Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"
методическая разработка по теме
В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личностный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования наиболее рациональных видов этой деятельности.
Основная цель создания портфолиопреподавателей колледжа - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста каждого педагога.
Портфолио- такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова - этоспособ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание.
В узком смысле слова - этофайловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения студента или преподавателя. Конечная цель учебного портфолио - показать все, на что способен обучающийся в определенной дисциплине, разделе, теме, а также - уровень мастерства педагога.
Данное методическое пособие дает краткий теоретический обзор наработок по портфолио студента и преподавателя, опубликованных в методической и педпгогической печати. Оно адресовано студентам и преподавателям колледжей, учителям школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_uchebnyy_portfolio.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
стр.
- От составителей 4
- Портфолио преподавателя 5
1. Методический паспорт .. 5
2 Структура портфолио преподавателя 6
- «Тетрадь успеха» педагога 7
- Индивидуальный проект исследования 9
- Программа повышения квалификации 9
- Портфолио студента 10
- Типы портфолио 10
- Функции портфолио 11
- Виды портфолио 12
- Содержательное наполнение портфолио 14
- Методическое руководство для преподавателей по вне- 16 дрению в практику портфолио, разработанное американ ским специалистом Линдой Марби
- цель использования портфолио 16
- содержание портфолио 17
- виды работ обучающегося для портфолио 18
- организация портфолио. 18
- владение, хранение и доступ к портфолио 19
- оценивание достижений 20
- Заключение 21
Литература 22
От составителей
ПЦК «Филология» в Зерноградском педагогическом колледже, рабо тая над проблемой «Формирование коммуникативной компетенции лично сти как одной из составляющих ценностных ориентаций студентов- филологов в условиях компетентностно-личностного образования», учиты вает возможности и запросы каждой конкретной личности студента на ряду с обеспечением повышенного уровня СПО. Приоритетные направле ния - изучение и внедрение в практику новых образовательных технологий. Наибольшее внимание привлекают технологии, которые сочетают личност ный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования наиболее рациональных видов этой деятельности.
Основная цель создания портфолио преподавателей колледжа - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста каждого педагога.
Портфолио - такая технология, которая обеспечивает активное обу чение. В широком смысле слова - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуали зированный, ориентированный на самооценивание.
В узком смысле слова - это файловая папка, содержащая инфор мацию, отражающую приобретенный опыт и достижения студента или преподавателя. Конечная цель учебного портфолио - показать все, на что способен обучающийся в определенной дисциплине, разделе, теме, а также - уровень мастерства педагога.
Портфолио преподавателя Методический паспорт
Портфолио педагога - это своеобразный «портфель достжений педагога. Портфолио включает методический паспорт педагога который отражает:
- базовые сведения о педагоге: Ф.И.О., должность, образование, педагогический стаж, квалификационная категория, дата последней аттестации, повышение квалификации, стажировка;
- уровень его методической работы: система работы на ной методической проблемой; изучение и реализация нестандартных методов обучения и нетрадиционных педтехнологий, создание педагогом дидактического материала нового поколения и других средств обучения и их внедрение в образовательный процесс;
- уровень творческой, научно-исследовательской работы: педагогические исследования, участие в работе ПЦК (МО, ТГ), творческой лаборатории, наличие публикаций, методических наработок, авторских учебных программ, издание учебников и учебных пособий и многое другое;
- публичные достижения педагога: участие в НПК, профессиональных конкурсах, награды и звания.
Паспорт представляет собой рейтинг среди учащихся, коллег, администрации; позволяет учитывать результаты, достигнутые преподавателем в разнообразных видах деятельности: обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой
для:
- определения уровня профессионального развития и мастерства педагога;
- повышения или подтверждения квалификационной категории преподавателя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам, определения размера доплат и т.п.;
- обобщения накопленного опыта и распространения его среди коллег.
Структура портфолио преподавателя
В портфолио - накопительной папке с файлами - целесообразно выделить несколько разделов:
- Общие сведения о педагоге.
- Результаты педагогической деятельности (динамика учебных достижений обучаемых).
- Научно-методическая деятельность (использование современ ных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах, в предметных комис сиях и МО и т.д. различного уровня; создание методических разрабо ток, авторских программ, сборников и мн. др).
- Обобщение опыта (наставничество, публикации, открытые уроки и мероприятия, творческие отчеты, разработка программ и на учно-методических материалов, проведение круглых столов, мастер- классов, участие в конкурсах и мн. др.).
- Повышение квалификации и профессиональная переподготов ка. Самообразование.
- Работа в качестве классного руководителя.
- Учебно-методическое обеспечение (изготовление и системати зация наглядных средств обучения, создание банка учебно- методических материалов; оборудование учебных кабинетов и ис пользование НСО и ТСО, в т.ч. компьютера и информационных тех нологий в образовательном процессе).
- Оценка профессиональной деятельности педагога (сертифика ты, свидетельства, грамоты, дипломы, отзывы, рецензии, фото и ви деоматериалы и т.д.).
Портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии.
«Тетрадь успеха» педагога
Внедрение современных педагогических технологий требует от педагога роста методического мастерства, особенно его исследова тельских умений.
«Тетрадь успеха» позволяет повысить аналитическую культуру педагога, использовать его творческий потенциал, поскольку оценка готовности к внедрению новых образовательных технологий дается самим педагогом.
«Тетрадь успеха» (готовность педагога к внедрению образова тельных технологий) включает аспекты инновационной деятельности:
1. Знание возрастной психологии, умение учитывать ее при орга низации обучения.
- Знание и понимание проблем современного образования.
- Знание и умение использовать методы исследования:
- изучение литературы;
- метод наблюдения;
- социологические методы;
- метод устных опросов;
- метод хронометрирования.
- Умения:
- анализ полученной информации;
- управление деятельностью учебной группы;
- отбор и структурирование учебного материала;
- прогноз хода и результата обучения;
- выбор нетрадиционных форм организации урока, соответст вующие целям занятия;
- написание реферата, обобщение и описание опыта работы;
- создание авторской программы.
- Владение методиками:
- составления тестовых заданий контрольно-измерительных ма териалов;
- организация самостоятельной, и индивидуальной работы студентов;
- использование технологии блочно-модульного обучения, про ектной технологии и др.;
- рейтинговая система и др. формы оценки знаний студентов;
- применение элементов коллективного способа обучения;
- составление и использование структурно-логических схем;
- организация коррекционной работы для ликвидации пробелов в знаниях студентов;
- использование образовательных игр в процессе обучения;
- организация проблемно-развивающего обучения.
Индивидуальный проект исследования
Индивидуальный проект исследования - заключительная часть учебно-технологического комплекса педагога, который он разрабаты вает сам.
Педагоги, работая в течение 3-5 лет, представляют результаты своей работы в самых различных формах:
- критический анализ литературы по теме исследования;
- выступление в школе «Мастер-класс»;
- обзор лучшего педагогического опыта по теме работы;
- выступления на заседаниях временных творческих и проблем ных групп;
- проведение экспериментального урока;
- индивидуальные консультации с научным руководителем, ку рирующим учебное заведение;
- выступление на различных научно-практических конференци ях, участие в работе республиканских проблемных и творческих групп.
Программа повышения квалификации
Учебная образовательная программа повышения квалификации включает четыре блока:
- Диагностический. Выявление уровня и состояния образова тельного процесса, анализ накопленного позитивного и негативного опыта работы педагогического коллектива.
- Теоретический. Исследование проблемы. Введение теоретиче ских занятий, которые обеспечивают погружение педагогов в пробле му внедрения новых педагогических технологий с учетом специфики учебного заведения, создают условия для осмысления ее методологи ческих, психологических и дидактических основ, дают возможность оценить педагогам свою подготовку по отдельным вопросам, высту пают в качестве мотивационно-информационного этапа.
- Практический. Операционно-познавательный. Практическое исследование проблемы новых научных подходов, актуального педа гогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью, тре нинг с целью выработки практических умений по проблемам внедре ния новых педагогических технологий.
- Контрольно-оценочный этап. Подведение итогов работы преподавателя по теме индивидуальной методической работы, а также результат работы педагогического коллектив по реализации педагоги ческих технологий в практику образования.
Портфолио студента Типы портфолио
Типы создаваемых портфолио - рефлексивный, проблемно- исследовательский, тематический.
Рефлексивный портфолио раскрывает динамику личностного развития студента, помогает отследить результативность его деятель-
ности как в количественном, так и в качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы.
Проблемно-исследовательский тип связан с написанием рефе рата, курсовой работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материала по определенной рубрике.
Тематический портфолио создается в процессе изучения какой- либо большой темы, раздела, учебного курса.
В процессе работы над созданием портфолио у студента форми руются общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.), прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельно сти и др.), организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с ин формацией и ее источниками и т.п.) и др.
Функции портфолио
- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определен ный период времени.
- Целеполагания - поддерживает учебные цели.
- Мотивационная - поощряет результаты студентов, препода вателей и родителей.
- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых ра бот.
- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обуче ния от года к году.
Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модель ную функцию:
- отражает динамику развития студента, результатов его самореа лизации;
- демонстрирует стиль учения, свойственный студенту, показыва ет особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
- помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы;
- служит формой обсуждения и самооценки результатов работы студента на семинаре, зачете и экзамене;
- помогает студенту самостоятельно установить связи между ус военными ранее и новыми знаниями.
Таким образом, портфолио можно рассматривать в качестве мо дели индивидуального образовательного маршрута, при котором про исходит замена контроля за учебным процессом со стороны препода вателя контролем со стороны обучающегося. Преподаватель фиксиру ет правила учебного процесса, студенты сами в рамках этих правил контролируют и то, как они осуществляют обучение, и то, как идет учебный процесс.
Виды портфолио
Виды портфолио:
а Портфолио документации (рабочий):
- этот портфолио показывает развитие и рост в обучении студен тов;
- в нем представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения;
- этот портфолио может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата.
- Портфолио процесса:
- этот портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам процесса обучения;
- показывает объединение имеющихся у студентов знаний и на выков для выполнения различных видов работ (интегративный под ход);
- отражает рефлексию студента на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т.п.
- Портфолио показательный:
- используется для суммирования мастерства студентов, полу ченного по определенным направлениям;
- включает лучшие работы студентов, отобранные как самими студентами, так и преподавателями;
- включаются в портфолио только законченные работы;
- Включает электронные отчеты по завершенной работе, фото графии, видеозаписи;
- включает письменный анализ или реакцию студента на закон ченный процесс, определяющий включенные работы.
- Портфолио оценочный используется для контроля роста знаний и навыков студентов, а также отношений в определенной учебной об становке:
- собирая оценочный портфолио, студент участвует в отборе со держания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оце нивания;
- процесс сбора работ является целеустремленным, совместным, саморефлексивным, выполненных в процессе обучения;
- оценочный портфолио касается деятельности, которая развива ется в ходе естественных взаимодействий и действий в учебной ауди тории.
Содержательное наполнение портфолио
Каково содержательное наполнение портфолио?
В портфолио могут входить: домашние работы, результаты про верочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, в том числе черновики и схемы;
- алгоритмы решения ситуационных задач, выполнения практиче ских работ по физиологии;
- проекты;
- письменные творческие работы;
- краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных ра бот: фотографии;
- «график-органайзеры»: схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и т.п.;
- анкеты и результаты их обработки;
- отчеты об интервьюировании кого-либо;
- вопросы, возникающие в ходе работы;
- листы, дневники наблюдений;
- рефлексия общих особенностей своего учения;
- самооценка;
- письма преподавателю/члену своей семьи/одногруппнику и т.д., связанные с содержанием портфолио или процессом работы над ним;
постановка и обоснование целей будущего обуче ния/исследования;
- краткие записи докладов, выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио: компьютерные программы;
- описание лабораторных работ и экспериментов;
- образцы изобразительного творчества;
- грамоты, сертификаты, справки и другие свидетельства опреде ленных достижений студента и т.д.
Особого внимания требует механизм оценки портфолио, кото рый может быть реализован следующим образом:
- оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
- оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
- оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
- оценивается окончательный вариант портфолио по заранее оп ределенным критериям;
- оценивается не только сам портфолио, но и качество его презен тации;
- портфолио не оценивается, а студент выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Критерии оценивания, как правило, определяются совместно со студентами, но могут быть предложены преподавателем. Набор кри териев оценки зависит от особенностей дисциплины, целей ее освое ния, условий обучения и т.д.
Методическое руководство для преподавателей по внедрению в практику портфолио, разработанное американским специалистом Линдой Марби
Цель использования портфолио - портфолио используют для:
- документирования:
- достижений студентов, их усилий и прогресса обучения;
- процесса и результата (продукта деятельности);
- детального отслеживания достижения одного результата (про дукта деятельности);
- представления успешной, презентабельной или любимой рабо ты студента;
- оценивания достижений, усилий и прогресса студентов;
- оказания студентам помощи в оценивании собственных дости жений;
- предоставления отчета об студенческих достижениях, усилиях и прогресса в обучении:
О студенту;
О родителям;
О колледжу;
О другому преподавателю;
О перспективному работодателю или месту обучения сту дента (колледжу);
- оказания помощи в предоставлении места для практики или выборе учебного курса студентом;
- поощрения культурного многообразия в обучении;
- придания обучению студента индивидуальной направленности;
- совершенствования процесса обучения;
- оценивания:
О качества обучения;
О качества содержания учебной программы или курса; О качества образовательного процесса в колледже;
- обеспечения информации об эффективности деятельности учебного заведения;
- других целей.
Содержание: что может быть включено в портфолио?
- лучшие работы студента (тесты, отчеты, рефераты);
- неудачно выполненные продукты деятельности;
- черновики и законченные продукты деятельности;
- доказательства выполненных требований к обучению;
- доказательства выполнения групповой работы;
- неакадемические достижения;
- рефлексия о работе и прогрессе студента;
- предложения к будущей работе;
- критические или оценочные суждения (комментарии);
- фотографии, аудиозаписи, видеозаписи;
- академическая успеваемость или выписка с отметками;
- результаты стандартизированного тестирования;
- другое.
Что войдет в предварительную папку?
- Все работы студента.
- Работа по предметным областям.
- Данные виды групповой или индивидуальной работы студента:
- тесты;
- рабочие материалы;
- сочинения и отчеты;
- чертежи, рисунки, диаграммы и другие художественные ра боты;
- фотографии, аудиозаписи, видеозаписи индивидуальной ра боты или проектной деятельности;
- фотографии, аудиозаписи, видеозаписи групповой работы или проектной деятельности;
- другое;
- Компоненты, подготовленные другими лицами (преподавате лями, родителями, одногруппниками).
Компоненты портфолно могут быть организованы следую щим образом:
1. По академическим предметам:
► отдельный портфолио для разных академических предметов:
- один портфолио с разделами по каждому из предметов;
- По темам, входящим в изучение академического предмета.
- По типу работ:
- лучшие работы студента (тесты, письменные работы, отче ты);
- неудачно выполненные работы;
- черновики и завершенные продукты деятельности;
- требования к обязательному обучению;
- требования и документация по предметам по выбору;
- иллюстрации и свидетельства об участии в групповой рабо те;
- доказательства участия в разных видах деятельности вне колледжа;
- неакадемические достижения;
- рефлексия работы и прогресса студента;
- предложения к будущей работе;
- критические или оценочные суждения;
- фотографии, аудиозаписи, видеозаписи;
- академическая успеваемость или лист отметок;
- результаты стандартизированного тестирования;
- другое.
Кто может владеть, хранить, предоставлять доступ к портфо лио?
1. Кому будет принадлежать портфолио?
студенту;
преподавателю;
колледжу;
совместное владение;
2 Где портфолио может храниться?
портфолио может храниться в учебном кабинете;
портфолио может храниться в колледже;
студенты могут хранить портфолио у себя;
3. Кто может иметь доступ к портфолио? А
студент;
другие студенты;
преподаватель;
другие преподаватели;
родители; А психологи;
администраторы.
Какие критерии могут быть использованы для определения качества портфолио?
- завершенность и полнота включенной информации;
- глубина мыслительных процессов и качество выполняемой ра боты (усвоение учебного материала);
- разнообразие компонентов портфолио (широта усвоения изу ченного материала);
- индивидуальное выражение или проявление творчества в ком понентах портфолио и в целом портфолио;
- свидетельство развития знаний и умений в течение времени;
- свидетельство развитого понимания, подхода или отношения в течение времени;
- оценивание качества компонентов;
- другое.
Заключение
Идея использования портфолио в системе образования в послед нее время получает широкое распространение. В одних учебных заве дениях предпочтение отдается портфолио педагога, в других - порт фолио обучаемого.
При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требований к нему, каждый отдельный материал должен датировать ся, а процедура разработки портфолио состоит из 3-х основных ста дий: организация и планирование, собирание материала, осмыслива ние.
Преподаватель, аттестуемый на квалификационную категорию, может использовать методический портфолио для презентации.
Таким образом, «культура использования портфолио» позволяет поддерживать диалоговое общение «преподаватель - студент», «пре подаватель - преподаватель» и т.д.
Литература
- Журнал «Методист». - №5,2005.
- Журнал «Образование в современной школе». - №8, 2005
- Журнал «Практика административной работы в школе №8, 2006.
- Журнал «Справочник руководителя ОУ». - №6, 2004.
- Журнал «Школьные технологии». ~№3, 2005.
- Материалы из Интернета.
- Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». - №1, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов
В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...
Методическое пособие для проведения практического занятия на тему "Неотложные состояния"
Дисциплина "Психические болезни с курсом наркологии"...
Методические рекомендации к портфолио
Методические рекомендации ГБОУ ДПО "НИРО"...
Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации
Учебно-методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....
Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»
Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников»
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекс...