МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС С МЕТОДИКОЙ ТРЕНИРОВКИ И РУКОВОДСТВА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС С МЕТОДИКОЙ ТРЕНИРОВКИ И РУКОВОДСТВА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данные методические рекомендации предусматривают:
- изучение концептуальной сути теории настольного тенниса и его методологии;
- понимание сущности настольного тенниса, его функций и форм в обществе, тенденций развития;
- знание теории спортивно - соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований; системы подготовки спортсменов;
- понимание приоритетной роли отечественной системы спортивной подготовки, ее зарубежных модификаций;
- знание закономерностей спортивной тренировки теннисиста и уточнения на этой основе принципов ее построения;
- умение оптимизировать физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку спортсмена;
- понимание методологии и технологии выявления спортивной одаренности, прогнозирования спортивных достижений, программирования спортивной подготовки и практического управления процессом спортивного совершенствования с использованием современных научно-технических возможностей.
Цель рекомендаций: формирование у студентов целостного видения содержания учебной дисциплины, углубление теоретических знаний и совершенствование практических умений спортсмена и тренера по настольному теннису.
Задачи подготовки в рамках данных рекомендаций:
-способствовать развитию способностей будущего специалиста к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний;
-ориентировать подготовку выпускников на основе внедрения технологий направленных на создание благоприятных условий для дальнейшего формирования широкого спектра профессиональных навыков в спортивно-педагогической деятельности;
Принципы отбора содержания учебного материала обусловлены современными научными и образовательными задачами в области теории и методики настольного тенниса.
Программа по дисциплине (модулю) определяется соответствующей основной профессиональной образовательной программой подготовки по направлению 49.02.01 – «Физическая культура».
Приоритетными принципами отбора содержания для реализации программы являются принципы фундаментальности, целостности, интегративности и профессиональной направленности.
Содержание учебной дисциплины определяется материалом лекционных и практических занятий, а также материалом для самостоятельного изучения на основе принципа дополнения: практические занятия и самостоятельная работа не дублируют содержание лекций.
Основную информацию студенты получают на лекционных занятиях и в процессе работы с рекомендуемой литературой.
Материал, требующий дополнительно самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации, обсуждается на практических занятиях.
С целью формирования способностей свободной интерпретации изучаемого материала в содержание учебной дисциплины включаются типовые задачи и конкретные задания, требующие самостоятельного поиска способов решения педагогических задач в ходе преподавания настольного тенниса.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Основное внимание студента, изучающего настольный теннис с помощью данных рекомендаций, должно быть обращено на творческое осмысление его структурно-содержательных характеристик.
Исходя из принципа интеграции при формировании содержания учебных тем курса, в них включён дидактически адаптированный материал смежных учебных дисциплин, помогающий осознать естественнонаучные основы теории и методики настольного тенниса.
Студент должен творчески подойти к подготовке заданий, используя учебную, методическую и научную литературу, предлагаемую в данной программе. Для подготовки могут быть использованы аудио- и видеоматериалы по тематике занятий. Студент должен свободно владеть современными технологиями поиска учебной и научной информации по изучаемой тематике.
Студент должен стать разносторонне компетентным не только в современных достижениях теории и практики настольного тенниса, теории и практики физической культуры, но и в основах смежных областей знаний - психологии, физиологии и др. Он должен научиться владеть современной регистрирующей и анализирующей аппаратурой, узнать методы основных исследований. Уметь излагать в доступной форме учебный материал, связывать его с запросами своей будущей профессиональной деятельности, хорошо владеть речью.
В процессе подготовки и проведения самостоятельных и практических занятий студент может использовать различные наглядные средства. Следует на протяжении прохождения всей учебной дисциплины (модуля) консультироваться с преподавателем используя современные средства коммуникаций.
При подготовке к практическим занятиям рекомендуется шире использовать работы ведущих специалистов по проблеме физического воспитания, а также работы специалистов из смежных видов спортивных игр.
Студенты, занимающиеся по индивидуальным планам, требуют специального внимания, для них необходимы отдельные индивидуальные консультации.
Основные задачи, которые стоят перед студентами:
- самостоятельно изучить необходимый объем знаний об основах оптимизации физической, технической, тактической и психологической подготовки теннисистов разного пола, возраста и квалификации;
- самостоятельно сформировать представление о необходимости использования разнообразных форм занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных, индивидуально-психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной одаренности, состояния здоровья;
- вооружиться знаниями и умениями использования результатов исследования с целью повышения эффективности педагогических воздействий;
- научиться определению причин возникновения типичных ошибок у занимающихся, выбору приемов и средств их устранения, созданию условий самоанализа и самосовершенствования;
- выработать у себя, как у будущего специалиста необходимые прочные навыки оценивания уровня общей и специальной работоспособности теннисистов различной квалификации с помощью комплекса тестов и на их основе внесение коррективов в процесс подготовки спортсменов.
