МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Работа над интонацией на уроках по сольфеджио в ДШИ»
методическая разработка
В работе раскрыты основные приемы и методы работы с детьми в ДШИ на уроках сольфеджио для эффективного развития музыкального сулха и интонации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostrigina_rabota_nad_intonatsiey_metodicheskaya_razrabotka.docx | 526.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Детская школа искусств №13» г. Ульяновска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Работа над интонацией на уроках по сольфеджио в ДШИ»
Автор:
Преподаватель теоретических дисциплин
Первой квалификационной категории
Костригина Ольга Александровна
Ульяновск, 2024
Содержание методической разработки:
1. Планирование работы по развитию интонации на уроках сольфеджио 5
1) Тренировка голосового аппарата 5
2) Развитие способности точного интонирования 5
3) Формирование навыков сольфеджирования 6
4) Формирование и развитие «ладового чувства». 7
5) Работа над чистой интонацией 7
2. Формы и методы работы на уроках по сольфеджио 8
1) Метод работы над дыханием. 8
2) Метод развития звуковысотного слуха и расширение диапазона голоса (распевание). 10
3) Метод развития мелодических навыков и интонаций через пение. 12
4) Метод развития навыков пения гамм. 13
5) Освоение гамм с помощью игровых приёмов. 15
6) Работа в ладу с помощью интонационных упражнений. 15
7) Метод развития творческих способностей. 17
8) Применение ладовой настройки. 18
9) Метод пропевания интервалов. 18
11) Интонирование звукоряда. 21
13) Метод транспонирования. 23
14) Метод разучивания мелодий наизусть. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26
ВВЕДЕНИЕ
Интонация - это способ произношения, при котором звуки звучат нараспев, как если бы они были спетыми. Развитие чистой интонации является одной из основных задач на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе (ДМШ). Однако, это не только важная тема в курсе сольфеджио, но и в других музыкальных дисциплинах.
В современном мире, где музыка часто имеет слабую или отсутствующую мелодику, многие дети не имеют представления о богатстве народных мелодий, о шедеврах классической музыки и о современных мелодиях с красивой и выразительной мелодической линией. Развитие интонации помогает детям открыть для себя эти музыкальные богатства и лучше понять и оценить музыку.
Кроме того, изменение семейных традиций, где дети могли бы слышать песни в исполнении своих бабушек и дедушек, или пение под гитару или баян своих родителей, также повлияло на то, что современные дети приходят в музыкальную школу, часто не имея навыка интонирования или имея очень ограниченный диапазон голоса. Это происходит потому, что в современном мире дети реже слышат живое пение и музыку в семье, что может привести к недостаточному развитию их слуха и вокальных навыков.
Поэтому изучение интонации является особенно актуальным. Чистота пения имеет значительное влияние на многие факторы музыкального развития ребенка. Регулярные интонационные упражнения помогают укрепить навыки сольфеджирования, чтение с листа, активизировать слух и память перед музыкальным диктантом или слуховым анализом, а также лучше и качественнее прорабатывать теоретический материал на уроках сольфеджио. Более того, развитие интонации также помогает детям лучше понимать и интерпретировать музыку, что является важной частью музыкального образования.
Развитие интонации у учащихся имеет огромное значение, так как оно помогает им развить навыки чистого пения в хоре, слышать и держать свою партию, а также уверенно и смело солировать. Чистота интонирования играет важную роль в качественном исполнении музыкального произведения на уроках специальности, что, в свою очередь, влияет на общую музыкальность и артистизм исполнителя.
Более того, когда учащиеся развивают свои навыки интонирования, они начинают глубже понимать законы музыки и чувствовать ее красоту. Они лучше понимают структуру музыкального произведения, могут анализировать и интерпретировать музыку, что является важной частью музыкального образования. Развитие интонации также помогает учащимся развивать свои музыкальные способности, что может привести к более высоким достижениям в музыкальной карьере.
Планирование работы по развитию интонации на уроках сольфеджио
Работа над интонацией включает в себя следующие этапы:
- Тренировка голосового аппарата;
- Формирование способности точно интонировать звуки;
- Формирование навыков сольфеджирования;
- Формирование и развитие чувства лада;
- Работа над чистотой интонации.
Тренировка голосового аппарата
Формирование способности голосового аппарата интонировать звуки разной высоты является одним из ключевых аспектов музыкального образования, особенно для учащихся, имеющих ограниченный диапазон интонирования, таких как «гудошники». Развитие интонации позволяет им расширить свой вокальный диапазон и уверенно исполнять музыкальные произведения.
Кроме того, интонация играет важную роль в сольфеджио, и работа над ней включается практически во все разделы этого предмета. Поэтому, чтобы достичь успешных результатов, уже с первого класса дети должны приобрести первоначальные певческие навыки, такие как умение интонировать звуки разной высоты, слышать и держать свою партию. Это поможет им в будущем уверенно исполнять музыкальные произведения и достичь высоких результатов в музыкальной карьере.
Более того, раннее развитие интонации также помогает детям развивать свои музыкальные способности, такие как слух, память и координацию, что является важной частью музыкального образования.
Развитие способности точного интонирования
Развитие способности точного интонирования является важнейшим аспектом музыкального образования, особенно для юных музыкантов. Чтобы достичь этого, полезно приучать их к правилу: прежде чем исполнить музыкальное произведение, нужно сначала точно представить и услышать «внутренним» слухом «звуковой образ». Это означает, что музыкант должен иметь четкое представление о том, как звучит музыкальная фраза, прежде чем начать ее исполнять.
При работе над интонацией в этом периоде желательно использовать фортепиано для дублирования только мелодической линии, а гармонический аккомпанемент можно опустить. Это позволяет музыканту сосредоточиться на точности интонирования и развитии своего внутреннего слуха, не отвлекаясь на сложные гармонические структуры.
Более того, развитие способности точного интонирования также помогает музыкантам развивать свои музыкальные способности, такие как слух, память и координацию. Это, в свою очередь, позволяет им исполнять музыкальные произведения с большей уверенностью и точностью, что является важнейшим аспектом музыкального образования.
Кроме того, использование фортепиано для дублирования мелодической линии также позволяет музыкантам развивать свои навыки анализа и интерпретации музыки. Они могут услышать и проанализировать отдельные элементы музыкальной фразы, что помогает им лучше понять музыкальную структуру и исполнить ее более точно.
Формирование навыков сольфеджирования
Формирование навыков сольфеджирования с одновременным овладением основами музыкальной грамоты является важным аспектом музыкального образования, который позволяет учащимся развивать свои музыкальные способности и достичь высоких результатов в музыкальной карьере.
Сольфеджио - это система музыкальной грамоты, которая помогает музыкантам развивать свои навыки чтения нот, понимания музыкальной структуры и исполнения музыкальных произведений. Формирование навыков сольфеджирования включает в себя овладение основами музыкальной грамоты, такими как знание нот, интервалов, аккордов, ритма и метра.
Одновременно с овладением основами музыкальной грамоты, учащиеся должны развивать свои навыки сольфеджирования, такие как умение читать ноты, петь или играть на инструменте с помощью сольфеджирования, слышать и держать свою партию. Это позволяет им развивать свои музыкальные способности, такие как слух, память и координацию.
Кроме того, формирование навыков сольфеджирования с одновременным овладением основами музыкальной грамоты также помогает учащимся развивать свои навыки анализа и интерпретации музыки. Они могут услышать и проанализировать отдельные элементы музыкальной фразы, что помогает им лучше понять музыкальную структуру и исполнить ее более точно.
В целом, формирование навыков сольфеджирования с одновременным овладением основами музыкальной грамоты является важным аспектом музыкального образования, который позволяет учащимся развивать свои музыкальные способности и достичь высоких результатов в музыкальной карьере
Формирование и развитие «ладового чувства».
Формирование и развитие «ладового чувства». Важной задачей в музыкальном образовании является формирование и развитие «ладового чувства» у ребенка. Это означает научить его «превращать» графический образ мелодической линии (нотную запись) в звуковой образ (внутреннее представление интонаций и ритма). Для этого необходимо постоянно обращать внимание ребенка на направление движения мелодии, чтобы он мог понять и запомнить ее внутреннюю структуру.
Принцип формирования и развития «ладового чувства» заключается в том, чтобы научиться запоминать интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты. Это означает, что ребенок должен развивать свои навыки в следующих областях:
- Регулярное чтение с листа: это помогает ребенку развивать способность распознавать и запоминать отношения между нотами и их соответствующими звуками.
- Транспонирование мелодий: это упражнение помогает укрепить связь между визуальным представлением музыки и ее звучанием, позволяя ребенку internalize отношения между нотами и звуками.
- Заучивание мелодий наизусть: научившись мелодиям наизусть, ребенок развивает способность вспоминать звучание мелодии и ее внутреннюю структуру, что является основой для развития «ладового чувства».
