Здоровье человека как одна из высших ценностей
консультация
На сегодняшний день приоритетным направлением в дошкольном образовании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ondar_s.a._15_sad.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Здоровье человека как одна из высших ценностей»
То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому, на сегодняшний день приоритетным направлением в дошкольном образовании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, о формировании привычек здорового образа жизни, относятся к этому, как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе. В результате многие старшие дошкольники плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку, или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч. Серьёзной проблемой в последние годы становится малоподвижность детей. Они сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на занятиях в детском саду. Это плохо сказывается на физическом здоровье детей.
Необходимо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива ДОУ и родителей. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуру здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а приносяему пользу.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашем детском саду являются формирование, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через реализацию ряда педагогических мероприятий:
Совместные с родителями спортивные мероприятия - «День защитника отечества», веселые старты «Папа, мама, я -спортивная семья»
Индивидуальное консультирование родителей, «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» по интересующим их вопросам. Стенгазеты, фотовыставки, конкурсы: самый лучший спортивный уголок…
- 2). с педагогами проводим консультации, и дни здоровья, мастер-класс. «Игровая деятельность дошкольника»
- «Подвижные игры в режиме дня»
- «Создание условий для проведения игр и упражнений»
- «Игровые упражнения»
- «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
- «Как исправить осанку ребенку»
А также широко применяем систему здоровье сберегающих технологий:
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется мною через различные формы двигательной активности детей (Здоровье сберегающие технологии, используемые в нашей работе: ) Физкультурные занятия; Подвижные и спортивные игры; Утренняя гимнастика, Динамические паузы; Релаксация; Гимнастика для глаз; Пальчиковая гимнастика; Дыхательная гимнастика; Гимнастика пробуждения после сна; Ритмическая гимнастика; Бодрящая гимнастика, закаливание; Игровой самомассаж
Самомассаж – что это?
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно – образовательного процесса уже в младшем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений и является самомассаж. Как лечебное средство оно было известно еще в древности. При систематическом самомассаже усиливаются связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
Массаж позволяет синхронизировать и активизировать работу обоих полушарий мозга. Ведь еще В. А. Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими. Когда дети большую часть времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа – для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно – эмоционального напряжения в забавной игровой форме. (Презентация №1).
Ведь целью самомассажа является в первую очередь нормализация мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятия напряжения.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже. Под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков головного мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Он является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно – моторная комбинация, а также развитие речевой и творческих сфер.
Для того, чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запоминать стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации. Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это - гарантия успеха и коррекционной, и развивающей работы. (Видео №1 самомассаж с детьми в игровой форме, видео №2 шишкопад, видео № 3 )
Японская методика пальцевого массажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
- массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
- массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
• работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
• предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
• способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
• если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
«Лесенка»
- Я иду наверх (левую руку поставить перед собой в вертикальной плоскости, пальцы раздвинуть, указательным и большим пальцами правой руки массировать пальцы левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступенькам)
- Я спускаюсь вниз (указательным и большим пальцами правой руки «спускаться вниз» массируя пальцы.) повторить тоже и с другой рукой.
- «Наш друг - огород»
- Вырос у нас чесночок, (указательный)
- Перец, томат, кабачок, (средний)
- Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
- Лук и немножко горошка. (мизинец)
- Овощи мы собирали, (мизинец)
- Ими друзей угощали (безымянный)
- Квасили, ели, солили, (средний)
- С дачи домой увозили. (указательный)
- Прощай же на год, (большой палец левой руки)
- Наш друг - огород! (большой палец правой руки)
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
• вертеть в руках;
• щелкать по ним пальцами;
• «стрелять»;
• направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
Игра «Круг» стеклянными разноцветными шариками «марблс»
- Мелом или палочкой начертите окружность диаметром 3 м и по ее центру выложите шарики.
- Проведите считалочку кто первый будет стрелять, второй, третий итд…
- Игроки могут стрелять с любой точки вне окружности, выбивая шарики, находящиеся в круге. Количество выстрелов зависит от выбитых шариков. Если выбиваемый шарик не вылетает за круг, ход передается противнику. Выигрывает тот, у кого большее количество шариков.
- Выбитые шарики не должны закатываться обратно в круг.
3. Массаж грецкими орехами:
• катать два ореха между ладонями;
• один орех прокатывать между пальцами;
• удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
Можно использовать также шарик Су-Джок (шипы на поверхности, в соединении между половинками шарика рубцы, внутри шарика металлические колечки, которые можно примерять на все пальчики ребенка).
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю. (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем я прижму (соответственно)
4. Массаж шестигранными карандашами:
• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
- Массаж «четками» Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным (видео №4, подготовительная группа «Пчелки»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше»...
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше»...
Рабочая программа учебной практики ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение раздела МДК 01.01. Здоровый ребенок
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело – б...
«Здоровье человека – это главная ценность в жизни»
Классный час о здоровье подрастающего поколения...
Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды
Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот...
Здоровый человек и его окружение Лекция. 4. Рост и развитие человека
Лекция 4. Рост и развитие человекаПонятия: «рост» и «развитие».Основные закономерности роста и развитияКраткая характеристика стадий роста и...