Деревенская проза
презентация к уроку

​През​е​нтация для прове​де​ния урока в 11 классе​ по "Де​ре​ве​нской прозе​". В работе​ дан краткий обзор этому пре​риоду и е​ё пре​дставите​лям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskaya_proza_.pptx558.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Деревенская проза» Преподаватель русского языка и литературы Борщёва Н. И.

Слайд 2

"Деревенская проза" Удивительно и невыразимо чувство Родины…Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности отдыха. Леонид Леонов Все последние годы так называемая деревенская проза больше всего занималась нравственным здоровьем человека- и человека настоящего, и человека будущего. Валентин Распутин Ермолова Оксана Владимировна

Слайд 3

Деревенская проза - направление в русской литературе 1960-1980-х годов, осмысляющее драматическую судьбу крестьянства, русской деревни в 20 веке, отмеченное обостренным вниманием к вопросам нравственности, к взаимоотношениям человека и природы.

Слайд 4

В русской литературе жанр «деревенской прозы» заметно отличается от других жанров. Дело в том, что рамки этого жанра не ограничивались только описаниями сельской жизни. Появление «деревенской прозы» отразило потребность общества вспомнить свои вековые устои, традиции, духовные истоки народной жизни; задуматься над взаимоотношениями человека и природы. К середине 1960-х «деревенская проза» достигает такого уровня художественности, чтобы оформиться в особое направление (фактически это направление оформилось после появления рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» (1963). Тогда же возник и сам термин.

Слайд 5

Задача писателей - осмысление важных вопросов современности Равновесие природы, Равновесие души Мы теряем с каждым годом, Хоть тужи, Хоть не тужи. Реки гаснут, Лес мертвеет… И наверно, потому Души добрые черствеют, Чувства передав уму. (В. Фирсов)

Слайд 6

«Человек связан с природой тысячью нерасторжимых нитей» — эта крылатая тургеневская фраза стала одним из основных эстетических принципов «деревенской» прозы и поэзии. Трудно найти в мире национальную литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме «природа и человек».

Слайд 7

Крупнейшими представителями направления считаются Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Василий Яковлевич Шукшин («сельские жители», «Любавины», «Я пришел дать вам волю») .

Слайд 8

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) «Мы отпели последний плач –человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали ее одновременно. Как говорится, восплакали хорошо, на достойном уровне. Достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства.»

Слайд 9

«Повествование в прозе» «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978) принесла писателю известность, была переведена на многие языки мира. Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов. Сюжет книги связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам автора- Сибири, тайге, реке Ангаре. «В рассказах Астафьева заключен целый кодекс нравственности; кодекс взаимоотношений человека с природой» (А.Макаров) Рассказ«Царь-рыба»

Слайд 10

Рассказ«Царь-рыба» Самый философский рассказ книги, который воплощает в себя душу природы. Когда главный герой Игнатьич попадает на те же крючки и запутывается в одних сетях с царь-рыбой, становится ясно: победителя в этом поединке не может быть. Игнатьич и Царь-рыба связаны одной сетью. «Человек не приходит в природу, не ищет в ней отражения собственной души, а, подобно всем злакам земли, вырастает из нее». «Отношение к природе – есть уже сам человек, его характер, его душа, его философия..» С. Залыгин в предисловии.

Слайд 11

Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) «Я вырос в деревне, она меня вскормила, и рассказать о ней – моя обязанность». Ермолова Оксана Владимировна

Слайд 12

Повесть «Прощание с Матерой» (1976) подводит своеобразный итог размышлениям Распутина о трагической судьбе деревни под колесами научно-технического прогресса, осуществляемого жестокими, антигуманными методами. Усиливается трагическое мироощущение писателя. В этом произведении погибает под волнами искусственного моря Матера — русская патриархальная деревня. «Прощание с Матерой»

Слайд 13

Остров Матера (от слова «мать»)- обетованная земля, исключительно безгрешное пространство, населенное старухами –праведницами и безгрешными стариками – попадет в зону затопления из-за строительства ГЭС. Триста лет обживали этот остров. Всех принимала Матера, всем становилась матерью, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера – уходит и душа этого мира. «Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..» -спрашивает Валентин Распутин. «У кого нет памяти – нет жизни». «Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе..» В.Распутин «Прощание с Матерой»

Слайд 14

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». Ермолова Оксана Владимировна

Слайд 15

В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители». При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974). Подготовленный к печати сборник «Брат мой» был издан уже после смерти автора, в 1975. Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов. Героями его фильмов также чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе.

Слайд 16

Рассказы В.М.Шукшина Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»

Слайд 17

Эта сложная психологическая ситуация и определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Сельские жители» .

Слайд 18

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия «Деревенское подворье» по дисциплине «Животноводство»

АННОТАЦИЯ  Методическая разработка внеклассного мероприятия «Деревенское подворье» может быть использована преподавателями зооветеринарного цикла и окажет практическую помощь в организации и пров...

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова....

Бизнес- план "Кролик деревенский"

Кролиководство - довольно трудоемкий процесс в сельском хозяйсве. При правильной организации приносит очень неплохую прибыль. Разведение кролика является привлекательным бизнесом....