Бизнес- план "Кролик деревенский"
творческая работа учащихся

Кролиководство - довольно трудоемкий процесс в сельском хозяйсве. При правильной организации приносит очень неплохую прибыль. Разведение кролика является привлекательным бизнесом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biznes-plan_krolik_derevenskiy.docx71.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА, ТОРГОВЛИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЯНАО

ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

VII интеллектуальная игра «Начинающий фермер»

Тема работы: Создание мини-фермы по выращиванию кроликов

Разработчики: Еприна Светлана Владимировна, Беляева Ксения Витальевна, Кудрявцева Анастасия Алексеевна, Ермакова Елена Сергеевна, Кинчина Динара Руслановна

Руководитель: преподаватель 1 категории Тажитдинова Салима Тимергазиевна

Контактные данные: 89519839507

E-mail: svetlanaeprina@mail.ru

Салехард

2019


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы создания мини-фермы по выращиванию кроликов        4

1.1 Описание КФХ / сельскохозяйственной организации (в том числе СПОК);        4

1.2 Описание бизнеса, продукта или услуги        5

1.3 Результаты маркетингового  исследования        7

1.4 Продажи и маркетинг        7

Глава 2. Бизнес-план        9

2.1 Резюме        9

2.2 План производства и этапы подготовки к открытию фермы        9

2.3 Набор персонала, режим работы и целевая аудитория        12

2.4 Финансовый план        13

2.5 Дополнительные источники дохода и факторы риска        16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        19

Список использованных источников и литературы        20



Введение

Кролиководство – довольно трудоемкий процесс в сельском хозяйстве. При правильной организации приносит очень неплохую прибыль.

Разведение кроликов является привлекательным бизнесом. Мясо кролика обладает диетическими свойствами и имеет высокий спрос, в тоже время как данная ниша еще не заполнена.

Основными преимуществами разведения кроликов являются:

  1. Хорошая плодовитость;
  2. Высокая прибыль;
  3. Невысокие инвестиции;
  4. Низкие затраты на содержание, особенно летом;
  5. Низкий налог.

Объектом исследования – является создание фермы по выращиванию кроликов.

Предмет  исследования – разработка бизнес-плана и пути реализации создания кролиководческой фермы.

Основная цель  создания предприятия – обеспечить ЯНАО качественным и абсолютно натуральным продуктом питания, а также извлечения прибыли от продажи мяса и мехового сырья.

Кролиководство известно человечеству с древних времен. Его актуальность не теряется и в современном мире: продукция, получаемая от данной отрасли народного хозяйства, чрезвычайно востребована на рынке. 


Глава 1. Теоретические основы создания мини-фермы по выращиванию кроликов

1.1 Описание КФХ / сельскохозяйственной организации (в том числе СПОК);

Прежде чем открыть мини-ферму, рассмотрим две наиболее приемлемые формы ведения бизнеса: КФХ и ИП.

КФХ (крестьянское фермерское хозяйство)

По сути, деятельность КФХ – это, то же самое ИП, но с одним лишь отличием: в его состав могут входить граждане, совместно владеющие имуществом предприятия и имеющие право осуществлять любую хозяйственную деятельность. При этом КФХ не имеет своих уставных документов, учредительного договора и собственного названия. Зарегистрировав КФХ на собственное имя, вы становитесь его главой, а если точнее – обычным индивидуальным предпринимателем.

А вот стоит ли принимать в его состав новых дольщиков или нет, зависит от ситуации, но  мы  бы на это ответили – нет. Так как в случае успеха, неизбежно возникнут проблемы с партнерами (дольщиками), что может привести к полной ликвидации предприятия. К тому же, по закону вы имеете право руководить крестьянско-фермерским хозяйством в одном лице. Преимущество КФХ в том, что оно может рассчитывать на государственную поддержку в виде всевозможных субсидий и льгот в налогообложении.

ИП (индивидуальный предприниматель)

На наш взгляд, ИП – это самая приемлемая форма организации бизнеса для кроличьей мини-фермы. Дело в том, что правовое поле КФХ не имеет четких границ, и вокруг этого уже целое десятилетие ведутся постоянные споры. А так называемое преимущество КФХ в получении государственных льгот и субсидий полностью разбивается о бюрократическую стену.

К примеру, чтобы получить льготный кредит для сельхозпроизводителей, вам нужно подать заявку в местную администрацию. В составе комиссии, рассматривающей подобные заявки, будут сидеть добрые дядя и тети, которые кровно заинтересованы в получении этих самых кредитов.

1.2 Описание бизнеса, продукта или услуги

Создание собственной кролиководческой мини-фермы является выгодным направлением, по нашему мнению. Данный вид бизнеса обеспечит постоянным источником дохода круглый год. Разведение кроликов – это тот вид предпринимательской деятельности, который можно начинать с небольших инвестиций и потом масштабировать в процессе деятельности.

Создание мини-фермы для кроликов – бизнес, который не требует больших инвестиций. При наличии земли и сооружений в собственности запуск проекта может стать ещё выгоднее.

Для содержания кроликов наиболее оптимальным является использование шедовой системы. Шед – это две клеточные батареи, объединенные под одной крышей.

Стандартные размеры клетки:

  • длина – 1 м.,
  • ширина – 50 см,
  • размер выгульного отделения – 50х70 см,
  • размер гнездового отделения – 30х50 см.

Благодаря тому, что клетки в шедах расположены в одном месте, это существенно экономит стройматериалы и время на их обслуживание. Клетки в шедах устанавливают в два яруса, по обеим сторонам крытого прохода. Чтобы в клетки с кроликами поступало больше света и свежего воздуха, на их задних стенках делают окна размером 20x100 см, со съемными дощечками на петлях. Длина шеда может быть произвольной (в нашем случае – это 20 м), высота – 240 см, ширина прохода – 120-140 см. Пол в проходе бетонируют или асфальтируют с уклоном в сторону клеток.

Клетки для кроликов

Клетка для основного стада имеет длину 100-130 см, ширину – 60-70 см, с высотой передней стенки 55 см, задней – 35-40 см. Для удобства уборки навоза крыша клеток нижнего яруса сделана с уклоном назад и является вторым сплошным дном для клеток верхнего яруса. Подобный поддон должен быть и для клеток нижнего яруса.

Все клетки лучше делать из оцинкованной сварной сетки (размер ячеек 18х18, 20х20, 16х48 мм).

Клетки в шедах делят на два отделения – кормовое и гнездовое, и между ними ставят сетчатые ясли (размер ячеек 35х35 или 25х50 мм), а вот кормушки и поилки располагают под яслями, что существенно экономит место. Таким образом, в один шед вмещается 60 клеток, в которых за год можно вырастить до 400 голов молодняка.

Основной товар для реализации – мясо кролика. Таким образом, одним из самых важных моментов является выбор породы молодняка. Мы хотим рассмотреть основные породы:

  • Новозеландская красная. Взрослые кролики достигают живой массы 4.5-5 кг, отличаются высокой энергией роста, особенно в раннем возрасте.
  • Новозеландская белая. Эти кролики также отличаются высокой энергией роста, мясистостью и скороспелостью. Живая масса молодняка уже в трехмесячном возрасте равна – 2.7-3.5 кг.
  • Калифорнийская. Среднесуточный прирост молодняка этой породы равен 40-45 гр. в сутки до двухмесячного возраста, вследствие чего эти кролики-бройлеры к 5 месяцам достигают массы 4.5 кг.

Для максимизации прибыли можно использовать дополнительные источники доходов:

  • Продажа кроличьих шкурок;
  • Продажа помёта в качестве удобрения (биогумус);
  • Продажа кроликов в качестве племенного материала.

1.3 Результаты маркетингового  исследования

Описание рынка сбыта

Согласно данным Росстата, за последние 10 лет общий объём поголовья кроликов вырос более чем в 2 раза. Средний годовой темп роста составляет 8%. Динамика роста поголовья кроликов представлена ниже.

Данные показатели говорят о росте ниши по разведению кроликов. Даже в кризисные годы наблюдается положительная динамика. Для наиболее удачного вхождения на данный рынок необходимо понять свою целевую аудиторию, а также разработать наиболее эффективные способы продвижения продукции.

1.4 Продажи и маркетинг

На первом этапе покупателями могут стать друзья и знакомые. Важный эффект здесь окажет сарафанное радио. Если качество продукции и цены являются конкурентными, то количество клиентов будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Чтобы привлечь посторонних клиентов, рекомендуется подавать объявления в газетах и тематических журналах.

Для обеспечения бесперебойного сбыта необходимо наладить отношения с оптовыми базами, магазинами, а также ресторанами.

