Мои инновационные открытия
статья
Данная статья посвящена методам и приемам работы на уроках русского языка в соответствии с ФГОС. Главной проблемой работы является поиск действенных методов и приемов, которые совершенствуют мыслительную способность обучающихся и позволят мыслить более продуктивно. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Целью данной работы является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Задачи, которые ставятся в данной статье: использовать приемы данной технологии, формировать навыки работы с информацией, воспитать личность. Главным результатом является продуктивная работа на уроках, сделать занятия более интересными, современными, новейшими, обучающиеся приобретают навыки и способность правильного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_innovatsionnye_otkrytiya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работая в качестве учителя русского языка и литературы на протяжении 11 лет, мне приходилось наблюдать снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы в школе. Соответственно, снижается грамотность обучающихся, их общая культура; речь у многих косноязычна, бедна, обучающиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Нередко приходилось видеть скучающие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Порой кажется, что такое пассивное отношение к предмету может быть следствием недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.
Вследствие выявленных мною проблем, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности обучающихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Все это привело меня к убеждению, что указанные проблемы обучающихся позволит решить использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМ) на уроках русского языка и литературы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит)[Кларин 2004:3-10] В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, групповых и коллективных способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе письма и чтения. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что обучающиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом, работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.
Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их работу.
Целью работы является развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т. е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся). Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяет создавать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей обучающихся.
Задачи, которые ставятся перед учителем: 1. Использовать приемы данной технологии для того, чтобы процесс обучения носил познавательный характер. 2. Формировать у обучающихся навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. 3. Помочь в воспитании личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.
Принципиально важно в технологии КМ выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Данную технологию я использую в своей работе третий год.
Стадия (фаза) вызова, в ходе которой обучающимися активизируются знания, связанные с определенной темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания, основанные на личном жизненном опыте обучающихся); в традиционном построении урока это очень близко этапу актуализации знаний.
Стадия (фаза) осмысления, в ходе которой обучающиеся знакомятся с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя; в традиционном построении урока это близко к этапу изучения новой темы.
Стадия (фаза) рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке; в традиционном построении урока это близко к этапу подведения итогов.
Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления [Вишнякова 2004:10]
Приёмы технологии развития критического мышления:
- Верные и неверные утверждения ("верите ли вы"), ключевые слова.
- Кластеры
- Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление обучающихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
" V " - уже знал
" + " – новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
- Эффективная лекция
Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".
- Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
- Дневники и бортовые журналы
Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
- Толстые и тонкие вопросы
- Таблицы
- Чтение с остановками
Работа с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности работы с ними.
- Работа в группах
- Дискуссии
- Письмо
Приём "Составление синквейна"
- Приёмы проведения рефлексии
Устная форма. "Двухрядный круглый стол" имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Письменная форма. Портфолио
- Стратегия "Fishbone"
Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
- Стратегия "РАФТ"
Социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
- Стратегия "6 шляп мышления"
На своих уроках я часто использую отдельные приемы ТРКМ. Одни из них - составление кластера, синквейна, дискуссия, инсерт, эффективная лекция.
Фрагмент урока литературы в 6 классе: «Защита человеческой личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский» (подготовка к домашнему сочинению).
II. Работа с текстом.
Мы определились в понятии «личность» нашего героя.
- Что мы знаем о жизни молодого Дубровского до приезда к отцу?
- Как отразилось на его судьбе известие о болезни отца? Какие действия он предпринял и почему?
- Что толкнуло Дубровского на преступление? Прав ли он в своем решении?
- Как относится автор к Дубровскому? Из чего это видно?
Вывод. Пушкин с большим сочувствием и благодушием относится к Дубровскому, он подчеркивает его благородство и независимость, желание бороться и защищать обиженных. Он критикует несправедливость высшего общества представленного Троекуровым, но скорее во всем виновата сама устаревшая система, дающая возможность совершаться несправедливости.
Задание-кластер
Все периоды жизни Владимира в соответствии с текстом, можно разделить на определенные периоды-кластеры:
«Детство Владимира» «Владимир и отец» «Владимир и Маша»
- Найдите в тексте описание черт характера, которые проявляются в герое на каждом этапе.
- Найдите ключевые понятия для каждого периода жизни героя.
Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям.
Также часто использую в своей работе на стадии вызова прием “веришь - не веришь”. Им можно вызывать аргументированные ответы по поводу проверки домашних ответов.
Кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материла, его осмысления. Например, на уроке русского языка после изучения темы «Простое и сложное предложение» перед проверкой домашнего задания задаю вопрос: «Веришь ли ты, что предложения: «Осень раздевает лес, студит воду».
«Прилетел аист весною», «По прозрачному небу бегут облака»,
«Ветер срывает одинокие листочки с деревьев», «Свистит сильная метель зимой», «На солнечных полянах краснеют гроздья рябины» являются сложными?» После этого вопроса следует ответ – доказательство.
Вывод: Таким образом, приемов ТРКМ очень много, благодаря чему уроки становятся насыщенными, интересными, непохожими, а работа обучающихся - деятельностной и эффективной, а значит и увлекательной. Апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу с уверенностью сказать, что она позволяет выйти на новый уровень знаний, увеличить качество мыслительной деятельности обучающихся.
Поэтому данные приёмы и технологию в целом я буду применять и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана
Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на ...
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"
2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...
Технологическая карта учебного занятия по МДК.05.02. Инновационная деятельность в социальной работе. Тема: Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе
Технологическая карта учебного занятия по теме "Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе" раскрывает характеристику факторов, препятствующих внедрению в организ...
Инновационная/экспериментальная деятельность. Инновационные средства обучения.
Инновационные средства обучения как составная часть материально-технического оснащения образовательного учреждения представляет собой совокупность предметов, которые...
Инструкция по разработке бизнес - проекта малого инновационного предприятия по дисциплине «Основы инновационного предпринимательства»
В данной методической разработке представлена краткая информация по разделу "Основы бизнес - планирования" , а также дана подробная информация по основным разделам бизнес планирования....
Методическая разработка По выполнению инновационных бизнес – проектов с применением дистанционных технологий по предмету: «Основы инновационного предпринимательства» Разработчик: Плешанова Виктория Юрьевна – преподаватель социально – экономического про
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21106051","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Доклад на студенческой научно-практической конференции."Инновационные технологии в медицине" «Шаг в будущее» - инновационные достижения восстановления зрения
Презентация доклада на студенческой научно-практической конференции."Инновационные технологии в медицине" «Шаг в будущее» - инновационные достижения восстановления зрения...