Развивая эти навыки, ребенок сможет достичь более глубокого понимания музыки и улучшить свои способности к распознаванию и воспроизведению мелодий с точностью. Это, в свою очередь, поможет ему развивать свои музыкальные способности и достичь большей уверенности в своих музыкальных выступлениях.
Работа над чистой интонацией
Работа над чистой интонацией. Когда ученик овладел навыком более или менее свободного сольфеджирования, следующим шагом в развитии его музыкальных навыков становится работа над чистой интонацией. На этом этапе основной акцент делается на пении мелодий «a capella», что позволяет ученику сконцентрироваться на точности интонирования и качественном звучании.
Задачи, которые предстоит решать на этом этапе работы, включают в себя:
- Пение в спокойном темпе: это помогает ученику развивать контроль над интонированием и достичь более высокой точности в пении.
- Постоянный контроль за чистотой интонирования: это означает, что ученик должен постоянно работать над улучшением качества интонирования, чтобы достичь идеальной чистоты звучания.
Кроме того, на уроках сольфеджио в средних и старших классах уделяется больше внимания интонированию интервалов и аккордов от звука. Это помогает ученику развивать более глубокое понимание музыкальной структуры и улучшить качество интонирования.
Особое значение на этом этапе придается пению двухголосия, которое активизирует слух и качество интонирования. Работа над двухголосием помогает ученику развивать свои навыки в следующих областях:
- Слух: пение двухголосия требует от ученика слышать разницу между двумя голосами, что помогает развивать его слух.
- Качество интонирования: работа над двухголосием помогает ученику улучшить качество интонирования, поскольку он должен быть способен точно интонировать оба голоса.
Развивая эти навыки, ученик сможет достичь более высокой степени мастерства в пении и улучшить качество своей музыкальной игры.
Формы и методы работы на уроках по сольфеджио
Метод работы над дыханием.
В ранних этапах музыкального образования, уже в младших классах, дети должны научиться правильно брать дыхание, чтобы петь распевно и достичь чистой интонации. Очень важно избегать ошибок, таких как пение без дыхания, отрывистым звуком или с закрытыми губами, едва слышного.
Основные задачи на этом этапе работы включают в себя:
- Правильная посадка и дыхание: дети должны научиться сидеть удобно и дышать правильно, используя диафрагму (живот) для поддержки звука.
- Ровный звук: целью является достижение ровного, чистого звука, который является основой для дальнейшего развития музыкальных навыков.
Вначале, упражнения выполняются без пения, чтобы дети могли сосредоточиться на правильном дыхании и посадке. Затем, можно перейти к небольшим интонационно-дыхательным распевкам, которые помогут детям развивать свои навыки и достичь более высокой степени мастерства в пении.
Интонационные упражнения
1 «Собачка». Активный короткий (шумный) вдох носом, как будто ребёнок принюхивается (как собачка к вкусной колбаске, лежащей в углу комнаты). Крылья носа должны смыкаться, дыхание необходимо тут же выпустить, приоткрыв рот. Следим, чтобы дети не поднимали плечи и грудную клетку.
2 «Воздушный шарик». Взять как можно больше воздуха в живот, проверяя при этом руками надутие живота, как мяча. Набрав воздух в живот, задержать его на 2-3 секунды и выпустить через букву «с» воздух маленькими порциями (как сквозь ослабленную ниточку завязанного воздушного шарика), наклоняясь при этом вперёд.
3 «Тараканище». Напомнить ребёнку (детям) сказку К. Чуковского, в которой крокодил проглотил солнышко. Предложить представить себя этим «крокодилом» (держать дыхание на счёт 1,2,3,4,5…..)
4 «Скрип двери». После задержки дыхания, попросить ребёнка выпускать не воздух (и не голос!), а «скрип», как скрипит несмазанная дверь. При скрипе следить за тем, чтобы в нём не было не единой голосовой краски. Скрип вырабатывает не только равномерный выдох, но и является своего рода массажем голосовых связок, держит диафрагму, мышцы живота. В конце упражнения выдохнуть остатки воздуха и расслабить мышцы брюшного пресса.
5 Положить руки на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть. Следить, чтобы плечи не поднимались. При этом руки ощутят, как расходятся ребра под напором воздуха. Сбросить дыхание выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.
6 «Свечка». Положить руки на ребра. Вдохнуть и начинать дуть на «свечку». Обратить внимание, как воздух из легких выходит постепенно и плавно. Такой же выдох должен быть и при пении. Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Важный момент, когда вы начинаете дуть на «свечку», то между вдохом и выдохом должна быть крошечная пауза (перестройка с вдоха на выдох).
