Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов
методическая разработка на тему

Понятовская Елена Владимировна

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемым в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Предлагаемое пособие позволит студентам и учителям сосредоточить  внимание на основных теоретических вопросах раздела и эффективно подготовиться к организации и проведению внеклассной воспитательной работе с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota_v_shkole_v_shemah.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский педагогический колледж»

Внеклассная работа с учащимися

Методическое пособие для учителей и студентов

2010


В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемым в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин.

Предлагаемое пособие позволит студентам и учителям сосредоточить  внимание на основных теоретических вопросах раздела и эффективно подготовиться к организации и проведению внеклассной воспитательной работе с учащимися.


I. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

1. Содержание процесса воспитания. Ребенок становится человеком в процессе присвоения всех основных компонентов общечеловеческой культуры. Это дает нам основание утверждать, что воспитание может способствовать духовному развитию человека, если его содержание включает все составные элементы мировой культуры. В культуре отражается определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, которые находят отражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, материальных и духовных ценностях.

передача и усвоение опыта мировой и национальной культуры

культура жизненного самоопределения

экономическая культура и культура труда

Содержание воспитания - это

политическая, демократическая и правая культура

интеллектуальная, нравственная, художественная и физическая культура  

культура общения в семейного воспитания 

система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся соответствии с поставленными целями и задачами

научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке,  т. е.  те знания, в которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения

Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Как?

Почему?

Зачем?

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому-качеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

Идея воспитания

Содержание предлагаемой идеи воспитания

Реализм целей воспитания

Реальная цель сегодня — разностороннее развитие человека,

опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания—«базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

Совместная деятельность детей и взрослых

Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Самоопределение

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной  личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания — культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение понятие более широкое, чем только профессиональное и гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. (Осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию). Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

Личностная направленность воспитания

В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность

Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены  сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству

Коллективистская  направленность

В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.


Устремленность школы в жизнь — залог обновления содержания и способов воспитания

Пути реализации:

- от нивелирования личности к ее разностороннему развитию;

- от заучивания догм к познанию и преобразованию мира

- от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику:  человек должен получить умственное нравственное, эстетическое и т.д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы — для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Хорошо  организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям жизни

семьянина

работника

гражданина

1

2

3

Выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом родителями;

Гражданин

чувство национальной гордости и патриотизма ,

 общественная активность,

 соблюдение демократических принципов, уважение прав и свобод других людей;активная жизненная позиция

уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну)

ответственность за судьбу страны ,

общественная дисциплина и культура общежития ,

бережное  отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям

общественная дисциплина и культура общежития ,

правосознание и гражданская ответственность, интернационализм,

уважение к народам других стран, честность, правдивость, чуткость, милосердие


работник

дисциплинированность и ответственность, работоспособность и организованность , общие , специальные, политические и экономические знания,

творческое отношение к труду, настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело,

профессиональная гордость, уважение к мастерству

сознательность, вежливость, аккуратность,

опыт трудовой деятельности,

 эмоциональная производственная культура ,эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности ,

коллективизм, умение трудиться сообща, инициативность ,

самостоятельность 

 

Инициативность, самостоятельность

 готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества,

деловитость и предприимчивость ,

ответственность за результаты труда,

уважение к людям труда, мастерам производства

семьянин

трудолюбие, ответственность, тактичность,  вежливость, культура общения ,

умение держать себя в обществе ,

 опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки

здоровье, привычка к активному образу жизни организовывать и проводить досуг;

разносторонняя образованность

Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки

Здоровье, привычка к активному образу жизни организовывать и проводить досуг

знание правовых норм, законов,

знание практической психологии, этики, умение воспитывать детей,

психосексуальная подготовленность,

готовность вступать в брак выполнять семейные обязанности,

уважение к родителям,

Многие качества повторяются. Почему? Целостность, комплексный подход к воспитанию. Содержание воспитания должно помочь ребенку и в конечном итоге понять цель и смысл жизни и найти себя ней.

2. Сущность внеклассной работы и принципы ее организации.  Внеклассная работа – важнейший фактор воспитания школьников. В процессе учебной деятельности происходит умственное развитие школьника – развитие видов мышления, мыслительных операций, познавательного интереса, мотивов учения, учебных действий – школьник учится читать, писать, пересказывать и т. д. Но чтобы научиться добру, милосердию, честности, добросовестности, долгу, нужны дополнительные средства, условия, факторы. Этому лучше всего обучают реальные факторы, жизненные условия, с которыми часто сталкивается ребенок и подчас не может самостоятельно и правильно принять решение. Эти жизненные ситуации складываются во внеклассной работе. Итак, внеклассная работа, внеурочная работа, внешкольная работа, внеучебная работа – все это воспитательная работа. Эта работа проводится классными руководителями, учителями-предметниками. 

Основное назначение внеклассной воспитательной работы

пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие талантов, способностей, воспитание социальной активности, организация досуговой деятельности, социальная адаптация детей

Внеклассная воспитательная работа

это

свободно избираемая форма жизни обучаемого

свободно избираемая форма деятельности обучаемого ( спорт, музыка, танцы, творчество, познавательная деятельность, диспуты, КВН, КТД, карнавалы, самообслуживание)

В ней ребенок реализует свои потребности в отдыхе, развлечении, совместном проведении свободного времени. Эта деятельность проходит во внеучебное время. Учитель получает возможность общения с учеником в неформальной обстановке. Это помогает ему изучить ребенка в различных условиях и проявлениях.

принцип системности

предполагает взаимодействие различных форм, видов, методов организации внеклассной работы, их скоординированность, преемственность

Принципы внеклассной работы:принцип личной ориентированности

предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника (здоровье, уровень интеллектуального развития, эстетические потребности, характер деятельности). Именно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника строятся фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы

принцип добровольности

предполагает свободу школьника в выборе различных форм внеклассной деятельности в целях приложения своих интересов и склонностей

принцип доброво

Это работа, где дети проявляют свои способности, осознают свое место в жизни коллектива, осуществляют свободный личностный выбор своей деятельности и пути развития, удовлетворяют свои интересы, познают себя (возможности, резервы, особенности, способности, склонности), приобщаются к культурным ценностям общества, где происходит самоактуализация личности (воплощение своих планов, идей, мыслей, творческих интересов).

