Статья на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья

Галина Юрьевна Эльзетинова

Указом Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с 2017 года по 2030 год» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Главные сквозные цифровые технологии, которые входят в Программу – это компоненты робототехники и сенсорики, нейротехнoлгии и искусственный интеллект и другие. Создание условий для подготовки кадров цифровой экономики являются основными целями образования. Сегодня младшие школьники с лёгкостью осваивают любую технику, умело пользуются смартфонами. Они без труда разберутся в новой компьютерной программе, правильно соединят проводки, подключат и нажмут нужные кнопки. Мы видим стремительные изменения во всем обществе, требующие от человека новых качеств. Это способность к инициативности, самостоятельности принятия решений, творческому мышлению. Перед образованием, а именно учителями, стоят задачи по формированию этих качеств. Как одно из активно развивающихся направлений современного общества, стремительное развитие получила Робототехника. Идёт активное внедрение учебных роботов в образовательный процесс школ, а именно внедрение конструктора LEGO.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Робототехника. Конструктор LEGO WeDo2993.34 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 037

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Эльзетинова Г.Ю.,

преподаватель,

Башантинский колледж имени Ф.Г.Попова (филиал) 

ФГБОУ ВО «КалмГУ им. Б. Б. Городовикова», Республика Калмыкия, г. Городовиковск

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО представляет собой образовательную деятельность, отличающуюся от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [5]. В начальной школе с помощью внеурочной деятельности  решаются такие задачи как:

 - уменьшение учебной нагрузки обучающихся;  

- создание условий для успешной адаптации младших школьников;

- учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- создание благоприятной среды для развития ребенка.

Во внеурочной деятельности содержатся пять основных направлений      развития личности:

- общеинтеллектуальное;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное;

- общекультурное;

- духовно-нравственное. 

Все они осуществляются в формах кружков, клубов, секций, экскурсий, соревнований, конференций, круглых столов, диспутов, волонтёрских движений, общественно полезных практик, олимпиад, школьных сообществ по интересам, научных и поисковых исследований.

Английский философ Френсис Бэкон сказал: «Время есть величайший из новаторов». Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.

Модернизация образования представляет собой усовершенствование всех звеньев образовательной деятельности в соответствии с требованиями современности.

В новых методических рекомендациях, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672, одной из главных новаций стала необходимость изменения методов организации внеурочной деятельности, которая взаимодействует со всеми видами деятельности обучающихся (кроме классно-урочной) и даёт возможность больше охватить ООП и направить на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов. Информатизация занимает важное место во внеурочной деятельности младших школьников. Она включает в себя методические приемы с помощью которых у детей формируются умения для поиска, анализа, и обработки информации, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Такие знания определяют актуальность информатизации внеурочной деятельности младших школьников и являются главной составляющей ФГОС НОО.

Указом Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации с 2017 года по 2030 год» утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Главные сквозные цифровые технологии, которые входят в Программу – это компоненты робототехники и сенсорики, нейротехнoлгии и искусственный интеллект и другие. Создание условий для подготовки кадров цифровой экономики являются основными целями образования.

Сегодня младшие школьники с лёгкостью осваивают любую технику, умело пользуются смартфонами. Они без труда разберутся в новой компьютерной программе, правильно соединят проводки, подключат и нажмут нужные кнопки. Мы видим стремительные изменения во всем обществе, требующие от человека новых качеств. Это способность к инициативности, самостоятельности принятия решений, творческому мышлению. Перед образованием, а именно учителями, стоят задачи по формированию этих качеств.

Как одно из активно развивающихся направлений современного общества, стремительное развитие получила Робототехника. Идёт активное внедрение учебных роботов в образовательный процесс школ, а именно внедрение конструктора LEGO [3].

Робототехника – увлекательное занятие в любом возрасте. Актуальность занятий LEGO обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах.

Детям заниматься и усваивать материал легче и доступнее, когда интересно. Во внеурочной деятельности познавательный интерес формируется разными способами: в виде игр, элементов занимательности, проблемных ситуаций и другими. Одним из таких способов во внеурочной деятельности является использование конструктора ЛЕГО.

На практических занятиях по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы (социально-педагогическая деятельность)» студенты 3 курса 231 группы специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Башантинского колледжа, будущие учителя начальных классов, занимаются разработкой и проведением внеурочных занятий по всем направлениям внеурочной деятельности с использованием набора Lego WeDo.

Разработанные занятия наши студенты планируют применять на производственных практиках с младшими школьниками в школах города и района.

Рисунок 1.   Практическое занятие со студентами по разработке внеурочного мероприятия с использованием конструктора LEGO.

Так же, на практических занятиях по междисциплинарному курсу конструктор Lego WeDo помогает нашим студентам в достижении огромного комплекса образовательных целей:

- логически мыслить и программировать заданное поведение модели;

- установить причинно-следственные связи;

- развить речевой запас и навыки общения при объяснении работы конструктора;

- строить трехмерные модели по двухмерным чертежам;

- проводить систематические наблюдения;

- анализировать результаты и поиски новых решений;

- экспериментировать в исследовании и оценивать влияния отдельных факторов;

- коллективно вырабатывать идеи и упорство при реализации некоторых из них;

- использовать таблицы для отображения и анализа данных;

- писать и воспроизводить сценарий с использованием модели для наглядности.

В своих отчётах студенты пишут о том, что использование конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в начальной школе так же может позволять формировать метапредметные умения:

- целеполагание: младшие школьники учатся ставить цель в начале занятия, удерживать её на протяжении всего урока и достигать результата;

- планирование: поставив перед собой цель, дети учатся работать по готовым инструкциям и по схемам, разработанным учителем;

- прогнозирование: обучающиеся учатся прогнозировать результаты своей деятельности выполняя одно и то же задание различными способами.

- контролировать: выполнив задание, дети получают готовую модель и могут самостоятельно проверить правильность её выполнения;

- корректировать: увидев недочёты в своей работе, младшие школьники имеют возможность исправить на любой стадии сборки модели. Дети учатся критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности одноклассников;

- оценивать: обучающиеся имеют возможность сравнивать свою модель с моделями окружающих и оценивать уровень выполнения своей работы (внешнюю эстетичность, функциональность, сложность, рациональность). Здесь же дети учатся объективно оценивать результат своей работы и работы одноклассников и сделать выводы об уровне своих знаний и умений;

- самоконтроль: сборка модели требует самообладания и терпения (вырабатываются навыки сотрудничества со взрослыми и одноклассниками в разных ситуациях, развиваются умения находить выходы из спорных ситуаций и не создавать конфликтов).

Составляя планы внеурочных мероприятий для младших школьников с применением конструктора Lego WeDo студенты закрепляют умения и навыки разработки и проведения внеурочных занятий по всем направлениям внеурочной деятельности, испытывают положительный интерес к изучаемому междисциплинарному курсу, воспитывают в себе любовь к выбранной профессии.

Внедрение единой системы обучения основам Робототехнике в начальной школе станет являться важным этапом развития технических навыков и умений младших школьников. Занятия с применением конструктора LEGO во внеурочной деятельности с младшими школьниками позволят привить им интерес к техническому творчеству, помогут учителям раскрыть таланты тех обучающихся, которые в последствие могут стать отличными технологами и инженерами. Поэтому введение образовательной Робототехники в школу будет огромным прогрессом в сторону начальной профориентации и первого инженерного образования.

Список использованных источников и литературы

        

  1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 
  2. LEGO®EducationWeDo 2.0 «Комплект учебных проектов» – 2016 г.
  3. Сайт “Робототехника”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russianrobotics.ru/ 
  4. Официальный сайт LEGO Education. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://education.lego.com/
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: стандарты http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...

Статья "Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"

Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — ...

Статья. Организация внеурочной деятельности младших школьников средствами литературной гостиной.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерны...