Основные методики обучения технике чтения на уроках английского языка в начальной школе
материал

Методика раннего обучения чтению имеет многовековую историю.                                 В настоящее время в методической литературе мы встречаем огромный выбор методов, например, в зарубежной методике хорошо известны такие методы как: метод Г.  Домана, в котором дети, научившись читать определенный объем слов, сами выводят правила чтения; интерактивный метод Мура, где печатная машинка произносит звуки; метод самообучения Монтессори, согласно которому дети сами себя учат, а взрослые должны создать оптимальные для этого условия; алфавит Питмана, где английский алфавит расширен до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом и чтобы все слова читались так, как они пишутся, и по мере освоения чтения буквы заменяются на обычные, и другие методы. В отечественной методике, кроме вышеперечисленных, существуют так же метод Зайцева, который основан на складовом принципе чтения, когнитивно-коммуникативный метод, где обучение языку строится на фразеологизмах, и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Основные  методики обучения технике чтения на уроках английского языка в начальной школе

         Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения [11 с.63].

Методика раннего обучения чтению имеет многовековую историю.                                 В настоящее время в методической литературе мы встречаем огромный выбор методов, например, в зарубежной методике хорошо известны такие методы как: метод Г.  Домана, в котором дети, научившись читать определенный объем слов, сами выводят правила чтения; интерактивный метод Мура, где печатная машинка произносит звуки; метод самообучения Монтессори, согласно которому дети сами себя учат, а взрослые должны создать оптимальные для этого условия; алфавит Питмана, где английский алфавит расширен до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом и чтобы все слова читались так, как они пишутся, и по мере освоения чтения буквы заменяются на обычные, и другие методы. В отечественной методике, кроме вышеперечисленных, существуют так же метод Зайцева, который основан на складовом принципе чтения, когнитивно-коммуникативный метод, где обучение языку строится на фразеологизмах, и т.д.

В научной литературе можно встретить разные классификации методов обучения технике чтения. Российские методисты в основу своих методов обучения технике чтения ставят два основных типологических признака:

1) исходная языковая единица, которая лежит в основе обучения чтению (буква, звук, слово, предложение или текст);

2) вид ведущей когнитивной деятельности обучающихся (анализ, синтез).

Если в основе разработки методов обучения технике чтения лежит исходная языковая единица, то выделяются следующие методы обучения:

- буквенные;

- звуковые;

-слоговые методы;

-метод целых слов.

-синтетический;

-аналитико-синтетический .

В зарубежной методической литературе  методы обычно характеризуются только по критерию единицы обучения и среди них можно выделить следующие:

-The Alphabetic Method – алфавитный метод;

-The Phonic method – звуковой метод;

-The Look & Say Method – метод целых слов;

-The Sentence Method – метод целых предложений;

-The Whole Language Method – метод рассказа, созданный в рамках подхода«Язык как целое».[4]

 (ITA) Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменяются на обычные.

- метод целых слов (look and say method). Ученикам предлагают образ целого слова, в котором могут быть графически выделены изучаемая буква или буквосочетание, затем по аналогии предлагается прочитать другие слова. В России этот метод известен как метод Глена Домана.                                        - метод целых предложений (sentence method) представляет собой обучение чтению посредством коротких предложений, из которых выделяются сложные слова. Например, ученикам предлагается прочитать предложение и найти транскрипцию неизвестных слов в словаре;                        - метод рассказа (whole language method) предполагает прочтение учениками текста на определенную тему, из которого выделяются сложные для прочтения предложения, словосочетания, слова и определяются правила их чтения [28].                                                                                                - метод Мура. Дети знакомятся с буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать.                                         Как мы видим, российская и западная классификации методов обучения технике чтения, в основе которых лежит исходная языковая единица, практически совпадают.                                                                        В своей методике обучения иностранному языку на начальном этапе Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина предложили три метода обучения чтению на иностранном языке: метод целых слов, звуковой метод и метод целых предложений. Рассмотрим подробнее сущность каждого из этих методов.        Метод целых слов. Данный метод предполагает два основных пути обучения чтению. Согласно первому варианту сначала обучающимся предлагают образ целого слова, где изучаемая буква или сочетание букв графически выделено. Данное слово прочитывается, затем анализируется и обучающимся предлагается правило чтения буквы (сочетания букв). После чего обучающимся предлагается читать однотипные слова по аналогии. Для лучшего овладения и закреплением материала рекомендуется выделить изучаемую букву (сочетание букв) определенным цветом. Например, красным - гласные буквы (сочетания букв), синим – согласные буквы (сочетания букв).        Второй путь обучения технике чтения методом целых слов предполагает обучение чтению отдельных слов, систематизированных по правилам чтения, которые представлены выделенной буквой (сочетанием букв), звуком и ключевым словом. Обучающийся повторяет слова с изучаемыми буквой, звуком и т.п. за диктором.                                                                        Звуковой метод. Данный метод также предполагает два пути обучения технике чтения. Первый путь обучения подразумевает, что сначала обучающиеся изучают звуковую форму слов, транскрипцию (в качестве зрительной опоры) для изучения алфавита и правил чтения. На занятиях обучающимся предлагается читать знаки транскрипции и произношение слов по транскрипции. По мере изучения новых букв алфавита, обучающиеся изучают новые правила чтения гласных и согласных звуков. В отличие от метода целых слов, обучающихся обучают технике чтения вслух и про себя по разметке текста с повышающим и понижающим тоном, фразовым и логическим ударением и паузами. Второй путь обучения технике чтения звуковым методом представляет фонемно-графемный метод обучения. Он заключается в чтении целых слов. Сначала обучающиеся изучают в устной форме отдельные слова, одно из которых будет ключевым, а затем преподаватель выделяет в изученном слове первый звук и вводит соответствующую графему (букву). После хорошего усвоения всех графем преподаватель вводит целое слово.                                                                        Метод обучения чтению целыми предложениями является следующим обучением технике чтения. Данный метод заключается в том, что обучающимся предлагается читать короткие предложения, в которых выделены определенные слова. Алфавит и правила чтения обучающиеся изучают уже после того, как научатся читать короткие тексты. Совершенно очевидно, что выполнение многих действий в рамках данного метода построено на интуиции обучающихся. Этот метод обучения технике чтения можно использовать при обучении чтению на родном языке, когда обучающиеся уже умеют разговаривать на этом языке. При обучении же иностранному языку на основе данного метода потребуется достаточно большой вводный курс.                                                                        В настоящее время широкой популярностью пользуются два метода обучения технике чтения: метод целых слов и звуковой метод (или метод чтения с опорой на транскрипцию).                                                         Е. А. Ленской,  разделила методы на три группы: фонетические, глобальные и смешанные. Васильева Т.Г. частично видоизменила и дополнила выделив три общие группы методов.                                                                        - -Acoustic Methods – акустическиеметоды. Эти методы за единицу обучения принимают буквы и звуки.                                                                                - Global Methods – глобальные методы. К ним традиционно относят методы, принимающие за единицу обучения целые слова, предложения, тексты.                                                                                                        - Eclectic Methods – смешанные методы. Группа смешанных методов представлена сочетанием звуковых и глобальных методов в различном соотношении[4].                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения чтению на уроках английского языка младших школьников

распространение педагогического опыта на районном методическом объединении учителей иностранного языка...

Использование игр при обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе

Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Многие учителя сталкиваются с прооблемой - как научить учеников читать, и в то же время, поддержать интер...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Игра на уроках английского языка в начальной школе

Роль обучающих игр на уроках английского языка в начальной школе....

Мастер-класс «Технология создания и использования лэпбука для введения и закрепления новой лексики на уроках английского языка в начальной школе»

Подготовка выступления студентки Слизкой Анастасии на региональном этапе Всероссийской олимпиады , на заседании кафедры практической подготовки...