 Работа, в ходе которой создаются условия для активизации познавательной деятельности, формирования разумной потребности, развития умственной, волевой сферы личности, развития умения сотрудничать с людьми (в познании, труде, общении, деятельности). А у самого учителя в процессе внеурочной работы появляется возможность использовать различные способы влияния на личность (в формальной и неформальной обстановке).

Принципы определяют сущность самой внеклассной работы:

3. Формы руководства внеклассной работой.  В практике современной школы используются разно образные формы руководства внеклассной работой:

№п/п

Содержание варианта руководства  внеклассной работой

1

Традиционный вариант: Педагог имеет полную учебную нагрузку и классное руководство в одном классе. В его обязанности входит изучение учащихся; организация и руководство коллективом с целью формирования через него каждой отдельной личности; совместная деятельность с учителями-предметниками, работаю щими в классе, с родителями учащихся, с детскими и юноше скими организациями и объединениями.

2

Освобожденный вариант: Классный руководитель (может быть на параллели классов) ведет уроки только в своем классе (может и не являться учителем-предметником) и организует с воспи танниками интересные дела (совместно с родителями и учителя ми-предметниками); учит родителей методике воспитательной работы; следит за успеваемостью учащихся; занимается иссле довательской деятельностью.

3

Вальдорфский вариант:  Классный учитель ведет многие «глав ные предметы» в своем классе (с первого по восьмой, через кото рые осуществляет воспитание в процессе обучения. В его обязан ности также входит изучение учащихся, работа с родителями, организация эстетического воспитания, осуществляемого во внеучебное время.

4

Клубный вариант: Школьная жизнь делится на учебную (ака демическую) и воспитательную (клубную). Классный наставник (куратор) не является предметником, занимается только воспи тательной работой в одном или нескольких классах. В его обя занности входит: защита личности ребенка, его суверенитета в школьной жизни; забота о физическом, психологическом, нрав ственном здоровье детей; побуждение к самообразованию и са моопределению; формирование у школьников уважения к сим волам государства и демократии; включение учащихся в дея тельность по самообслуживанию в школе и классе.

5

Социум вариант: Воспитательной работой занимаются клас сный организатор (может быть предметником или организато ром воспитательной работы в одном классе и в параллели) и социальный педагог, находящийся в штате образовательного учреждения. Классный организатор изучает учащихся в процесс обучения, работает с предметниками, организует коллектив и его деятельность через общественный совет класса. Социальный педагог изучает учащихся во внеучебное время, работает с родителями, занимается организацией досуга.

Должностной статус классного руководителя во многом опре деляет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправлен ной работы с каждым учеником. В этом случае доминируют ин дивидуальные формы работы с учащимися и их семьями. Широко распространенной остается  традиционная форма руководства внеклассной работой в отечественной школе. То есть это такая форма руководства, когда практически каждый учитель выполняет еще и функции классного руководителя. Он одновременно и учитель-предметник

4. Классный руководитель как организатор внеурочной деятельности школьников

 Классный руководитель: кто же это такой?

Организатор внеурочной воспитательной работы в классе и назначается директором из числа учителей, работающих в данной школе (из Устава школы).

Организует воспитательную работу в классе и прежде всего создает ученический коллектив, объединяет и организует работу учителей, работающих в его классе

Классный руководитель

На него возлагается ответственность за жизнедеятельность детей и состояние учебно-воспитательной работы в классе

Функции

административно-организаторская (организация жизни класса в условиях школы,

ведение классной документации);

методическая (изучение класса и учащихся, прогнозирование развития класса и каждого учащегося, педагогический анализ хода учебно-воспитательного процесса и его результатов

создание воспитывающей среды, организация творческой деятельности учащихся

корректировка индивидуального пути развития каждого школьника, организация индивидуального и дифференцированного подхода к разным категориям учащихся.

Содержание и методика педагогической деятельности классного руководителя  определяются функциями его деятельности:

В современной школе нет жесткой регламентации свыше для деятельности классного руководителя. Он сам выбирает свою позицию, отбирает содержание и средства воспитания, устанавливает стиль и тон отношений с учащимися. Но все это возможно, если бы хорошо себе представляет цель деятельности. Многофункциональная деятельность классного руководителя и стремление преодолеть его перегруженность привели к тому, что в 80-90 гг. получила свое развитие идея освобожденного классного руководителя-воспитателя. Это новая форма руководства внеклассной работой. Все усилия воспитателя сосредоточиваются лишь на организации внеучебной деятельности детей и координации воспитательных воздействий школы, семьи и внешкольных учреждений. В современных условиях высокого развития науки, техники, культуры усложняются содержание внеклассной работы и требования к ней. Поэтому классный руководитель должен быть специалистом – профессионалом в какой-то области деятельности (спорт, краеведение, экология, руководитель театра). В современных условиях процесс демократизации школы меняет характер, содержание и формы внеурочной деятельности. Это влечет за собой потребность творческого подхода к поиску новых нетрадиционных форм, обновление используемых на практике форм внеурочной деятельности.  А в зарубежных школах получила распространение такая форма работы, как педагогическая команда. Коллектив учителей, работающих в данном классе, объединяется и осуществляет воспитание на основе разделения труда.

5. Организационные формы воспитательного процесса. Какая форма руководства воспитательной работой более эффективная? Это зависит от возраста учащихся, уровня подготовки учителей, условий школы. Конкретно этот вопрос решает каждый коллектив школы. В системе воспитания А.С. Макаренко воспитание велось в детских объединениях, которыми руководили воспитатели-профессионалы (труд, театр, сельское хозяйство, животноводство и др.). Сегодня педагогический опыт представляет большое разнообразие разновозрастных детских коллективов, которые принимают участие в клубной работе.  

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы!!!

 С одной стороны, формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного процесса. Но иногда в педагогической литературе дается понятие организационных форм воспитания, то есть форма еще может означать способ организации, способ выражения какого-то содержания. Соревнование как содержание деятельности включает формы организации соревнования: эстафета полезных дел, КВН, олимпиада, спартакиада, викторина и др. Поэтому форма всегда связана с содержанием.