3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» ПРОГРАММЫ ПМ 02 «ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗУКЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»
Раздел «Настольный теннис» является частью профессионального модуля ПМ 02. Объём раздела составляет 41 час, из них 20 часов аудиторной учебной нагрузки и 7 часов практические занятии, Также предусмотрены 8 часов на внеаудиторную самостоятельную работу и 6 часов на подготовку реферата.
Содержание аудиторной нагрузки раздела «Настольный теннис» 3 курс 5 и 6 семестр 20 часов
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Лекция. История возникновения настольного тенниса. | 1 |
2 | Лекция. Возникновение настольного тенниса в России. | 1 |
3 | Лекция. Современные тенденции. | 1 |
4 | Контрольная работа №1 (тест) | 1 |
5 | Лекция. Педагогическая, психологическая, физиологическая, биомеханическая характеристики настольного тенниса. | 1 |
6 | Лекция. Роль настольного тенниса в профессионально-личностном развитии. | 1 |
7 | Контрольная работа №2 (тест) | 1 |
8 | Лекция. Классификация техники настольного тенниса. | 1 |
9 | Лекция. Основные понятия в настольном теннисе. | 1 |
10 | Лекция. Терминология и специальная терминология в настольном теннисе. | 1 |
11 | Контрольная работа №3 (тест) | 1 |
12 | Лекция. Техника безопасности при занятиях настольным теннисом. | 1 |
13 | Лекция. Техника игры и методика обучения. | 1 |
14 | Лекция. Основные стойки и хватки ракетки. Европейская и азиатская хватки. | 1 |
15 | Лекция. Подача — главный технический прием. Две части техники выполнения подачи: подброс мяча и сам удар. | 1 |
16 | Лекция. Подача «маятник» и «веер». | 1 |
17 | Лекция. «Топ-спин» - самый мощный и эффективный удар. Удары. Подрезка слева. Подрезка справа. | 1 |
18 | Лекция. Срезки. Срезка справа. Срезка слева | 1 |
19 | Лекция. Накаты. Накат слева. Накат справа. | 1 |
20 | Контрольная работа №4 (тест) | 1 |
Содержание практических занятий по данному разделу соответствует избранным темам раздела «Настольный теннис». В ходе практических занятий обучающиеся закрепляют знания, приобретённые на лекционных занятиях и формируют умения практической их реализации
Содержание практических занятий раздела «Настольный теннис» 3 курс 6 семестр 7 часов
№ | Содержание: | Количество часов |
1 | Проведение учебной игры в настольный теннис | 2 |
2 | Сдача технического норматива | 2 |
3 | Классификация соревнований. Турнирная система. | 1 |
4 | Оформление документации | 1 |
5 | Организация и проведение соревнований по настольному теннису среди учебных групп УОРа. | 1 |
Также предусмотрено 8 часов на внеаудиторную самостоятельную работу и 6 часов на подготовку реферата.
В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с теоретическими аспектами изучаемой дисциплины. Важным условием освоения теоретических знаний является изучение конспектов лекций. При этом внимательное отношение должно быть проявлено к точной регистрации научных определений и терминологии изучаемых явлений. В конспекты могут быть занесены схемы, графики, таблицы и рисунки, позволяющие полнее осветить изучаемые темы.
Материалы лекционного курса в процессе самостоятельной работы необходимо своевременно подкреплять и дополнять проработкой соответствующих разделов в учебниках, учебных пособиях, журналах и интернет ресурсах.
Закрепление и дополнительная проработка получаемых знаний проводится в ходе самостоятельной работы, которая проводится после чтения соответствующих разделов лекционного курса.
Самостоятельная работа предполагает активное участие студентов в обсуждении учебных вопросов текущей темы, в результате чего студенты должны понять теоретические основы материала данной темы, уяснить значение полученных сведений для их практической деятельности. При подготовке к практическим занятиям студентам следует использовать как основную, так и дополнительную литературу по изучаемой теме.
Самостоятельная работа при изучении учебной дисциплины включает:
- подготовку к практическим занятиям по изучаемым разделам, не включенным в лекционную часть курса;
- самостоятельное изучение таких разделов тем учебной программы, которые с содержательной точки зрения могут быть освоены студентами самостоятельно и которые имеют высокий уровень учебно-методического оснащения;
- самостоятельный поиск учебной информации с использованием компьютерных технологий;
- выполнение в течение семестра контрольных работ по темам лекционных занятий, которые в совокупности обеспечивают систематичность промежуточной аттестации студентов, с одной стороны, и организуют их самостоятельную работу, с другой;
Содержание самостоятельных внеаудиторных занятий раздела «Настольный теннис» 3 курс 5 и 6 семестр 14 часов
№ | Содержание: | Количество часов |
1 | Использование настольного тенниса в рекреационной деятельности. | 2 |
2 | Тактика игры в настольном теннисе. | 2 |
3 | Методика обучения в настольном теннисе. | 2 |
4 | Организация и проведение соревнований по настольному теннису | 2 |
5 | Реферат на тему по выбору: «История настольного тенниса», «Правила игры в настольный теннис», «Техника и тактика игры в настольный теннис» | 6 |
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА К ПРОВЕДЕНИЮ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Проверка качества усвоения знаний (текущий контроль) проводится в течение семестра, как в устной, так и в письменной форме.
В процессе освоения дисциплины студенты могут самостоятельно или под руководством преподавателя определить актуальность и перспективность той или иной научной проблемы или концепции в плане исследования ее в дальнейшей научно-исследовательской или профессиональной деятельности.
Собеседования и консультации, проводимые в процессе практических занятий, должны затрагивать вопросы проблемного характера, которые предлагаются студентам для самостоятельного изучения. В процессе этих занятий проводится проверка качества усвоения терминологического аппарата и степени освоения новейшей научной литературы.
Итогом аудиторной и самостоятельной работы студента по дисциплине является не просто усвоение некоторой суммы теоретических сведений, а творческое осмысление сущности проблемных направлений становления, развития и обучения настольному теннису, как виду спорта, а также участие студентов в выполнении реферативной работы по одной из актуальных проблем современного настольного тенниса.
Критерии оценивания устного опроса:
2 балла (неудовлетворительно) - ответ не дан;
3 балла (удовлетворительно) - дан недостаточно полный и развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщённые знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекций.
4 балла (хорошо) – дан ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки. Ответ структурирован, изложен литературным языком с использованием научных терминов. Допущены недочёты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.
5 баллов (отлично) – дан полный ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ структурирован, изложен литературным языком с использованием терминологии. Может быть допущено не более одного недочёта или неточности, исправленные студентом с помощью преподавателя.
Критерии оценивания реферата. Внеаудиторная работа.
В рамках текущего контроля студент осуществляет доклад на 5 – 10 минут, в рамках которого озвучивает основные положения выполненной работы. После чего по мере необходимости студенту могут быть заданы вопросы по теме реферата.
Рекомендации по оформлению рефератов.
Студент должен подобрать литературу по теме реферата (не менее 3 источников), проанализировать её и системно изложить результаты этого анализа. При этом не возбраняется излагать собственные умозаключения и делать выводы. Поощряется наличие в реферате рисунков и таблиц при наличии аргументированной интерпретации.
Содержание реферата должно включать в себя план, введение, несколько глав, заключение (выводы) и список литературы, изложенный строго по алфавиту и в соответствии с ГОСТом. Список литературы должен включать не менее 3 источников, с непосредственными ссылками в тексте реферата. В качестве обязательных информационных источников студенту рекомендуются интернет источники, а так же профильные журналы.
Работа представляется в печатном и электронном варианте на формате А-4. Объем работы – 15-20 страниц. Титульный лист контрольной работы должен содержать тему работы, курс, группу, фамилию, инициалы автора. В ходе соответствующей сессии студенту предоставляется возможность 10 минутного доклада по теме реферата, после чего преподаватель выставляет окончательную сумму баллов. При этом помимо оценки качества оформления работы, так же оценивается наличие собственных умозаключений, степень аргументации выводов, уровень и качество владения представляемого материала, наличие анализа современной литературы, стиль и язык изложения материала работы, уверенность и профессионализм при выступлении по теме. Реферат может быть так же представлен студентом в межсессионный период, в часы консультаций преподавателя.
Критерии оценки:
2 балла (неудовлетворительно) – реферат не написан;
3 балла (удовлетворительно) – тема раскрыта недостаточно, объем не соответствует уровню студента СПО
4 балла (хорошо) – тема раскрыта достаточно полно, объем работы соответствует уровню студента СПО, есть незначительные недочеты в оформлении;
5 баллов (отлично) – тема раскрыта полностью, объем работы соответствует уровню студента СПО, есть не более одного незначительные недочета в оформлении или нарекания по объему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Гуманитарный профиль.Для студентов очной формы обучения....
Конспект и презентация к уроку физкультуры. «Методический материал по спортивным играм. Настольный теннис»
Аннотация: По предмету физическая культура в раздел спортивные игры включены уроки по игре в настольный теннис. У игры в настольный теннис есть масса своих достоинств. Это спорт, поле...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент (по отраслям)" для специальности 38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 1)
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины "Менеджмент (по отраслям)" для специальности 38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 1)...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" для специальности 38.02.04 «Коммерция». Курс лекций (часть 2)
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент (по отраслям)" Курс лекций (часть 2)...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07 МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.04 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать...