Повторение. Основные приемы решения систем уравнений
материал
Цель: повторить основные методы решения систем уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
06.04.2020g._gr._836_osnovnye_priemy_resheniya_sistem_uravneniy.docx | 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение. Основные приемы решения систем уравнений.
Цель: повторить основные методы решения систем уравнения.
Лекционный материал.
Решением системы называют числа, при подстановке которых в уравнения системы каждое уравнение становится верным числовым равенством. Решить систему уравнений – значит найти все её решения или установить, что система не имеет решения.
Основная идея решения систем уравнений состоит в постепенном переходе от одной системы к другой более простой, но равносильной заданной. Метод подстановки, метод алгебраического сложения и метод введения новых переменных абсолютно корректны с точки зрения равносильности. Если же в процессе решения системы использовались неравносильные преобразования ( возведение в квадрат обеих частей уравнения, умножение уравнений или преобразования, которые привели к расширению области определения какого-либо уравнения системы), то все найденные решения следует проверить подстановкой в исходную систему.
Рассмотрим теперь конкретные системы алгебраических уравнений и продемонстрируем различные методы их решений. Предварительно отметим, что, строго говоря, невозможно выделить один метод решения достаточно сложной системы, поскольку, как правило , последовательно задействуются различные приёмы. Но методически очень полезно в каждом примере выделить один метод, не заостряя внимания на других.
Основные методы решения систем уравнений.
1. Метод подстановки.
Системы уравнений появляются при решении задач, в которых неизвестной является не одна величина, а несколько. Это величины связаны определёнными зависимостями, которые записываются в виде уравнений.
Один из основных методов решения систем – метод подстановки.
а) Рассмотрим, например, систему двух уравнений с двумя неизвестными
х и у:
Часто удаётся одно уравнение преобразовать так, чтобы неизвестное явно выражалось как функция другого. Тогда, подставляя его во второе уравнение, получим уравнение с одним неизвестным.
б) Решим систему трёх уравнений с тремя неизвестными методом подстановки:
2. Метод алгебраического сложения.
а) Решим систему Умножим первое уравнение на 2 и складывая полученное уравнение со вторым, приходим к уравнению 22х=33, х=1,5. Подставив в любое уравнение значение х, получим у=-0,5.
б) Решим систему :
Умножая первое уравнение на 5, а второе на 7 и складывая полученные результаты, приходим к уравнению
Заметим, что пара чисел (0;0), являясь решением полученного уравнения, не удовлетворяет исходной системе. Поэтому подстановкой x=ty сводим уравнение к виду Разделив обе части на получим уравнение
Таким образом, исходная система равносильна совокупности систем:
Решая первую систему получим х=4, у=5 и х=-4, у=-5; решение второй – х=3у=х=-3у=
в) Решим систему :
Складывая почленно уравнения данной системы, получаем уравнение которое равносильно следующему (х+у-7)(х+у+7)=0.
Система равносильная исходной, распадается на две системы:
Совокупность этих систем равносильна исходной системе, т.е. каждое решение исходной системы является решением или системы (А), или системы (В) и всякое решение систем (А) и (В) есть решение исходной системы.
Система (А) приводится к виду
Отсюда ясно, что она имеет решение (4;3). Аналогично система (В) имеет решение (-4;-3). Объединив эти решения, находим все решения исходной системы.
Ответ: (4;3),(-4;-3).
г) Решим систему:
Обратим внимание на то, что левые части уравнений содержат одни и те же комбинации неизвестных. Поэтому целесообразно умножить уравнения на подходящие множители с тем, чтобы исключить из системы одно из неизвестных. Из системы исключим сложив второе уравнение с первым, умноженным на -3. В результате получим уравнение которое путём замены xy=t приведём к виду Очевидно, что Таким образом, исходная система распадается на системы:
В первом случае находим Если х=1, то у=2, а если х=-1, то у=-2.
Во втором случае, исключая у, получаем Поэтому вторая из двух последних систем не имеет действительных решений.
Ответ: (1;2), (-1;-2).
3. Метод введения новых переменных.
а) Решим систему : (А)
Полагая преобразуем систему к виду (Б)
Эта система равносильна каждой из следующих систем:
и
Квадратное уравнение имеет корни Значит система (Б) имеет решения: () и (;, а система (А) имеет решения (2;3) и (3;2).
Рассмотренная система состоит из симметрических уравнений (метод решения симметричных систем см.ниже).
б) Решим систему :
Воспользуемся методом введения новой переменной: z=
Тогда первое уравнение примет вид z + = 2. Решим его:
Возвращаясь к переменным х,у, получаем уравнение
Преобразуем его: 3х-2у=2х, х=2у.
Итак, первое уравнение данной системы заменим более простым х=2у, получим систему:
для решения которой используем метод подстановки, подставив первое уравнение во второе.
2
Соответственно получим: .
Т.к. в процессе решения системы использовался «ненадёжный» метод – возведение в квадрат обеих частей одного из уравнений, - найденные пары значений надо проверить подстановкой в заданную систему. Проверка показывает, что посторонних корней нет.
Ответ: (2;1), (1;
в) Решим систему: (А)
Преобразуем первое уравнение системы:
Введём новые неизвестные u=x+y, v=xy. После упрощения получим (Б)
Система (Б) равносильна каждой из следующих систем:
Последняя система имеет два решения:
Поэтому система (А) равносильна совокупности систем: и
Система (В) имеет решения (2;1) и (1;2); система (Г) решений не имеет.
Ответ: (2; 1), (1;.
г) Решим систему:
«Переделаем» данное разложение уравнений, записав систему в ином виде:
Пусть и учитывая, что запишем исходную систему иначе:
Отсюда и тогда
Таким образом, исходная система равносильная системе
Распадается на две линейные системы:
Ответ: (4; 3), (3;.
4. Метод использования графика.
Каждое из уравнений системы можно рассматривать как уравнение кривой. Поэтому решения системы двух уравнений с двумя неизвестными можно интерпретировать как координаты точек пересечения двух кривых.
5. Метод решения симметричных систем .
Система уравнений называется симметричной, если она составлена из выражений, симметричных относительно неизвестных:
,
3)
4)
5)
6)
7)
8)
Возьмём две буквы .
Два выражения – сумма u= и произведение v= являются основными симметричными выражениями относительно
Другие симметричные выражения можно так же выразить через u и v:
1)
2)
3)
Теорема Виета выражает основные симметричные выражения относительно корней квадратного уравнения
Любое выражение, симметричное относительно корней квадратного уравнения, можно выразить через его коэффициенты, не находя самих корней.
Можно сформулировать теорему, обратную теореме Виета: если числа удовлетворяют системе уравнений
то они являются корнями уравнения.
Симметричную систему можно упростить заменой симметричных выражений выражениями через сумму и произведений неизвестных.
а)Например, систему заменой можно привести к системе
Зная по теореме, обратной к теореме Виета, находим х и у из квадратного уравнения
Ответ:
Решение некоторых уравнений полезно сводить к решению симметричных систем.
б)Например, при решении линейной системы часто можно воспользоваться её симметрией:
Сложим все уравнения и получим 10
Теперь вычтем это уравнение из первого, из второго – предварительно умножив это уравнение на 2 и из третьего – предварительно умножив это уравнение на 3, получим:
Разность первой пары уравнений даёт 4
второго и третьего уравнений 4
Далее подстановкой в удобное уравнение находим
6.Метод обращения к одному из следствий.
а)Решить систему уравнений:
На первый взгляд кажется, что надо избавиться от дробей, приводя их к общему знаменателю. Однако этот приём не упрощает систему и не даёт возможность исключить одно из неизвестных. К успеху приводит почленное перемножение уравнений системы:
(
(
Введём новую переменную z=xy. Получим: (z-6)(z+24)= т.е. ху=8.
Это уравнение рассмотрим совместно с первым:
Теперь воспользуемся методом подстановки. Выразим из второго уравнения через и подставим полученное выражение вместо в первое уравнение:
После упрощений второе уравнение примет вид Его корни Но :
Итак, получили 2 решения: (4;2) и (-4;-2). Но поскольку в процессе решения системы применялся «ненадёжный» метод , найденные пары значений надо проверить подстановкой в заданную систему. Проверка показывает, что пары чисел (4;2) и (-4;-2) являются решениями исходной системы.
Ответ: (4;2) и (-4;-2).
б)Решить систему:
На первый взгляд кажется, что надо избавиться от дробей, приводя их к общему знаменателю. Однако этот приём не упрощает систему и не даёт возможность исключить одно из неизвестных. К успеху приводит почленное перемножение уравнений системы. В результате этой операции получаем уравнение которое вместе с первым уравнением образует систему, являющуюся следствием данной. Исключив из полученной системы, приходим к уравнению Его корни Соответствующие значения найдём из уравнения. Проверка показывает, что пары чисел (2;3) и (-2;-3) являются решениями исходной системы.
Ответ: (2;3) и (-2;-3).
в)Решить систему:
На первый взгляд кажется, что надо попытаться разложить левую часть уравнений на множители, применив метод группировки. Однако это очень сложно. К успеху приводит приём, состоящий в том, что одно из уравнений системы рассматривается как квадратное относительно х или у.
Представим первое уравнение системы как квадратное относительно х:
и запишем формулу для вычисления корней
Представим второе уравнение системы как квадратное относительно х:
и запишем формулу для вычисления корней
Следовательно, исходная система равносильна совокупности систем:
Первая из систем не имеет решения, другие системы имеют соответственно решения: (-2;0), (-3;3), (-4;2).
Ответ: (-2;0), (-3;3), (-4;2).
Методы решения иррациональных систем .
Системы иррациональных уравнений обычно сводят к системам рациональных уравнений с помощью операции возведения обеих частей уравнения в натуральную степень n. При этом следует иметь в виду, что если n- чётное число, то в результате этой операции получается уравнение, являющееся следствием исходного, т.е. среди его корней могут оказаться посторонние, поэтому необходимо сделать проверку. Но если n- нечётное число, то полученное уравнение равносильно исходному.
Но не следует торопиться «освобождаться от корней», применяя упомянутый метод. Он может оказаться неэффективен в начале решения, т.к. приводит к громоздким выражениям. Нужно присмотреться к системе и попытаться упростить её. Например: 1. Решим систему:
Сравнивая левые части уравнений системы, замечаем, что они представляют собой сопряжённые выражения. В таком случае следует воспользоваться приёмом почленного умножения уравнений. Осложнений не будет, т.к. После почленного умножения получаем у=16. Подставляя это значение в первое уравнение, получим . Возведя в квадрат обе части уравнения, получаем Снова возводим в квадрат обе части уравнения, приведя его к виду: , а у=16, то . Значит х=20.
В преобразованиях было дважды применено возведение обеих частей уравнения в чётную степень, т.е. дважды могли получить посторонние корни. Поэтому значения х=20 и у=16 следует проверить подстановкой в исходную систему.
Ответ: (20; 16).
2. Решить систему уравнений:
Воспользуемся методом введения новой переменной: z=
Тогда первое уравнение системы примет вид
Решим это уравнение:
Возвращаясь к переменной х, у, получаем уравнение
Решим это уравнение: 3х-2у=2х, х=2у, а это первое уравнение системы. Получили более простую систему уравнений:
Для решения которой используем метод подстановки, подставив первое уравнение во второе: ,
Получим
Т.к. в процессе решения системы использовался «ненадёжный» (с точки зрения равносильности ) метод – возведение в квадрат обеих частей одного из уравнений, - найденные значения надо проверить подстановкой в заданную систему. Проверка показывает, что посторонних корней нет.
Ответ: (2;1); (1;
Пять решений одной системы уравнений.
Математики считают, что полезнее решить одну задачу несколькими способами, чем несколько задач – одним. При поиске новых методов решения задачи иногда обнаруживается связь между разными разделами математики. Приведу один пример.
Решить систему уравнений:
1 способ. Выразим в 1 уравнении через , подставив полученное выражение во 2 уравнение и преобразовав его, получим:
(3)
Решим это уравнение как квадратное относительно
D=)= D при всех значениях
Следовательно уравнение (3) имеет решение только при D,т.е. при
Тогда =1. Подставляя найденные значения, находим
Ответ:
2 способ. Возводим первое уравнение в квадрат и вычтем второе, получим:
или xy + xz + yz=3=
- 2xy - 2xz - 2yz=0, или
3 способ. Рассмотрим геометрическую интерпретацию. Уравнение (1) описывает плоскость, пересекающую координатные оси в точках А(3;0;0), В(0;3;0) и С(0;0;3), а уравнение (2) – сферу с центром в начале координат и радиусом равным
Для выяснения того, что представляет собой пересечение сферы с плоскостью, нужно сравнить радиус сферы с расстоянием от её центра до плоскости. Расстояние от точки О до плоскости АВС можно найти, вычислив высоту ОD тетраэдра ОАВС, записав двумя способами объём тетраэдра
(4)
Треугольник АВС правильный, т.к. его стороны являются гипотенузами равных прямоугольных треугольников и равны 3 Тогда
Подставляя найденные значения в соотношение (4), получим, что т.е. радиус сферы в точности равен расстоянию от её центра до плоскости. Это означает, что плоскость касается сферы и исходная система имеет единственное решение, которое легко угадывается:
4 способ. Докажем, что система не имеет других решений. Введём другие переменные: a=x+1, b=y+1, c=z+1. Тогда уравнение примет вид a+b+c=0. (5) Преобразуем второе уравнение:
)=0.
С учётом соотношения (5) получим, что система имеет единственное нулевое решение, что влечёт за собой единственное решение в старых переменных.
5 способ. Рассмотрим случайную величину принимающую с равной вероятностью значения Тогда левые части уравнений исходной системы представляют собой соответственно 3М и 3М
МСледовательно М =М и дисперсия D =М- (М=0, т.е. =const и, значит,
Итак, одну и ту же задачу мы решили с помощью алгебры, геометрии и теории вероятностей!
Требования к отчетности:
- Ознакомиться с материалом, оформить лекцию в рабочую тетрадь (по примеру из каждого метода);
- Фотоотчет присылать на почту: vismyt89@mail.ru своевременно (подписывайте ФИО и номер группы), можно в ВКонтакте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по Алгебре Тема Приемы решение целых уравнений. Класс 9
В данной разработке рассмотрены приемы решения целых уранений: квадратных, биквадратных. возвратных уравнений....
24.03.2020г. гр.836 Повторение. Приемы решения рацион. уравнений и неравеств
Цель: обобщить опыт по решению рациональных уравнений разных видов, рассмотреть различные способы их решения, в том числе и нестандартные....
25.03.2020г. гр.836-1я пара Повторение. Основные приемы решения показательных уравнений
Цель: повторить общие подходы решения показательных уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать показательные уравнения...
25.03.2020г. гр.836-2я пара Повторение.Основные приемы решения показательных неравенств
Цель: повторить виды показательных неравенств; закрепить навыки и проверить умение решать показательные неравества, используя основные методы....
26.03.2020г. гр.836-1я пара Повторение. Основные приемы решения логарифмических уравнений
Цель: формирование знаний о разных способах решения логарифмических уравнений, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ....
26.03.2020г. гр.836-2я пара. Повторение.Основные приемы решения логарифмических неравенств.
Цель: формирование знаний о разных способах решения логарифмических неравенств, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ...
27.03.2020г. гр.836 Повторение. Основные приемы решения тригонометрических уравнений
Цель: изучить методы решения тригонометрических уравнений, исследовать применение их к решению уравнений повышенной сложности и задач различного содержания....