Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов педагогических колледжей МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором»
учебно-методический материал
Рекомендации предназначены для студентов педколледжей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к самостоятельной работе студента педагогического колледжа
(музыкальное образование, специальность 53.02.01)
Преподаватель ГАПОУ КИПК:
Смирнова Алла Викторовна
2020 г
«Дирижирование произведений с аккомпанементом и произведений без аккомпанемента (хор a cappella)»
Прежде чем приступить к дирижированию, студент должен познакомиться с произведением, проанализировав его.
Рекомендуем:
1) прочитать внимательно название произведения и фамилии авторов;
2) выявить эпоху, в которой жил композитор и поэт;
3) познакомиться с их творчеством и историей создания произведения, если это хор из оперы, то необходимо прочесть либретто, выявить значение и место звучания данного произведения в опере;
4) если есть возможность, прослушать произведение.
Далее студент знакомится с хоровой партитурой, рекомендуем:
1) ознакомиться с содержанием, прочитав текст;
2) выявить для какого хора написано произведение (тип и вид хора);
3) выяснить основную тональность и размер;
4) в произведениях с аккомпанементом выучить главную мелодию, предварительно сыграв ее, если возможно, рекомендуем сыграть всю партитуру, в произведениях без аккомпанемента выучить партитуру и все голоса, выявив особенности их строения.
На следующем этапе работы с произведением студент приступает непосредственно к дирижированию:
1) вспомнить схему, которая используется для дирижирования данного произведения, неоднократно ее протактировав;
2) выяснить с какой доли вступление, какой применяется ауфтакт к вступлению (приготовленный или неприготовленный);
3) спеть главную мелодию с дирижированием двумя руками, без показа выдержанных звуков и дыхания;
4) выяснить моменты цезур и доли, на которые показывается снятие и вступление;
5) далее учить небольшими фрагментами дирижирование отдельно каждой рукой;
6) соединить двумя руками выученный музыкальный фрагмент;
7) спеть мелодию и продирижировать двумя руками первый куплет, затем все произведение.
Задача следующего этапа – подбор художественных приемов дирижирования в передаче музыкального образа хорового произведения.
Рекомендуем:
- Проанализировать все средства выразительности (темп и агогические изменения; динамику и нюансировку; смысловые акценты внутри фраз);
- Определить кульминацию каждого куплета и всего произведения;
- Выявить штрихи и ферматы;
- Подобрать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования.
«Подготовка письменного анализа изучаемых
хоровых произведений (аннотаций)»
Студент должен уметь анализировать музыкальный материал (изучаемые хоровые произведения).
ПЛАН АНАЛИЗА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ
1.Общий историко-стилистический анализ произведения:
- сведения о композиторе, авторе литературного текста, краткая характеристика их творчества;
- содержание произведения, жанр.
2. Музыкально-теоретический анализ:
- форма призведения: название и буквенная схема (определяется с помощью преподавателя);
- характеристика мелодии: ее выразительное значение, развитие на протяжении произведения, направленность, присутствие полутоновых интонаций, скачков, опевания звуков, широта, ритмическое оформление , ладовая окраска;
- тональность, ладотональный план, взаимосвязь с музыкальным образом;
- метроритм (размер и ритм): взаимосвязь с содержанием, закономерность чередования сильных и слабых долей, логические акценты, наличие ровного и пунктирного ритма, триоли, несовпадения ритмического рисунка между партиями, синкоп.
- фактура изложения: (определяется с помощью преподавателя)
- инструментальное сопровождение: роль инструментального вступления и заключения, изобразительные моменты, обогащение хоровой партитуры, используемый прием (эхо, имитация, гармоническая поддержка, дублирование голоса).
3. Вокально-хоровой анализ:
- тип и вид хора;
- диапазон каждой партии и всего хора;
- дыхание (общехоровое, по партиям, цепное), характер дыхания (короткое, бесшумное, глубокое, активное, легкое, спокойное);
- звуковедение (легкое, мягкое, упругое, подчеркнутое, густое, сочное, legato, non legato, staccato);
- характер звука (открытый, прикрытый, округлый, пестрый, близкий, глубокий, теплый, нежный, твердый, сочный, яркий, резкий, густой, плотный, свободный).
4. Испонительский анализ:
- раскрытие содержания и выявление художественного образа произведения;
- выразительное сочетание исполнительских средств в раскрытии музыкального образа, содержания (мелодия, ладовая окраска, особенности ритма, тембральные краски, штрихи, темп, динамика);
- темповое развитие, агогические изменения;
- динамический план (в том числе, кульминация, фразировка, логический центр).
(Все разделы анализа должны быть подтверждены нотными примерами)
ПЛАН АНАЛИЗА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3-4 (5) КУРСОВ
1.Общий историко-стилистический анализ произведения:
- сведения о композиторе, авторе литературного текста, краткая характеристика их творчества;
- содержание произведения, жанр.
2. Музыкально-теоретический анализ:
- форма призведения: название и буквенная схема, строение каждой части, тематизм, тональное соотношение , каденционные обороты;
- характеристика мелодии: ее выразительное значение, развитие на протяжении произведения, направленность, присутствие полутоновых интонаций, скачков, опевания звуков, широта, ритмическое оформление , ладовая окраска;
- тональность, ладотональный план, взаимосвязь с содержанием;
- гармония: особенности аккордики, взаимосвязь с развитием музыкально-художественного образа;
- метроритм (размер и ритм): взаимосвязь с содержанием, закономерность чередования сильных и слабых долей, логические акценты, наличие ровного и пунктирного ритма, триоли, несовпадения ритмического рисунка между партиями, синкоп.
- фактура изложения: (гомофонно-гармоническая, полифоническая, смешанная), особенности хоровой оркестровки (одноголосное проведение мелодии, использование хоровой педали, прием расширения путем разделения хоровых партий или подключения новых голосов, прием «Эхо», имитация инструментального сопровождения средствами хоровой звучности, изобразительные моменты);
- инструментальное сопровождение: роль инструментального вступления и заключения, изобразительные моменты, обогащение хоровой партитуры, используемый прием (эхо, имитация, гармоническая поддержка, дублирование голоса).
3. Вокально-хоровой анализ:
- тип и вид хора;
- диапазон каждой партии и всего хора;
- тесситура (удобная, неудобная)
- дыхание (общехоровое, по партиям, цепное), характер дыхания (короткое, бесшумное, глубокое, активное, легкое, спокойное);
- звуковедение (легкое, мягкое, упругое, подчеркнутое, густое, сочное, legato, non legato, staccato);
- характер звука (открытый, прикрытый, округлый, пестрый, близкий, глубокий, теплый, нежный, твердый, сочный, яркий, резкий, густой, плотный, свободный).
4. Вокально-хоровые трудности:
- интонационные трудности: полутоновые интонации, мелодические скачки, движение мелодии на одном звуке, выдержанные звуки, сложные аккорды, октавные унисоны, органный пункт, энгармонизмы, смена лада или тональности. После каждой трудности предложить прием преодоления;
- ритмические трудности: смешанные или переменные размеры; смена группировки длительностей в такте, исполнение пунктирного ритма, затактовые шестнадцатые, синкопированный ритм, триоли, квинтоли, неодновременное вступление или снятие хоровых партий, несовпадение ритмического рисунка в партиях. После каждой трудности предложить прием преодоления;
- дикционные трудности в зависимости от темпа исполнения произведения (составление певческой транскрипции текста в соответствии с правилами вокальной орфоэпии, перечислить используемые правила)
5. Испонительский анализ:
- раскрытие содержания и выявление художественного образа произведения;
- выразительное сочетание исполнительских средств в раскрытии музыкального образа, содержания (мелодия, ладовая окраска, особенности ритма, тембральные краски, штрихи, темп, динамика);
- темповое развитие, агогические изменения;
- динамический план (в том числе, кульминация, фразировка, логический центр).
- развивающая и воспитательная роль хорового произведения.
6. Литература
(Список используемых книг, в том числе интернет-ресурсы)
(Все разделы анализа должны быть подтверждены нотными примерами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по МДК 05.01. «Технология малярных работ»
Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по английскому языку по формированию навыков чтения адаптированных произведений английских и американских писателей на английском языке
Данные методические рекомендации ставят своей целью дальнейшее развитие навыков чтения разного вида, что обеспечит целенаправленное формирование у обучающихся рациональных приемов работы с учебн...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег" для студентов специальности 080108 "Банковксое дело
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине "История денег"...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
в методическом пособии представлены циды и формы самостоятельной работы стедентов по дисциплине ОГСЭ.02."История"...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по страноведению
Данная разработка помогает студентам в проектной деятельности...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов ОГСЭ.05 Культура речи по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «ОГСЭ.05. КУЛЬТУРА РЕЧИ» составлены для обучающихся по специальности СПО 46.02....