21.03.2020г. гр.836 Решение задач на вычисление вероятности
материал
Цель: формирование умений решать задачи, используя классическую формулу вероятности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21.03.2020g._gr.836_reshenie_zadach_na_vychislenie_veroyatnosti.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Решение задач на вычисление вероятности»
Цель: формирование умений решать задачи, используя классическую формулу вероятности.
Теоретический материал
Классическое определение вероятности
Пример 1. Пусть в урне содержится 6 одинаковых шаров, причем 2 из них - красные, 3 - синие и 1 - белый. Какова возможность вынуть наудачу из урны цветной шар? Можно ли охарактеризовать эту возможность числом? Оказывается можно. Это число и называется вероятностью события А (появления цветного шара). Таким образом, вероятность есть число, характеризующее степень возможности появления события.
Каждый из возможных результатов испытания (в примере 4, испытание состоит в извлечении шара из урны) называется элементарным исходом.
Те элементарные исходы, в которых интересующее нас событие наступает, называются благоприятствующими этому событию. В примере 4 благоприятствуют событию А (появление цветного шара) 5 исходов.
События называются равновозможными, если есть основания считать, что не одно из них не является более возможным, чем другое.
Пример 2. Появление того или иного числа очков на брошенном игральном кубике – равновозможные события.
Вероятностью P(A) события А называют отношение числа благоприятствующих этому событию исходов к общему числу всех равновозможных несовместных элементарных исходов, образующих полную группу. Вероятность P(A) события А определяется по формуле
,
где m – число элементарных исходов, благоприятствующих A; n – число всех возможных элементарных исходов испытания.
В примере 4 всего элементарных исходов 6; из них 5 благоприятствуют событию А. Следовательно, вероятность того что взятый шар окажется цветным, равна P(A) = 5/6.
Пример 3. Определить вероятность выпадения нечётного числа очков на кости.
Решение. При бросании кости событие A – «выпало нечётное число очков» можно записать как подмножество {1, 3, 5} пространства исходов {1, 2, 3, 4, 5, 6} (рис. 1).
Рис. 1. Пространство исходов при бросании кости
Число всех равновозможных исходов n = 6, а число благоприятных событию A – m = 3. Следовательно,
Пример 4. В урне находится 7 шаров: 2 белых, 4 черных и 1 красный. Вынимается один шар наугад. Какова вероятность того, что вынутый шар будет чёрным?
Решение. Занумеруем шары. Пусть, например, шары с номерами 1 и 2 – белые, с номерами 3, 4, 5 и 6 – чёрные, а красному шару присвоим номер 7. Так как мы можем вынуть только один из семи шаров, то общее число равновозможных исходов равно семи (n = 7). Из них 4 исхода – появление шаров с номерами 3, 4, 5 и6 – приведут к тому, что вынутый шар будет чёрным (m = 4). Тем самым, вероятность события А, состоящего в появлении чёрного шара, равна
Вычислите вероятность того, что вынутый шар будет белым.
Пример 5. Вычислить вероятность выпадения в сумме 10 очков при бросании пары костей.
Решение. Рассмотрим все равновозможные исходы в результате бросания двух костей (их число равно 36 - рекомендуем записать в виде таблицы). Выпадение в сумме 10 очков (событие А) возможно в трёх случаях – 4 очка на первой кости и 6 на второй, 5 очков на первой и 5 на второй, 6 очков на первой и 4 на второй. Поэтому вероятность события А (выпадения в сумме 10 очков) равна
Пример 6. Из 60 вопросов, входящих в экзаменационные билеты, студент подготовил 50. Какова вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов?
Решение.
1) Обозначим событие А - «Вытянутый студентом билет состоит из подготовленных им билетов». Для вычисления вероятности появления данного события воспользуемся классическим определением вероятности события, согласно которому вероятность определяется по формуле:
где m – число исходов, при которых появляется событие А,
n – общее число элементарных несовместных равновозможных исходов.
2) Определим n. Общее число билетов определяется сочетанием по 2 из 60:
3) Количество билетов, вопросы которых студент знает, определяется сочетанием по 2 из 50:
4) Определим вероятность события А:
Ответ: Вероятность того, что взятый наудачу студентом билет, содержащий 2 вопроса, будет состоять из подготовленных им вопросов равна Р(А) = 0,69. То есть, если будет, например, 100 таких студентов, то 69 из них вытянут билеты, к вопросам которых они подготовлены.
Свойство 1. Вероятность достоверного события А равна единице: Р(А) = 1.
Свойство 2. Вероятность невозможного события А равна нулю: Р(А) = 0.
Свойство 3. Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей:
Пример 7. Так как вероятность выпадения 13 очков при бросании пары костей – невозможное событие, его вероятность равна нулю.
Классическое определение вероятности предполагает, что число элементарных исходов испытания конечно. На практике же часто встречаются испытания, число возможных исходов которых бесконечно. Кроме этого, часто невозможно представить результат испытания в виде совокупности элементарных событий. Еще труднее указать основания, позволяющие считать элементарные события равновозможными. По этой причине, наряду с классическим определением вероятности используют и другие определения, в частности статистическое определение.
Статистическое определение вероятности
Относительная частота наряду с вероятностью принадлежит к основным понятиям теории вероятностей.
Относительной частотой события А называют отношение числа испытаний, в которых событие появилось, к общему числу фактически произведенных испытаний:
,
где m – число появлений события А, n – общее число испытаний.
Классическая вероятность вычисляется до опыта, а относительная частота – после опыта.
Длительные наблюдения показали, что если в одинаковых условиях производят опыты, в каждом из которых число испытаний велико, то относительная частота обнаруживает свойство устойчивости. Это свойство состоит в том, что в различных опытах относительная частота изменяется мало (тем меньше, чем больше произведено испытаний), колеблясь около некоторого постоянного числа. Это постоянное число и есть вероятность появления события.
Таким образом, при достаточно большом количестве испытаний в качестве статистической вероятности события принимают относительную частоту или число, близкое к ней.
Пример 7. Естествоиспытатель К. Пирсон терпеливо подбрасывал монету и после каждого бросания не ленился записывать полученный результат. Проделав эту операцию 24 000 раз, он обнаружил, что герб выпадал в 12 012 случаях. Вычисляя относительную частоту выпадения герба, он получил ,
что практически равно 1/2.
Требования к отчетности:
- Конспектируем теоретический материал (только кажется, что много).
- Рассматриваем примеры внимательно!!!
- Присылаем фотоотчет на почту: vismyt89@mail.ru или в ВКонтакте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Mетодическое пособие по "Теории вероятностей и математической статистике". Примеры решения задач.
Методическая разработка...
Методические рекомендации к практическому занятию «Вычисление вероятности событий, связанных со случайной величиной, по заданному закону распределения этой величины»
Предлагается теория, разобран пример и даютсяф примеры для отработки навыков....
Конспект урока по теме: «Решение задач на вычисление площади параллелограмма и треугольника»
Конспект урока- практикума для 8 класса . Раздел : Площади плоских фигур"...
Решение задач на вычисление площади
Формирование навыка решения задач на вычисление площади....
Решение практических задач на определение вероятности события
Практическая работа "Решение практических задач на определение вероятности события"...
Решение задач на вычисление математического ожидания и дисперсии случайной величины.
Практическая работа "Решение задач на вычисление математического ожидания и дисперсии случайной величины. "...
Разработка урока «Решение задач на вычисление площади поверхности призмы"
Данный урок является уроком комплексного применения знаний на практике. Материал может быть использован при изучении темы"Площадь поверхности призмы", а также при подготовке к ЕГЭ. Разработк...