Метод развития звуковысотного слуха и расширение диапазона голоса (распевание).
На этом этапе музыкального образования, дети должны научиться распеванию, развивать звуковысотный слух и расширять диапазон голоса. Для этого рекомендуется начать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон.
Однако, многие дети испытывают трудности при переходе от разговора к пению. В этом случае, поэзия может помочь в решении этой проблемы. Переход от «простой речи» к «выразительной речи» через работу с поэтическим текстом помогает ребенку преодолевать зажатость и стеснительность.
Кроме того, поэзия помогает ребенку эмоционально раскрыться с помощью мимики, жестов, пластики и движения. Важно помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки. Поэтому, первые песенки и попевки поются на утрированном пропевании гласных.
Основные задачи на этом этапе работы включают в себя:
- Распевание на одном звуке: дети должны научиться петь на одном звуке, чтобы развивать звуковысотный слух и расширять диапазон голоса.
- Переход от разговора к пению: поэзия помогает ребенку преодолевать зажатость и стеснительность, переходя от «простой речи» к «выразительной речи».
- Развитие звуковысотного слуха: дети должны научиться распознавать и воспроизводить различные звуки и интервалы, чтобы развивать звуковысотный слух.
- Расширение диапазона голоса: постепенное расширение диапазона голоса помогает ребенку развивать свои вокальные навыки и достичь более высокой степени мастерства в пении.
Интонационные упражнения
1 При переходе от поэзии к пению поможет приём «рисования голосом». Свободное вокальное скольжение голосом на определенной гласной по нарисованным рукой линиям, так называемое глиссандирование на гласных звуках, приводит связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке. Исполнение должно быть мягким и неторопливым. Восходящие, нисходящие, волнообразные и кружащиеся линии должны повисать в пространстве. Например, ребенка можно попросить нарисовать голосом «Динозавра», начиная с его мощного хвоста, округлой спины и заканчивая длинной шеей.
2 Песня-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.
3 Упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда, плавность и постепенность выдоха
4 Упражнение, где сочетается необходимость правильного интонирования, чёткость исполнения штрихов, опора дыхания.
Для эффективного развития слуха и внимания у детей, рекомендуется использовать несколько важных техник. Во-первых, дети должны научиться петь тихо, не форсируя звук, чтобы слышать себя и развивать слух.
Кроме того, маленькие песни лучше петь без аккомпанемента, чтобы дети могли сконцентрироваться на звуке и развивать свои вокальные навыки.
Очень полезной техникой является подход к ребенку и пение вместе с ним, или посадка его рядом с поющим ребенком. Это активизирует слух и внимание ребенка, помогая ему развивать свои навыки и достичь более высокой степени мастерства в пении.
Основные задачи на этом этапе работы включают в себя:
- Тихое пение: дети должны научиться петь тихо, чтобы слышать себя и развивать слух.
- Пение без аккомпанемента: маленькие песни лучше петь без аккомпанемента, чтобы дети могли сконцентрироваться на звуке и развивать свои вокальные навыки.
- Пение вместе с ребенком: подход к ребенку и пение вместе с ним, или посадка его рядом с поющим ребенком, активизирует слух и внимание ребенка, помогая ему развивать свои навыки и достичь более высокой степени мастерства в пении.
Метод развития мелодических навыков и интонаций через пение.
Для дальнейшего развития мелодических навыков и интонаций у детей, рекомендуется постепенно усложнять мелодические обороты, добавлять ступени и расширять диапазон попевок.
Важно подбирать удобные для пения мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных звуков, чтобы помочь детям освоить каждый мелодический оборот.
Кроме того, для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые формы, которые позволяют ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески.
Например, для первоклассников, только входящих в мир музыки, пение распевок на какие-то слоги может быть скучно и не интересно. Поэтому хорошо включить распевки со словами, в виде маленьких песенок-попевок, и на каждую из них желательно найти картинку, где действующие герои поют, широко раскрывая рот. Это помогает возникнуть заинтересованности.
Также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной, которые помогают сформировать правильные гласные и вносят игровой момент.
Интонационные упражнения:
1 «У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.
2 «О»: ладони на щеках (пальцами вверх), гладим по щекам сверху вниз.
3).«А»: руки на верхней губе, поднимаются вверх.
4 «И»: руки на верхней губе, расходятся в стороны.
Метод развития навыков пения гамм.
При работе над гаммами у детей, рекомендуется начинать с начальных упражнений в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Это помогает детям постепенно развивать свои навыки пения гамм и достигать более высокой степени мастерства.
Важно помнить, что постепенность и систематичность в работе над гаммами является ключом к успешному развитию навыков пения. Начиная с простых упражнений, можно постепенно усложнять задачи, добавляя новые интервалы и расширяя диапазон.
Кроме того, полезно использовать различные игровые формы и упражнения, которые помогают детям лучше понять и запомнить гаммы. Например, можно использовать песни, которые содержат гаммы, или создавать свои собственные мелодии, основанные на гаммах.
Основные задачи на этом этапе работы включают в себя:
- Начальные упражнения: начальные упражнения в пределах кварты-квинты для развития навыков пения гамм.
- Постепенное усложнение: постепенное усложнение упражнений, добавление новых интервалов и расширение диапазона.
- Игровые формы: использование различных игровых форм и упражнений для лучшего понимания и запоминания гамм.
- Создание собственных мелодий: создание своих собственных мелодий, основанных на гаммах, для развития навыков пения и творчества
Интонационные упражнения.
1 «Побежали». В этом упражнении чередуем legato и staccato, тем самым формируя опору звука на дыхании.
По-бе-жа-ли вниз, по-том на-верх и вниз.
2 Для укрепления слухового чувства ладотональности у детей, рекомендуется пение тональных секвенций, таких как "На-ра-рим". Это упражнение помогает развить лёгкость и подвижность голоса, а также улучшить общую музыкальность.
Важно помнить, что при выполнении этого упражнения, дыхание должно быть взято по фразам, а затем всё упражнение нужно выполнить на одном дыхании. Это поможет детям развить контроль над дыханием и голосом.
Кроме того, при выборе мелодических построений, рекомендуется предпочтительно выбирать те, которые имеют нисходящее поступенное движение. Это потому, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении, что облегчает пение и улучшает звучание
Освоение гамм с помощью игровых приёмов.
Для успешного освоения гамм у детей, рекомендуется начинать поэтапно, используя игровые приёмы. Одно из таких упражнений - "В гости к гамме", которое помогает детям лучше понять и запомнить гаммы.
В этом упражнении используются следующие игровые приёмы:
- Пение гаммы с показом ступеней: устойчивые ступени показываются с помощью натянутых ладошек с прямыми пальцами, а неустойчивые - с помощью ладошек с "колышущимися" пальцами.
- Движение рук направлено вверх к тонике, а затем вниз, что помогает детям лучше понять структуру гаммы.
- Показ и пение трезвучия, разрешение неустойчивых и вводных ступеней, опевание устойчивых ступеней.
Кроме того, важное значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм должно сменяться равномерно по тетрахордам, что помогает детям развить контроль над дыханием и голосом.
Основные задачи на этом этапе работы включают в себя:
- Игровые приёмы: использование игровых приёмов, таких как пение гаммы с показом ступеней, для лучшего понимания и запоминания гамм.
- Организованная смена дыхания: равномерная смена дыхания по тетрахордам для правильной интонации и контроля над дыханием и голосом.
- Понимание структуры гаммы: понимание структуры гаммы с помощью движения рук и показа ступеней.
Работа в ладу с помощью интонационных упражнений.
Интонационные упражнения играют важную роль в работе над ладом. Они помогают детям лучше понять и чувствовать лад, а также развить навыки интонирования.
Одним из основных типов интонационных упражнений является интонирование ступеней лада. Это упражнение помогает детям развить слуховое чувство ладотональности и лучше понять структуру лада.
Основные задачи на этом этапе работы включают в себя:
- Интонационные упражнения: использование интонационных упражнений, связанных с интонированием ступеней лада, для лучшего понимания и чувствования лада.
- Интонация ступеней лада: интонирование ступеней лада для развития слухового чувства ладотональности и понимания структуры лада.
Интонационные упражнения.
1 «Песенка о тонике и тоническом трезвучии». В этом упражнении следует проработать и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
2 Упражнение – освоение ступеней и элементов гаммы. Упражнение можно выполнять в любой удобной тональности. Ступени можно вначале называть:
«первая», «вторая» и т. д. Затем, по мере усвоения, называть коротко: «раз», «два», «три», «че», «пять», «шесть», «семь». Можно использовать различные наглядные приемы показа ступеней («столбица», «лесенка», «немая» клавиатура).
I – II – III- IV – V – VI – VII - I↑ I↑ - VII – VI – V – IV – III – II - I | II – I IV – III VI – V VII - I↑ | II – I – VII - I | Опеваем I VII – II – I – II – VII – I Опеваем III II – IV – III – IV – II – III Опеваем V IV – VI – V – VI – IV – V |
3 Упражнение - ступеневые дорожки и пение диатонических ступеней лада. В данном упражнении нужно обратить внимание на главную опору лада - это I ступень, ТОНИКА. Она является устойчивой и как "магнит" притягивает остальные ступени. В этих упражнениях ученики приобретают навыки интонирования различных мелодических ходов - тетрахордов, опевания, движения по звукам трезвучия (восходящее, нисходящее).
Нижний тетрахорд
I – V – V- I | Верхний тетрахорд
I↑– I↑ V – I – V – V – I↑ I↑– V – V - I↑ | Движение по звукам трезвучия I – III – V – V – III – I III – I – V – III - III – V – I I–III - V - I↑ - I↑ - V - III - I
| Движение от IV или VI ступени к D, прыжок от D к T V – V – IV – V – I V – V – IV – V - I↑ V – V –VI – V – I V – V – VI – V - I↑ | Движение от любой ступени лада через VII ступень к тонике (по Г. Шатковскому) I - VII – I
|
Метод развития творческих способностей.
Григорий Иванович Шатковский, известный педагог-новатор, разработал систему развития музыкального слуха и творческих способностей. Он предлагает следующие упражнения для развития слуха и навыков:
- Упражнения на поступенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, которые создают предельно острое тяготение.
- Работа над усвоением ступеней лада с помощью следующих форм:
- «Эхо» (слышу – повторяю): повторение услышанного для развития слуха и памяти.
- Чтение с листа ступеней по указке педагога («вижу – слышу – пою»): развитие навыков чтения и пения.
- Диктант («слышу – помню – пою, играю, пишу»): развитие навыков памяти, пения, игры и письма.
Основные задачи на этом этапе работы включают в себя:
- Развитие музыкального слуха: использование упражнений на поступенное движение вверх и возврат к тонике для развития слуха и навыков.
- Усвоение ступеней лада: работа над усвоением ступеней лада с помощью различных форм, таких как «эхо», чтение с листа и диктант.
Применение ладовой настройки.
Включение упражнений на «ладовую настройку» является важным аспектом работы над ладом. Эти упражнения рекомендуется выполнять в той же тональности, что и мелодия. Они могут быть любыми из упражнений, описанных выше.
Целью этих упражнений является приучение детей к краткой и быстрой настройке, что поможет им лучше понять и чувствовать лад.
Постепенно следует приучать детей к краткой и быстрой настройке (например перед пением музыкального номера: I – III – V – V – III – I - V↓ - III – I – I – V↓ - V↓ - I.
Метод пропевания интервалов.
Пение интервалов является важным аспектом развития музыкального слуха. Григорий Иванович Шатковский подчеркивает, что интервалы должны быть рассмотрены как две ступени лада, взятые одновременно или последовательно. Для развития гармонического слуха необходимо петь интервалы на нейтральный слог или со словами.
Целью пения интервалов является:
- Развитие музыкального слуха: научиться правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука.
- Характеристика интервалов: дать характеристики интервалов и их особенности звучания, а также интонирования и узнавания на слух.
Методика работы над интервалами включает в себя:
- Запоминание мелодии интервала: интонацию песенки-попевки.
- Различение на слух: уметь различать интервалы на слух.
- Повторение голосом: уметь повторять интервалы голосом.
- Представление интонации интервала: уметь представить себе интонацию интервала по названию.
В работе над интервалами могут быть использованы распевки Е.Л.Осколовой, Н. Ф. Федотовой и других авторов.
Интонационные упражнения.
1). «Чистая прима»
1). «Секунда малая»
«Секунда большая»
2). «Терция малая и терция большая»
3). «Чистая кварта»
5). «Тритон»
6). «Чистая квинта»
7). «Секста малая»
«Секста большая»
8). «Септима малая»
Можно спеть так:
Я с горки качусь, с высокой качусь,
За септиму малую я ухвачусь.
«Септима большая»
Можно спеть так:
Сосна на горе до неба растёт
И септима та большая живёт.
9). «Чистая октава»
Работа над интервалами является важным аспектом курса сольфеджио и должна вестись на протяжении всего курса. Она включает в себя работу над интервалами в ладу, интервалами «от звука», а также мелодическими и гармоническими вариантами звучания.
Формы работы над интервалами включают в себя:
- Мелодическое пение интервала: пение интервала в разном направлении.
