Программа ОП 04. Основы дизайна и композиции и КТП.
рабочая программа
Программа учебной дисциплины «Основы дизайна и композиции» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.01.10. «Художник росписи по дереву», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 672, с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренных ФГОС СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа ОП 04. Основы дизайна и композиции. | 179 КБ |
КТП ОП 04. Основы дизайна и композиции. | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Сергиево - Посадский колледж»
Утверждена приказом директора ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» |
№ _______ от ___________________ |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ
г. Сергиев Посад
2019 г.
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | |
на заседании ЦК компьютерно - информационных, художественных и швейных технологий Протокол №_____ «____» __________ 2019 г. Председатель ЦК ____________ Е. Ю. Усова | Зам.директора по УМР «____» ___________ 2019 г. Председатель МС _____________ Н.В.Ильина |
Программа учебной дисциплины «Основы дизайна и композиции» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.01.10. «Художник росписи по дереву», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 672, с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренных ФГОС СПО.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж»
Автор-разработчик:
Галицына В. И., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.10. Художник росписи по дереву.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
- выдерживать соотношение размеров;
- соблюдать закономерности соподчинения элементов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
- принципы и законы композиции;
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;
- принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;
- свойства теплых и холодных тонов;
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, световые градации.
Обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Художник росписи по дереву должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Художник росписи по дереву должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПМ. 01. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи:
ПК 1.1. Выбирать материалы для художественной росписи по дереву.
ПК 1.2. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций росписи по дереву.
ПК 1.3. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления деревянных изделий с использованием сведений из истории орнамента.
ПМ. 02. Художественная роспись деревянных изделий:
ПК 2.1. Осуществлять выбор красителей для художественной росписи деревянных изделий.
ПК 2.2. Составлять цветовые растворы из готовых красителей (2-3 цвета).
ПК 2.3. Производить художественную роспись деревянных изделий с использованием различных техник и приемов художественной росписи дерева.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 100 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 100 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
внеаудиторной самостоятельной работы | 26 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 04. «Основы дизайна и композиции»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1. | Основы композиции | 1 | ||
Тема 1.1. Основные сведения о дизайне и композиции. | Содержание учебного материала | 16 | 1 | |
1 | Основные графические элементы в композиции. Основной закон композиции. Основные свойства композиции - выразительность, целостность, законченность, уравновешенность. Схемы построения простейших композиций. Два основных вида композиции в дизайне: плоскостная и объемно-пространственная. | 4 | ||
2 | Подобие. Силуэт и контур. Простые подобные геометрические фигуры. Значение силуэта и контура в композиции. | 4 | ||
3 | Равновесие. Простые геометрические фигуры. Соотношение форм между фигурами. Пропорции и масштаб. | 4 | ||
4 | Композиционный центр. Доминанта. Композиционная пауза. Варианты организации доминанты: сгущение элементов, контрастность форм, увеличение в размерах. Композиции с двумя композиционными центрами. | 4 | ||
Лабораторные работы | 1 | 2 | ||
1 | Изучить особенности материалов в композиции: черной темперы и черной гуаши. | |||
Практические занятия | 7 | 2 | ||
1 | Создать композицию из точек, имеющих заданное расположение на плоскости. | |||
2 | Создать композицию из линий разной толщины в квадрате. | |||
3 | Создать композицию на основе контраста пятна и линии. | |||
4 | Создать композицию в квадрате из подобных геометрических фигур. Контур. Силуэт. | |||
5 | Создать композицию в квадрате на равновесие по схемам, используя круг, квадрат, треугольник. | |||
6 | Создать композицию из геометрических элементов с выделенным композиционным центром. | |||
7 | Создать композицию из абстрактных элементов с композиционной паузой. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение композиций в графике (тушь, перо). Выполнение композиций на равновесие и подобие. Выполнение абстрактных композиций. Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | 10 | 2 | ||
Тема 1.2. Основные средства формальной композиции. | Содержание учебного материала | 16 | 1 | |
1 | Ритм и метр в композиции. Понятие ритма. Повторение и чередование в композиции. Ритмическая организация мотивов. | 2 | ||
2 | Понятие симметрии и асимметрии. Виды симметрии: зеркальная, центрально-осевая, подобия и т. д. Применение их в композиции. | 4 | ||
3 | Статика и динамика. Виды равновесия: статическое и динамическое. Расположение фигур в пространстве. | 4 | ||
4 | Хроматические и ахроматические цвета. Две основные группы цветов. Стилизация природных форм в графике. Понятие стилизации и стиля. Декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов и изменения формы. | 6 | ||
Лабораторные работы | 2 | 2 | ||
1 | Исследовать особенности ахроматической гаммы. | |||
2 | Изучение особенностей материалов в композиции. | |||
Практические занятия | 6 | 2 | ||
1 | Создать метрический ряд из геометрических элементов. | |||
2 | Создать симметричную композицию из геометрических элементов. | |||
3 | Создать композицию из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя. | |||
4 | Создать композицию их 5-7 геометрических фигур в движении. | |||
5 | Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного тонального контраста. | |||
6 | Зарисовка растения с натуры (копии). Выразить форму растения силуэтом. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение композиций в графике (тушь, перо). Выполнение ритмических и метрических композиций. Выполнение зарисовок растений и стилизация природных форм. Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | 5 | 2 | ||
Раздел 2. | Цветоведение и колористика. | 1 | ||
Тема 2.1. Выразительность формальной композиции. | Содержание учебного материала | 18 | 1 | |
1 | Цветовой круг. Определение понятия «цвет». Цветовой круг как замкнутый спектр. Круг И. Ньютона. Цветовые системы Матюшина и Шугуева. Основные и дополнительные цвета. | 4 | ||
2 | Декоративная стилизация в натюрморте. Натюрморт из фруктов. Заполнение декором. Сбор материала по теме. | 4 | ||
3 | Членение плоскости на части. Явление оверлеппинга и его роль в композиции. Свободное членение. | 4 | ||
4 | Декоративный натюрморт, ахроматическая гамма. Теплая и холодная гамма. Отрисовка деталей. Стилизация природных форм. | 6 | ||
Лабораторные работы | 1 | 2 | ||
1 | Исследование различных способов заполнения декором предметов в композиции. | |||
Практические занятия | 7 | 2 | ||
1 | Создать уравновешенную композицию из геометрических фигур, различных по величине и форме, используя основные цвета. | |||
2 | Создать композицию из изобразительных элементов, используя дополнительные цвета. | |||
3 | Создать композицию из изобразительных элементов в теплом колорите. | |||
4 | Создать композицию из изобразительных элементов в холодном колорите. | |||
5 | Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного цветового контраста. | |||
6 | Выполнить стилизацию растения с обобщением формы и отказом от деталей в цвете. | |||
7 | Выполнить декоративную стилизацию растения с насыщением его орнаментом. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение композиций в цвете. Выполнение композиций в теплой и холодной гамме, в контрасте и нюансе. Выполнение зарисовок и стилизации растений в цвете. Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | 11 | 2 | ||
Всего: | 74 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории:
- дизайна и композиции.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Дизайна и композиции»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- лампы дневного освещения (настольные);
Мультимедийная аппаратура:
- компьютеры, принтеры, сканеры, проектор, экран, ТВ, DVD плеер,
- программное обеспечение общего и профессионального назначения,
- комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. М., Академия, 2015.
Дополнительные источники:
1. Кильпе М. В. Композиция.- М., 2012.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция.- М., ВЛАДОС, 2011.
3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.
4. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. – М., 1965.
5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 2 - Основы живописи. Обнинск.: Титул, 1998. 80 с.
6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 3-Основы композиции. Обнинск.: Титул, 1998. 80 с.
7. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн.: Харвест, 1999. – 312 с.
Интернет-источники:
1. Справочник по ремеслам. URL: http://www.moscow-vernisage.com/main/spravka (дата обращения: 26.05 2018).
2. Основы композиции URL: https://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php (дата обращения: 28.08.2018).
- Основы дизайна: учебное пособие. /под ред. Т. А. Писаренко/
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302 (дата обращения: 28.08.2018).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | Формы контроля обучения: |
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна; | фронтальный контроль |
- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна; | индивидуальный контроль |
- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования; | промежуточный контроль |
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды; | тематический контроль |
- выдерживать соотношение размеров; | индивидуальный контроль |
- соблюдать закономерности соподчинения элементов. | итоговый контроль |
Знания | Методы оценки результатов обучения: |
- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды; | контрольная работа, устный опрос |
- принципы и законы композиции; | тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс; | лабораторные работы |
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.; | лабораторные работы |
- принципы создания симметричных и асимметричных композиций; | контрольная работа |
- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания; | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними; | лабораторные работы |
- свойства теплых и холодных тонов; | лабораторные работы |
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, световые градации. | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий; итоговое зачетное занятие. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской областиГ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
(наименование образовательной организации)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Панова С.Г.
«___»_____________201 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель: _Галицына Валентина Ивановна__________________________
(фамилия, имя, отчество)
Учебная дисциплина: ОП. 04. Основы дизайна и композиции______________ ______________________________________________________________________
(индекс, наименование учебной дисциплины)
Специальность (профессия): _54.01.10 Художник росписи по дереву______
(код, наименование специальности (профессии))
Составлен в соответствии с программой учебной дисциплины, утвержденной директором ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» (ФГОС 3+)
Группа:_ОД-93_______________________________________________
(шифр группы)
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии _компьютерно-информационных, художественных и швейных технологий___________
(наименование цикловой комиссии)
Протокол от « » 201 г. №
Председатель цикловой комиссии ___________
(подпись) (расшифровка подписи)
Объем учебной дисциплины и виды работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная Учебная нагрузка | Самостоятельна работа обучающегося | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) (для СПО) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 курс 2 семестр | 59 | 15 | 44 | 34 | - | 10 | - |
2 курс 3 семестр | 41 | 11 | 30 | 16 | - | 14 | - |
Всего | 100 | 26 | 74 | 50 | - | 24 | - |
Таблица 2
Содержание обучения по учебной дисциплине
№ занятия | Наименование разделов тем, занятий | Обязательная учебная нагрузка | Материально-техническая и информационное обеспечение обучения (№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в) | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | Календар ные сроки (понедельно) | |||
Кол-во часов | Виды занятия | Вид занятия | информационное обеспечение (№ позиций из таблиц 2б, 2в) | Кол-во часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Тема 1.1. Основные сведения о дизайне и композиции. | 18 ч. | 6 ч. | |||||||
1. | Определение дизайна. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 3, ОИ 1 | 30.03- 03.04 | ||||
2. | Краткая история дизайна. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, ОИ 1 | 30.03- 03.04 | ||||
3. | Современное развитие дизайна. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | 3, ОИ 1 | 30.03- 03.04 | ||||
4. | Основной закон композиции (2 работы). | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция. | 4, 5, ОИ 1, ОИ 3 | 06.04- 10.04 | ||||
5. | Точка, линия, пятно – основные графические элементы в композиции. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция. | 3, 5, ОИ 1, ОИ 3 | Доделать композицию из точек в квадрате. | ОИ 1, ДИ 1 Стр. 3-5 | 1 | Индивидуальная работа | 06.04- 10.04 |
6. | Композиция из точек (квадрат 6*6 (6 вариантов), формат А4, | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок - лекция | 4, 5, ОИ 2 | Выполнить композицию в графике (тушь, перо). | ОИ 2, ДИ 1 Стр.103-108 | 1 | Практическая работа | 06.04- 10.04 |
7. | Композиция из линий разной толщины в квадрате 6*6 (6 вариантов). | 1 | Урок практических работ | 4, 5, ОИ 2 | 13.04- 17.04 | ||||
8. | Подобие. Простые геометрические фигуры. (1 работа) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, 5, ОИ 2 | 13.04- 17.04 | ||||
9. | Композиция из подобных фигур . | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок -лекция | 3,5, ОИ 2 | 13.04- 17.04 | ||||
10. | Силуэт и контур. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 4, 6, ОИ 2 | 20.04- 24.04 | ||||
11. | Композиция из подобных фигур – Контур. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | Повторить по конспекту, подготовка к контрольной работе. | ОИ 3, ДИ 3 Стр.6-8 | 1 | Индивидуальная работа | 20.04- 24.04 |
12. | Равновесие. Простые геометрические фигуры. (4 работы) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3,4, ОИ 1 | Выполнить композицию на равновесие и подобие. | ОИ 3, ДИ 3 Стр. 8-10 | 1 | Проверочная работа | 20.04- 24.04 |
13. | Композиционный центр. Доминанта. Варианты организации доминанты: сгущение элементов, контрастность форм, увеличение в размерах. | 1 | Урок с использованием учебного кинофильма. | 2, 4, ОИ 2, ОИ 3 | 27.04- 01.05 | ||||
14. | Композиционная пауза. | 1 | Комбинированный урок. Урок -лекция | 4, 5, ОИ 1, ОИ 2 | Выполнить абстрактную композицию. | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 2 | 1 | Индивидуальная работа | 27.04- 01.05 |
15. | Композиция с двумя композиционными центрам. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок -лекция | 4, 5, ОИ 1, ОИ 2 | Выполнить абстрактную композицию. | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 2 | 1 | Индивидуальная работа | 27.04- 01.05 |
16. | Композиция из букв своих инициалов (ФИО) | 1 | Урок практических работ | 4,5, ОИ 1 | 04.05- 08.05 | ||||
17. | Изучение особенностей материалов | 1 | Урок практических работ | 1, 5, ОИ 1 | 04.05- 08.05 | ||||
18. | Карандаши, маркер, тушь. | 1 | Урок практических работ | 1, 5, ОИ 1 | 04.05- 08.05 | ||||
Тема 1.2. Основные средства формальной композиции. | 33 ч. | 10 ч. | |||||||
19. | Ритм и метр в композиции. (1 работа) | 1 | Урок с использованием учебного кинофильма. | 2 ОИ 2 | 11.05- 15.05 | ||||
20. | Метрический ряд из геометрических элементов в полосе. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 5, ОИ 2 | Создать метрический ряд из простых фигур. | ОИ 3, ДИ 4 Стр. 20-21 | 1 | Индивидуальная работа | 11.05- 15.05 |
21. | Понятие ритма. Повторение и чередование в композиции. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 1, 5, ОИ 2 | 11.05- 15.05 | ||||
22. | Понятие симметрии и асимметрии. (1 работа). | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 5, ОИ 1 | 18.05- 22.05 | ||||
23. | Композиция на симметрию, асимметрию, дисиметрию. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 5, ОИ 1 | 18.05- 22.05 | ||||
24. | Применение симметрии в композиции. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 2, 5, ОИ 1 | 18.05- 22.05 | ||||
25. | Копирование симметричных композиций. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок –лекция работ | 4, 6, ОИ 1 | Создать симметричную композицию в круге. | ОИ 1, ДИ 5 Стр.29-32 | 1 | Проверочная работа – коллективный просмотр | 18.05- 22.05 |
26. | Статика и динамика. (1 работа) | 1 | Урок с использованием учебного кинофильма | 2, ОИ 1 | 25.05- 29.05 | ||||
27. | Композиция из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя (в квадрате 15*15.) | 1 | Урок практических работ | 4, 5, ОИ 2, ОИ 3 | 25.05- 29.05 | ||||
28. | Композиция из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя (в квадрате 15*15.) | 1 | Урок практических работ | 4, 5, ОИ 2, ОИ 3 | Составить доклад: «Динамичная композиция». | ОИ 1, ДИ 5 Стр. 23-24 | 1 | Индивидуальная работа | 25.05- 29.05 |
29. | Виды равновесия: статическое и динамическое. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | Создать статичную композиция в полосе. | ОИ 1, ДИ 5 Стр. 23-24 | 1 | Письменный опрос | 25.05- 29.05 |
30. | Анализ работ известных художников на динамику и статику. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | 01.06- 05.06 | ||||
31. | Расположение фигур в пространстве. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4. 5, ОИ 1 | 01.06- 05.06 | ||||
32. | Тон. Хроматические и ахроматические цвета. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-беседа | 2, 6, ОИ 1, ОИ 2 | 01.06- 05.06 | ||||
33. | Композиция на тему «Утро, день, вечер» . | 1 | Комбинированный урок. Урок -лекция | 2, 3, 4, ОИ 1, ОИ 2 | Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гаммев квадрате | ОИ 3, ДИ 3 Стр. 54-56 | 1 | Самостоятельная работа | 08.06- 12.06 |
34. | Композиция на тему «Утро, день, вечер» в ахроматической гамме. (Отрисовка деталей.). | 1 | Урок практических работ | 2, 3, 4, ОИ 2 | Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гамме. | ОИ 3, ДИ 3 Стр. 54-56 | 1 | Индивидуальная работа | 08.06- 12.06 |
35. | Композиция на тему «Утро, день, вечер» в ахроматической гамме. (Чистовой вариант.) | 1 | Урок практических работ | 4, ОИ 2, ОИ 3 | Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гамме. | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Практическая работа | 08.06- 12.06 |
36. | Композиция на тему «Буква-образ». | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 6, ОИ 1 | 15.06- 19.06 | ||||
37. | Светлота – одно из основных свойств цвета. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | 15.06- 19.06 | ||||
38. | Контрольная работа | 1 | Урок контрольных учета и оценки знаний, умений и навыков | 6, ОИ 1 | 15.06- 19.06 | ||||
39. | Стилизация природных форм в графике. (3 работы). | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 6, ОИ 2 | 22.06- 26.06 | ||||
40. | Зарисовка растения с натуры. (Копии садовых и полевых цветов.) | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4, 6, ОИ 2 | 22.06- 26.06 | ||||
41. | Понятие стилизации и стиля. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 6, ОИ 2 | Выполнить композицию в графике (тушь, перо). | ОИ 3, ДИ 1 Стр. 91-94 | 1 | Письменный опрос | 22.06- 26.06 |
42. | Стилизация растения. Линии и точки. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 4, ОИ 2 | Выполнить зарисовки растений и природных форм. | ОИ 1, ОИ 2 | 1 | Проверочная работа | 22.06- 26.06 |
43. | Стилизация растения. Линии и точки. (Чистовой вариант). | 1 | Урок практических работ | 4, ОИ 1, ОИ 3 | 29.06- 30.06 | ||||
44. | Форма растения. Силуэт. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 5, 6, ОИ 1 | 29.06- 30.06 | ||||
45. | Форма растения. Контур. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция | 3, 6, ОИ 1 | 01.09- 04.09 | ||||
46. | Декоративное обобщение изображаемых объектов. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция | 3, 6, ОИ 2 | Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | ОИ 3, ДИ 1 Стр. 94-106 | 1 | Проверочная работа - просмотр работ | 01.09- 04.09 |
47. | Стилизация растения с насыщением его декором. | 1 | Урок практических работ | 6, ОИ 2 | 07.09- 11.09 | ||||
48. | Стилизация растения с насыщением его декором. Чистовой вариант. | 1 | Урок практических работ | 6, ОИ 2 | 07.09- 11.09 | ||||
49. | Стилизация растения с насыщением его декором | 1 | Урок практических работ | 6, ОИ 2 | 14.09- 18.09 | ||||
50. | Сравнительный анализ разных видов стилизации. | 1 | Урок практических работ | 3, 4 ,6 ОИ 1, ОИ 3 | 14.09- 18.09 | ||||
51. | Повторение по теме «Стилизация» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 3, 4 ,6 ОИ 1, ОИ 3 | 21.09- 25.09 | ||||
Тема 2.1. Выразительность формальной композиции. (10 работ) | 23 ч. | 10 ч. | |||||||
Цветовые отношения в композиции. | 6 ч. | ||||||||
52 | Цветовой круг. Определение понятия «цвет». Цветовой круг как замкнутый спектр. Круг И. Ньютона. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 2, ОИ 1 | 21.09- 25.09 | ||||
53 | Цветовые системы (Матюшина и Шугуевая) (правило треугольника) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 6, ОИ 1 | Составить конспект по теме | ОИ 1 Стр. 65- 68 (2) | 1 | Устный опрос | 28.09- 02.10 |
54 | Основные и дополнительные цвета. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 3, ОИ 1 | 28.09- 02.10 | ||||
55 | Композиция из изобразительных элементов в квадрате. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 3, 4, ОИ 2 | Сделать копии растений с образцов. | ОИ 1 Стр. 65- 68 (2) | 1 | Письменный опрос | 05.10- 09.10 |
56 | Исследование способов заполнения декором предметов в композиции. | 1 | Урок практических работ | 3, 4, ОИ 2 | 05.10- 09.10 | ||||
57 | Исследование способов заполнение декором предметов в композиции. | 1 | Урок практических работ | 3,4, ОИ 2, ОИ 3 | 12.10- 16.10 | ||||
Членение плоскости на части. | 5 ч. | ||||||||
58 | Членение плоскости на части. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 2, ОИ 1 | 12.10- 16.10 | ||||
59 | Явление оверлеппинга. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 4, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Устный опрос | 19.10- 23.10 |
60 | Композиция в квадрате. Свободное членение. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 4, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Самостоятельная работа | 19.10- 23.10 |
61 | Композиция в квадрате. Свободное членение. | 1 | Урок практических работ | 5, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Индивидуальная работа | 26.10- 30.10 |
62 | Свободное членение. Чистовой вариант. | 1 | Урок практических работ | 3, 5, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2 | 1 | Проверочная работа-просмотр работ | 26.10- 30.10 |
Декоративный натюрморт. | 12 ч. | ||||||||
63 | Декоративный натюрморт, (членение плоскости) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, 4, ОИ 2 | 02.11-06.11 | ||||
64 | Декоративный натюрморт, оверлеппинг. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, 4, ОИ 2 | 02.11-06.11 | ||||
65 | Декоративный натюрморт из фруктов. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок -лекция | 3, 4, ОИ 2 | Составить конспект по теме | ОИ 1 Стр.154 (2) | 1 | Устный опрос | 09.11-13.11 |
66 | Декоративный натюрморт, теплая гамма. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция | 4, 6, ОИ 2, ОИ 3 | . | 09.11-13.11 | |||
67 | Декоративный натюрморт, теплая гамма. Детали. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1, ОИ 2 | Сделать натюрморт в черно-белой графике | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 6 | 1 | Самостоятельная работа | 16.11-20.11 |
68 | Декоративный натюрморт. Передача фактуры. | 1 | Урок практических работ | 4.6 ОИ 1, ОИ 2 | Сделать натюрморт в черно-белой графике | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 6 | 1 | Индивидуальная работа | 16.11-20.11 |
69 | Декоративный натюрморт, Эскиз. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | Сделать натюрморт в черно-белой графике | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 6 | 1 | Практическая работа | 23.11-27.11 |
70 | Декоративный натюрморт, теплая гамма. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | 23.11-27.11 | ||||
71 | Декоративный натюрморт, Отрисовка деталей. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | 30.11- 04.12 | ||||
72 | Завершение работы | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | 30.11- 04.12 | ||||
73 | Подведение итогов по теме «Декоративный натюрморт». | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | 07.12- 11.12 | ||||
74 | Дифференцированный зачет | 1 | 5, ОИ 1 | 07.12- 11.12 |
Таблица 2а
Материально-техническое обеспечение обучения
№ п/п | Материально- техническое обеспечение обучения | |
1 | 2 | 3 |
1 | В-1. | Авторская видео презентация «Дизайн», «Симметрия», «Хроматические и ахроматические цвета». |
2 | В-2. | Видео фильмы: «Композиция», «Ритм в композиции», «Статика и динамика», «Цветовой круг», «Членение плоскости на части», «Контраст и нюанс», «Породы деревьев» |
3 | Ф-1 | Фотографии и репродукции фото по темам |
4 | О-1 | Образцы композиций из точек, линий, подобных фигур, раздаточный материал |
5 | Т-1 | Методическая таблица «Подобные фигуры», «Композиционный центр», «Виды симметрии», «Силуэт и контур». |
6 | П-1 | Плакаты: «Цветовой круг», «Правило треугольника», «Теплая цветовая гамма», «Холодная цветовая гамма» |
Таблица 2б
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. | Беляева С.Е. | М., Академия, 2015. (25 шт.) |
ОИ 2 | Композиция. | Кильпе. М.В. | М., 2016. (1 шт.) |
ОИ 3 | Декоративная композиция. | Логвиненко. Г.М. | М., ВЛАДОС, 2015 (1 шт.) |
Таблица 2в
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Образность в искусстве | Лейзеров Н.Л. | М., 1974. |
ДИ 2 | Проблема символа и реалистическое искусство. | Лосев А.Ф. | М., 1976. |
ДИ 3 | Эстетическое и художественное. | Поспелов Г.Н. | М., 1965. |
ДИ 4 | Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 2 -Основы живописи. | Сокольникова Н. М. | Обнинск.: Титул, 1998. 80 с. |
ДИ 5 | Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 3-Основы композиции. | Сокольникова Н. М. | Обнинск.: Титул, 1996. 80 с. |
ДИ 6 | Формальная композиция. Творческий практикум. | Чернышев О.В. | Харвест, 1999. 312 с. |
Интернет-источники:
ИР -1. Справочник по ремеслам. URL: http://www.moscow-vernisage.com/main/spravka (дата обращения: 26.05 2018).
ИР -2. Основы композиции URL: https://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php (дата обращения: 28.08.2018).
ИР -3. Основы дизайна: учебное пособие. /под ред. Т. А. Писаренко/ http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302 (дата
обращения: 28.08.2018).
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна"
Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна" по ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных для студентов СПО специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах....
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спец дисциплин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черче...
Основы Дизайна и Композиции.
Презентация освоения Основ дизайна и композиции.Тема: Правило единства. Правило простоты. Аспекты композицииНаправление: Грамотное пользование правилами композиции. Бонус: 10 правил успешной...
Промежуточная аттестация по курсу "Основы дизайна и композиции" Профессия 54.01.20 "Графический дизайнер"
Согласно рабочей программе по курсу в конце каждого семестра проводится дифференцированный зачет продолжительностью 1 час. Предлагаю вашему вниманию методические указания для его проведения....