Профессиональная подготовка старшеклассников с ОВЗ во внеурочной деятельности в школе-интернате
статья
Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная подготовка старшеклассников с ОВЗ во внеурочной деятельности в школе-интернате
И.Н. Беседина,
Белгородская область, ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» , воспитатель
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. «Кем стать?» - Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Подготовка к выбору профессии важна ещё и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная подготовка слабослышащих старшеклассников является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом [1, с.16].
Профессиональная подготовка старшеклассников с нарушением слуха — это система подготовки учащихся к свободному самостоятельному выбору профессии. Профессиональная подготовка учащихся является органической частью системы воспитания и обучения. Её осуществляет весь педагогический коллектив школы в соответствии с программой общеобразовательной школы.
Задачи профессиональной подготовки в школе − вооружить слабослышащих школьников системой знаний об основах современного производства, массовых профессиях, потребностях в них, правилах выбора профессии [2, с.14].
Профессиональная подготовка осуществляется в процессе школьной и внешкольной работы. Профессиональная подготовка осуществляется с учётом возрастных особенностей школьников. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности, для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние [7, с. 8].
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии − ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру, возможность общения, руководства другими людьми. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация − это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся; материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Для слабослышащих обучающихся по профессиональной подготовке на уроках, индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, и во внеурочное время можно провести:
- диалоги, связанные с профессией («Разговор с работодателем», «Я звоню по объявлению», «В парикмахерской», «В аптеке»);
- ролевые и деловые игры, связанные с профессией («У врача», «Давайте;
- познакомимся», «Торговля», «Предприятия бытового обслуживания»);
- беседы с приглашенными специалистами;
- организация экскурсий (на предприятия, в магазины, в банки, на почту);
- чтение литературы о профессии (Л. Олифирова «Кем хотите стать вы, дети?», Д.Бур «Профессии», А.Пиль «Пожарные», Пономарев Е., Пономарева Т. «История ремесел», «Профессии» (серия «Большая детская энциклопедия», Аванта+));
- пословицы, кроссворды, загадки, сценки, сочинения, творческие задания - все это о профессиях;
- беседы по профессиональной подготовке («Рынок труда», «Самые востребованные профессии», «Наше будущее», «Я нужен коллективу, коллектив нужен мне», «Пользуюсь ли я авторитетом?», «Трудовой договор», «Мои профессиональные перспективы». «Оформление на работу», «Коллектив и его проблемы») ставят цель выяснить интересы учащихся, их отношение к проблеме выбора профессии, мотивы, которыми они руководствуются в этом выборе. Беседы помогают определить степень зрелости, подготовленности ученика к профессиональному самоопределению, и наметить конкретные пути формирования у учащегося готовности, и сознательному выбору профессии.
Схема беседы с учащимися.
I.Профессиональные намерения учащегося.
- Что собирается делать после окончания школы:
а) учиться в ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);
б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).
- Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учёбы, работы?
- Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?
- Что советуют делать родители после окончания школы? Согласен ли учащийся с их мнением?
II. Интересы
1. Какие учебные интересы преобладают «любимые» и «нелюбимые» предметы.
2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?
З. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?
4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?
III. Склонности
- Какие склонности есть у учащегося (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учёбы время)?
- Есть ли склонности, связанные с выбором профессии?
- Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?
- Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается? [6, с.135]
- Анкетирование − наиболее распространенный метод изучения индивидуальных особенностей учащихся. Основная задача его − получить данные об интересах, профессиональных наблюдениях учащихся и по другим вопросам, интересующим педагогов [6, с. 149] .
IV. Способности
- Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?
- Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?
- Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?
- Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?
- Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?
- Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?
V. Личные качества
- Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?
- Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?
- Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?
- Занимается ли самовоспитанием?
- Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?
Проводя анкетирование, следует ставить вопросы таким образом, чтобы установить факты, а не только узнать мнения о них учащихся. Вопросы должны формироваться достаточно ясно и просто и предоставлять учащемуся возможность ответить на них конкретно.
Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути:
- литература для чтения;
- кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов;
- тема доклада в классе об избираемой профессии;
- встреча со специалистом;
- советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.
Используемые на занятиях задания способствуют формированию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют представления о мире профессий, воспитывают уважение к людям труда, развивают творческий потенциал учащихся.
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Основные требования к уровню подготовки воспитанников [3, с.211].
Воспитанники должны знать:
- о цели труда и его результатах;
- о характере и культуре труда;
- о правилах выбора профессии;
- какие профессии сегодня нужны обществу, какими профессиями могут овладеть воспитанники данной группы, учитывая ограниченные возможности здоровья;
- о том, что каждая профессия предъявляет свои специфические требования;
- о ряде качеств, необходимых человеку для выполнения любого труда:
Воспитанники должны уметь:
- определять, в каких профессиях преобладает труд сложный, простой, умственный, физический;
- сформировать собственную аргументированную позицию в самоопределении в отношении будущей профессии;
- правильно определиться в своих интересах, способностях, в ситуации на рынке труда;
Профессиональная подготовка в школе для слабослышащих детей, несомненно, в первую очередь призвана облегчить школьнику выбор дальнейшего направления в учебе. И проводится на протяжении всего обучения слабослышащего школьника. При выборе направления учёбы и предметов, которые школьник будет изучать, неизбежно встает вопрос не только о склонностях и способностях учащегося, но и о целесообразности прохождения того или иного предмета [4, с.33].
Таким образом, перечисленные методы и формы работы по профессиональной подготовке могут варьироваться, видоизменяться в процессе педагогического воздействия, приобретать конкретность. Четкое планирование работы по профессиональной подготовке, повышение качества проводимых мероприятий, сочетание в педагогическом воздействии разнообразных форм и методов этой работы, бесспорно, повысят эффективность профессиональной ориентации, а результаты этой работы будут видны по количеству поступивших учащихся в средние специальные учебные заведения или по количеству трудоустроившихся в разные отрасли [5, с. 293].
Литература
1. Абрамов, И.А. Модель системы высшего технического образования лиц с недостатками слуха: на примере Московского Государственного технического университета им.М.Э.Баумана/ И.А. Абрамов - М.: Автореферат дис,...канд.пед.наук, 1993. – С. 16-17. 2. Бухвалов, П.А., Воспитание личности в коллективе/ П.А. Бухвалов –М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – С. 10-18.
3. Девяткова, Т.А., Социально бытовая ориентировка/ Т.А. Девяткова – М.: 2005. – С. 211-288. 4. Климов, Е.А., Как выбирать профессию/ Е.А. Климов - М.:1984. – С. 31-42.
- Речицкая, Е.Г., Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2 вида /Д.Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е.Г.Речицкой – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – С. 290-295.
- Тутубалина, Н.В., Твоя будущая профессия/ Н.В. Тутубалина – Ростов-наДону: 2005. – С. 127-265.
- Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме/ Е.Д. Худенко
– М.: АРКТИ, 2007. – С.2-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как оформить документы (загранпаспорт) для учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида, с целью социализации в обществе.
Данный проект разработан с целью научить воспитанников правильному оформлению документов (загранпаспорта), которые им пригодятся в самостоятельной жизни....
ДОП -37 «Подготовка педагога к организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» по теме «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»
Тема «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»...
Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...
Адаптация подростков к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате "Навигацкая школа"
Участие педагога-психолога совместно с кадетом 8 "А" класса ГБОУ кадетской школы-интерната "Навигацкая школа - Шемякиным Никитой Борисовичем в VII международной научно-практической конференции "Девиац...
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....
педсовет ФГОС доклад - Внеурочная деятельность в ГБОУ РМЭ « Нартасская школа-интернат»
доклад на педсовете...
Открытый урок По профессионально-трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида 6 класс швейное дело.
Итоговый урок по теме: Юбки. Цель урока: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме «Юбки»...