- Гармоническое пение интервала: пение интервала в 2х-голосии.
- Пение интервала с инструментом: пение интервала с инструментом, где один голос поет, а другой играет.
- Пение интервалов в заданном ритме: пение интервалов в заданном ритме.
Целью работы над интервалами является развитие музыкального слуха и навыков интонирования интервалов в различных контекстах.
Метод пения в унисон.
Унисонное пение является важным аспектом музыкального образования, который дисциплинирует детей, учит их владеть собой, приучает к собранности и внимательности, а также активизирует внутренний слух.
Основные приемы унисонного пения, предлагаемые опытными педагогами, включают в себя:
- Совместное пение: пение в унисон с другими детьми или с педагогом.
- Развитие внутреннего слуха: активизация внутреннего слуха через унисонное пение.
- Дисциплина и собранность: развитие дисциплины и собранности через унисонное пение.
- Внимательность: развитие внимательности через унисонное пение.
Целью унисонного пения является развитие музыкального слуха, дисциплины и собранности у детей, а также активизация их внутреннего слуха.
Интонирование звукоряда.
Интонационные упражнения, основанные на звукорядах тональностей мажоро-минорной системы, играют важную роль в освоении модуляции и развитии мелодической связи между «далекими» тональностями.
Основные формы интонирования звукоряда включают в себя:
- Интонирование полных звукорядов: интонирование полных звукорядов мажорных и минорных тональностей от данного звука вверх и вниз в диапазоне октавы, что помогает развивать знание всех тональностей и ладо-тонального слуха.
- Интонирование части звукорядов: интонирование части звукорядов тональностей от данного звука до тоники, организованное по принципу «цепочки», где каждый следующий мелодический оборот - часть звукоряда новой тональности - начинается от последнего звука (тоника) предыдущего оборота и заканчивается собственной тоникой.
Целью интонирования звукоряда является развитие музыкального слуха, знания тональностей и ладо-тонального слуха, а также развитие мелодической связи между «далекими» тональностями.
Чтение с листа.
Чтение с листа - это важный навык, который требует значительного слухового опыта, умения ориентироваться в ладу, ощущения метроритма, знания нот и нотной записи. Для развития этого навыка необходимо добиваться осмысленного отношения к тексту, научить учащихся мысленно представить мелодию, проанализировать ее структурные, ладовые, метроритмические особенности.
Основные приемы чтения с листа включают в себя:
- Сольмизация: использование сольмизации как подготовительного упражнения для развития навыка чтения с листа.
- Коллективное пение: пение мелодий с листа коллективно, группами, в младших классах.
- Сольное исполнение: переход к сольному исполнению в старших классах.
Формы работы при чтении с листа:
- Пение с фортепианным аккомпанементом: пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на фортепиано или в другой октаве.
- Пение с тактированием: пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент, в котором дублируется мелодия или без дублирования мелодии в аккомпанементе.
- Пение в унисон: пение с тактированием в унисон с преподавателем или solo с тактированием.
- Пение по группам: произведение читается от начала до конца по группам, solo –tutti, или ансамблями, с переходами от одной группы к другой.
Целью чтения с листа является развитие музыкального слуха, навыка ориентироваться в ладу, ощущения метроритма, знания нот и нотной записи, а также развитие навыка мысленно представлять мелодию и анализировать ее структурные, ладовые, метроритмические особенности. При чтении мелодий с листа необходимо стараться петь максимально выразительно, выдерживать заданный темп, а в случае «расхождения» суметь «подхватывать» мелодию.
Метод транспонирования.
Транспонирование мелодий - это важный навык, который помогает развивать навык интонирования мелодии в разных тональностях. Для развития этого навыка необходимо использовать различные подходы, которые помогут учащимся перемещать мелодию из одной тональнсти в другую.
Основные подходы к транспонированию мелодий включают в себя:
- Учение мелодии без названий звуков: мелодию можно выучить без названий звуков, пропевая ее на каком-нибудь гласном звуке или слоге.
- Представление «звукового образа»: после выучивания мелодии, можно пробовать петь в разных тональностях, используя представление «звукового образа».
- Использование примеров для чтения с листа: транспонирование можно также использовать примеры для чтения с листа, чтобы помочь учащимся развивать навык интонирования мелодии в разных тональностях.
Целью транспонирования мелодий является развитие навыка интонирования мелодии в разных тональностях, что помогает учащимся лучше понимать музыкальную структуру и развивать музыкальный слух.
Метод разучивания мелодий наизусть.
