Методическое пособие
методическая разработка
Использование информационных технологий в музыкальном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1
Использование информационных технологий в музыкальном образовании
Даукенова В.С.
Содержание | |
Понятие информационных технологий | 2 |
Возможности информационных технологий в образовании | 4 |
Использование презентаций на уроках музыки | 6 |
Заключение | 8 |
Понятие информационных технологий.
Понятие «технология» раньше относилось к сфере промышленного производства и обозначало систему взаимосвязанных способов обработки различных материалов. Применяя к информационным процессам можно сказать, что информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств.
Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью считывания трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надёжности и оперативности.
Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
1. Предметом (объектом) обработки (процесса) является данные, а целью процесса является получение информации;
2. Средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
3. Процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с донной предметной областью;
4. Критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, её надёжность, достоверность, полнота.
Информационные технологии делятся на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие. Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы. Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т.п. Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использование информации. Важная роль информационных технологий в развитии общества заключается в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни.
Возможности информационных технологий в образовании
В современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Систематические исследования применения информационных технологий в образовании ведутся около шестидесяти лет. Программные продукты для учебного процесса чаще всего представляли собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстративного характера, электронные словари, справочники и учебники, программы-тренажёры, тестовые программы, электронные учебники.
В системе образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, созданных в учебных заведениях и центрах России. Немалое их число отличается оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем.
Помимо мультимедийных лекций существует множество других электронных продуктов учебного назначения таких, как образовательные электронные ресурсы, электронные издания, электронные учебники, электронные учебно-методические пособия. Возможностью создания электронного продукта учебного назначения является использование современной технологии гипертекста. Современные информационные технологии существенно расширили трактовку понятия гипертекст. Гипертекстовые связи могут быть установлены не только между фрагментами текста. Узлами гипертекстовой сети являются различные элементы представления учебного материала. Между собой могут быть связаны: текст и экспериментальная модель, наглядное пособие и сетевая база данных, график некоторой зависимости и элемент видеоряда.
Использование мультимедийных презентаций на уроках музыки
Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.
Используя возможности программы Power Point можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Это – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе (реферат) обучающихся.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.
Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации для всех предметов музыкально-теоретического цикла.
В рамках презентации используются графические материалы, текст, видео и фотографии, в том числе и организованные в виде слайд-шоу, анимационные вставки, элементы трехмерной графики, и, конечно же звуковое сопровождение, включая фоновую музыку и дикторские пояснения.
В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.
Презентация может не только преподносить учебный материал в аудитории, но и обслуживать все дидактические формы. Объяснение, контроль и креативные виды заданий в «мониторном» формате сопровождаются компоновкой мультимедийных информационных объектов для показа на экране. В музыкальных дисциплинах такой показ, разумеется, включает звучание. Теоретическая информация – заголовки, формулировки, описания – компонуются на мониторе и стационарном экране не только с изобразительным, но и еще и со звучащим (голосовым и музыкальным), а также видео с сопровождением. Вариантов расположения материалов, так называемых алгоритмов, великое множество, и в первую очередь зависят они от степени творческого воображения педагога.
Заключение
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли прочное место в образовании, на них возлагаются большие надежды, использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов
В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"...
Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"
В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личностный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...
Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)
Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...
Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации
Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»
Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...