Чтобы заключить взаимовыгодный договор о сотрудничестве на долгий срок, нужно поставить пробную партию продукции, а затем, если обе стороны всё устроило, стоит обсуждать дальнейшие действия. Зарекомендуйте себя надёжным поставщиком, предоставляя продукцию в срок по договору со всеми необходимыми санитарными документами.

Кроличьи шкуры выгоднее продавать на меховые фабрики и ателье. Однако также у вас могут найтись знакомые, которые смогут изготавливать изделия из кроличьего меха и реализовывать их в магазинах одежды.

Что же касается помета, натуральные органические удобрения всегда были и будут в цене, но на навозе много денег не заработаешь из-за малых объёмов. Другое дело биогумус. Биогумус – это жидкое, высококонцентрированное удобрение, получаемое в результате брожения помета в специальных, биогазовых установках. Подобное удобрение, разлитое в пластиковые бутылки, реализуется в магазины и рынки для дачников.

Продажа кроликов в качестве племенного материала возможно уже после достижения собственного оптимального объёма. Для реализации молодняка можно участвовать в выставках и также использовать сарафанное радио.


Глава 2. Бизнес-план

2.1 Резюме

Вид деятельности: выращивание кроликов.

Сумма первоначальных инвестиции: 450 000 рублей.

Точка безубыточности: на 6 месяцев работы.

Срок окупаемости: 12 месяцев.

Средняя ежемесячная прибыль 1-го года реализации проекта:  49 000 руб.

Характер предприятия: мини-ферма по выращиванию кроликов с использованием шедовой системы.

2.2 План производства и этапы подготовки к открытию фермы

Основная цель проекта – создание мини-фермы и максимизация её прибыли.

1 этап:

Обзор рынка недвижимости для подбора оптимального загородного участка.

Требования к участку:

  • Согласно законодательству, участок под кролиководство должен располагаться в приличном удалении от жилых домов, например, в пригородной зоне;
  • Площадь участка — 700-800 м2;
  • Место под ферму должно находиться на возвышенности или на участке земли с небольшим уклоном;
  • Обеспечение бесперебойного электроснабжения.

2 этап:

Построение необходимых сооружений:

  • Строительство шедовой системы (клетки для кроликов);
  • Строительство подсобного помещения;
  • Строительство помещения под бойню и холодильное оборудование.

Таблица 2.1 Затраты на строительство и оснащение фермы

Наименование

Стоимость, руб.

Создание шедов

1

Брус строительный

76 000

2

Профнастил

38 000

3

Профнастил для кровли

36 000

4

Фанера

17 000

5

ДСП

8 500

6

Цемент

2 500

7

Сетка сварная оцинкованная 25х50

2 500

8

Сетка сварная оцинкованная 18х18

1 000

9

Прочие материалы и расходники

10 000

Оснащение подсобных помещений

10

Оснащение подсобных помещений

100 000

Оборудование для производства кормов

11

Зернодробилка

3 500

Холодильное оборудование

12

Морозильные камеры

50 000

Прочее оборудование

13

Инвентарь

30 000

14

Поилки и кормушки

20 000

Итого:

450 000

3 этап:

Юридическое оформление бизнеса:

  • ИП – это самая приемлемая форма организации бизнеса для кроличьей мини-фермы.
  • В качестве системы налогообложения для данного вида деятельности рекомендовано выбирать упрощенный режим налогообложения (доходы минус расходы).
  • Подходящий код вида экономической деятельности (ОКВЭД) с кодировкой – А.01.25.2. Что означает: разведение кроликов и пушных зверей в условиях фермы.

4 этап:

  • Проведение рекламной кампании;
  • Покупка необходимого инвентаря и оборудования;
  • Поиск клиентской базы;
  • Поиск персонала;
  • Закупка корма;
  • Закупка молодняка;
  • Начало работы мини-фермы;
  • Постоянный контроль условий содержания и здоровья кроликов;
  • Проведение маркетинговых исследований и поддержание постоянного спроса.

Таблица 2.2 Этапы подготовки к открытию фермы


1 месяц

2 месяц

3 месяц


1-7 день

8-14 день

22-30 день

1-7 день

8-14 день

22-31 день

1-7 день

8-14 день

22-31 день

Определение каналов сбыта










Создание чертежа










Закупка стройматериалов










Сооружение шедов










Обустройство вспомогательных помещений










Регистрация ИП








Получение разрешений










Закупка молодняка









Ферма будет зарегистрирована на ИП (код деятельности по-новому ОКВЭД:  01.49.2 Разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах); получено разрешение от фитосанитарного контроля. Система налогообложения – упрощенная (6%). Проект предполагает самозанятость инициатора проекта, имеющего базовый опыт в разведении кроликов. В его ведении будут лежать все основные обязанности по уходу за кроликами, включая кормление, уборку, забой и т.д. Осуществление проекта требует подготовительного периода сроком 3 мес.

2.3 Набор персонала, режим работы и целевая аудитория

Штатное расписание:

  1. руководитель (1);
  2. заместитель руководителя (1);
  3. ветеринарный врач (1);
  4. рабочий (2).

Ключевым звеном в данном виде предпринимательской деятельности является собственник (руководитель) бизнеса. Самому будет необходимо выучить и постоянно интересоваться тонкостями этого дела.

Однако на постоянную занятость необходимо будет нанять рабочих. Лучше чтобы это были люди, живущие по соседству. Они должны обладать минимальными знаниями по разведению кроликов и ответственно относиться к своему делу.

Основные обязанности рабочих:

  • Кормление кроликов;
  • Уборка помещения и территории;
  • Наблюдение за общим состоянием кроликов;
  • Контроль наличия корма;
  • Забой и разделка кроликов.

Заработная плата устанавливается фиксировано в зависимости от выполняемых работ.

Режим работы фермы будут примерно 4-5 часа в день с перерывом на обед.

Целевая аудитория

Нужно заранее позаботиться о рынке сбыта, заключить договор с магазинами, индивидуальными предпринимателями, которые продают мясную продукцию.

Чтобы не остаться с излишками, план сбыта нужно продумать и рассчитать ещё до организации бизнеса. Основные покупатели кроличьего мяса – рынки, супермаркеты, частники. Шкурки зачастую покупают меховые ателье и частные модельеры. Немаловажный фактор в успехе сбыта – близость мегаполисов.

2.4 Финансовый план

Инвестиционные затраты на открытие данного бизнеса составляют 450 000 руб.

Таблица 2.3 Затраты на организацию бизнеса

Затраты на организацию бизнеса, руб.

Сооружение клеток

200 000

Холодильное оборудование

50 000

Инвентарь

30 000

Подсобное помещение

100 000

Покупка молодняка (100 кроликов)

50 000

Рекламная кампания

20 000

Итого:

450 000

План продаж 1-ого года реализации проекта, руб.

Важно отметить, что первые 2 месяца после запуска проекта доходы находятся на минимальном уровне, так как для того чтобы начать продавать мясо, необходимо чтобы родилось и подросло новое поколение. Однако с 3 месяца начинается продажа продуктов и наблюдается устойчивый интенсивный рост доходов в течение следующих 8-9 месяцев. К концу первого года прибыль достигает своего оптимального значения. Для сохранения показателей на данном уровне нужно просто поддерживать уже настроенный процесс производства. При желании можно масштабировать бизнес и пустить часть прибыли на расширение производства.

Средняя ежемесячная чистая прибыль за первый год работы составляет 49 000 руб.

Таблица 2.4 Стоимость товаров за первое полугодие

Товар

Показатели

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

Мясо кролика

Средняя цена за единицу, руб.

400

400

400

400

400

400

Общее количество, кг

0

0

125

150

200

250

Итого, руб.

0

0

50 000

60 000

80 000

100 000

Шкурки кролика

Средняя цена за единицу, руб.

300

300

300

300

300

300

Общее количество, шт.

0

0

50

60

80

100

Итого, руб.

0

0

15 000

18 000

24 000

30 000

Биогумус

Средняя цена за единицу, руб.

40

40

40

40

40

40

Общее количество, л

40

60

80

130

180

203

Итого, руб.

1 600

2 400

3 200

5 200

7 200

8 120

Молодняк

Средняя цена за единицу, руб.

600

600

600

600

600

600

Общее количество, шт.

0

0

0

0

0

0

Итого, руб.

0

0

0

0

0

0

Итого:

1 600

2 400

68 200

83 200

111 200

138 120

Таблица 2.5 Стоимость товаров за второе полугодие

Товар

Показатели

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

11 месяц

12 месяц

Мясо кролика

Средняя цена за единицу, руб.

400

400

400

400

400

400

Общее количество, кг

300

350

400

450

500

750

Итого, руб.

120 000

140 000

160 000

180 000

200 000

300 000

Шкурки кролика

Средняя цена за единицу, руб.

300

300

300

300

300

300

Общее количество, шт.

120

140

160

180

200

300

Итого, руб.