Разучивание мелодий наизусть - это важная форма работы, которая закладывает крепкую базу для развития музыкальной памяти, основанной на «слуховой» памяти. Для эффективного разучивания мелодий наизусть необходимо ставить перед собой цель добиться чистого, уверенного интонирования.
Основные подходы к разучиванию мелодий наизусть включают в себя:
- Заучивание мелодии без названий звуков: изначально заучивать мелодию без названий звуков, но «осмысленно», с предварительным анализом мелодии, определением формы, поиском одинаковых или сходных фраз, их отличительных особенностей и других важных нюансов строения мелодии.
- Запоминание мелодии как «звукового образа»: обращать внимание на запоминание мелодии как «звукового образа», а не набора названий звуков.
- Минимизация повторений: ставить перед собой цель запомнить фразу или предложение с минимального количества повторений.
- Максимально выразительное исполнение: при пропевании мелодии стараться добиваться максимально выразительного ее исполнения, что поможет быстрее и прочнее запомнить её наизусть.
Целью разучивания мелодий наизусть является развитие музыкальной памяти, основанной на «слуховой» памяти, что помогает учащимся лучше понимать музыкальную структуру и развивать музыкальный слух.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важная роль грамотного выбора форм и методов работы на уроках сольфеджио заключается в том, чтобы эффективно развивать музыкальные навыки и способности студентов. Планирование работы по развитию интонации на уроках сольфеджио является ключевым моментом, поскольку оно позволяет фокусироваться на тренировке голосового аппарата, развитии способности точного интонирования, формировании навыков сольфеджирования и формировании и развитии «ладового чувства». Работа над чистой интонацией также играет важную роль в этом процессе.
Формы и методы работы на уроках по сольфеджио включают в себя различные подходы, такие как метод работы над дыханием, метод развития звуковысотного слуха и расширение диапазона голоса, метод развития мелодических навыков и интонаций через пение, метод развития навыков пения гамм, освоение гамм с помощью игровых приёмов, работу в ладу с помощью интонационных упражнений, метод развития творческих способностей, применение ладовой настройки, метод пропевания интервалов, метод пения в унисон, интонирование звукоряда, чтение с листа, метод транспонирования и метод разучивания мелодий наизусть.
Применение этих форм и методов работы на уроках сольфеджио позволяет развивать музыкальные навыки и способности студентов, что в свою очередь приводит к более глубокому пониманию музыки и улучшению исполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Абелян Л.М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва «Композитор» 1992.
- Беленькая М.Г., Ильинская С.В.Музыкальная копилка. Пособие по развитию навыков игры по слуху и транспонирования, также детский песенник. СПетербург «Союз Художников» 2005.
- Ефремова Л. Учиться интересно. Пособие по сольфеджио «Композитор. СПетербург» 2006.
- Камозина О. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону «Феникс» 2010.
- Кузнецова о. Вокализы на уроках сольфеджио. Новосибирск 1999.
- Огородникова-Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио «Композитор С-Петербург» 2008.
- Орлова Л.Н. Каноны. Учебное пособие по сольфеджио. Тверь 2015.
- Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. М. «Владос», 2002.
- Сиротина Т. Музыкальная азбука. Москва «Музыка» 2004.
- Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. Заводные макароны. М.
Педагогическое общество России. 2005.
- Федотова Н. Учимся, играя. Иркутск 2001
- Хромушин О. Джазовое сольфеджио «Композитор» - С.-Пб. 2002
- Червоная М. Ф. Интервалы мы поем. Песни-упражнения по сольфеджио в сопровождении фп. "Веселые путешествия в царство музыки" СанктПетербург «Союз художников» 2004.
- Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». – М., «Музыка», 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка самостоятельной работы: Решение задач тренежера по теме: «Производная сложной функции».
Предлагаются разобранные примеры, примеры для самостоятельной работы...
Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"
Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"...
Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Интегрированный урок по теме «The human body»
Методическая разработка практического занятия для проведения открытого интегрированного занятия по английскому и латинскому языкам по разделу "Анатомия"...
Методическая разработка практической работы по теме "Разработка и координация программ муниципального управления"
Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправ...
Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....
Методическая разработка "Методика работы с поэтическим текстом на уроке французского языка"
Данная методическая разработка представляет методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроке французского языка. В ней приведены конкретные виды упражнений со стихотворением на уроке для обучающи...
Методический доклад на тему :"Работа над интонацией в классе скрипки"
quot;Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая выразительной". О способах наботы над чистой интонацией в классе скрипки....