки (одноголосное проведение мелодии, использование хоровой педали, прием расширения путем разделения хоровых партий или подключения новых голосов, прием «Эхо», имитация инструментального сопровождения средствами хоровой звучности, изобразительные моменты);

- инструментальное сопровождение: роль инструментального вступления и заключения, изобразительные моменты, обогащение хоровой партитуры, используемый прием (эхо, имитация, гармоническая поддержка, дублирование голоса).

3. Вокально-хоровой анализ:

- тип и вид хора;

- диапазон каждой партии и всего хора;

- тесситура (удобная, неудобная)

- дыхание (общехоровое, по партиям, цепное), характер дыхания (короткое, бесшумное, глубокое, активное, легкое, спокойное);

- звуковедение (легкое, мягкое, упругое, подчеркнутое, густое,  сочное,                    legato, non legato, staccato);

- характер звука (открытый, прикрытый, округлый, пестрый, близкий, глубокий, теплый, нежный, твердый, сочный, яркий, резкий, густой, плотный, свободный).

4. Вокально-хоровые трудности:

- интонационные трудности: полутоновые интонации, мелодические скачки, движение мелодии на одном звуке, выдержанные звуки, сложные аккорды, октавные унисоны, органный пункт, энгармонизмы, смена лада или тональности. После каждой трудности предложить прием преодоления;

- ритмические трудности: смешанные или переменные размеры; смена группировки длительностей в такте, исполнение пунктирного ритма, затактовые шестнадцатые, синкопированный ритм, триоли, квинтоли, неодновременное вступление или снятие хоровых партий, несовпадение ритмического рисунка в партиях. После каждой трудности предложить прием преодоления;

- дикционные трудности в зависимости от темпа исполнения произведения (составление певческой транскрипции текста в соответствии с правилами вокальной орфоэпии, перечислить используемые правила)

5. Испонительский анализ:

- раскрытие содержания и выявление художественного образа произведения;

- выразительное сочетание исполнительских средств в раскрытии музыкального образа, содержания (мелодия, ладовая окраска, особенности ритма, тембральные краски, штрихи, темп, динамика);

- темповое развитие, агогические изменения;

- динамический план (в том числе, кульминация, фразировка, логический центр).

- развивающая и воспитательная роль хорового произведения.

6. Литература

(Список используемых книг, в том числе интернет-ресурсы)

(Все разделы анализа должны быть подтверждены нотными примерами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке

Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся  рациональных приемов работы с учебн...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

в методическом пособии представлены циды и формы самостоятельной работы стедентов по дисциплине ОГСЭ.02."История"...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по страноведению

Данная разработка помогает студентам в проектной деятельности...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

    Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов ОГСЭ.05 Культура речи по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «ОГСЭ.05. КУЛЬТУРА РЕЧИ» составлены для обучающихся по специальности СПО 46.02....