МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.04 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
методическая разработка

Луценко Наталья Алексеевна

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке указаний преподаватель исходит из того, что часть курса может изучаться обучающимися самостоятельно. Цель данных методических указаний - помочь обучающимся усвоить знания, предусмотренные учебной программой.

Основное содержание дисциплины ЕН 02. «Экологические основы природопользования» определяется изучением обучающимся задач, структуры экологии и природопользования, виды антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_po_distsipline_zemliki_2017_god_nabora.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал)

федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

в пгт Советский

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

21.02.04 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

 Советский, 2017 г.

        Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «ЕН.02 Экологические основы природопользования» по специальности среднего профессионального образования 21.02.04 Землеустройство.

Организация-разработчик Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в пгт Советский

Разработчик:

Луценко Н.А., преподаватель

Методические рекомендации рекомендованы методической комиссией     социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин            Протокол № ___ от __________  

Председатель _______________ Куцюк Е.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании Методического совета

Протокол № _____ от «___» _______________ 20___ года.

Методист _______________ Д.Н. Красницкая

Содержание

Введение        3

  1. Организационно-методический раздел        3
  2. Результаты освоения дисциплины        3
  3. Содержание дисциплины        4
  4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины        9
  5. Методические указания обучающимся при изучении дисциплины        10

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке указаний преподаватель исходит из того, что часть курса может изучаться обучающимися самостоятельно. Цель данных методических указаний - помочь обучающимся усвоить знания, предусмотренные учебной программой.

Основное содержание дисциплины ЕН 02. «Экологические основы природопользования» определяется изучением обучающимся задач, структуры экологии и природопользования, виды антропогенного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, источниках, причинах, последствиях, пути решения.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Общие положения

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.04 Землеустройство.

Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: входит в математический и общий естественно - научный учебный цикл.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- готовить материалы для оценки экологического состояния среды;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- структуру биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды;

- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

подготовка сообщений, докладов

10

создание мультимедийных презентаций

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Раздел 1. Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности

Тема 1.1. Предмет и задачи учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Круг проблем экологии как одной из самых обширных биологических дисциплин. История возникновения экологии, фактологический материал и понятийный аппарат данной науки и перспективы развития экологии

Самостоятельная работа № 1 «Экологические кризисы и катастрофы. Современные проблемы социальной экологии. Экологические факторы»

Практическая работа № 1 «Составление схемы соподчинения взаимосвязей проблем экологии. Перспективы развития экологии»

Тема 1.2. Взаимодействие общества и природной среды в процессе жизнедеятельности человека

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы и диалектика этого взаимодействия. Основные закономерности и принципы природопользования. Усиление антропогенных воздействий на природную среду. Отрасли экономики, которые оказывают наиболее сильное негативное воздействие на окружающую среду и последствия этого взаимодействия. Понятие мониторинга окружающей среды

Самостоятельная работа № 2 «Отходы промышленного производства и их классификация. Понятие мониторинга окружающей среды. Основные закономерности и принципы природопользования»

Практическая работа № 2 «Проблемы рационального природопользования»

Практическая работа № 3 «Комплексное использование природных ресурсов Республики Крым»

Раздел 2. Рациональное использование и охрана природной среды

Тема 2.1. Полезные ископаемые РФ

Природные ресурсы и природоресурсный потенциал РФ и Республики Крым. Минерально-сырьевая база: углеводородное, минерально-строительное, горнотехническое и горнохимическое сырье. Перспективы развития и главные экологические проблемы. Охрана недр

Самостоятельная работа № 3 «Природные ресурсы Республики Крым»

Практическая работа № 4 «Ознакомление с минеральными ресурсами Республики Крым»

Тема 2.2. Водные ресурсы

Природная вода, ее круговорот и хозяйственное значение. Основные вещества загрязнители воды и их источники. Очистные сооружения и оборотное водоснабжение, способы очистки сточных вод. Большие и малые реки Республик Крым и проблема сохранения чистой воды

Самостоятельная работа № 4 «Реки Республики Крым. Строение очистных сооружений»

Практическая работа № 5 «Оценка вод Республики Крым»

Тема 2.3. Биологические ресурсы

Охрана растительного мира. Классификация, рациональное использование и воспроизводство лесов в России и Республики Крым. Охрана редких и вымирающих групп животных

Самостоятельная работа № 5 «Современное состояние флоры и фауны Республики Крым.

Редкие и исчезающие виды РФ»

Практическая работа № 6 «Особо охраняемые природные территории Республики Крым»

Тема 2.4. Земельные и почвенные ресурсы

Почва, её состав, строение и роль в круговороте веществ. Характеристика почв Республики Крым. Естественная и ускоренная эрозия, система мероприятий по защите земель от эрозии. Антропогенные ландшафты и особо охраняемые территории в РФ и Республики Крым

Самостоятельная работа № 6 «Система мероприятий по защите земель от эрозии»

Практическая работа № 7 «Изучение источников загрязнения почв исследуемой территории»

Тема 2.5. Атмосфера и ее охрана

Атмосфера, ее строение и баланс газов. Антропогенное воздействие на атмосферу в родственных отраслях промышленности. Основные мероприятия по охране воздуха. Чистота атмосферного воздуха в Республике Крым