36 000

42 000

48 000

54 000

60 000

90 000

Биогумус

Средняя цена за единицу, руб.

40

40

40

40

40

40

Общее количество, л

238

273

308

343

378

400

Итого, руб.

9 520

10 920

12 320

13 720

15 120

16 000

Молодняк

Средняя цена за единицу, руб.

600

600

600

600

600

600

Общее количество, шт.

20

30

40

50

60

70

Итого, руб.

12 000

18 000

24 000

30 000

36 000

42 000

Итого:

177 520

210 920

244 320

277 720

311 120

448 000

Таблица 2.6 Средние ежемесячные расходы 1-ого года реализации проекта, руб.

Ежемесячные затраты, руб.

Аренда земли

32 000

Коммунальные услуги

10 000

Продолжение таблицы 2.6

Закупка корма

30 000

Зарплата

85 000

Страховые взносы (30% ФОТ)

25 500

Итого:

182 500

Таблица 2.7 Финансовый результат за первое полугодие деятельности

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

Выручка

1 600

2 400

68 200

83 200

111 200

138 120

(-) Ежемесячные затраты

132 000

132 000

132 000

132 000

132 000

132 000

(=) Валовый доход

113 400

112 600

46 800

31 800

3 800

23 120

(-) Налоги УСН (15%)

17 010

16 890

7 020

4 770

570

3 468

(=) Чистая прибыль

96 390

95 710

39 780

27 030

3 230

19 652

(=) Чистая прибыль нарастающим итогом

96 390

192 100

231 880

258 910

262 140

242 488

Таблица 2.8 Финансовый результат за второе полугодие деятельности

7 месяц

8 месяц

9 месяц

10 месяц

11 месяц

12 месяц

Выручка

177 520

210 920

244 320

277 720

311 120

448 000

(-) Ежемесячные затраты

132 000

132 000

132 000

132 000

132 000

132 000

(=) Валовый доход

62 520

95 920

129 320

162 720

196 120

333 000

(-) Налоги УСН (15%)

9 378

14 388

19 398

24 408

29 418

49 950

(=) Чистая прибыль

53 142

81 532

109 922

138 312

166 702

283 050

(=) Чистая прибыль нарастающим итогом

— 189 346

— 107 814

2 108

140 420

307 122

590 172

2.5 Дополнительные источники дохода и факторы риска

Рассмотрим, как использовать побочные продукты для получения дополнительного дохода.

Помет

Натуральные органические удобрения всегда были и будут в цене, но на навозе много денег не подымешь, из-за малых объемов. Другое дело биогумус. Биогумус – это жидкое, высококонцентрированное удобрение, получаемое в результате брожения помета в специальных, биогазовых установках. Наверняка вы об этом слышали, когда из отходов животноводства получают природный газ метан, а вот биогумус – это побочный продукт переработки. Подобное удобрение, разлитое в пластиковые бутылки, я видел в магазинах для дачников, причем его охотно покупали. Так что вам никто не мешает заняться подобным бизнесом, к тому же у биогумуса длительный срок хранения.

Инвентарь

Бункерные кормушки, системы поения кроликов и клеточные батареи всегда пользуются спросом. Многие владельцы загородных домов предпочитают в теплое время года выращивать мелкую живность для собственных нужд. Например, клеточная батарея из 3 клеток, сделанная из оцинкованной сетки и металл.профиля, а также оборудованная кормушками и поилками, на рынке стоит порядка 5-8 тыс. рублей.

При горизонте планирования 1 год можно выделить следующие экономические показатели:

Срок окупаемости составляет 12 месяцев;

Дисконтированный срок окупаемости – 12 месяцев;

Чистый дисконтированный доход – 63 193 руб.;

Индекс  прибыльности – 1,17.;

Внутренняя норма рентабельности – 17%.

Ключевым фактором риска для кролиководческой фермы является массовый падеж, к которому может привести одна из многочисленных кроличьих болезней. Основные мероприятия по предотвращению этого и других рисков данного бизнеса приведены ниже (Таблица 2.9):

Таблица 2.9 Возможные риски и способы их предотвращения или их последствий

Фактор риска

Вероятность наступления

Тяжесть последствий

Мероприятия

Высокая смертность/болезни кроликов (фасцилеоз, цистицеркоз, чесотка, пастереллез, глисты и т.д.)

