«Формирование у суворовцев внутренней потребности следовать требованиям дисциплины и уставного порядка».
методическая разработка

Патраков Александр Михайлович

       Одна из главных задач в воспитании военнослужащих, которые поставлены Министром обороны РФ, Командующим сухопутными войсками  на новый учебный год заключается в «обеспечении осознанного отношения к военной службе, понимании и поддержки личным составом государственных мер по развитию армии и флота …,  формировании у военнослужащих, необходимых военно-профессиональных и морально-боевых качеств …».  Крайне важно иметь ввиду, что в соответствии с дисциплинарным уставом ВС РФ воинская дисциплина достигается «воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам …».

        Во­инская дисциплина в условиях суворовского училища  включает в себя целую систему обязательных для суворовцев правил поведения, определенный порядок организации их учебной, и общественной деятельности.  Выполне­ние этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер. В этом смысле сущность сознательной дисциплины суворовцев со­стоит в знании правил поведения и установленного в училище  порядка, пони­мании их необходимости и закрепившейся  устойчивой привычке их соблюде­ния. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащих­ся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге воспитание и должно направляться на формирование у суворовцев  внутренней потребности дисциплинированности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_87_dis._i_ustavnoy_poryadok_2017_god_-2.docx55.66 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское  военное училище         Министерства обороны

Российской федерации»

http://gen-skobelev.narod.ru/znak.gif

Методическая разработка

«Формирование у суворовцев внутренней потребности следовать требованиям          дисциплины и уставного порядка».

Выполнил: воспитатель 5 курса
                                                   Патраков Александр Михайлович

           

  1.   Вступление.  

           1.1  Требования нормативных  документов по осознанному овладению   морально-деловыми качествами, личной дисциплинированности будущего офицера  в условиях Московского суворовского военного училища.

       Одна из главных задач в воспитании военнослужащих, которые поставлены Министром обороны РФ, Командующим сухопутными войсками  на новый учебный год заключается в «обеспечении осознанного отношения к военной службе, понимании и поддержки личным составом государственных мер по развитию армии и флота …,  формировании у военнослужащих, необходимых военно-профессиональных и морально-боевых качеств …».  Крайне важно иметь ввиду, что в соответствии с дисциплинарным уставом ВС РФ воинская дисциплина достигается «воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам …».

        Воинская дисциплина в условиях суворовского училища  включает в себя целую систему обязательных для суворовцев правил поведения, определенный порядок организации их учебной, и общественной деятельности.  Выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер. В этом смысле сущность сознательной дисциплины суворовцев состоит в знании правил поведения и установленного в училище  порядка, понимании их необходимости и закрепившейся  устойчивой привычке их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге воспитание и должно направляться на формирование у суворовцев  внутренней потребности дисциплинированности.

Главное в воинской дисциплине – глубоко осознанное повиновение и исполнительность, которые выражаются в беспрекословном подчинении командиру, начальнику, готовности своевременно и точно выполнять их приказы, распоряжения.

Важнейший показатель дисциплинированности суворовца – самодисциплина. Она проявляется в способности управлять своими поступками, самокритично оценивать свои действия, осознавать личную ответственность за выполнение задачи, решаемой всем коллективом. Самодисциплина ставит поведение суворовца под контроль собственного сознания, собственной совести. Поэтому в воспитании самодисциплины, формировании привычки осознанно выполнять установленные нормы в поведении суворовцев  являются определяющим приоритетом всего воспитательного процесса.

             

   2. Основная часть.

         Содержание деятельности воспитателя по формированию у суворовцев внутренней потребности следовать требованиям дисциплины и уставного порядка.

2.1  Воспитание патриотизма, гордости за принадлежность к вооруженным силам – как фактора  развития личностных качеств будущего офицера Российской армии;

Воспитание патриотизма, гордости за принадлежность к вооруженным силам в условиях суворовского военного училища в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено целевым предназначением  будущей профессии их воспитанников – офицеров российской армии.

В этих целях, в соответствии с ежемесячными планами воспитательной работы с суворовцами проводятся культурно – массовые мероприятия, которые способствуют  воспитанию  гордости за свою Родину, воспитании личностных качеств будущего офицера, формированию у обучающихся чувства ответственности за будущее страны,.

 Наиболее распространенными и эффективными формами являются:  тематические классные часы, уроки мужества, беседы, встречи с замечательными людьми, воинами–интернационалистами, посещение музеев, праздники, посвященные Дням воинской славы, конкурсы рисунков, смотр песни и строя и  другие.

 С особым патриотическим чувством проводятся  мероприятия, посвященные    Дню Победы.

Накануне празднования Дня Победы многим суворовцам подразделения выпала честь присутствовать на концерте в Государственном Кремлевском Дворце и непосредственном вручении цветов ветеранам. Для них эта встреча имела особую значимость, в виду того, что общение с ветеранами проходило в неформальной обстановке, затрагивало чувства каждого суворовца.

  Особенно памятной была поездка в музей военной техники. Суворовцы были ознакомлены с уникальной коллекцией как отечественной военной техники, так и зарубежными образцами. Многие экспонаты были представлены в единственных экземплярах.  Технические экспозиции музея вызывали неподдельный интерес у всех участников экскурсии.

 Проведенные мероприятия имели цель побудить чувство гордости за боевую мощь страны, ее славных вооруженных сил, героическому прошлому нашей Родины.                  

 Цель таких мероприятий всегда  достигается, потому что они всегда вызывали неподдельный интерес у суворовцев, сопровождавшие множеством вопросов, что свидетельствовало о признаках осмысленного восприятия. В это время суворовцы познавали  понятия доблести, самопожертвования из первых уст. И те суворовцы, кто уже сейчас принял решение стать офицером, российской армии видел эталон, к которому будет стремиться.

        

          2.2 Ознакомление суворовцев с общевоинскими  уставами, правовое    просвещение;

      Знание основных положений общевоинских уставов ВС РФ является основой сознательного и добросовестного выполнения каждым суворовцем своих обязанностей, поддержания дисциплины и уставного внутреннего порядка в подразделении, взаимоотношений в коллективе.

        При ознакомлении с  уставами основное внимание уделяется вопросам воспитания у суворовцев  чувства верности Конституции РФ,  торжественному обещанию, выполнения поставленных задач в повышении успеваемости, поведении, осознанному выбору их будущей профессии – офицера.

        Наиболее эффективной формой ознакомления суворовцев с Уставом ВС РФ является   изучение и  разъяснение основных положений дисциплинарного устава, устава внутренней службы. Крайне важным является их практическое применение суворовцами  в сочетании с повседневной требовательностью со стороны воспитателей.    

        Правовое просвещение суворовцев  способствует формированию  у них убеждений, развитию способности к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности является необходимым  условием  правовой образованности и правовой воспитанности суворовцев.

В ходе правового просвещения суворовцы знакомятся с понятиями: конституция РФ, устав училища,   права, обязанности, ответственность, свобода, закон, правонарушения,  правила общения в коллективе и др.

Основными формами правового просвещения суворовцев являются:

- индивидуальные разъяснительные и  профилактические беседы;

- классные часы правовой направленности на тему: «Я – гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.;

- встречи  с юристами,  представителями правоохранительных органов, инспектором района на правовую тематику;

- викторины, «круглые столы», диспуты;

- подготовка презентаций на правовые темы и др.

        Так совместно с отделом по воспитательной работе в подразделении была организована встреча с инспектором района по делам несовершеннолетних. Были на первый взгляд опасения, что эта встреча заденет самолюбие суворовцев, присутствовавших на мероприятии и соответственно не достигнет цели. Следует отметить, что в начале мероприятия наблюдался некий скептицизм в отношении данного мероприятия. Тем не менее профессионализм организаторов превзошел все ожидания. Мероприятие прошло активно, суворовцы с большим интересом слушали выступающих, задавали интересующие их вопросы правового характера. В заключении выразили свое отношение о целесообразности таких мероприятий. А в итоге из первых уст получили  знания по  правовым вопросам, расширили свой кругозор,  выслушали практические советы в решении  жизненных ситуаций с позиций законодательства РФ.      

        Итогом всего правового просвещения является осознание всеми суворовцами того,  что каждый четко должен выполнять правила поведения и жить по законам вежливости,  но самое главное то, что у суворовцев  должно выработаться представление о главных ценностях человека.

   

    2.3  Личный пример офицера – как фактор выполнения требований дисциплины и порядка суворовцами в их повседневной деятельности;

         Когда ребенок поступает в суворовское училище – он покидает родительский дом. Если родителей ребенок обязан  уважать даже за то, что его вырастили и воспитывали, то офицер это уважение должен заслужить.
За время учебы суворовца   в училище авторитетный офицер становится  для него примером  военнослужащего и  мужчины.  Испокон веков русский  офицер был эталоном мужского воспитания. При таких условиях  у воспитанника  формируются  идеалы для подражания. И следовательно, когда воспитатель становится   идеалом, это положительно сказывается на общем морально-психологическом состоянии  всего коллектива.
 Офицер,  глубоко эрудированный  во всех вопросах повседневной жизни,  безусловно  имеет высокий авторитет среди подчиненных. Его требования к суворовцам  будут обоснованы. Вместе с тем,  не обладая подобными качествами  выглядит  крайне неубедительно.

       

        Внешний вид офицера всегда должен быть безупречный. Известна поговорка: «встречают по одежде, провожают по уму». В силу своего должностного предназначения офицер обязан быть эрудирован и разбираться в различных областях жизни, иметь достаточный культурный и интеллектуальный багаж. Иметь представление о русской литературе, истории государства, истории ратного дела. В общении с подчиненными он должен быть требовательным и в тоже время  справедливым. Неоправданный деспотизм может подорвать доверие у суворовцев.

        И следовательно, такие и другие достойные  качества офицера являются убедительным фактором успешного выполнения требований дисциплины и порядка в  повседневной деятельности суворовцев.

        2.4 Работа воспитателя взвода по формированию положительного   общественного мнения;

               При организации воспитательной работы в подразделении суворовцев следует исходить из того, что именно в подростковом возрасте  мнение коллектива, как правило, значит гораздо больше, чем требование воспитателя.

        Неоценимую роль здесь играет правильная организация системы самоуправления. В состав органа самоуправления избираются лучшие представители коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы – поддержание дисциплины и порядка.

          Задача  органа самоуправления подразделения (класса) состоит в том, чтобы организовать жизнедеятельность, поддержание  морально-психологической атмосферы так, чтобы вся инициатива  в коллективе исходила от суворовца.

         Как наиболее деятельная часть коллектива - активисты проявляют высокую принципиальность при анализе поведения, предъявляют определенные  требования к своим товарищам и ориентируют коллектив на повышение ответственности за соблюдение установленных правил поведения.

         Опираясь на коллектив, целесообразно тактично применять меры  общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные суворовцы допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятся следующие: заслушивание объяснений суворовцев, допускающих нарушения дисциплины, на классных собраниях, на заседаниях вице-сержантов, применение мер общественного порицания, а в отдельных случаях и ходатайствовать о наложении дисциплинарного взыскания. Вместе с тем,  необходимо серьезно взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной суворовец умышленно нарушает порядок и не считается с критическими замечаниями со стороны своих товарищей, преподавателей и воспитателей.

     

     2.5  Взаимодействие с родителями по обеспечению дисциплины и порядка во взводе суворовцев.

     Когда ребёнок поступает в суворовское военное училище, то он невольно уходит из-под опеки родителей и попадает в воспитательную среду,  которая в будущем станет воинским коллективом. Для подростка попадание в другую среду, возможно даже агрессивную, может оказаться тяжёлым стрессом.  Задача воспитателя подразделения суворовцев  сделать этот переходный период как можно мягче. В этих условиях возникает  необходимость поддержания отношений с родителями  суворовцев, ввиду того что только они знают сильные и слабые стороны своего ребёнка, его отрицательные и положительные качества.

         Поддерживать телефонную связь с родственниками крайне важно для воспитателя, заботящегося о своих подчинённых, а также о формировании взаимоотношений  в  коллективе

 Систематические совместные встречи суворовца, его родителей и воспитателей,   также приносят ожидаемые результаты в формировании положительных качеств личности суворовца.         

       Вместе с тем следует  отметить, что не всегда беседы с родителями приводят к действенным результатам. Положительный эффект достигается только при определённых личных качествах родителей и при благосклонном отношении  к ним самого суворовца.      

          2.6  Индивидуальная работа с суворовцами по обеспечению дисциплины и порядка в повседневной деятельности;

Значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с суворовцами  как по преодолению, так и особенно по предупреждению недостойных проступков. Важным является внимательное изучение суворовцев, особенно их поведение,  замечать малейшие отклонения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению дисциплины не проявляется внезапно, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть отрицательное влияние товарищей, потеря интереса к учебе,  отрицательное отношение к отдельным преподавателям и воспитателям,  неблагоприятные  взаимоотношения в коллективе и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и помощи суворовцу. Положительную роль здесь может сыграть задушевная беседа воспитателя, товарищеский совет, совместное обсуждение путей улучшения поведения.

Поводом для беседы может быть:  низкая успеваемость, плохое настроение, всевозможные личностные конфликты,  периодические моральные напряжения в коллективе,  которые на первый взгляд не существенны, но очень болезненны.

Начало разговора с подростком сразу же должно установить доверие. Здесь ни в    коем случае не должно быть угроз, обвинений.


           2.7 Привлечение психолога учебного курса для коррекционной работы с   признаками отклоняющегося  поведения суворовцев.

Совместная целенаправленная работа воспитателя и психолога по формированию личности суворовца является важной составляющей всего воспитательного процесса с подчиненными. Психопрофилактическая работа с суворовцами проводится в  соответствии с ежемесячным планом воспитательных  мероприятий.  

  Особую значимость эта работа приобретает с суворовцами, имеющих признаки отклоняющегося поведения.

В связи с выявленной группой риска из числа суворовцев 3 взвода 5учебного курса, была запланирована и проведена следующая работа:

  1. Организована индивидуальная работа с суворовцами;
  2. Организовано психологическое просвещение и профилактика: оформление стендов и  плакатов, буклетов и памяток на актуальные темы для суворовцев;
  3. Консультации воспитателей  и подготовка рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных особенностей суворовцев;
  4. Консультации родителей, и лиц их заменяющих, по выявленным проблемам суворовцев.
  5. Проведены родительские собрания, на которых высказаны рекомендации по вопросам недопущения стрессовых ситуаций в повседневной жизнедеятельности суворовцев.

Основными этапами совместной работы воспитателя и психолога являются:

  1. Наблюдение и выявление лиц, имеющих какие- либо отклонения в поведении и повседневной деятельности воспитателем взвода;
  2. Работа психолога учебного курса по определению форм и методов коррекционных мероприятий;
  3. Непосредственно индивидуальная коррекционная работа с суворовцами в соответствии с  различным программами  и методиками психопрофилактики;
  4. Выдача рекомендаций воспитателю по эмоциональному состоянию суворовцев  в процессе коррекционной работы и дальнейшем воспитании подчиненных.

 Из всех этапов совместной работы воспитателя и психолога учебного курса наиболее важным  для воспитателя является правильное использование рекомендаций психолога, их учет в повседневной воспитательной работе с суворовцами,  имеющих признаки отклоняющегося  поведения (группой риска).

Следует отметить, что в целях достижения наибольшей эффективности психопрофилактической работы с суворовцами имеющих признаки отклоняющегося  поведения эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.

На примере своего взвода выявлено определенные положительные результаты по сравнению с предыдущим годом в котором группа риска на декабрь месяц составляла 6 суворовца. По результатам проведение индивидуальной работы по коррекции поведения и снятия агрессивности в этом году, 3 суворовцев исключены из группы риска в связи с высоким уровнем динамики развития и личностного роста за прошедший год. С 3 суворовцами  продолжена коррекционно-развивающая работа по двум направлениям: коррекция поведения и коррекция эмоционально-личностной сферы.

     

        3.  Заключение.

     3.1 Результаты работы воспитателя взвода по  формированию у суворовцев  внутренней потребности следовать требованиям  дисциплины и уставного порядка.

        По итогам  учебного года во взводе не допущено нарушений дисциплины, других отклонений в поведении суворовцев, которые бы вызывали беспокойство воспитателей. Вместе с тем, в текущем учебном году в подразделении выявлены отдельные случаи взаимного оскорбления, всевозможных претензий по отношению к преподавателям, что компрометирует звание суворовца. По мнению воспитателей подразделения, а также преподавателей такая тенденция вызвана не ослаблением воспитательного воздействия на суворовцев, а определенными возрастными особенностями подчиненных. Необходимо исходить из того, что процесс воспитания и формирования личности суворовца – это продолжительный процесс, результативность которого  можно определить даже не через месяцы, а годы. Весь воспитательный процесс суворовцев должен вводиться в правовое поле в сочетании с усилением требовательности и уважении личного достоинства.  Поэтому  перед воспитателями  подразделения по мере взросления воспитанников в будущем учебном году стоит задача формирования личности суворовца на основании разъяснения требований государственного законодательства, уставов Вооруженных сил РФ, устава училища и других руководящих документов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда

Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...

Вариант теста проверки знаний Положения «О порядке формирования, ведения и хранения личных дел студентов в ГБПОУ КК «АЛХТ»

Тест проверки знаний Положения "О порядке формирования, ведения и хранения личныхдел студентов"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Воспитательная работа по формированию у суворовцев осознанного отказа от вредных привычек"

Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная  и важная задача.          Федеральный государственный образовательный стандарт...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища»

Методическая разработкапроведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища» Цель: патриотическое воспитание ...