РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение (базовой подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации учителей изобразительного искусства при наличии среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ВО «ЮРЬЕВ – ПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО
«ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ
ИНДУСТРИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
____________ /Е.В. КУДРЯШОВА/
«_____» _____________ 2016_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
2016г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение (базовой подготовки).
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО « Юрьев-Польский индустриально - гуманитарный колледж»
Разработчик:
Калинина Т. А. преподаватель ГБПОУ ВО « Юрьев-Польский индустриально- гуманитарный колледж»
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ ВО ЮПИГК.
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 2016__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение (базовой подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации учителей изобразительного искусства при наличии среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять учебные и творческие работы по изоискусству, используя
основные правила, приёмы и выразительные средства дизайна;
- методически грамотно выполнять учебные и творческие работы по основам
дизайна;
- уметь использовать выразительные возможности различных материалов и
при создании объектов дизайна;
- удачно подбирать художественные техники и приемы работы для
выражения творческого замысла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. основные виды дизайна и их специфику;
2. основы формообразования в дизайне;
3. значение цвета в дизайне, эмоциональное воздействие цвета, его
символику, гармонию, взаимосвязь цвета с формой и назначением
предметов;
4. роль и значение композиции в дизайне, её важнейшие выразительные
средства;
5. понятие композиционной целостности, золотого сечения, взаимосвязи
формы предмета с его внутренним строением;
6. понятие стиля в дизайне, эклектики в дизайне, стилевого единства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 165 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 110 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 55 |
в том числе: Рефераты, сообщения о видах дизайна, выполнение рабочих эскизов, выполнение творческих и проектных работ по разным видам дизайна, освоение видов художественной обработки материалов, презентации. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет 8семестр |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Дизайн как искусство организации целостной эстетической среды. | 1 | ||||
Раздел 1. Теоретические основы обучения дизайну. | 1 | |||||
Тема 1.1 Виды дизайна. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Графический дизайн, его объекты. Дизайн книги. Арт-дизайн – искусство проектирования. Визаж или искусство макияжа. Дизайн одежды. Фитодизайн. Дизайн среды. Проектирование и интерьеров и экстерьеров. Ландшафтный дизайн. Экологический дизайн. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание презентаций, написание рефератов по теме. Подготовить сообщение о видах дизайна | 2 | |||||
Тема 1.2. Стили в дизайне. Стилизация и формирование предметного образа. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Стиль как эстетическое единство объекта. Стили в дизайне. «Большие стили». Исторические стили. Эстетика модерна. Конструктивизм, минимализм. Этнические стили. Стилевые направления. Эклектика. Этно-стиль. Стилизация и формирование предметного образа. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение об одном из стилей дизайна. Создание презентаций, написание рефератов по теме. | 6 | |||||
Тема 1.3. Основы формообразования и отображение. Формы и их элементы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Форма – как искусство внутренней конструкции и внешней поверхности предмета. Признаки формы: конфигурация, величина, масса, положение в пространстве, фактура, текстура, цвет, светотень. Конструкция. Зависимость формы от функции предметов. Конструирование на основе геометрических тел и природных форм. Бионика. Эргономика. Создание художественного образа, учёт эмоционального воздействия образов. | 2 | ||||
Практические занятия Выполнение упражнений по формообразованию | 2 | |||||
Тема 1.4. Композиция в дизайне. Фронтальная, объёмная и объемно- пространственные композиции, их построение. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
1. | Значение и роль композиции в дизайне. Виды композиций. Фронтальная, объемная и объёмно- пространственная композиции. Основы построения композиции в дизайне. Правила и приёмы в композиции. Принцип «золотого сечения» в дизайнерской композиции. Взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством. Гармоничное соотношение частей и целого, композиционная целостность. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполните коллективную работу по созданию композиции из геометрических фигур, линей или пятен с передачей ярко выраженного настроения, композиционного центра, движения, статики. | 2 | |||||
Тема 1.5. Композиционные средства. Пространство. Пространственные структуры и модули. Ритм и ритмические ряды. Пропорции | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
1. | Важнейшие выразительные средства композиции в дизайне: объём, пространство, структура и тектоника, масштаб, формат, пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, повтор, группировка, наложение и врезка, членение, градация, доминанта, цвет, колорит, стилизация. Пространственные структуры и модули. Ритм и ритмические ряды | |||||
Практические занятия Выполнение композиции с использованием модулей | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение композиции из стилизованных растительных форм. | 1 | |||||
Тема 1.6. Цветоведение и гармонизация цвета. | Содержание учебного материала | 8 | ||||
Восприятие цвета. Эмоциональное воздействие цвета. Зависимость восприятия цвета от освещённости. Символика цвета. Цветовой контраст. Гармония цвета. Оптическое смешение цветов. Колорит. Типы цветовых гармоний. Цвет в промышленных изделиях. Взаимосвязь света с формой и назначением предмета. Учёт физических свойств материала – фактура, текстура. Учёт пространственных измерений цвета в объектах дизайна. Цвет в интерьере. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовьте сообщение об эмоциональном воздействии цвета на человека. Приведите примеры из собственного опыта. 2. Расскажите о символическом значении разных цветов. | 4 | |||||
Раздел II. Школа дизайна | ||||||
Тема 2.1. Основы графического дизайна. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
1. | Виды графического дизайна. Шрифт – основа графического дизайна. Материалы и принадлежности для выполнения работ по графическому дизайну. Новые технологии в графическом дизайне.Шрифт, его виды. Варианты шрифтовых композиций. Модификация шрифта. Методическая последовательность выполнения шрифтовой композиции. Художественный образ Шрифта..Пропорции, ритм, равновесие, цветовая гармония в графическом дизайне. | |||||
Практические занятия Взяв за основу рубленый шрифт, выполните его различные модификации, используя некоторые стили – готический, барокко, модерн, древнерусский, декоративный. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Разработайте эскиз суперобложки книги. | 2 | |||||
Тема 2.2. Основы арт-дизайна. | Содержание учебного материала | 20 | 2 | |||
1. | Арт-дизайн – искусство проектирования. Объекты арт-дизайна. Материалы в арт-дизайне. Художественная обработка материалов. | |||||
Практические занятия Используя разнообразные материалы, выполните различные арт. объекты | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Используя разнообразные материалы, выполните сувенир к Рождеству, Новому году и т.д. | 10 | |||||
Тема 2.3. Основы дизайна одежды | Содержание учебного материала | 18 | 2 | |||
1. | Моделирование и конструирование одежды. Мода. Понятие формы кроя, цветового решения одежды. Материалы в современной одежде. Создание художественного образа. Психологическое значение костюма. Стили. Особенности методики работы над проектированием и моделированием одежды. Творческий замысел, художественно-конструкторский поиск, выполнение эскиза | |||||
Практические занятия Выполните макет костюма, используя предложенную технику (бумажная пластика, коллаж, ткань, шнур, тесьма, пуговицы, фольга, проволока и др. | 4 10 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Разработайте эскиз фантазийного костюма. | ||||||
Тема 2.4. Основы фитодизайна и флористики Тема 2.5. Дизайн среды. Основы ландшафтного дизайна, проектирование интерьеров и экстерьеров. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||
1. | Методика создания объёмных или плоских композиций из живых или засушенных растений. Целостное оформление интерьера цветами, травами и т.п. Составление букетов, венков, гирлянд, корзин цветов в соответствии со стилем на основе композиционных закономерностей. Подбор растений по форме и цвету. Включение в композицию других материалов (камни, перья, ракушки, искусственные цветы, пластик, металл, керамика, ленты, игрушки). | |||||
Практические занятия Составьте композицию из растений на предложенную тему. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение эскиза композиции. Подбор и заготовка материалов. | 1 19 | |||||
Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Особенности дизайна среды. Принципы дизайна. Материалы дизайна. Эскизы и макеты. | |||||
Практические занятия Разработайте эскиз оформления части парковой зоны фонарями, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями. Выполните макет, используя технику бумажной пластики.ктические занятия | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Разработайте эскиз варианта оформления части парковой зоны фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями | 12 | |||||
Тема 2.6. Выполнение творческой проектной работы | Содержание учебного материала | 10 | 3 | |||
1. | Предпроектное исследование. Эскизирование. Выбор материала и технологии выполнения работы. Разработка методики выполнения творческого проекта. Практическое задание Выполнение творческой проектной работы по выбранному виду дизайна. | |||||
Практическое задание Выполнение творческой проектной работы по выбранному виду дизайна. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Предпроектное исследование. Разработка эскиза проектной работы. Самостоятельный выбор материала и технологии выполнения работы. | 5 | |||||
Дифференцированный зачёт | 1 | |||||
Всего | 110 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета по изобразительному искусству, лаборантской.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия
(образцы работ учащихся, учебные таблицы, репродукции картин
художников, фотографии произведений искусства), учебники, опорные
конспекты, учебная, искусствоведческая и методическая литература,
компьютерные презентации по темам курсов.