Каждая форма организации воспитательной работы

решает конкретные воспитательные задачи

используется для стимулирования деятельности учащихся

удовлетворяет интересы школьников

выступает основой развития личностных качеств и умений

Термин «мероприятие» выражает активность лишь учителя, а дети используют все готовое. Поэтому этот термин не используется в работе классного руководителя.


Выбранная  учителем форма воспитания должна соответствовать

цели воспитания

возрастным особенностям учащихся

системе воспитательной работы класса

классным традициям

При планировании воспитательной работы в классе важно следить за тем, чтобы различные формы работы сочетались, взаимосвязывались и были направлены на достижение общей цели воспитания.  Специфика форм воспитательной работы выражается в том, что каждая из них организует специфическую деятельность школьников. Многообразие форм воспитательной работы, которые использует воспитатель, соответствует разнообразным интересам детей.

Заслуживает внимания подход к классификации форм воспитательной работы, связанный с направлениями деятельности учащихся. Это позволяет избежать однообразия во внеурочной деятельности, найти оригинальные формы работы в соответствии с интересами ребят, облегчает планирование педагогической деятельности классного руководителя.

Основные содержательные направления, виды и формы деятельности классного руководителя:

п/п

Наименование направления деятельности классного руководителя

Вид и форма деятельности классного руководителя

1

Содействует созданию благоприятных психолого-педагогиче ских условий для индивидуального развития личности ребенка

- изучает особенности развития, состояние здоровья, эмо циональное самочувствие, жизненные проблемы, отра жая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать;

- изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитан ника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам);

 -корректирует межличностные связи в классе, гуманизи руя отношения (в особенности к классным изгоям и от верженным);

- в индивидуальных беседах, в ходе психологических тре нингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению;

- старшеклассникам помогает найти цели жизни, подво дит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рису ет привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т. д.;

2

Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива);

- помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д.

 - участвует с классным коллективом в общешкольных ме роприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопо мощи елью изменения (гуманизации) межличност ных отношений;

- участвует с классным коллективом в общешкольных ме роприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопо мощи;

- развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаи вать свою точку зрения, принимать решения, если необ ходимо — идти на компромисс;

- готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовле кает класс (или группу) в производственную деятель ность, в хозрасчетные отношения, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предприни мательства;

- способствует формированию навыков самозащиты, изу чает на классных часах вопросы прав человека, потреби теля товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от гру бости, произвола и насилия в любой форме;

3

Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности

- помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних зада ний, консультирует родителей;

- поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непо нимание и конфликты с педагогами;

-организует педконсилиумы (малые педсоветы) по учеб ным и психологическим проблемам учащихся и участвует в них, при необходимости посещает уроки учителя-пред метника. На педконсилиумах формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получа ют информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре зультаты наблюдений, обмениваются информацией, дого вариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком;

- способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олим пиад, кружков, интеллектуальных клубов и т. д.;

- содействует профессиональному самоопределению вы пускника, подводит его к осознанному выбору профес сии, дальнейшего образования и т. д.;

- содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объедине ний, существующих в школе или по месту жительства, помня о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием самореабилитации и предупреждения девиантного поведения;

4

Проводит родительские собрания (семинары), дает консульта ции, привлекает родителей к помощи

- содействует психолого-педагогическому просвещению и образованию родителей;

- вовлекает родителей в совместную деятельность по организации условия образования и воспитания детей;

- оказывает помощь и возможную коррекцию воспитания в отдельных семьях;

5

Организует питание учащихся, дежурство, при необходимо сти коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и ин формирует о ней родителей

- вовлекает родителей в совместную деятельностью по организации условия образования и воспитания детей;

- судействует в оказании материальной помощи и социальной защиты нуждающимся семьям

6

Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребы вания в школе

Немедленно сообщает администрации и родите лям обо всех происшествиях, имеющих потенциальную и ре альную опасность для воспитанников;

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами уча щихся, проводить специальные семинары для педагогов. По лезно организовывать посещение учебных занятий с последую щим обсуждением действий учителей по отношению к конкрет ному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллекти вом.

Основной формой работы с учителями-предметниками яв ляются индивидуальные беседы, которые проводятся по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить воз можные трудности и конфликты. В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную Консультацию учителя со специалистами, если у него возни кают проблемы с ребенком. Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы со школьниками и родителями, организует обмен опытом педаго гической работы, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересован но принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.

Приведем примеры направлений деятельности классного руководителя  и разнообразные формы работы в них:

п/п

Наименование направления деятельности классного руководителя

Формы работы

классного руководителя

1.

Организация познавательной деятельности

устный журнал;

Что? Где? Когда?

                        заседание клуба любознательных;

                            конкурс фантастических проектов;

                             научные конференции;

                                      турнир знатоков;

                                      викторина, аукцион знаний;

психологический практикум НОТ школьника;

                                      вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

                                      загадки Вселенной;

                                      люди науки;

2.

Нравственное воспитание:

  1. решение ситуаций с альтернативным выбором;
  2.  недописанный рассказ  

Пример. Мне купили новые башмаки. И поэтому я не взял с собой сменную обувь. Дежурным показал у входа пустой мешок. Они ничего не заметили. Весь день я...)

  1. недописанный тезис  (Быть человеком – значит...

Нельзя прожить жизнь без...

Плохо жить без...

Если видишь недостатки человека...);

  1. инсценирование 
  2.  беседы о самовоспитании Познай себя и ты познаешь весь мир);
  3. тренинг – культура общения;
  4. рыцарские турниры.
  5.  игры 

Комментарий. В нравственном воспитании целесообразно использовать театрализованную игру. Представляется сценка, наблюдая за которой учащиеся находят ошибки в поведении своих сверстников. Затем предлагается тот же вариант содержания сценки, но уже герои совершают меньше ошибок. Учащиеся-зрители, сравнивая обе театрализованные сценки, пытаются найти ошибки в поведении ребят, обосновать неправильные поступки. Таким образом, происходит усвоение норм культуры поведения в практической форме работы. Приведем пример такой театральной игры.

Давайте посмотрим, какие правила поведения гостя нарушает ученик. Перечислять я их не стану. Это всегда бывает достаточно скучно. Лучше мы сделаем так. Предлагаю вам рассказ, как одни мальчик пришел в гости к другому. Он оказался не очень хорошим гостем. Найдите и подсчитайте в его поведении ошибки. Только будьте внимательны: ошибок много, не меньше десяти, а может быть, и больше.

3

Эстетическое воспитание

  1. музыкальная гостиная;
  2. вечер русского романса;
  3. час поэзии;
  4. экскурсии (прогулки на природу, по улицам города, поход в музей);
  5.  разговор при свечах;
  6. праздники искусств;
  7. выпуск рукописных журналов. 

4.

Общественно- полезная деятельность

  1. школа актива;
  2. сбор лекарственных трав;
  3. акции милосердия;
  4. благотворительные дела;
  5. шефство над детским домом;
  6.  вахта памяти;
  7. живая газета. 

5.

Художественно- творческая деятельность

  1. балы;
  2. вечер художественной самодеятельности;
  3. русская ярмарка;
  4. вечер авторской песни;

6.

Трудовая деятельность

  1. работа по восстановлению памятников старины;
  2. дежурство по школе;
  3. оборудование спортплощадки;
  4. защита профессии;
  5. турнир умельцев;
  6. выставка технического творчества;

7.

Спортивная деятельность

  1. день здоровья;
  2. туристический слет;
  3. спортивный «огонек»;
  4. малые Олимпийские игры;
  5. комическая эстафета;

Любая форма внеурочной работы имеет цель развить определенное отношение учащегося к чему-либо (к музыке, спорту, науке, искусству).

Выбор формы воспитания зависит от:

  1. соответствия их принципам воспитания;
  2. содержания материала
  3. воспитательных задач;
  4. возрастных интересов ребят;
  5. уровня воспитанности учащихся;
  6. уровня интеллектуального развития учащихся;
  7. традиций детского коллектива; региона;
  8. профессионального мастерства учителя;
  9. технических и материальных возможностей школы.

6. Планирование воспитательной работы План — это документ, указываю щий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

Основные функции плана

направляющая и определяющая

содержит конкрет ные направления и виды деятельности

прогнозирующая

косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия

координирующая,

организаторская

с одной сторо ны, отражает то, каким образом, какими средствами дея тельность организуется и кто является ее субъектом и объ ектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаи модействие ее субъектов, определяет место и время, отве чает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

Контрольная

во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей;

во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соот ветствует действительности;

Предназначение плана — упорядочить педагогическую дея тельность, обеспечить выполнение таких требований к педагоги ческому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. Планирование в значительной мере предопределяет резуль таты и эффективность системы воспитательной работы. Целена правленный и четкий его характер помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути ре шения поставленных воспитательных задач. Структура и форма плана могут быть разнообразными, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности коллектива школьников, условия учебного заведения, а также опыт своей работы. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатка ми.

Чаще всего используется следующая структура плана:

анализ воспитательной работы в классе за истекший период

работа с семьей, общественностью

взаимодействие с педагогическим коллективом

работа с коллективом учащихся

задачи воспитательной работы на новый учебный год

Возможно и планирование по видам деятельности (познава тельная, ценностно-ориентировочная, деятельность нравствен но-мировоззренческого содержания и т. д.); по «ключевым де лам» и др.

Приведем варианты перспективного и календарного планирования, а также  рекомендации к планированию.

План классного руководителя имеет свои требования к со держанию:

Требования к плану классного руководителя

направленность на реализацию образа выпускника школы данной ступени (целостный образ выпускника);

реальность плана, его обусловленность диагностикой тен денций воспитанности обучающихся этого класса;

учет половозрастных особенностей и ведущих интересов школьников;

коллективное творческое планирование жизни класса;

планирование работы с личными и жизненными пробле мами детей;

свободный выбор актуального для детей содержания и форм воспитательной работы в классе;

Планы воспитательной работы могут различаться по со держанию и структуре:

Виды планов воспитательной работы по содержанию и структуре

планирование по ключевым делам (В.А. Караковский)

планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова);

планирование по комплексным программам (О.С. Газман)

планирование по компонентам базовой культуры личности (О.С. Газман)

календарное планирование

план - сетка

I. Модель плана воспитательной работы.

Модель плана воспитательной работы

1. Проблемно-ориентированный анализ воспитательной ситу ации в классе (школе);

 2. Основные воспитательные задачи, связанные с образом вы пускника школы данной ступени;

3.  Прогнозируемый результат воспитательной работы (степень приближения к образу выпускника школы данной ступе ни);

4.  Жизнедеятельность классного коллектива ( таблица № 1);

5. Работа с родителями


Таблица 1

Неделя месяца

Компоненты базовой культуры личности и возможные формы работы

Отметка о выполнении

Познава тельная

Нрав ственная

Коммуника тивная

Эстети ческая

Физическая

Трудовая

1 –я неделя

2-я неделя

II. Модель плана воспитательной работы

1. Краткий анализ результатов воспитательной работы в истекшем учебном году

а) в чем несоответствие между тем, что есть в классе, и спрогнозированным ранее результатом продвижения к образу выпускника (воспитанника класса) школы;

б) каков уровень воспитательной практики в классе (по кри териям включенности в жизнь класса и отношению к делам класса, школы);

в) недостаток каких условий, какие причины предопреде лили негативные результаты воспитательной работы в классе, что может стать основой для продуктивного вос питательного труда в новом учебном году.

2.  Цели и задачи воспитательной работы.

3. Прогнозируемый результат воспитания.

4.  Комплекс дел по достижению цели и задач (табл. 2).

Таблица 2

Неделя четверти

Базовые компоненты содержания воспитания и возможные формы их реализации

Мировоззренче ский (ориентация на ценности вос питательной сис темы школы (ВСШ), образ выпускника

Деятельност-ный (накопле ние опыта реа лизации ценно стей ВСШ)

Культурологи ческий (ориен тация на обще человеческие ценности, на российскую культуру)

Поведенче ский (культу ра поведения)

Личностный (развитие Спо собности к са морегуляции)

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя


II. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

1.  Понятия средств и форм воспитания. Средство воспитания — это педагогически независимый источник социального опыта:

№ п/п

В толковом словаре слово «средство» имеет несколько значений

В философском

словаре

В

педагогике

1. – прием, способ действия для достижения цели;

2-  предметы, приспособления для чего-нибудь;

3- материальные ценности, деньги.

«средства производства»- «вещные» элементы производства

все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально созданными для педагогических целей: пособия, игрушки, технические приборы, приспособления

  1. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие , субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.
  2. Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащенность, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности, подчеркивают скрытую символику деятельности и т.д.
  3. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Совокупность методов и средств, обусловленных индивидуальностью педагога, определяют форму воспитательной деятельности.

В современных словарях и энциклопедиях понятие « форма» имеет несколько значений

1) внешнее выражение процесса воспитания;

2) совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы;

3) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников

Таким образом, форма - образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.

Формы воспитательной работы выполняют определенные функции:

организаторская

организация отражает определенную логику взаимодействий участников воспитательной работы;

регулирующая

использование той или иной формы позволяет регулировать взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений;

информационная

возможно не только одностороннее сообщение воспитанникам тех или иных знаний, но и обращение к их собственному опыту, актуализация имеющейся информации

2 Характеристика основных форм воспитания. Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают:

  1. продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные            (несколько дней, недель);
  2.  виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная;
  3. способ влияния педагога: непосредственно, опосредованно;
  4. субъект организации: педагоги, родители, другие  взрослые; деятельность строится на основе сотрудничества, инициатива и ее реализация принадлежат воспитанникам;
  5. результаты: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт;
  6. количество участников: индивидуальная (воспитатель - воспитанник), групповая (воспитатель — группа воспитанников), массовая (воспитатель — несколько групп);

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитательной работы,

различаемых по количеству участников.

Индивидуальные формы

беседа, задушевный консультация, обмен мнениями, оказание конкретной работе, совместный поиск решения проблем.

Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.

Групповые формы

советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.

Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов.

Коллективные формы

конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования.

Роль и место воспитателя в каждой из форм воспитательной деятельности различны. Они зависят от возрастных особенностей воспитанников, целей воспитания. С воспитанниками младшего возраста воспитатель является ведущим организатором, с воспитанниками среднего возраста может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, с воспитанниками старшего возраста — советчиком, консультантом, участником, помощником. Воспитателю важно расположить к себе воспитанника, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями; при этом необходимо проявлять демократичное, уважительное, тактичное отношение к личности.

Л.И. Маленкова предлагает иную классификацию форм воспитательной деятельности[1]

  1. простые (как процесс ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в многочисленные отношения);
  1. кратковременные и длительные;
  1. групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные и др.;
  2. традиционные (вошедшие в практику школ, освоенные и принятые многими педагогами), творческие (нестандартные, нетрадиционные);
  3. спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные;
  4. регулярные и эпизодические.

        Для успеха дела воспитатель должен хорошо знать возможности своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность. Форма воспитательной работы может быть коллективной творческой (если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальны цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле); по исполнению — неповторимой.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час.

Классный час – это время работы классного руководителя с классом, поставленное обычно в расписании уроков; собрание учеников класса для обсуждения классных дел (через самоуправление).

Известные ученые о роли и месте классного часа

№ п/п

Автор

Суть  высказывания

1

В. П. Созонова

Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.

2

Н.Е. Щуркова,

Н.С. Фиданович

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

3

Л.И. Маленкова

Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя        .


 Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы:

Классный час -  это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

-  это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную   роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

  1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;
  2. Обогащение  сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
  3. Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка
  4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности

Целевой

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности

Составляющие  компоненты классного часа

Основные компоненты классного часа

Содержательный

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка

Организационно - деятельностный

Обучающийся является полноправным организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность  каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности

Оценочно- аналитический

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся


После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты организации:

  1.  составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный гол
  2.  уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
  3.  выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
  4.  индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
  5.  составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
  6.  проведение классного часа;

—         анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

        Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.

Необходимо отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает  определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель.  

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, помнить об их нравственных представлю интересах и т.д.

Советы по организации классного часа

  1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
  2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
  3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час (или лучше его назвать «час общения») играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Особое место в работе занимают классные часы по организации коллективного творческого дела. В процессе коллективной творческой деятельности (КТД) [2] воспитанники вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач. Необходимо подчеркнуть важность проведения классных часов как по планированию коллективного творческого дела, так и по итогам его организации.

При планировании КТД целью классного часа является формирование у учащихся представлений о способах организации взаимодействия для достижения поставленной цели. При этом решаются задачи выработки у учащихся навыков планирования своих действий, поиска оптимальных способов достижения поставленных целей, конструктивного решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

При  подведении итогов КТД целью классного часа является формирование у учащихся представлений о взаимосвязи результатов труда и уровня его организации, а задачами – выработка навыков анализа собственной деятельности и сопоставления полученных результатов с действиями каждого члена группы.

Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Этапы подготовки и проведения КТД (по И.П. Иванову).

  1. Первый этап. Создается временная инициативная группа (ВИГ), которой поручается разработка плана предстоящего дела. Создание группы с помощью выборов, включение добровольцев, попеременное участие воспитанников в группе инициаторов реализует несколько воспитательных задач: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников и т.д.

  1. Второй этап. Временная инициативная группа разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия: участия группы вносят предложения, обсуждают их, коллективно выстраивают общую программу предстоящего дела. В процессе данной деятельности у воспитанников формируется опыт группового планирования.

  1. Третий этап. На данном этапе ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат этого этапа заключается в том, что здесь тренируются практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела. Развивается реализм в деятельности.

  1. Четвертый этап. Инициативная группа распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Индивидуальные, групповые, парные поручения даются в расчете на то, чтобы ими были охвачены все воспитанники. Воспитательный результат выражается в формировании социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

  1. Пятый этап. Группа, получившая задание к предстоящему коллективному творческому делу, включается в деятельность по его подготовке. Воспитательный результат выражается в формировании опыта познавательных, организаторских, тематических, оформительских действий. Происходит взаимообогащение деловыми качествами воспитанников.

  1. Шестой этап. Проведение подготовленного дела. В ходе разнообразной коллективной, групповой, индивидуальной деятельности формируется личность воспитанника.

  1. Седьмой этап. После завершения мероприятия происходит заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель — коллективный анализ замысла и качества осуществления программы. Воспитательный смысл этого этапа состоит в приучении воспитанников к самоанализу и критической оценке своих действий, умений.

  1. После обсуждения коллективно подготовленного и проведенного дела ВИГ распадается. Действует принцип перемены ролей. Наиболее эффективные приемы, применяемые на всех стадиях проведения КТД: создание микроколлектива группы для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания; «мозговая атака», то есть поиск наилучших вариантов решения, создания «банка идей»; отбор и защита идей.

Организатору коллективной творческой деятельности полезно помнить, что:

  1. число участников в коллективе может быть от 7 — 9 до —30 человек (оптимально для групповой и коллективной формы работы). При увеличении количества участи ков эффективность дела резко снижается;
  2. доминируют цели индивидуального развития личности каждого участника КТД;
  3. творческие задачи определяются самими участникам деятельности;
  4. каждому воспитаннику предоставляется возможность выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям

Описанная выше технология может быть использована при проведении различных по форме воспитательных мероприятий (классных часов различной тематики; конференций; праздников поэзии, музыки, песни, танца; устных журналов; конкурсов; встреч с интересными людьми, со сверстниками, выпускниками и т.д.).

В последние годы распространенными становятся следующие формы воспитательной работы:

№п/п

Наименование  предлагаемой формы воспитательной работы

Содержание предлагаемой формы воспитательной работы

1

Публичная лекция для широкого круга воспитанников

15—20 минут насыщенной яркой информации с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обстановкой позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию.

2

«Сократовская беседа»

развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине.

3

Открытый микрофон для обсуждения проблем общественной жизни

в течение определенного времени каждый из участников может открыто выразить собственное мнение на предложенную к обсуждению проблему

4

Дискуссионные качели по предложенной теме

когда две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждении.

5

Интеллектуальный аукцион

игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить предлагаемый «товар» — книгу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искусства, — надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете

6

Разговор при свечах

откровенная беседа на темы интимно-личностного общения, этического содержания  жизненных ценностей.

7

День  гения

серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана,  проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой.

8

Круглый стол с острыми углами

выявление и обсуждение мнения воспитанников по поводу животрепещущих проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов

3. Факторы, влияющие на выбор форм и средств воспитания. Выбор средств и форм

воспитания — это серьезная задача, которая стоит перед воспитателем, и от ее решения зависит эффективность любой воспитательной деятельности.

  1. При выборе средств и форм необходимо, чтобы они реализовывали образовательную, развивающую и воспитательную функции, инициировали духовную активность, мыслительную деятельность, самостоятельность взаимодействия с предметами окружающей реальности.
  2. В каждом отдельном случае в воспитательной деятельности принимают участие разные воспитанники со своими особенностями, интересами, возможностями. Взрослый участник также неповторим, как и дети. Исходя из этого строить работу по чужим сценариям нецелесообразно, формы работы не должны быть однотипными. Следует использовать отдельные идеи, элементы уже созданных, апробированных на практике форм воспитательной работы, предпочтительно, когда рождение формы происходит в процессе сотрудничества воспитателя и коллектива воспитанников.
  3. Выбирая форму воспитания, нужно учитывать конкретные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников; принципы организации воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, возможности педагогов и  родителей.
  4. Каждая форма воспитания требует определенных способов, приемов организации деятельности, что целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности. Часто бывают ситуации, когда воспитатель сам продумывает и выстраивает форму воспитательной работы. Это зависит от ее особенностей, цели, возможностей воспитанников (кто является организатором, какова ее длительность и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов-на/Д., - 2002.
  2. Газман О.с. и др. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя.- М., 1992.
  3. Караковский В.А. Воспитание….Воспитание?...Воспитание! Тория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996
  4. Коджасприрова Г.М. Педагогика. – М., 2003.
  5. Коджаспирова Г.м. Педагогика: Практикум и методические материалы. - М., 2003.
  6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  7. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. Директора школы по воспитательной работе. – Ростов н/Д., 2004
  8. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994
  9. Щуркова Н. Е.Собрание пестрых дел. – М., 1994

Содержание 

I. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

 1. Содержание процесса воспитания

2. Сущность внеклассной работы и принципы ее организации

3. Формы руководства внеклассной работой.

4. Классный руководитель как организатор внеурочной деятельности школьников

5. Организационные формы воспитательного процесса. 

6. Планирование воспитательной работы

II. СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

1. Понятия средств и форм воспитания.

2. Характеристика основных форм воспитания.

3.Факторы, влияющие на выбор форм и средств воспитания

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Виды и формы воспитательной деятельности

2. Памятка планирования воспитательного мероприятия

3. Критерии анализа воспитательного (на примере педагогического колледжа)

4. Образец оформления конспекта воспитательного мероприятия

3. Конспект воспитательного мероприятия


Приложение 1

Виды и формы воспитательной деятельности

Вид деятельности

Форма деятельности

Познавательная (формирует навыки культуры умственного труда, потребность к самообразованию, духовность)

Конкурсы, турниры, олимпиады, конференции, лекции, дискуссии

Коммуникативная (воспитывает культуру общения, поведения, способность к взаимодействию)

Диспуты, вечера, турниры знатоков этикета, встречи с интересными людьми, массовые мероприятия

Трудовая (направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей)

Генеральные уборки, субботники, рейды, трудовые десанты

Общественно-политическая (включает воспитание политической культуры, патриотизма, гражданских начал)

Встречи с представителями политических партий, диалог «Открытый микрофон», «Круглые столы»

Профессиональная направленность (направлена на повышение профессиональной культуры, готовности и способности к профессиональной деятельности, любви к профессии, интереса к достижениям науки в соответствующей области)

Аукцион знаний по профессии, встречи с выпускниками, ветеранами труда, конкурсы «Лучший по профессии» конференции и лекции по науке и технике с учетом профиля специальности, выставки технического творчества

Спортивно-оздоровительная (формирует потребность сохранить свое и чужое здоровье, вести здоровый  образ жизни, профилактика вредных привычек)

Спортивные праздники и соревнования, дни здоровья, встречи со специалистами-медиками


Приложение 2

Памятка планирования воспитательного мероприятия

1. Планируйте воспитательное мероприятие согласно структуре, четко определив его компоненты

(вид, цель, форма, содержание, ход и т.д).

2. Помните о профессиональной направленности мероприятия.

3. Не забывайте, что интерес всегда проявляется через деятельность, пусть участники будут активны во время мероприятия.

4. Не забудьте, что воспитательное мероприятие должно быть увлекательным для участников.

5. По окончании воспитательного мероприятия необходимо выяснить мнение участников о нем.

Приложение 3

Критерии анализа воспитательного мероприятия,

проводимого в педагогическом колледже

1. Соответствие целей и задач воспитательного мероприятия требованиям профессиональной подготовки специалистов  с педагогическим образованием

2.Интеллектуальный фон. Духовность, богатство содержания воспитательного мероприятия.

3. Эмоциональный фон. Увлекательность проведения творческого дела, заинтересованность участников и зрителей

4. Эстетический фон. Красочность, яркость, оригинальность оформления мероприятия.

5. Проявление качеств  интеллигента куратора во взаимодействии со студентами

6. Проявление качеств личности студентов во время мероприятия и после него, важных для профессиональной подготовки, личностный рост студента.

7. Итоги воспитательного мероприятия. Факторы успеха (или неуспеха)


Приложение 4

Образец оформления конспекта воспитательного мероприятия

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский педагогический колледж»

Согласовано                                                                        Утверждено

Учитель _________________                                                Методист _________________

Конспект

воспитательного мероприятия

Тема: ( наименование темы )

в ___________ классе

школа № ________

                                        

Составлен ____________________  ф.и.о

курс ______ группа ____________

специальность_________________

____________________________

 Дата проведения_______________

2006


  1. Цель, задачи.
  2. Оборудование.
  3. Форма проведения.
  4. Подготовительная работа
  5. Ход занятия.

В названии отражается тема  внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Задачи должны быть конкретными и отражать данное содержание (например: «развивать интерес к истории города», «воспитывать аккуратность, внимательность» и т.д.).

К оборудованию внеклассного занятия относятся такие средства: пособия, игрушки, литература, видеофильмы, диапозитивы и др. Литература оформляется в соответствии с требованиями.

Формой проведения общеклассного воспитательного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т.п.

Ход занятия включает описание содержания методов воспитания. В разнообразных по содержанию и методам придерживаются 4 основных этапов занятия.

I. Организационный момент (0,5 - 3 мин.)

Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес, положительные эмоции.

Рекомендации: сюрпризность в организационном моменте, т.е. использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи и др., изменение условий организации детей, переход детей в другое помещение.

Типичные ошибки: дублирование начала урока; затянутость по времени.

  1. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия)

Цель:  активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию; «перебросить мостик»  от личного опыта ребенка к теме занятий.

На этом этапе учитель определяет нужно ли ему внести коррективы по ходу занятия и какого характера должны быть эти коррективы.

Рекомендации: может представлять собой вводную беседу или разминку. Можно использовать проблемную беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку, ловкость. На данном этапе учитель информирует  детей о системе оценки, о плане занятия, формирует представления о предстоящем занятии, разбивает на команды. При этом необходимо построить не на соперничестве, а на сотрудничестве.

III. Основная часть (самая продолжительная (2) 4 , чуть больше 1/3 всего времени занятия)

Цель: реализация основной идеи занятия

Рекомендации: максимальная активность на занятии через создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока, особые оценочные суждения («Как интересно!!», «Спасибо за новую версию», «Надо же! Вот это да!!» и пр.)

Задействовать   по возможности максимальное количество методов формирования поведения и организации деятельности.

Типичные ошибки:  однообразие методов; активность педагога - пассивность детей, отсутствие наглядности, общая бедность использования средств воспитания; создание учебной атмосферы урока; назидательность.

  1. Заключительная часть (от 1/5 до 1/4 времени до менее 1/3

Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

Рекомендации: конкретные задания тестового характера: кроссворд, мини- викторина, блиц, игровая ситуация и др.; разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их жизни.

На данном этапе можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии. )

Коллективный анализ на классном часе:

  1. Что удалось?
  2. Что не удалось?
  3. Что необходимо изменить?
  4. Какие еще мероприятия хотели бы организовать?

Типичные ошибки:  игнорирование данной части или обычно задают вопросы такого характера: «Понравилось вам?», «Что узнали нового?» и т.п.

6. Прогнозируемая педагогическая результативность.

Предполагается, что данное воспитательное мероприятие будет способствовать:

7.Использованная литература


Приложение 5

Конспект воспитательного мероприятия

Презентация семьи и учебной группы (класса)

Цель: способствовать творческой профессиональной и личностной самореализации студентов группы, а также усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Форма проведения: концерт.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, стенд, мел, доска

Продолжительность: 1,5 часа

Подготовительная работа

За 2-3 недели всем студентам группы предлагается, исходя из интересов, продумать свое участие в мероприятии. По возможности каждый участник приглашает своих близких (маму, сестру, бабушку, тетю) и изготавливает кулинарное изделие для конкурса «Пальчики оближешь». Для конкурсов закупаются призы, составляется сценарий вечера. Праздничную атмосферу создают:

  1. Кабинет, оформленный в виде мине-кафе (столы накрыты скатертями, украшены цветами, свечами)
  2. Приятная легкая музыка

Основной этап

Гостей встречают у входа ответственные. Каждая семья садиться вокруг стола. Студенты, близкие которых не смогли прийти, подсаживаются к столам.

В.1, В. 2.         Здравствуйте те, кто хорошо пообедал.

Здравствуйте те, кто еще не обедал и мечтает об ужине.

Здравствуйте те, кто тоскует о снеге и о морозе.

Здравствуйте те, кто рад наступлению весны.

Здравствуйте!

В. 1.        Наш сегодняшний мир – не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. На каждом шагу мы сталкиваемся с проблемами, люди чувствуют большую отчужденность друг от друга.

 В. 2.        Но у нас есть семья, родительский дом, где нас ждут. Помнят, всегда примут и простят.

В. 1.          У нас есть группа – это тоже семья, именно в семье мы учимся любви, ответственности и уважению. Но не всегда все получается сразу, ведь мы такие разные.

В.1, В. 2        В нас столько всего напихано.

О нас такое понаписано,

В нас столько всего напрасного,

В нас столько всего несносного.

В нас столько всего ненужного,

В нас столько всего наружного,

В нас столько всего нарочного,

В нас столько всего хорошего.

Ведущие исполняют песню «А знаешь, все еще будет»

В. 2. Давайте познакомимся. Каждому дается задание представить сидящего рядом: подчеркнуть индивидуальность, его особенности (привычки, качества, умения), т.е. рассказать о нем так, чтобы все остальные участники его сразу запомнили.

В. 1. К нам приехала команда КВН нашей группы. Сегодня  они представят фрагмент своей новой программы.

Выступление команды КВН с приветствием.

В. 2. В нашей группе есть студенты, которые увлечены танцами. Они даже организовали ансамбль и выступают не только на сцене колледжа, но и в воинских частях, на концертах. У нас в гостях хореографический ансамбль группы с латиноамериканским танцем.

Выступление хореографического ансамбля.

В. 1. А сейчас тест «Знаем ли мы друг друга». Участвуют родители и студенты. (Тест может быть проведен в форме интервьюирования).

  1. Любимый цвет вашего ребенка? Мамы?
  2. Любимый праздник?
  3. Сколько лет маме, тете?
  4. К какому знаку зодиака относится лучшая подруга?
  5. Какой стиль  одежды предпочитает подруга  и т. д.

В. 2. В нашей группе есть студентка, которая знает о нас все или почти все. У нее есть дар подмечать наши особенности и рассказывать о них в стихотворной форме. Это Настя Добровольская.

Выступление поэта группы о студентах.

В. 1. А давайте и мы попробуем стать поэтами. Сидящим за столами предлагается составить четверостишие. Мы вам предлагаем рифмы, вам за несколько минут нужно составить стихотворение.          

Мама

Дочь

Дай

Помочь

Проводится конкурс «Буриме»

В. 1. В нашей группе есть еще один поэт. Это стихи о любви. Они грустны, потому что любовь в них не всегда разделенная, они светлы, потому что чувства в них светлые и добрые. Стихи этого поэта необычны, но очень любимы студентами группы. Сегодня эти стихи прозвучат не только из уст автора, но и студентов группы.

Выступление студентов

В. 2. Сегодня мы студенты 3 курса. А вы помните, какими мы были несколько лет назад? Какими мы пришли учиться? Предлагаем посмотреть видеофильм «Мы с вами где-то встречались» по материалам выступления группы в творческих мероприятиях колледжа.

В. 1. Как часто взрослые и дети не понимают друг друга, как будто разговаривают на разных языках. И как бывает здорово, когда мы начинаем понимать друг друга с полуслова.

Задание. Необходимо пустив в ход мимику и жесты, объяснить друг другу.

  1. Мама, иду на дискотеку с друзьями. Уроки сделаю завтра. Приду поздно.
  2. Ребенок! Буду поздно, обед на плите. Уберись. Сделай уроки.

Определить, какое сообщение послали.

Проводится конкурс «Пойми меня»

В. 2. Как вы думаете, почему взрослые и дети не понимают друг друга? (Ведущие берут небольшое интервью у участников вечера). Оказывается, потому что мы, порой очень мало знаем друг  друга, мало представляем друг о друге.

В. 1.  А какие мы, дети, какими вы нас представляете, какие вы, взрослые, знаете ли вы, как ваши дети вас видят?

Приглашаются в каждую команду по 5 человек. Предлагаем провести конкурс художников, но это конкурс будет необычным, потому что у вех участников глаза буду завязаны, а рисовать каждая команда будет портрет: родители  –  детей, а дети – родителей.

Проводится конкурс «Нарисуй портрет с завязанными глазами»»

В. 1.  Заканчивая сегодняшний вечер, хочется сказать большое спасибо всем родителям и детям и выразить надежду, что семейный вечер помог нам ближе узнать друг друга, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к взаимопониманию и единству!

В. 1.  В. 2. Находите время для работы – это условие успеха.

                   Находите время для размышлений – это источник силы,

                   Находите время для игры – это секрет молодости.

         Находите время для чтения – это основа знаний.

         Находите время для дружбы – это условие счастья,

                   Находите время для мечты – это путь к звездам.

                   Находите время для любви – это истинная радость жизни,

                   Находите время для веселья – это муза души.

В. 2. Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага. Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшнем вечере. А сейчас все приглашаются на чаепитие.

Заключительный этап

Коллективный анализ на классном часе:

  1. Что удалось?
  2. Что не удалось?
  3. Что необходимо изменить?
  4. Какие еще мероприятия совместно с родителями хотели бы организовать?

Прогнозируемая педагогическая результативность.

Предполагается, что данное воспитательное мероприятие будет способствовать:

  1. созданию положительных эмоций, максимальному проявлению своих творческих сил, снятию напряженности в учебной деятельности в середине семестра;
  2. личностному развитию в досуговой деятельности наклонностей и способностей;
  3. вовлечению пассивных студентов в личностно значимую деятельность, развитию социального опыта;
  4.  изменению и самоизменению направленности развития студенческого коллектива, повышению уровня межличностных отношений;
  5. привлечению родителей к воспитательной работе.

Использованная литература

  1. Васюрина Г.Н. Дом, в котором мы живем!» / Классный руководитель. –1999- №2.
  2. Лизинский В.М, Психология общения. – М., 1994.
  3. Тихонова  И.А. Семейный вечер / Классный руководитель. –2000. - №5
  4. Щуркова Н.Е Собрание пестрых дел. – В., 1993..


[1] Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

[2] Методика КТД разработана И.П. Ивановым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

пособие для учителя химии

как готовить  тесты по химии...

Как лучше усвоить учебный материал: основы рациональной работы с текстом. Методическое пособие для студентов.

В методическом пособии в краткой форме раскрываются основы рациональной работы с учебными, научными и нормативными текстами, базовые умения и апробированные способы качественного усвоения учебного мат...

Учебно-методическое пособие по физике для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» «Самостоятельная подготовка к контрольной работе по теме «Кинематика»»

Пособие содержит примерный вариант контрольной работы, перечень проверяемых знаний и умений по каждому заданию, краткую теорию к каждому заданию, пример с решением к каждому типу заданий, тренировочны...

Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов

Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.Цель данного посо...

Статья "Значение изучения родного края в формировании личности студента (на примере внеклассной работы ГАПОУ "СаМеК")

В своей статье я делюсь опытом организации  и ведения краеведческой работы со студетами  первого курса. В статье говорится о конкретных  краеведческих мероприятиях, проводимых в городе ...