Как получить чистое произношение звука "Р"?
консультация
Практический материал: артикуляционная гимнастика и способы постановки звука "р"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poluchit_chictoe_proiznoshenie_zvuka_r.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Как получить чистое произношение звука «Р»?
Если у вашего ребенка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком.
Очень часто встречается нарушение произношения звука «Р». Вызвать правильный звук «Р» достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать звук при помощи подражания удается очень редко. Обычно постановке звука предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка, развитию способности различать правильные и неправильные звуки. Поэтому и маме и ребенку надо запастись терпением и быть внимательными. Чтобы вызвать нужную вибрацию кончика языка, необходимо предварительно выполнить подготовительные упражнения.
Чтобы ребенку было легче придать языку нужное положение, выполните простые упражнения:
а) сначала медленно, затем быстрее язык высовывают и убирают;
б) высунув язык, двигают им справа налево и обратно;
в) кончиком языка стараются достать кончик носа, затем подбородок.
Кроме того, необходимо выполнять следующие упражнения.
1. Щелкать языком (то быстро, то медленно) так, чтобы он всей своей массой сначала присасывался к небу, а затем отрывался. Рот при этом широко открыт, а нижняя челюсть – неподвижна.
2. Открыв рот, улыбнуться, поднять широкий язык к небу и кончиком ударять в небо за зубами (альвеолы), произносят т-т-т или д-д-д, сначала медленно, затем все быстрее. Для проверки правильности выполнения упражнения поднесите ко рту полоску бумаги. Воздух при выдохе должен отклонять бумагу.
3. Поднять язык к небу, хорошо растянув уздечку. Плотно прижать к небу боковые края языка (можно прижать их большим и указательным пальцами руки). Глубоко вдохнув, с силой выдуть воздух с включением голоса, произнося ззз или жжж, одновременно проведя пальчиком по уздечке. Можно ручкой чайной ложки под кончиком языка проводить быстрые колебательные движения в горизонтальном направлении. Если выдох у ребенка слабый, давайте ему почаще надувать резиновые воздушные шары или любые резиновые игрушки. Иногда легче добиться правильного выдоха произнося звуки дз или тж. Обязательно проследите, чтобы язык был хорошо распластан, а струя выдыхаемого воздуха была направлена по средней линии на кончик языка.
Упражнения выполняются не более пяти минут, но несколько раз в день, и понемногу увеличивая напор воздуха. Постепенно звукосочетания дз или тж перейдут в тр или др. Необходимо постоянно следить, чтобы кончик языка вибрировал, края языка плотно прижимались к верхним зубам, а рот был широко открыт.
Звуки т и д являются опорными звуками для правильного звукопроизношения звука р. Если длительное время вместо р слышится звукосочетание тр или др, значит, мышцы языка еще недостаточно натренированы и все упражнения необходимо продолжать. Когда мышцы языка будут крепкими, вы вначале услышите короткий звук р, который постепенно будет становиться все длиннее.
Занятия желательно проводить перед зеркалом, чтобы вначале вы показали ребенку, где должен находиться язык. Кроме того, работая перед зеркалом, ребенку легче контролировать положение языка. Не забывайте, что переходить к следующему упражнению можно только полностью освоив предыдущее. В данном случае лучше продвигаться вперед чуть медленнее, чем поспешить.
Только получив чистый звук, можно переходить к его закреплению в слогах. В данном случае начинать лучше с обратных слогов, таких как ар, ор, ур, ир.
Артикуляционная гимнастика – комплекс для [Р]
Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх – вниз: 1) широкий кончик языка поднимаем к носу и опускаем к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним, а затем к нижним резцам. Движения выполняем в спокойном темпе по 5 -10 повторов.
Маляр. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка гладим твёрдое нёбо, совершая движения вперёд – назад (от зубов к мягкому нёбу и обратно). Выполнить 5 – 10 повторов.
Чистим зубы. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка гладим внутреннюю поверхность то нижних, то верхних резцов, совершая движения влево – вправо. Движения выполняем в спокойном темпе 10 -15 секунд.
Фокус. Положи маленький кусочек ваты на кончик носа. Удерживая язык в положении «Чашечка», подуй на кончик носа так, чтобы ватка подлетела вверх. Выполнить 3 – 5 повторов.
Вкусное варенье. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка оближи верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. ). Выполнить 5 – 10 повторов, затем убери язык, закрой рот.
Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка прижать, а затем присосать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать – пощёлкать языком. Сначала выполнять движения медленно, постепенно ускорить темп. (Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык).
Индюк. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка производим колебательные движения вперёд – назад по верхней губе, язык стараемся не отрывать от губы. Сначала выполняем движения медленно, постепенно ускоряем темп и добавляем голос, пока не послышатся звуки «бл – бл - бл». Выполнить 3 – 5 повторов по 10 секунд.
Автомат (Пулемёт Барабан). Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка стучим в бугорки за верхними резцами, многократно и отчётливо на одном дыхании произнося звуки «т-т-т» или «д-д-д», сначала медленно, затем ускоряем темп. Выполнить 3 – 5 повторов по 10 секунд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия
Материал для индивидуального занятия в 11 классе....
План мероприятий на неделю отказа от курения "Чистые легкие - чистый воздух!"
План мероприятий на неделю отказа от курения "Чистые легкие - чистый воздух!".Бинарная лекция "Табак:вымысел или реальность".Деловая игра "Путь к здоровому оразу жизни"....
Слова по английскому языку 1 четверть 3 класс с произношением по учебнику М.З.Биболетова
Слова по английскому языку 1 четверть 3 класс с произношением по учебнику М.З.Биболетова. Данные слова можно распечатать и раздать детям в начале 1-ой четверти....
презентация работа над произношением англ яз
работа над англ произношением...
Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г\'] – [К\'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.
В этом конспекте преследовались следующие задачи: 1) Коррекционно - образовательные: различать звуки г-к, г"-к" на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.2) Коррекционн...
«Как родители могут помочь в развитии речи и формировании правильного произношения детей»
С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики и интеллекта ребенка. Без сомнения...
Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща
Произношение и написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща...