"Процедура оценивания студентов с разным уровнем обучаемости"
статья
В статье представлены результаты исследования уровня обучаемсотистудентов колледка и предложены способы коррекции процедуры оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsedura_otsenivaniya_studentov_s_raznym_urovnem_obuchaemosti.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Процедура оценивания студентов с разным уровнем обучаемости.
В настоящее время в связи с актуализацией задачи обеспечения качества образования функция оценивания, в целом, и учебной деятельности студентов, в частности, начинает приобретать новые смыслы и помещаться в иные контексты. Прежде всего, изменяется понимание рамочной цели, которую обслуживает процедура оценивания.
Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков, а прежде всего, рассматривается как критический анализ образовательного процесса, предполагающий, прежде всего более точное определение направлений улучшения. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Оценивание — это не фиксация итогов, а «точка» за которой следует новый виток развития, а стало быть, и повышение качества образования (или оценивание не столько «для фиксации», сколько «для улучшения»). Иными словами, «главная задача этой процедуры - улучшение качества работы преподавателя и через это достижение более широких целей - улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом» [1].
Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная обратная связь.
Обратная связь – это главный инструмент самопознания человека, формирования реалистичной системы представлений о себе.
К моменту обучения в колледже у студентов уже сложилось определенное отношение к своей учебной деятельности, которое они вполне в состоянии осознать и оценить как свою обучаемость.
Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.
Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности» [3, с. 12]. В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способом действий.
А.К. Маркова определяет обучаемость посредством терминов, обозначающих интеллектуальную деятельность, т.е. как «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» [2, с. 74].
В отличие от школьной обучаемости, обучаемость в колледже основывается не только на интеллектуальных показателях, но и на показателях личностных. К таким критериям можно отнести:
- Скорость и прочность обучения;
- Тщательность и добросовестность;
- Мотивация к учебной деятельности;
- Регуляция учебной деятельности;
- Когнитивная организация;
- Общая самооценка обучаемости.
Чем ниже оценивает себя студент тем, более вероятно возникновение проблем с обучением связанным с «западающими» характеристиками.
Диагностика студентов показала следующие результаты их самооценки по данным критериям обучаемости (рис. 1).
Рисунок 1. Результаты диагностики самооценки студентами обучаемости.
Как показали результаты диагностики, студенты испытывают трудности в скорости и прочности усвоения учебного материала, многие не владеют когнитивной организацией. Они не высоко оценили свою способность к тщательной и добросовестной учебной подготовке. Студентам сложно осуществлять саморегуляцию своей деятельности.
При этом по критерию общей самооценки обучаемости 45% студентов оценили свой уровень обучаемости как средний.
По данным результатам исследования были выявлены наиболее проблемные области обучаемости студентов и предложены способы коррекции процедуры оценивания (табл. 1).
Таблица 1. Способы коррекции процедуры оценивания в зависимости от выявленных проблем обучаемости.
Наиболее проблемные области обучаемости | Способы коррекции |
| Использование программы для студентов, дистанционных курсов, сопроводительных материалов, словесные очные формы взаимодействия. |
| Точное определение сроков, с опорой на решение студента, которые соблюдает и преподаватель. |
| Отбор, индивидуальные консультации, подача материала через личностную значимость, личное взаимодействие преподавателя со студентом. |
| Участие студентов в планировании, словесная поддержка, стимуляция, похвала, баллы за активность. |
| Нормализация режима, без д/з, самостоятельная работа разбита на крупные временные сроки. |
| Индивидуальные консультации, определение последовательности деятельности, начало выполнения на занятии, неотвратимость последствий. |
| Совместный подсчет баллов, промежуточный контроль. |
| Совместное обсуждение, комментирование, разбор, пометки. |
| Коррекция шаблона, использование проективных методик, самоанализ, тренинги личностного роста. |
| Не отправлять на коррекцию больше одного раза, четко указывать, что нужно изменить, приводить примеры. |
Важно понять, что обучаемость это – проблема соответствия индивидуальных особенностей учащегося предлагаемым стилю, темпу, требованиям, методам и формам. Зная субъективную картину обучаемости, у преподавателей появляется шанс повысить качество предлагаемых образовательных услуг.
Список литературы:
- Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление. 1999. № 1(8). С. 41-44.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000.
- Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогический контроль и оценивание студентов».
В статье: «Педагогический контроль и оценивание студентов» говорится о том, что контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.Возникнув на з...
Портфолио студентов как инновационное средство оценивания уровня сформиро-ванности компетенций выпускников
Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содер...
Статья "Представления о партнерстве студентов с разными акцентуациями характера"
В статье представлены результаты исследования влияния акцентуаций характера на представления о выборе будущего партнера для супружеских отношений, проведенного на выборке студентов и курсантов. Получе...
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматриваются следующие способы повышения мотивации на занятиях по иностранному языку у студентов СПО с низким уровнем языковой подготовки: решение ситуационных задач....
Задание разного уровня сложности по теме : «Системы уравнений в задачах на скорость».
Задание разного уровня сложности по теме : «Системы уравнений в задачах на скорость»....
Мониторинг уровней обучаемости, обученности и мотивации обучающихся
При организации образовательного процесса важное место занимает процесс диагностики и мониторинга таких показателей, как уровни обучаемости, обученности и мотивации обучающихся. Данная мет...
Организация работы по теме "Создание таблиц разного уровня сложности"
Практическое задание по созданию таблиц разного уровня сложности....