методическая разработка "Развитие одаренности детей посредством творческой игры"
методическая разработка

Развитие одаренности детей посредством творческой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma1.docx849 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие одаренности детей посредством

творческой игры»

Оглавление

  1. Введение................................................................................................................................ 3
  2. Детская одаренность............................................................................................................ 4
  3. Игровые технологии в дополнительном образовании...................................................... 7
  4. Особенности обучения в объединении «Познай себя»..................................................... 9
  5. Из опыта работы.................................................................................................................. 15
  6. Заключение........................................................................................................................... 18
  7. Список литературы.............................................................................................................. 19
  8. Приложение.......................................................................................................................... 20

  1. Введение

Меня зовут Смирнова Жанна Витальевна. Мой педагогический стаж – 28 лет. Педагогом дополнительного образования в школе №456 Колпинского района я работаю 8 лет.

В 1992 году окончила Санкт-Петербургский педагогический колледж им.Н. А. Некрасова по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». В 1998 году – Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, присуждена квалификация «Олигофренопедагог», учитель начальных классов школ с ЗПР, по специальности «Олигофренопедагогика». В 2012 году прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы по программе «Психологическое консультирование».

Мой педагогический опыт достаточно большой и плодотворный. На протяжении всей своей деятельности я продолжала совершенствовать педагогическое и психологическое мастерство: ежегодно обучалась на курсах, проходила семинары, участвовала в конкурсах, конференциях, прослушивала лекции, как у российских, так и у зарубежных специалистов.

Поскольку мой интерес к психологии постоянно возрастал, я решила совместить эти две замечательные науки в своей деятельности. И нашла свое призвание в дополнительном образовании. Мною была написана программа «Познай себя» для учащихся начальных классов и программа «Арт-терапия» для старшеклассников.

Программа «Познай себя» рассчитана на 3 года и включает в себя изучение этики, этикета, как практического применения норм морали и нравственности, а также элементы психологии, как психологические упражнения, элементы тренинга, арт-терапия и т.д. (о чем будет рассказано далее, в ознакомлении с моей программой).

Почему я выбрала такие комбинированные занятия? Прежде всего, потому, что мне постоянно приходилось наблюдать, как тяжело бывает научить чему-то детей именно из-за их психологических проблем. Например, ребенок или подросток (а зачастую и взрослый) не уступает место в транспорте просто потому, что стесняется. По этой же причине он может не здороваться, не делать комплиментов и т.п. Просто боится привлечь к себе внимание. Страхи, неуверенность в себе, как и многое другое часто мешают детям научиться чему-то нужному и полезному и осуществить это на практике.

Изначально у меня обучались две группы, на сегодняшний день их пять, т. к. интерес к моим занятиям растет и у детей, и у их родителей. Показателем является то, что, вырастая, дети приходят на занятия по арт-терапии, а в дальнейшем даже (по моим данным – 7 человек), закончив школу, дети выбирают себе профессию психолога. Родители часто советуются со мной и приходят на консультации. Далее я расскажу подробно о своих занятиях.


  1. Детская одаренность

   Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

   Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

   Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

   Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

   Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

   Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

   В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

   Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

   Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

 Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

   Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).  Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода об её безусловном наличии.

   Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая. 

Могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами
  • потенциальную одаренность – психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности – обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
  • скрытой одаренности – проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.

 По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одаренность –  проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
  • специальную одаренность –  обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

  По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  • раннюю одаренность;
  • позднюю одаренность.

 Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

  1. Игровые технологии в дополнительном образовании

Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. «Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями» 

Возникновению игрового интереса, как отмечает Ю. В. Геронимус, способствую многие факторы. Приведем некоторые из них: «удовольствие от контактов с партнерами по игре», «удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока», «необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях», «если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль» и т. п. Игры отвечают важной биологической потребности организма в получении постоянной информации из внешней среды и компенсируют событийную (средовую монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды (по Д. Н. Кавтарадзе).

Дополнительное образование — предназначено для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человека в новые для него отношения.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, еще не освоенному человеком. Вот почему игра – дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична. В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так не достает в социальном мире. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках. Игра – общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

  • игра – фактор развития ребенка;
  • игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
  • игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
  • игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  • игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
  • игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
  • игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
  • игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
  • игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
  • игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

  1. Особенности обучения в объединении «Познай себя»

О моей программе:

Направленность

социально-педагогическая, психологическая, эстетическая.

Актуальность

        В последние годы современная школа пытается обеспечить учащимся условия и возможности для свободного выбора содержания учебно-воспитательной деятельности и методов, форм и средств развития личности. Одной из актуальных задач современной школы является формирование нравственно-этической культуры обучающихся, общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Как известно, навыки и привычки морального поведения наиболее устойчивы тогда ,когда они выработаны в младшем школьном возрасте .В начальной школе на уроках и во время внеурочной работы дети получают определенные знания и представления по этикету. Эти темы предусмотрены  программами по окружающему миру ,русскому языку ,рассматриваются на классных часах и других внеурочных занятиях. Поэтому создание образовательной программы «Этика и этикет» педагогически целесообразно, так как позволяет изучить духовно-нравственную культуру и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми.

Актуальность данного вида деятельности важна в современных условиях. Учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие ,мужество ,терпение ,правда ,истина и ложь и многое другое. Также учащимся предоставляется возможность понять и принять себя, достичь большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Отличительные особенности программы: содержание программы основано на принципах: доступности ,эффективности ,эмоционального состояния и настроя.

Доступность программы в том, что её содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях, заданиях. Используются повседневные жизненные ситуации, близкие каждому.

Эффективность проведения практических занятий в разностороннем воздействии на эмоции ,чувства, психику ребенка, его жизненный опыт, наблюдения ,выводы, мотивы поведения.

Эмоциональное состояние и настрой - эмоционально оформленные занятия положительно влияют на психическое самочувствие учащихся, удовлетворяют их духовную потребность к самосовершенствованию, возможности поверить в свои силы и способности. Динамический характер занятий, музыкальное, художественное и наглядное сопровождение, практические действия ,возможность самовыразиться творчески  способствую эстетическому развитию учащихся, вызывает у них эмоциональный подъём, разнообразные чувства.

Новизна данной образовательной программы состоит в том, что в занятиях используются нетрадиционные методы обучения и формы работы с обучающимися, связанные с практической психологией:

1.Психологический тренинг.

2.Позитивная психотерапия-форма психотерапии, основанная на рассмотрении человека как особой ценности .

3.Гештальт-терапия-направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя.

4.Арт-терапия: изотерапия,сказкотерапия,игровая,песочная,музыкальная,фото-терапия.

5.Практическая психодиагностика.

Психологическая работа с личностью ребенка необходима , т.к. для того чтобы понять и принять то или иное правило поведения ,ребенок должен понять и принять себя, оценить свой внутренний потенциал, свои возможности, понять свои проблемы ,определить, что мешает ему находиться в гармонии с собой.

Адресат программы:

Возраст детей – 8-11 лет. Программа 1-го года начального этапа обучения рассчитана для детей от 8 до 9 лет. Программа 2-го года обучения рассчитана для детей 9-10 лет. Программа 3-го года обучения рассчитана для детей 10-11 лет.

Принимаются все желающие освоить правила этикета, а также дети, испытывающие психологические трудности (стеснительность, неуверенность, чувство тревожности, страха, склонность к агрессии и т.п.).

Особенности контингента.

Возраст 8-9 лет.

Речь. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения. Младшие школьники начинают осознавать особенности своего произношения. Растет словарный запас.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Мышление. Появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи ,их соотнесение  с реальностью, а затем – контроль за решением. Формируется наглядно-схематическое мышление. Ребенок устанавливает причинно-следственные связи.

Память. Дети обладают хорошей механической памятью. Происходит совершенствование смысловой памяти.

Внимание. Преобладает непроизвольное внимание. , но школьники уже способны концентрировать его на неинтересных действиях. Их внимание отличается небольшим объемом и малой устойчивостью.

Отношения ребенок – учитель становятся отношением ребенок-общество. В отношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности.

Психологические особенности. Возникновение первичного цельного детского мировоззрения. Возникновение первичных этических норм. Возникновение соподчинения мотивов. Возникновение произвольного поведения. Возникновение личного сознания. ( начало самооценки).

Физически очень подвижны и энергичны.

Особенности и способности детей.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, занимаются различной деятельностью, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношения с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, похвалу, одобрение родителей и учителя.

В начале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения . Только после возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к содержанию деятельности, к приобретению знаний. Формирование интереса к содержанию деятельности , приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Поэтому очень важно подкреплять это чувство одобрением , похвалой. Также очень важна личность педагога, его авторитет. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, созерцательной любознательностью. Воспринимать предмет для ребенка значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Период адаптации к систематическому обучению , и новым обязанностям ,новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Ожидания второклассника во многом зависят от того насколько успешным был для них 1 год обучения в школе.

По сравнению с первоклассниками у второклассников резко снижается самооценка. Повышается самокритичность. Для детей важно развернутое оценивание его деятельности. Без помощи взрослого ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей деятельности  . Часто самооценка равна успеваемости.

Возраст 9-10  лет..

Мышление . Закладываются основы словесно-логического мышления.

Внимание. Дети уже могут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Развивается произвольное  внимание. Однако произвольное внимание непрочно.

Речь. Продолжает расти словарный запас. Развивается контекстная речь, связная монологическая речь.

Восприятие. Большое влияние на развитие восприятия оказывает речь. Активно использует название качеств.

Память. Продолжает  развиваться произвольная память. Осваивают приемы запоминания.  «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим.» Д.Б. Эльконин.

Внимание. Отношения. Переживает накапливаться опыт переживания сопротивления границ чужого психологического пространства и своего тоже.

Психологические особенности. Формируется произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование , которое происходит благодаря усвоению  системы научных знаний. Развивается интеллект. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Особенности и способности детей.

Повышается самооценка. Дети начинают осознанно относиться к занятиям., проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями , которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показали, что  между 2 и 3 классом происходит скачок в умственнном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций.

Учащиеся лучше управляют своими психическими процессами, учатся владеть  вниманием , памятью, мышлением. Творческая активность и интерес занятно повышены.  Сложность состоит в том что разные свойства внимания , мышления , памяти развиваются в неодинаковой степени. Также сказывается утомляемость детей после их занятий.  Более успевающими оказываются девочки. Большинство детей можно отнести к художественному типу.

Возраст 10- 11 лет..

Речь. Продолжает расти словарный запас. Контекстная речь развита. Владеет связной монологической речью. Речь строится по законам литературы, а не разговорного языка.

Восприятие. Восприятие становится синтезирующим , что создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого .

Мышление. Продолжает формироваться словесно-логическое мышление.

Память. Продолжает развиваться произвольная память. Осваиваются приемы запоминания.

Внимание. Произвольное внимание более длительно.

Отношения. Появляется способность вставать на точку зрения другого., принимать ту или иную задачу как общую , требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.

Психологические особенности. Произвольность и осознанность всех психологических процессов еще более сформированы.

Особенности и способности детей.

У большинства детей уже складываются индивидуальный стиль работы. Кто –то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.  Некоторые дети с интересом ждут и выполняют одни виды игр, упражнений, а другие задания иного характера.  Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения , и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

Различия в общем подходе к выполнению заданий связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации ,разными интересами  и психологическими особенностями  Большинство школьников приобрели  умения учиться и способны качественно усваивать предлагаемые знания и добывать их самостоятельно. Учащиеся способны делать содержательные выводы на основе полученной информации . У большинства учащихся намечается дифференциация учебных интересов и интересов вообще. Безусловно, интересными для ребят остаются взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями.

Цель программы – формирование культуры личности школьника, социальная адаптация учащихся в обществе и их духовно-нравственное развитие.

Задачи  обучения:

Образовательные:

  • способствовать формированию навыков поведения в обществе,
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
  • способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
  • обучить эффективно использовать знания реальной жизни;

Развивающие:

  • развить правильные нормы поведения в общественных местах;
  • развивать интерес к познанию самого себя;
  • развивать интерес к изучению истории и исторических личностей;
  • развивать творческое мышление, последовательно рассуждать и  представлять свои идеи;
  • приобщение к искусству.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, доброжелательности;
  • воспитать доброжелательное и внимательное отношение друг к другу,
  • воспитание и развитие эстетического вкуса, уважение к истории своей страны, семейным традициям, религиозным понятиям ;
  • воспитывать культурное и социальное самосознание, любовь к родному краю, городу, семье, родителям, школе.
  • обладать навыками общения, нравственного самосознания
  • привить чувство ответственности в выполнении полученного задания

Условия реализации программы:

Условия набора детей: группы набираются по заявлениям родителей. Предварительно педагог знакомит родителей с программой, ее целью, основными задачами, ее актуальностью.

В группу 1-го года обучения принимаются все желающие освоить правила этикета и испытывающие психологические проблемы.

Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в пределах 1-2 лет.

Наполняемость учебной группы:

1-ый год обучения – 15 человек;

2-ой год обучения – 12 человек;

3-ий год обучения – 10 человек.

Материально-техническое обеспечение программы:

Требования к оснащению кабинета:

- У каждого ребенка должно быть рабочее место.

- Посадка детей может быть как вокруг стола (кругом), так и по принципу классной посадки.

- Должен быть уборочный материал.

- Кабинет должен иметь стеллажи и шкафы для хранения материалов, инструментов, дидактического материала, индивидуальных папок детей.

- В кабинете должна быть классная доска.

Перечень инструментов и материалов для работы:

  1. Бумага для рисования или альбомы.
  2. Цветная бумага, картон.
  3. Пластилин.
  4. Канцелярские принадлежности.
  5. Аудио-и видеоаппаратура.
  6. Фото, видео-и аудиозаписи.
  7. Книги.
  8. Таблицы, плакаты, картины.
  9. Дидактические карточки, раздаточный материал.
  10. Настольные игры.
  11. Игрушки (Киндер сюрприз, мягкие, сделанные своими руками и т.д.).
  12. Песочница (для песочной терапии).

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия проводятся в учебной аудитории. Во время проведения игровых упражнений используется рекреация школы. Занятия с музыкально-терапевтической, танцевально-двигательной направленностью проводятся в медиатеке.

Форма занятий групповая и индивидуальная. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В программе учтены индивидуальные особенности детей, следовательно отводится время в конце занятия для индивидуальной работы с детьми.

Планируемые результаты:

В результате занятий по программе учащиеся должны знать:

  • Правила культуры поведения в обществе, с опорой на представление положительных поступков людей.
  •  Основные нормы нравственности, морали.
  • Основные виды эмоций и настроений.
  • Правила светского этикета.
  • Правила общения с окружающими людьми.

Должны уметь:

  •  Самостоятельно находить необходимую информацию из различных источников;
  • Распознавать основные виды эмоций и настроений.
  • Применять на практике знания по правилам поведения в обществе, светскому этикету.
  • Адекватно выражать свои чувства, эмоции, настроения.

Общаться со сверстниками и взрослыми


  1. Из опыта работы.

   В своей работе с детьми я предлагаю выразить свои эмоции, чувства ,настроения с помощью лепки. рисования,  аппликации (из различных видов бумаги, ткани, природных материалов и др.), конструирования. Наряду с красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками, пастелью часто используются журналы, фольга, текстиль, песок, пластилин, кинетический песок, воздушный пластилин, слайм (которые мы часто изготовляем сами), миниатюрные фигурки(например, из-под киндер-сюрпризов), дерево, кубики из различных материалов, камешки, ракушки, растения и многое другое. Необходимо также иметь кисти, ножницы, разные типы клеев, скотч. Для украшения часто используем декоративный скотч, блестки. пуговицы, мишуру, пайетки и т.п.

   Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Целесообразным является и применение различных форм искусства- телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество и др.

   Ребенок часто не может сформулировать то, что его тревожит или, напротив, что его радует. Не поняв ребенка, его настроения, настроя, чувств работать очень тяжело, почти невозможно. Ребенок может не говорить, или  может не признать свои проблемы, а вот в игровой деятельности он выразит себя непременно, а еще и снимет психическое напряжение.

   Во время рисования или аппликации я предлагаю детям самим выбрать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. В первое время дети предпочитают пользоваться самыми распространенными средствами, но в дальнейшем осваивают более сложные материалы.

   Далее я подробнее расскажу о том,  какие игры я используем с детьми и как проявляется их одаренность.

Интеллектуальные игры.

   Виды: ребусы, кроссворды, головоломки, задачи, лабиринты, лото, дидактические игры, тесты и др.

   Здесь выявляются интеллектуальные способности детей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности, самостоятельности мышления, высокой концентрации внимания. запоминании.

   Пример: почти в каждой группе у меня есть ребенок, увлекающийся подобными логическими играми. Такие дети приходят на занятия на несколько минут раньше или  в перерыв. или же по окончании той или иной деятельности, они выполняют дакие задания. Которые у меня всегда «под рукой». Времени это занимает мало, а дети всегда довольны и уже могут сами анализировать свои успехи.

   Трудности, которые могут возникнуть: ребенок не сразу может раскрыться, испытывая стеснение перед коллективом и неуверенность.

   Дидактические игры  

  Виды: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

   Игры- путешествия проводятся в форме воображаемого путешествия ( например «Путешествие в Древнюю Русь к своим предкам», «Путешествие в будущее. Я - взрослый» и т.п.). Игры-поручения – выполнение определенных действий, основанных на моем предложении что-то сделать. Часто я даю поручение тому или иному ребенку организовать выполнение какого-либо задания, например, в построении общего дома он – главный прораб, конструктор, архитектор. Игры-предположения – перед детьми ставлю задачу или создаю ситуацию. Требующую определения и осмысления целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Чаще всего это беседы или диспуты с использованием, например передаваемого мяча или игрушки. Игры-загадки особенно любимы детьми и, как правило не вызывают трудностей, т.к.многие знакомы детям, но и новые быстро приходятся детям по душе своей веселостью и непринужденностью. Например: «Игра в слова»(различные виды), «Да-нет»(отгадываем предмет), «Крокодил» и др. Иры – беседы - это общение мое с детьми и детей друг с другом, основным средством которой является словесный образ, вступительный рассказ о чем-либо.

   Пример: «Крокодил»- одна из любимейших детьми игр. Но. Тем не менее часто вызывает трудности у детей. По правилам ребенок должен показать заданное слово при помощи жестов. Нельзя издавать звуков и показывать на предмет. По моим наблюдениям у 90% детей отмечаются трудности либо с показом, либо с отгадыванием, разного характера (у некоторых и с тем и с другим). И лишь у немногих безусловный талант и к отгадыванию, и к показыванию. Безусловно, я обучаю детей играть в эту игру, и со временем сами дети начинают обучать друг друга.

   Трудности, которые могут возникнуть: ребенку тяжело быстро сориентироваться в ответе, например. получая мяч. Здесь главное не акцентировать на этом внимания и заранее предупредить детей, что отвечать не обязательно. При выполнении поручения, становясь «главным» ребенок может столкнуться с грубой, даже агрессивной критикой. Здесь важно заранее обговорить с детьми правила и обязательно провести анализ.

   Двигательные игры.

 Виды: психогимнастика, танцы, композиции, точечный массаж, подвижные игры и др.

   В таких упражнениях важен сам процесс, гораздо более, чем результат. Дети очень подвижны в этом возрасте. Тем более после учебного процесса активные движения приходятся как никогда кстати.

   Пример: при выполнении психогимнастических упражнений дети не просто делают что-то, а еще имеют возможность приобрести медицинские знания, и у некоторых детей этот интерес выражен особенно.

   Трудности, которые могут возникнуть: тяжело бывает успокоить детей. Поэтому все правила оговариваются заранее, а также важно грамотно выйти из активного процесса.

      Творческие игры. 

   Виды: сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые, игры-забавы, экспромтные игры, конструкторские, эстетические и др.

   Здесь дети знакомятся с социальными отношениями, нормами. Традициями. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении. Приобретают и сенсорный опыт: рассматривают предметы, играют песком, лепят и т.п.

    Пример: дети строят из песка «Дом, в котором живет моя доброта». и , безусловно. здесь и творчество ребенка, и его фантазия, воображение. аккуратность,  отношение к делу. И, конечно же отношение к своему внутреннему миру. Такие игры наиболее эмоциональны. Л. С, Высоцкий считал, что психология творчества опирается, прежде всего, на исследование эмоций. Да и многие свидетельства творческих гениев говорят о большой роли в процессе творчества эмоциональных переживаний. Чем наиболее творческий характер носит игра, тем более понятным становится мне ребенок. Однажды, изучая тему «Внешность», мы с ребятами анализировали образы на картинках. Потом я вспомнила о бумажных куклах из детства, и постепенно мы пришли к нарядам для этих кукол. В итоге тема затянулась. Ребята вырезали своих кукол, наряды для них, а затем стали мастерить квартиры из коробок, мебель, приусадебный участок и т.п. Ну, где еще так может самовыразиться ребенок?

  Трудности, которые могут возникнуть связаны зачастую с «не получается». Но когда со временем дети уясняют наше правило «у нас не бывает правильно или неправильно, плохо или хорошо, некрасиво», они начинают чувствовать себя намного увереннее и спокойнее. Иногда они завидуют или ревнуют. Но поскольку мы всегда обсуждаем и анализируем проделанную работу и в т.ч.испытанные эмоции и чувства. Со временем эти негативные чувства у детей проходят.

   Особое внимание я хочу уделить играм на интуицию.

   Виды: экстрасенс-игры, магия интуиции, ассоциации, тренажер интуиции, тест интуиции. развитие интуиции и др.

   Интуиция – это способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения, без обосновывания с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме закономерностей. Многие ведущие ученые и психологи не раз доказывали, что шестое чувство - не миф и не фантазия, и в нынешнее время люди в большинстве своем разделяют это мнение. Маленькие дети следуют интуитивному импульсу, не обдумывая тщательно собственные поступки, не анализируя их. Со временем это ощущение может» потеряться» Взрослый человек, в отличие от ребенка, имеет другие приоритеты и при выполнении какого-либо действия руководствуется общественным мнением, чувством собственного комфорта или благополучия, стыда и совести, долга, и только в последнюю очередь он вспоминает про шестое чувство. Таким образом, чтобы достичь наиболее полного и совершенного развития ребенка. Нужно делать акцент не только на основные способы познания, но и не забывать про чувство интуиции, т.к. оно способствует и дальнейшему творческому развитию, и даже физическому. Зачастую этот талант остается незамеченным окружающими, да и сам ребенок его не осознает.

   Пример: эту игру «в экстрасенса» обожают все мои ученики. В пластмассовых яйцах из-под Киндер-сюрприза я прячу разные предметы. Ребенок берет яйцо и угадывает цвет предмета, его форму и материал. А, если захочет – и сам предмет. Я задумалась. Почему дети так любят эту игру? Наверное, они «тоскуют» по утраченным способностям? А еще, когда некоторые делают успехи и угадывают, это становится чудом для детей. А ведь чудеса они любят больше всего! К слову сказать, на моей практике встречаются дети, которые многое «угадывают» (или «чувствуют»). Но, самое удивительное, что были двое ребят, интуитивный успех которых достигал 80-90%! Может быть, это будущие Мессинги. А кто, как и когда обнаружил бы их талант?!

  Трудности, которые могут возникнуть: включение логики и торопливость.

   На страницах с фотографиями можно увидеть работу детей. (см. Приложение)


  1. Заключение

   Таким образом, я понимаю, что именно в игре ребенок наиболее раскрывает свой потенциал, возможности, таланты. И если правильно наблюдать за детской игрой, управлять ее развитием, обогащать ее, вводить различные элементы, то просто невозможно пропустить наклонностей ребенка, выявить его интересы и даже обнаружить таланты.

За время работы мне удавалось решить семейные проблемы некоторых детей, психологические трудности их и их родителей, раскрыть  потенциал ребенка и даже обнаружить профессиональные предпочтения некоторых. Ну, и, конечно же, выявить одаренность. Значит, моя программа полезна и востребована, буду и дальше совершенствовать ее.


  1. Список литературы

  1. Ландау Э. «Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка» - Издательский центр «Академия», 2002
  2. Ильин Е. П. «Психология творчества, креативности, одаренности» - СПб, 2012
  3. Матюшкин А. М. «Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии» №6, 1989
  4. Кавтарадзе Д. Н. «Обучение и игра» - II издание, «Просвещение», Москва, 2009
  5. Ю. В. Геронимус «Игра, модель, экономика» - М.: Знание, 1989
  6. М. В. Киселева  «Арт-терапия в работе с детьми»,  «Речь» Санкт- Петербург,  2012
  7. Крыжановская Л. П. «Психолого-педагогическая реабилитация подростков»,  М.: «Владос»,  2008
  8. Малкина-Пых Е. Г. «Справочник практического психолога»,  М.: «Эскимо»,  2010
  9. «Практическая психодиагностика «Методики и тесты. Учебное пособие»» Редактор-составитель Д. Я. Райгородский, Самара: «Бахрах-М», 2011
  10. Лопатина А., Скребцова М. «600 творческих игр для больших и маленьких», М.: Философская книга, 2016

 


  1. Приложение

C:\Users\Юрий\Desktop\6a0db393-77d4-4ec3-b304-ba06a8cecf63.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\ac9886c0-fad1-4f5b-8086-e5fe3f808d3f.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\0b4c4dff-118f-4a9e-ae84-fa209e333238.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\d1d996e8-3146-409b-959e-ebfdb42a5ae9.jpg

C:\Users\Юрий\Desktop\63e65f23-86d9-4ee1-839f-55b997df1189.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\44c2afeb-b103-4065-9394-c2b14f9f49db.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\59ea5062-b389-4e2c-a2d5-bf510558b185.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\22b1ce5b-1c3d-4c02-be53-a5ca8b6970bd.jpg


C:\Users\Юрий\Desktop\df8927c9-0c5c-4a8a-9086-e32565349ac1.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\b9e28c7f-445b-4065-9534-9a81700f4e7c.jpg

C:\Users\Юрий\Desktop\c3021aa3-1dfd-4be2-ab43-207b3bd1ce89.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Одаренные дети"

программа по работе с одаренными детьми в БОУ НПО ПУ №65...

Критерия и методы отслеживания одаренных детей

Я хочу рассказать об оперативном и поисковой диагностировании детей, по выявлению самых способных и одаренных к танцу....

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Методическая разработка «Развитие детей посредством художественного творчества» (расскажи сказку).

Методическая разработка предназначена для учащихся классов коррекционных школ и содержит авторские упражнения по сказкотерапии. Цель данной разработки обеспечить условия для творческого развития дет...

Статья "РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСНЫХ ДВИЖЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ "

В статье рассмотрено определение понятия "одаренность", рольдистанционных конкурсных движений в выявлении и развитии интеллектуально одаренных студентов....

Приемы и методы развития творческих способностей у музыкально-одаренных детей

В этой презентации тезисно представлены некоторые приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках сольфеджио. Материал подготовлен совместно с Н.В.Дыгодюк...

Презентация к выступлению "Повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка посредством творческих заданий"

В презентации представлены примеры творческих заданий, которые могут быть использованы преподавателями иностранного языка с целью повышения мотивации обучающихся на учебном занятии....