Самостоятельная работа № 7 «Основные мероприятия по охране воздуха. Основные загрязнители воздуха Республики Крым»

Практическая работа № 8 «Чистота атмосферного воздуха. Выявления источников загрязнения атмосферного воздуха в Республики Крым»

Раздел 3. Хозяйственный механизм природопользования

Тема 3.1.  Правовые основы природоохранной политики

Природоохранные мероприятия. Основы рационального природопользования. Международное сотрудничество в деле охраны природы. перспективы экологического образования в Российской Федерации и Республики Крым

Самостоятельная работа № 8 «Общественные и государственные организации  по охране природы»

Практическая работа № 8 «Чистота атмосферного воздуха. Выявления источников загрязнения атмосферного воздуха в Республики Крым»

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники (ОИ):

1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования,- (для студентов СПО): учеб,-15-е изд.стереотип,- М: «Академия», 2014,- 240 с.

Дополнительные источники (ДИ):

  1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования: учеб. / Э.А. Арустамов, Н.В. Баркалова, И.В. Левакова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 320 с.: ил.Гальперин М.В Экологические основы природопользования: - М., «Форум», 2010
  2. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: учеб. / М.В. Гальперин. - М.: Форум; Инфра-М, 2002. - (Профессиональное образование)
  3. Трушина, Т.П. Экологические основы природопользования: учеб, для СПО / Т.П. Трушина. - Ростов-на/Д.: Феникс, 2007. - 414 с.: ил. - (Среднее профессиональное образование)

Интернет-ресурсы (И-Р):

  1. Единое окно [ Электронный ресурс] : сайт // Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/7p rubr=2.2.74,8. Дата обращения 25.08.2014.-Заглавие с экрана.
  2. Зеленая планета. Общероссийское общественное детское экологическое движение. [ Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: - http://www.greenplaneta.ru. Дата обращения 25.08.2014.-Заглавие с экрана.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины ведется с помощью методических указаний по организации самостоятельной работы обучающегося, фонда оценочных средств, литературы, рекомендованной для изучения, обучающимся желательно иметь у себя основные материалы из списка рекомендованной литературы.

В ходе учебы обучающийся обязан активно использовать все формы обучения - посещать лекции, получать консультации преподавателя и выполнять самостоятельную работу.

Процесс изучения дисциплины включает в себя:

  1. Работу под руководством преподавателя (лекции, консультации преподавателя по подготовке докладов, решению ситуаций, консультации преподавателя по вопросам, в которых обучающийся не смог разобраться самостоятельно, и консультация преподавателя перед дифференцированным зачетом).
  2. Самостоятельную работу обучающегося (проработка текстов лекций, самостоятельный поиск и изучение научной литературы, написание докладов, конспектов, рефератов, подготовку мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете, подготовка к зачету).

Обучающийся не имеет права пропускать занятия без уважительных причин. Пропуски занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время путем подготовки реферата и (или) устных ответов на вопросы преподавателя по соответствующей теме.

Пропуски практических занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время.

На теоретических занятиях излагаются и разъясняются основные понятия, темы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции обучающийся должен внимательно слушать и конспектировать материал.

Качество учебной работы обучающихся преподаватель может оценивать, выставляя в журнал текущие оценки, обучающийся имеет право ознакомиться с оценками.

Необходимо помнить, что все темы дисциплины выносятся на дифференцированный зачет.

Большое значение при изучении дисциплины имеет самостоятельная работа обучающегося. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен на лекциях, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Необходимо помнить, что преподаватель ограничен рамками учебного процесса, поэтому не может сообщить во время лекций весь объем накопленных знаний.

Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают обучающиеся, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к дифференцированному зачету. Опыт показывает, что уровень знаний у таких обучающихся, как правило, низок, знания недолговечны и не системны.

Для рациональной организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя, согласно графика. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся, установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить их по учебнику и (или) учебному пособию, придерживаясь рекомендаций преподавателя.

Для приобретения хороших знаний и высокой оценки по дисциплине обучающимся необходимо выполнять все виды работ своевременно в течение учебного года, поскольку итоговая оценка их деятельности складывается на основе знаний, полученных в процессе всего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ЕН.01. «Экологические основы природопользования»

  Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине ЕН.01. «Экологические основы природопользования» по специальности: 29.02.04 Конструиро...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по экологическим основам природопользования

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: -систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся для освоения общих и профессиональ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.07 МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Методические указания по изучению дисциплины ЕН 02. Экологические основы природопользования представляют собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих обучающимся оптимальным образом организовать...

Методические указания по подготовке к дифференцированному зачету по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования

Методические указания могуть быть использованы для подготовки обучающихся заочно по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)....

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ЕН.02 «Экологические основы природопользования»

Методические указания  по выполнению практических работ по учебной дисциплине ЕН.02 «Экологические основы природопользования» по специальности "Разработка и эксплуатация нефтяных...

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ по дисциплине ЕН.03 "Экологические основы природопользования"

Разработаны для обучающихся  по специальности: 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщенияСоставитель:Бахина Ирина Эдуардовна, преподаватель экологии  ОГАПОУ «БСК&r...