Методическая разработка. Дикция и интонация.
методическая разработка
Методическая разработка. Дикция и интонация.
Для педагогов дополнительного образования, педагогов организаторов, педагогов по вокалу и технике речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3.1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАЛУЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА»
(ГБПОУ КО «ККНХиПО»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ ДИКЦИИ И ИНТОНАЦИИ.
Дополнительное образование «Вокальная студия».
Разработала педагог дополнительного образования
Шмакова В.Н.
Калуга 2020г.
Данные методические рекомендации составлены для преподавателей, занимающихся эстрадным вокалом.
В них представлены теоретические и практические советы, рекомендации, которые помогут Вам в освоении вокального искусства, вокальных навыков и технических приёмов.
В образовательном процессе часто встречаются проблемы, которые не дают в полной мере использовать вокальные и творческие способности у обучающихся, что сказывается на качестве их исполнения и работы педагога в целом.
Возможно, это заключается в незнании или недопонимании специфики голоса, неправильной эксплуатации голосового аппарата, эмоциональным состоянием, состоянием здоровья и рядом других причин.
Вы, как преподаватель, должны знать и контролировать суть каждого вокального действия (тембра, дыхания, артикуляции, регистра, динамики, работы резонаторов и т.д. и т.п.), уметь сформировать звучание разных качеств звука, а также, приложить собственные усилия, необходимые для нужного голосообразования.
Необходимы систематические занятия для выработки голосовых навыков. Обучение вокалу всегда должно происходить под непосредственным наблюдением и контролем преподавателя. Он поможет вам найти ваш индивидуальный тембр, выявить проблемы в звукоизвлечении и в подаче музыкального материала. Научит вас управлять своим голосом. Учитывайте, что процесс обучения вокалу требует от вас терпения, времени, физических и эмоциональных затрат.
Дикция подразделяется на произношение гласных звуков, согласных, слов и фраз в целом.
Для развития дикции, лучше начинать со скороговорок.
Скороговорки нужно прорабатывать через очень медленную, преувеличенную чёткую речь. Рекомендуется найти музыкальный ритм речи, в каком бы темпе вы ни произносили текст. Темп не следует увеличивать до тех пор, пока вы не добьётесь уверенного, чёткого, непрерывного и внятного произношения без каких-либо запинок.
Необходимо добиваться состояния активной свободы. Произношение слов и предложений должно стать слегка утрированным, приподнятым в динамике, энергичным, объёмным, единым звуковым потоком.
Если произнесение какого-либо звука или сочетания звуков вызывает у вас затруднение, то работать нужно именно с теми скороговорками, в которых этих звуков больше всего.
Фразы не должны начинаться с лишних призвуков, причмокиваний. Закрывать рот следует после окончания звучания, иначе получается его «съедание».
Чем отчётливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные.
Все слова необходимо произносить близко, «впереди»; чувствовать их на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта.
В качестве дикционных упражнений используйте приведённые ниже скороговорки:
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку цап!
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не вылaвиpовaли.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Везет Сеня Сaню с Соней в сaнкaх. Сaнки скок! Сеню – с ног, Сaню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугpоб – хлоп!
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Архип осип. Осип охрип.
Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
У перепелa и перепелки пять перепелят.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.
Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.
Депутат воровал, да не доворовал, а стал доворовывать, да доворовался.
Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Купи кипу пуха.
Вы должны добиваться скоординированности всех вокальных компонентов. Мозг →артикуляционный аппарат →дыхательная мускулатура
→резонирующие полости → гортань, эти компоненты тесно связаны друг с другом и не могут функционировать по отдельности.
Разогрев.
Для того, чтобы хорошо и полноценно обучаться, необходимо втянуться в этот процесс, настроиться, собраться, разогреться, размяться, распеться и т.п. Это первое, с чего должен начинать вокалист в пении.
Задача: Настраивание голосового аппарата на звучание, достижение вокального (рабочего) тонуса, мобилизация, включение в работу нужных групп мышц и систем для правильной вокализации.
Для решения этой задачи лучше брать нетрудные, уже хорошо выученные упражнения. Также можно брать легкие речевые распевки, т.е. упражнения со слогами или словами, - «гимнастику» для губ, точнее, для круговой мышцы рта. Все сочетания слогов полезны, так как могут встретиться в исполняемых произведениях.
Петь на закрытый рот (зубы разжаты, губы мягкие), или У-Ю, или слоги, например, ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ. Можно эту же распевку петь с сочетаниями гласных: А-Э-И-О-У или Ю-Ё-Е-ЙИ-Я, следя за ровностью и связностью звучания. Настраивайте опору, объем звука. Уголки рта направляйте слегка вперёд, чтобы создавалось и сохранялось округление каждой буквы, чтобы звуковой поток лился гладко, без перерывов.
Вариант первой распевки. Можно поменять слоги: ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ…или ЛЮ-ЛИ, ЛЮ-ЛИ…(Л активизирует кончик языка и приближает звук к зубам). Петь плавно, связно, одной линией.
В этой распевке вокальная позиция увязывается с речью; тренируетсямузыкальный слух; намечается диапазон. Полезно использовать разные слоги, двусложные имена и слова с ударением на первом слоге: РО-МА, БО-РЯ, ВО-ВА, ВА-ЛЯ, МА-ША, ВА-ЗА, МО-РЕ, РО-ЗА и т.д. При ускорении темпа необходимо акценты ставить реже – на первую и последние ноты, не чаще.
Работа над фразировкой и звуковедением.
Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком - приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке, приемы исполнительства - это различные штрихи.
Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на несколько видов и отличаются друг от друга приемами звуковедения.
Главный вид звуковедения - кантилена, то есть плавное, связное, непрерывное, свободно льющееся звучание. Певучий, гладкий переход от звука к звуку включает в себя владение legato (легато - точный переход от звука к звуку, без захвата промежуточных тонов), владение glissando (глиссандо - скольжение звука по всем промежуточным тонам). Необходимо при этом добиваться, чтобы практически ничего в работе гортани не менялось, чтобы звук был постоянно в одной позиции, стабильным, надежным и устойчивым.
Соединение разных гласных.
Сглаживание (смешение) регистров, выработка ровного, однотембрового звучания.
Укрепление серединного участка диапазона.
Овладение музыкальными штрихами: legato, staccato, nonlegato(нон легато - не связно)
Staccato (стаккато) - прием звуковедения, противоположный легато, исполнение отрывисто, короткими длительностями, лёгкими толчками. Стаккато следует делать не толчком связок, а толчком опоры (дыхания). Этим штрихом лучше петь, представляя себе не толчки, а чёрточки (пунктир).
Отработка активной подачи голоса (посыл звука).
Петь следя за ровностью и связность звучания, на легато. Концентрировать звук.
В этой распевке следует добиться однородного звучания всех звуков. Петь лучше на наиболее чисто и удобно звучащую гласную.
Эту распевку можно петь на слоги, гласные или сочетания гласных звуков.
Выбор зависит от поставленной задачи, которую тоже можно изменить. Кроме того, можно менять и штрих исполнения: staccato, legato, nonlegato.
Настраивается высокая позиция, «маска». Начинают звучать все головные резонаторы. Нужно вырабатывать ровное движение из регистра в регистр, тембральную однородность звука, его собранность. Можно петь упражнение на гласную.
Эстрадная распевка, с помощью которой можно учиться точному интонированию, чувству ритма, развивать диапазон.
Это упражнение хорошо петь трелью языка (буква Р), так как Р отлично собирает звук на кончике языка, не давая ему (звуку) прерываться и «разваливаться». Первый же звук должен встать на опору, дав толчок ко всей последовательности.
Это упражнение предназначено для сглаживания (соединения) регистров, формирования микстового (смешанного) звучания. Для этого гортань держать в стабильном, устойчивом положении, звук округлять, не перегружая грудным звучанием. Пробуйте разные гласные.
Филирование звука.
Филировка, или филирование, звука - это
умение изменять силу звука, сводя его к еле слышимому или постепенно разворачивая его в мощное звучание;
умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому;
оставляя при этом неизменными качества вокального звука.
Необходимо следить за тем, чтобы звучание оставалось собранным, опёртым, «в одной точке», в высокой позиции. Первый звук в подобных упражнениях должен быть хорошо подан и атакован, должен получить достаточную силу и устойчивость независимо от первоначальной динамики несмотря на – p это или f.
Сначала петь от p к f и обратно к p, затем – от f к p и обратно к f.
Усиление звука следует выполнять только за счёт более энергичной и плавной подачи дыхания, без изменения качества звучания и без искажений тембра.
Работа над интонацией и расширением диапазона.
Понятие вокальной интонации довольно сложное, поэтому на нем стоит остановиться подробнее.
Интонация - это музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.
Чистое интонирование - одна из важнейших обязанностей вокалистов, поэтому должна быть найдена и закреплена высокая позиция, позволяющая «подтягивать» интонацию.
Интонационное мышление вокалиста, владение исполнительской интонацией являются неотъемлемой частью процесса становления вокалиста. Если говорить о точном интонировании нельзя не остановиться на взаимодействии так называемого внутреннего и вокального слуха.
Вокальный слух - это возможность определить, движениями каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.
Хорошо развитый внутренний слух особенно ярко проявляется в чтении нот с листа, во «вступлении» в любой интервал и аккорд без предварительного пропевания.
Внутренний слух необходимо развивать. Прежде чем воспроизвести какой-либо звук, надо мысленно представить его в желаемом звучании.
Начинающему вокалисту необходимо вслушиваться в каждый исполняемый звук и осторожно переходить к другому. Следует помнить о постепенном усложнении упражнений.
Для этого особенно полезны хроматические последовательности нот.
Распевки:
Все распевки подряд петь не обязательно, вы можете выбирать для себя то, что вам наиболее подходит или нравится.
Прочтите рекомендации не только к выбранным упражнениям, но и к другим.
Перед тем, как начать выполнять тренировочную программу, выучите распевочный материал, пропевая его медленно.
Если вы не можете исполнить какие-либо ноты или устали (чего быть, в общем- то, не должно) - пропустите несколько тональностей.
Если вам на каком-то участке упражнения петь слишком высоко или низко - пойте его на октаву ниже или выше.
Если у вас пока ещё зажимается гортань, вам лучше начинать с распевок в нисходящем движении, предварительно найдя верную позицию звукоизвлечения (можно начать пение не с нижних, а с более высоких нот - в восходящем движении).
При переходе от одного тона к другому не меняйте звучности спетого гласного или качества звучания.
Начинать звучание необходимо точно, сразу попадая на нужную высоту тона; без подъездов или лишних звуков.
Гласные должны переходить одна в другую незаметно, «перетекать», «переливаться» одна в другую. На гласных вырабатываются все основные вокальные качества голоса.
На пении стаккато не опускать поднятое перед этим мягкое нёбо, так как становится слышен хлюпающий призвук.
В конце каждой фразы необходимо ставить смысловую «точку».
В нисходящих распевках следует сохранять позицию первого тона, точно собранного и ярко настроенного.
Вы должны хорошо артикулировать: при этом гласные звучат определённо, ясно, отчётливо, звонко, устойчиво.
Окончания звуков («хвосты») нельзя бросать, надо додерживать их на опоре: они должны быть устойчивыми.
Список используемой литературы
1. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. - М., 1952.
2. Вагадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. - М., 1929-1937.
3. Бараш А. В. Поэма о человеческом голосе. Знакомство с искусством академического вокала. - М., 2005.
4. Варламов А. Е. Полная школа пения. - М., 1953. - СПб., 2008.
5. Вишневская Г. П. Галина. История жизни. - М., 1992.
6. Гарсиа М. Школа пения. - М., 1957.
7. Глинка М. И. Украшения для усовершенствования голоса. - М.-Л., 1951.
8. Глинка М. И. Школа пения. - М., 1953.
9. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М., 1956.
10. Далецкий О. В. Самоучитель певца. Вопросы-ответы. - М., 2003.
11. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1964, 2007.
12. Дюпре Ж. Школа пения. - М., 1955.
13. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 1997.
14. Кантарович В. С. Гигиена голоса. - М., 1955.
15. Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели. - М., 1972.
16. Лемешев С. Я. Путь к искусству. - М., 1974.
17. МенабениА. Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
18. Мордвинов В. И. Практика основной работы по постановке голоса. - М., 1948.
19. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
20. Панофка Г. Искусство пения. - М., 1968.
21. Пекерская Е. М. Вокальный букварь. - М., 1996.
22. Плужников К. И. Вокальные воззрения семьи Гарсиа. - СПб., 2006.
23. Плужников К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса. - СПб., 2006.
24. Прокопьев В. Н. Как стать певцом и сделать карьеру. - СПб., 2001.
25. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. - М., 1958.
26. Риггс Сет. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. - М., 2004.
27. Сафронова О.Л. Хрестоматия для вокалистов. Распевки. - СПб., 2009.
28. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. - СПб., 2005.
29. Ховард Э., Остин X. Вокал для всех. - М., 2007.
30. Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - М., 1992.
31. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. - М., 1966.
32. Юдин С. П. Певец и голос. - М., 1948.
33. Юдин С. П. Формирование голоса певца. - М., 1962.
34. Юссон Р. Певческий голос. - М., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка «Дикция и артикуляция в пении»
Введение.Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Поэтому класс вокала один из самых эффекти...