Технические средства обучения: Компьютеры, диапроектор,
интерактивная доска, компьютерные презентации, видео-уроки (видео-
занятия, видео-мероприятия, мастер-классы).
Оборудование рабочих мест: мольберты, парты, планшеты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. – Ростов Н/ Д. : «Феникс»,
2014.
2. Грожан Д. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов Н/ Д. :
«Феникс», 2014.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов. –
М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Дополнительная литература:
1. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: Учеб. Пособие для студ. высш.
Учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2012.
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Учеб. Пособие. – М.:
Учебная литература, 2015.
3. Зиганина Н.А. Художник и книга: Ташкент. Издательство литературы
и искусства2017.
4. Левин С.Д. Беседы с юным художником. – М.: Советский художник,
2014.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Композиция. –
Обнинск: «Титул», 2016.
6. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 2007.
11
7. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов худож. Граф.
Факультетов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 2006.
8. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 2012.
Интернет-ресурсы:
1. template . ouverture . ru
2. avtdesign.ucoz.ru
3. stvservice.ru
4. artodocs . ru
5. RosDesign.com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||
Умения: | Собеседование, защита творческих работ, самоанализ, анализ творческих работ | ||
1. | - выполнять учебные и творческие работы по изоискусству, используя основные правила, приёмы и выразительные средства дизайна; | ||
2. | - методически грамотно выполнять учебные и творческие работы по основам дизайна; | Оформление тематических и итоговых выставок, защита творческих работ, самоанализ, анализ творческих работ | |
3. | уметь использовать выразительные возможности различных материалов и при создании объектов дизайна; | Беседа, опрос, самоанализ, анализ объектов дизайна; | |
4. | - удачно подбирать художественные техники и приемы работы для выражения творческого замысла. | Беседа, защита творческих работ, самоанализ, анализ творческих работ | |
Знания: | Доклады, сообщения, письменная работа, беседа, опрос | ||
1. | -основные виды дизайна и их специфику; | ||
2. | - основы формообразования в дизайне; | Выполнение упражнений, беседа, опрос | |
3. | - значение цвета в дизайне, эмоциональное воздействие цвета, его символику, гармонию, Выполнение упражнений, беседа, опрос, тестовые задания взаимосвязь цвета с формой и назначением предметов; | Выполнение упражнений, беседа, опрос, тестовые задания | |
4. | роль и значение композиции в дизайне, её важнейшие выразительные средства; | Доклады, сообщения, письменная работа, беседа, опрос, выполнение упражнений, анализ произведений дизайна | |
5. | - понятие композиционной целостности, золотого сечения, взаимосвязи формы предмета с его внутренним строением; | Выполнение упражнений, беседа, опрос, анализ произведений дизайна | |
6. | -понятие стиля в дизайне, эклектики в дизайне, стилевого единства | Доклады, сообщения, беседа, опрос, анализ произведений дизайна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спец дисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/01/picture-1110884-1549017541.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Web-дизайн
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ию...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-348390-1385212608.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности "Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального обр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-977477-1511431376.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав программы подготовки специалистов квалифицированных рабочих, служащих 54.01.20 Графический дизайнер в соответствии с Федеральным государственным об...