низкая

высокая

Своевременные прививки и вакцинация, регулярная дегельминтизация, правильное кормление и безопасные условия содержания, регулярная чистка клеток, кормушек, поилок, уборка навоза, своевременное выявление симптомов, отселение/умерщвление больных особей, проведение дезинфекции всех предметов, с которым контактировал больной кролик.

Появление конкурента, выход на рынок региональных/федеральных сетей.

средняя

средняя

Поиск нескольких стержневых каналов сбыта, эффективная реклама продукции, расширение спектра предлагаемой продукции, использование конкурентных преимуществ (низкая цена, близость к покупателю).

Снижение рентабельности фирмы вследствие ухудшения экономической ситуации, падения платежеспособности.

низкая

средняя

Сокращение издержек, поиск дополнительных источников доходов (продажа жира, печени, биогумуса и отходов, оставшихся после забоя)

Стихийное бедствие, обстоятельства непреодолимой силы.

крайне низкая

высокая

-


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства – одно из важнейших направлений преобразования экономики в нашем регионе.

Разведение кроликов – любимое занятие многих людей, особенно пожилых. В целом же кролиководство прочно завоевало свои позиции на многочисленных домашних фермах. И для этого есть весомые аргументы: кролики – наиболее скороспелые животные, от которых можно получить мясо, шкурки, пух и другую продукцию при небольших затратах кормов, труда и средств.

Конечно, это не нефтедоллары, но и не мизерная зарплата на каком-нибудь муниципальном предприятии. Такой доход будет вполне соответствовать нашим трудозатратам на мини-ферме, которые составят 4-5 часа в день.

Последний аргумент: никто не мешает со временем расширить производство. Как только система заработает и оправдает себя, и вы поймете, что способны на большее, то смело идите вперед, осваивая все новые и новые рынки сбыта.


Список использованных источников и литературы

  1. ФЗ ст.4 от 24.07.2007  (ред. от 03.08. 2018)  « О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [Электронный ресурс]: Консультант Плюс: Режим доступа URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/ (Дата обращения 13.09.18)
  2. Хелферт, Э. Техника финансового анализа [Текст]: учеб.для вузов/ Э. Хелферт. –СПб.: Серия «Академия финансов», 2003.-640с.
  3. Гербер, М.Э. Малый бизнес. От иллюзий к успеху [Текст]: предпринимательство/ М.Э. Гербер.-М: Олимп-бизнес, 2001.-240с.
  4. Мельников, И. Разведение и выращивание кроликов [Текст]: Природа и животные/ И.Мельников. –М: 2013.-245с.
  5. Балакирев, Н.А. Практикум по звероводству  [Текст]: учебное пособие/ Н.А. Балакирев. –М.: изд-во «Колосс» 2009.-223 с.
  6. Зипер, А.Ф. Разведение кроликов [Текст]: А.Ф. Зипер. -Донецк: изд-во «ACT» 2007. -94 с.
  7. Горбунов, В.В. Кролики: разведение, содержание, уход [Текст]: учебное пособие / В. В. Горбунов. -М.: изд-во «АСТ», 2012.-146 с.
  8. Ульихина Л.И. Справочник кроликовода [Текст]: справочник/ Л.И. Ульихина. -Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Как вывести формулу успешного бизнеса

Презентация к занятию элективного курса "Основы предпринимательской деятельности"...

бизнес-план

Бизнес-план по реализации инновационного проекта...

Бизнес и молодежь.

Работа бизнесмена начинается со школы. Известно, что только небольшой процент молодежи сможет заняться бизнесом. И еще меньше - бизнесом успешным. Сколько бы мы ни звали школьников в бизнес, в конечно...

Презентация "Развитие малого бизнеса в России"

Краткосрочный проект к уроку по теме "Предпринимательство" Выполнила: Новикова Е.ВУчащаяся 143/2 гр.Проверила: Шипаева Л.С, преподаватель экономики...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия «Деревенское подворье» по дисциплине «Животноводство»

АННОТАЦИЯ  Методическая разработка внеклассного мероприятия «Деревенское подворье» может быть использована преподавателями зооветеринарного цикла и окажет практическую помощь в организации и пров...

Деревенская проза

​През​е​нтация для прове​де​ния урока в 11 классе​ по "Де​ре​ве​нской прозе​". В работе​ дан краткий обзор этому пре​риоду и е​ё пре​дставите​лям....

Презентация к лекции по дисциплине "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности" по теме «Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому бизнесу»

Презентация  к лекции по дисциплине "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности" по теме «Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому...