Профессиональная подготовка старшеклассников с ОВЗ во внеурочной деятельности в школе-интернате
статья

Беседина Ирина Николаевна

Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная подготовка старшеклассников с ОВЗ во внеурочной деятельности в школе-интернате

И.Н. Беседина,

Белгородская область, ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная  школа-интернат №23» , воспитатель  

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. «Кем стать?» - Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная подготовка слабослышащих старшеклассников является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом [1, с.16].

Профессиональная подготовка старшеклассников с нарушением слуха — это система подготовки учащихся к свободному самостоятельному выбору профессии. Профессиональная подготовка учащихся является органической частью системы воспитания и обучения. Её осуществляет весь педагогический коллектив школы в соответствии с программой общеобразовательной школы.  

Задачи профессиональной подготовки в школе − вооружить слабослышащих школьников системой знаний об основах современного производства, массовых профессиях, потребностях в них, правилах выбора профессии [2, с.14].  

Профессиональная подготовка осуществляется в процессе школьной и внешкольной работы. Профессиональная подготовка осуществляется с учётом возрастных особенностей школьников. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности, для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние [7, с. 8].  

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии − ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру, возможность общения, руководства другими людьми. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.  

Внешняя мотивация − это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся; материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.  

Для слабослышащих обучающихся по профессиональной подготовке на уроках, индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, и во внеурочное время можно провести:  

  1. диалоги, связанные с профессией («Разговор с работодателем», «Я звоню по объявлению», «В парикмахерской», «В аптеке»);
  2. ролевые и деловые игры, связанные с профессией («У врача», «Давайте;
  3. познакомимся», «Торговля», «Предприятия бытового обслуживания»);
  4. беседы с приглашенными специалистами;
  5. организация экскурсий (на предприятия, в магазины, в банки, на почту);
  6. чтение литературы о профессии (Л. Олифирова «Кем хотите стать вы, дети?», Д.Бур «Профессии», А.Пиль «Пожарные», Пономарев Е., Пономарева Т. «История ремесел», «Профессии» (серия «Большая детская энциклопедия», Аванта+));
  7. пословицы, кроссворды, загадки, сценки, сочинения, творческие задания - все это о профессиях;
  8. беседы по профессиональной подготовке («Рынок труда», «Самые востребованные профессии», «Наше будущее», «Я нужен коллективу, коллектив нужен мне», «Пользуюсь ли я авторитетом?», «Трудовой договор», «Мои профессиональные перспективы». «Оформление на работу», «Коллектив и его проблемы») ставят цель выяснить интересы учащихся, их отношение к проблеме выбора профессии, мотивы, которыми они руководствуются в этом выборе. Беседы помогают определить степень зрелости, подготовленности ученика к профессиональному самоопределению, и наметить конкретные пути формирования у учащегося готовности, и сознательному выбору профессии.

Схема беседы с учащимися.

I.Профессиональные намерения учащегося.  

  1. Что собирается делать после окончания школы:  

а) учиться в ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);  

б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).  

  1. Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учёбы, работы?  
  2. Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?  
  3. Что советуют делать родители после окончания школы? Согласен ли учащийся с их мнением?  

II. Интересы  

1. Какие учебные интересы преобладают «любимые» и «нелюбимые» предметы.

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?  

З. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?  

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?  

III. Склонности  

  1. Какие склонности есть у учащегося (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учёбы время)?  
  2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии?  
  3. Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?  
  4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается? [6, с.135]
  5. Анкетирование − наиболее распространенный метод изучения индивидуальных особенностей учащихся. Основная задача его − получить данные об интересах, профессиональных наблюдениях учащихся и по другим вопросам, интересующим педагогов [6, с. 149] .  

IV. Способности  

  1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?  
  2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?  
  3. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?  
  4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?  
  5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?  
  6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

V. Личные качества  

  1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?  
  2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?  
  3. Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?  
  4. Занимается ли самовоспитанием?  
  5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

Проводя анкетирование, следует ставить вопросы таким образом, чтобы установить факты, а не только узнать мнения о них учащихся. Вопросы должны формироваться достаточно ясно и просто и предоставлять учащемуся возможность ответить на них конкретно.  

Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути:  

  • литература для чтения;  
  • кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов;  
  • тема доклада в классе об избираемой профессии;  
  • встреча со специалистом;  
  • советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.  

Используемые на занятиях задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда, развивают творческий потенциал учащихся.

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Основные требования к уровню подготовки воспитанников [3, с.211].

Воспитанники должны знать:

  • о цели труда и его результатах;
  •  о характере и культуре труда;
  • о правилах выбора профессии;
  • какие профессии сегодня нужны обществу, какими профессиями могут овладеть воспитанники данной группы, учитывая ограниченные возможности здоровья;
  • о том, что каждая профессия предъявляет свои специфические требования;
  • о ряде качеств, необходимых человеку для выполнения любого труда:  

Воспитанники должны уметь:

  • определять, в каких профессиях преобладает труд сложный, простой, умственный, физический;
  • сформировать собственную аргументированную позицию в самоопределении в отношении будущей профессии;
  • правильно определиться в своих интересах, способностях, в ситуации на рынке труда;

Профессиональная подготовка в школе для слабослышащих детей, несомненно, в первую очередь призвана облегчить школьнику выбор дальнейшего направления в учебе. И проводится на протяжении всего обучения слабослышащего школьника. При выборе направления учёбы и предметов, которые школьник будет изучать, неизбежно встает вопрос не только о склонностях и способностях учащегося, но и о целесообразности прохождения того или иного предмета [4, с.33].  

Таким образом, перечисленные методы и формы работы по профессиональной подготовке могут варьироваться, видоизменяться в процессе педагогического воздействия, приобретать конкретность. Четкое планирование работы по профессиональной подготовке, повышение качества проводимых мероприятий, сочетание в педагогическом воздействии разнообразных форм и методов этой работы, бесспорно, повысят эффективность профессиональной ориентации, а результаты этой работы будут видны по количеству поступивших учащихся в средние специальные учебные заведения или по количеству трудоустроившихся в разные отрасли [5, с. 293].  

Литература

1. Абрамов, И.А. Модель системы высшего технического образования лиц с недостатками слуха: на примере Московского Государственного технического университета им.М.Э.Баумана/ И.А. Абрамов - М.: Автореферат дис,...канд.пед.наук, 1993. – С. 16-17.  2. Бухвалов, П.А., Воспитание личности в коллективе/ П.А. Бухвалов –М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – С. 10-18.

3. Девяткова, Т.А., Социально бытовая ориентировка/ Т.А. Девяткова – М.: 2005. – С. 211-288. 4. Климов, Е.А., Как выбирать профессию/ Е.А. Климов - М.:1984. – С. 31-42.

  1. Речицкая, Е.Г., Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2 вида /Д.Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е.Г.Речицкой – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – С. 290-295.  
  2. Тутубалина, Н.В., Твоя будущая профессия/ Н.В. Тутубалина – Ростов-наДону: 2005. – С. 127-265.
  3. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме/ Е.Д. Худенко

– М.: АРКТИ, 2007. – С.2-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как оформить документы (загранпаспорт) для учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида, с целью социализации в обществе.

Данный проект разработан с целью научить воспитанников правильному оформлению документов (загранпаспорта), которые им пригодятся в самостоятельной жизни....

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Адаптация подростков к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате "Навигацкая школа"

Участие педагога-психолога совместно с кадетом 8 "А" класса ГБОУ кадетской школы-интерната "Навигацкая школа - Шемякиным Никитой Борисовичем в VII международной научно-практической конференции "Девиац...

Открытый урок По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс швейное дело.

Итоговый урок по теме:  Юбки.  Цель урока: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме «Юбки»...