Занятие с элементами тренинга «Секреты гармонии в семье»
методическая разработка
Занятие с элементами тренинга «Секреты гармонии в семье», разработано для студентов. Приурочено ко дню семьи и направлено на формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в будущей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия с элементами тренинга, приуроченого ко дню семьи. | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга
«Секреты гармонии в семье»
Цель: формирование представления о гармоничных семейных отношений.
Задачи:
- формировать благоприятный эмоционально-психологический климат в семье;
- развивать эмпатию, ответственность, коммуникативные навыки;
- воспитывать культуру общения в семейных отношениях.
Оборудование и материалы: интерактивная доска и мультимедийное оборудование, компьютерная презентация к уроку.
Ход занятия
- Введение
- Организационный момент.
Добрый день, ребята, сегодня мы поговорим о взаимоотношениях в семье и о том, как сделать их более гармоничными.
- Актуальность темы, о истории и целях Всероссийского дня семьи.
Праздник Международный день семьи был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 20 сентября 1993 года. Международный день семьи был создан с целью привлечения внимания широкой общественности к проблемам семьи, которых сегодня существует большое количество.
Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем приме, о ком заботимся. Именно в семье мы учимся любви, заботе, уважению и ответственности.
- Игра «Джефф»
Однако, в современном мире меняется отношение к браку. Все больше людей выбирают вариант гражданского брака. В законодательстве обозначаемым как «сожительство», в точки зрения религии любых конфессий как «блуд» - грех, за который жестоко наказывали.
- Как вы относитесь к этому?
- Планируете ли вы в будущем вступать в брак со своим избранником (избранницей)?
Подойдите к табличке, которая соответствует вашей позиции (да, нет, не знаю)
Аргументируйте ответ.
- Основная часть
Юношеский возраст – это удивительная пора, на ряду с получением профессии, многие мечтают о встрече со своей второй половинкой, создании крепкой семьи, в которой бы царил мир и любовь.
Однако, у каждого свой уникальный опыт семейных отношений, у кого-то благоприятный, это отличный старт в будущее, у кого-то не очень, тогда остается лишь мечтать о дружной семье в своем будущем. У каждого свое представление об идеальной семье и порой они очень расходятся. Давайте пофантазируем и создадим обобщенный портрет идеальной семьи.
- Упр. «Потрет «идеальной» семьи» (фронтально, запись на доске ответов и обсуждение их и того, что может помешать в этом)
Обобщение написанного.
- Почему со временем многие жалуются, что их «половики» становятся совсем «не идеальными»?
- Мы ждем идеальности от своего партнера, а сами соответствуем ему ? Ведь работа над отношениями – это двухсторонний процесс.
- Дискуссия ««Идеальный» образ жены/мужа»
Делимся на 2 подгруппы. Парни составляют обобщенный образ «идеальной» жены, а девушки – мужа.
Обсуждение.
- Девушки, вы соответствуете данному образу?
- А вы, парни?
Часто, проблемы возникают из-за несоответствия ожиданий действительности. Но наши ожидания есть лишь у нас в голове, важно озвучивать их на этапе начала отношений, уметь договариваться и проговаривать свои чувства, если что-то пошло не так.
- В чем же секрет семейного счастья?
- Прослушайте аудиозапись притчи «О семье» (Александра Иваницкого) и ответьте на вопрос: в чем смысл семьи по-настоящему? В чем идея мира в семье?
Итак, чтобы мир да лад в семье сохранить, каждый ее член должен вносить свой вклад в сохранение и развитие отношений: разделять ответственность и обязательства, относиться друг к другу с любовью, заботой и уважением и помнить золотое правило морали: «Относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Послушайте пример обращения женщины к психотерапевту и постарайтесь понять, какова причина разлада в данной семье? Какое правило нарушено?
Пример (муж с женой у психотерапевта):
«Гневная жена привела мужа к психотерапевту и просит что-нибудь с делать с ним. Психотерапевт спрашивает: «Что беспокоит? В чем проблема?»
Ж.: Он меня не любит, не ценит, не уважает.
Пс. Как вы это поняли?
Ж.: Он когда приходит домой, то ест и смотрит телевизор, потом спит. На меня внимания не обращает.
Пс. А что делаете вы?
Ж.: Ругаюсь, называю его черствым и никчемным.
Пс. А он?
Ж.: А он отворачивается от меня, все чаще задерживается с работы, стал выпивать с друзьями. Я чувствую себя лишь прислугой.
Пс. А что бы вы хотели вместо этого?
Ж. Чтобы он пришел, поцеловал меня, поздоровался, вместе поели бы за столом и пообщались о том, как прошел день, а потом вместе бы пошли на диван смотреть телевизор. В общем, чтобы любил, ценил и уважал меня.
Пс. То есть, обвиняя его и обзывая вы ожидаете взамен любовь и нежность?
Подумайте об этом…»
- Итак, в чем вы видите причину разлада? Какое правило нарушено?
В данном примере жена нарушила золотое правило морали и получила ответную реакцию на свое поведение. Важно понимать, что нападая на другого человека, мы «заставляем» его защищаться или «убегать». Это на уровне инстинктов. Если в виде защиты могут быть агрессия, то в виде «ухода» - физический уход (не желание идти домой, задерживаться на работе, с друзьями, с кем комфортно, кто ценит и поддерживает) или «психологический»: в болезнь, в зависимость и т.д.
- Какие можно дать рекомендации в данной ситуации? (Чтобы до этого не доводить, важно поддерживать друг друга, ценить и уважать, интересоваться делами членов семьи, разделять увлечения, соответствовать своей классической роли в семье, а главное любить)
- Какие еще действия супруга могут спровоцировать разрыв отношений? (чрезмерная ревность)
Приведите примеры.
Попробуем прочувствовать ситуацию, используя технику символдрамы. То есть будем работать в своем воображении с символами. Предлагаю пофантазировать немного.
- Упр. «Прогулка хозяина (хозяйки) с собакой» (техника символдрамы)
(Закройте глаза и представьте себя в образе собаки. Какой вы породы? Окрасом? Характером? Представьте, что вы вышли на прогулку с хозяином. Дошли до специальной площадки, он отпустил вас с поводка. Кругом гуляют другие собаки. Что вам хочется сделать? Позвольте себе все! Что вы делаете? Что чувствуете? Но вот хозяин зовет вас: «Ко мне! К ноге! Рядом! Домой!» Что вы чувствуете? Что хочется? Как вы относитесь к хозяину в это время? А теперь возвращайтесь в свое тело, в этот кабинет, откройте глаза. Поделитесь впечатлениями.
Обсуждение.
- Можно ли перенести ощущения на реальные отношения?
- Как вы думаете, контроль партнера по общению может способствовать улучшению взаимоотношений?
- Какие выводы сделали?
Закончить урок хочется метафорой «Любовь – это как игра в мяч, если держать мяч только у себя, то игры в паре не получится». Нужно доверять партнеру, уважать его чувства, интересы, цели и тогда он будет дорожить вашим отношением и держаться за Вас, ведь «От добра, добра не ищут».
- Заключение
- Подведение итогов
- Итак, мы сегодня говорили о семейных отношениях, о преимуществах официального брака, ошибках, которые могут привести к разрыву и о том, на чем строятся крепкие семейные отношении.
Рефлексия
- Какие у Вас были чувства в ходе занятия?
- Какие моменты понравились, а какие не очень, и почему?
- Получили ли Вы удовольствие, выполняя задания?
- Было ли полезным участие в тренинге?
- Какие выводы для себя сделали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие с элементами тренинга "Активное и пассивное слушание"
Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания...
Занятие с элементами тренинга « Мы одна кадетская семья»
Сплочение вновь созданного кадетского коллектива (профильного класса) и построение эффективного командного взаимодействия.Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходит...
Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.
Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....
Проект занятия с элементами тренинга
Данный проект тренингового занятия иллюстрирует эффективность работы с обучающимися начального профессионального образования по моделированию процесса межличностного взаимодействия, отрабатыванию раз...
ЗАНЯТИЕ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ"
Данное занятие было проведено в рамках курса "Семейное воспитание" с воспитанниками детского дома. Целью данного занятия было дать воспитанникам представление о семье и её функциях, психологическом...
Разработка практического занятия с элементами проектной деятельности по дисциплине «Глобальные вычислительные сети» «РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ WWW»
Разработка практического занятия «Работа с информационно-поисковыми системами www» является необычной, т.к. в ней использованы элементы проектной деятельности.Первая часть занятия – защита проектной р...
Конспект занятие с элементами тренинга «Секреты радости»
С целью формирования ценностного отношения подростков к жизни, в Зверевском центре помощи детям на традиционном мероприятии «Ярмарка семейных традиций – 2019» было проведен...