РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение (базовой подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации учителей изобразительного искусства при наличии среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
<a href = "https://nsportal.ru/tatyana-anatolevnakalinina" > преподаватель СПО</a> | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ВО «ЮРЬЕВ – ПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
ДИРЕКТОР ГБПОУ ВО
«ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ
ИНДУСТРИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
____________ /Е.В. КУДРЯШОВА/
«_____» _____________ 2016_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
2016г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение (базовой подготовки).
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО « Юрьев-Польский индустриально - гуманитарный колледж»
Разработчик:
Калинина Т. А. преподаватель ГБПОУ ВО « Юрьев-Польский индустриально- гуманитарный колледж»
Рекомендована научно-методическим советом ГБПОУ ВО ЮПИГК.
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 2016__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение (базовой подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации учителей изобразительного искусства при наличии среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять учебные и творческие работы по изоискусству, используя
основные правила, приёмы и выразительные средства дизайна;
- методически грамотно выполнять учебные и творческие работы по основам
дизайна;
- уметь использовать выразительные возможности различных материалов и
при создании объектов дизайна;
- удачно подбирать художественные техники и приемы работы для
выражения творческого замысла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1. основные виды дизайна и их специфику;
2. основы формообразования в дизайне;
3. значение цвета в дизайне, эмоциональное воздействие цвета, его
символику, гармонию, взаимосвязь цвета с формой и назначением
предметов;
4. роль и значение композиции в дизайне, её важнейшие выразительные
средства;
5. понятие композиционной целостности, золотого сечения, взаимосвязи
формы предмета с его внутренним строением;
6. понятие стиля в дизайне, эклектики в дизайне, стилевого единства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 165 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 110 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 55 |
в том числе: Рефераты, сообщения о видах дизайна, выполнение рабочих эскизов, выполнение творческих и проектных работ по разным видам дизайна, освоение видов художественной обработки материалов, презентации. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет 8семестр |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Дизайн как искусство организации целостной эстетической среды. | 1 | ||||
Раздел 1. Теоретические основы обучения дизайну. | 1 | |||||
Тема 1.1 Виды дизайна. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Графический дизайн, его объекты. Дизайн книги. Арт-дизайн – искусство проектирования. Визаж или искусство макияжа. Дизайн одежды. Фитодизайн. Дизайн среды. Проектирование и интерьеров и экстерьеров. Ландшафтный дизайн. Экологический дизайн. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Создание презентаций, написание рефератов по теме. Подготовить сообщение о видах дизайна | 2 | |||||
Тема 1.2. Стили в дизайне. Стилизация и формирование предметного образа. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Стиль как эстетическое единство объекта. Стили в дизайне. «Большие стили». Исторические стили. Эстетика модерна. Конструктивизм, минимализм. Этнические стили. Стилевые направления. Эклектика. Этно-стиль. Стилизация и формирование предметного образа. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение об одном из стилей дизайна. Создание презентаций, написание рефератов по теме. | 6 | |||||
Тема 1.3. Основы формообразования и отображение. Формы и их элементы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Форма – как искусство внутренней конструкции и внешней поверхности предмета. Признаки формы: конфигурация, величина, масса, положение в пространстве, фактура, текстура, цвет, светотень. Конструкция. Зависимость формы от функции предметов. Конструирование на основе геометрических тел и природных форм. Бионика. Эргономика. Создание художественного образа, учёт эмоционального воздействия образов. | 2 | ||||
Практические занятия Выполнение упражнений по формообразованию | 2 | |||||
Тема 1.4. Композиция в дизайне. Фронтальная, объёмная и объемно- пространственные композиции, их построение. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
1. | Значение и роль композиции в дизайне. Виды композиций. Фронтальная, объемная и объёмно- пространственная композиции. Основы построения композиции в дизайне. Правила и приёмы в композиции. Принцип «золотого сечения» в дизайнерской композиции. Взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством. Гармоничное соотношение частей и целого, композиционная целостность. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполните коллективную работу по созданию композиции из геометрических фигур, линей или пятен с передачей ярко выраженного настроения, композиционного центра, движения, статики. | 2 | |||||
Тема 1.5. Композиционные средства. Пространство. Пространственные структуры и модули. Ритм и ритмические ряды. Пропорции | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
1. | Важнейшие выразительные средства композиции в дизайне: объём, пространство, структура и тектоника, масштаб, формат, пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, повтор, группировка, наложение и врезка, членение, градация, доминанта, цвет, колорит, стилизация. Пространственные структуры и модули. Ритм и ритмические ряды | |||||
Практические занятия Выполнение композиции с использованием модулей | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение композиции из стилизованных растительных форм. | 1 | |||||
Тема 1.6. Цветоведение и гармонизация цвета. | Содержание учебного материала | 8 | ||||
Восприятие цвета. Эмоциональное воздействие цвета. Зависимость восприятия цвета от освещённости. Символика цвета. Цветовой контраст. Гармония цвета. Оптическое смешение цветов. Колорит. Типы цветовых гармоний. Цвет в промышленных изделиях. Взаимосвязь света с формой и назначением предмета. Учёт физических свойств материала – фактура, текстура. Учёт пространственных измерений цвета в объектах дизайна. Цвет в интерьере. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовьте сообщение об эмоциональном воздействии цвета на человека. Приведите примеры из собственного опыта. 2. Расскажите о символическом значении разных цветов. | 4 | |||||
Раздел II. Школа дизайна | ||||||
Тема 2.1. Основы графического дизайна. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
1. | Виды графического дизайна. Шрифт – основа графического дизайна. Материалы и принадлежности для выполнения работ по графическому дизайну. Новые технологии в графическом дизайне.Шрифт, его виды. Варианты шрифтовых композиций. Модификация шрифта. Методическая последовательность выполнения шрифтовой композиции. Художественный образ Шрифта..Пропорции, ритм, равновесие, цветовая гармония в графическом дизайне. | |||||
Практические занятия Взяв за основу рубленый шрифт, выполните его различные модификации, используя некоторые стили – готический, барокко, модерн, древнерусский, декоративный. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Разработайте эскиз суперобложки книги. | 2 | |||||
Тема 2.2. Основы арт-дизайна. | Содержание учебного материала | 20 | 2 | |||
1. | Арт-дизайн – искусство проектирования. Объекты арт-дизайна. Материалы в арт-дизайне. Художественная обработка материалов. | |||||
Практические занятия Используя разнообразные материалы, выполните различные арт. объекты | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Используя разнообразные материалы, выполните сувенир к Рождеству, Новому году и т.д. | 10 | |||||
Тема 2.3. Основы дизайна одежды | Содержание учебного материала | 18 | 2 | |||
1. | Моделирование и конструирование одежды. Мода. Понятие формы кроя, цветового решения одежды. Материалы в современной одежде. Создание художественного образа. Психологическое значение костюма. Стили. Особенности методики работы над проектированием и моделированием одежды. Творческий замысел, художественно-конструкторский поиск, выполнение эскиза | |||||
Практические занятия Выполните макет костюма, используя предложенную технику (бумажная пластика, коллаж, ткань, шнур, тесьма, пуговицы, фольга, проволока и др. | 4 10 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Разработайте эскиз фантазийного костюма. | ||||||
Тема 2.4. Основы фитодизайна и флористики Тема 2.5. Дизайн среды. Основы ландшафтного дизайна, проектирование интерьеров и экстерьеров. | Содержание учебного материала | 2 | 3 | |||
1. | Методика создания объёмных или плоских композиций из живых или засушенных растений. Целостное оформление интерьера цветами, травами и т.п. Составление букетов, венков, гирлянд, корзин цветов в соответствии со стилем на основе композиционных закономерностей. Подбор растений по форме и цвету. Включение в композицию других материалов (камни, перья, ракушки, искусственные цветы, пластик, металл, керамика, ленты, игрушки). | |||||
Практические занятия Составьте композицию из растений на предложенную тему. | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение эскиза композиции. Подбор и заготовка материалов. | 1 19 | |||||
Содержание учебного материала | 3 | |||||
1. | Особенности дизайна среды. Принципы дизайна. Материалы дизайна. Эскизы и макеты. | |||||
Практические занятия Разработайте эскиз оформления части парковой зоны фонарями, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями. Выполните макет, используя технику бумажной пластики.ктические занятия | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Разработайте эскиз варианта оформления части парковой зоны фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями | 12 | |||||
Тема 2.6. Выполнение творческой проектной работы | Содержание учебного материала | 10 | 3 | |||
1. | Предпроектное исследование. Эскизирование. Выбор материала и технологии выполнения работы. Разработка методики выполнения творческого проекта. Практическое задание Выполнение творческой проектной работы по выбранному виду дизайна. | |||||
Практическое задание Выполнение творческой проектной работы по выбранному виду дизайна. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Предпроектное исследование. Разработка эскиза проектной работы. Самостоятельный выбор материала и технологии выполнения работы. | 5 | |||||
Дифференцированный зачёт | 1 | |||||
Всего | 110 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета по изобразительному искусству, лаборантской.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия
(образцы работ учащихся, учебные таблицы, репродукции картин
художников, фотографии произведений искусства), учебники, опорные
конспекты, учебная, искусствоведческая и методическая литература,
компьютерные презентации по темам курсов.
Технические средства обучения: Компьютеры, диапроектор,
интерактивная доска, компьютерные презентации, видео-уроки (видео-
занятия, видео-мероприятия, мастер-классы).
Оборудование рабочих мест: мольберты, парты, планшеты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи. – Ростов Н/ Д. : «Феникс»,
2014.
2. Грожан Д. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов Н/ Д. :
«Феникс», 2014.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. Вузов. –
М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Дополнительная литература:
1. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: Учеб. Пособие для студ. высш.
Учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2012.
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Учеб. Пособие. – М.:
Учебная литература, 2015.
3. Зиганина Н.А. Художник и книга: Ташкент. Издательство литературы
и искусства2017.
4. Левин С.Д. Беседы с юным художником. – М.: Советский художник,
2014.
5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Композиция. –
Обнинск: «Титул», 2016.
6. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 2007.
11
7. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов худож. Граф.
Факультетов пед. Институтов. – М.: Просвещение, 2006.
8. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 2012.
Интернет-ресурсы:
1. template . ouverture . ru
2. avtdesign.ucoz.ru
3. stvservice.ru
4. artodocs . ru
5. RosDesign.com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | ||
Умения: | Собеседование, защита творческих работ, самоанализ, анализ творческих работ | ||
1. | - выполнять учебные и творческие работы по изоискусству, используя основные правила, приёмы и выразительные средства дизайна; | ||
2. | - методически грамотно выполнять учебные и творческие работы по основам дизайна; | Оформление тематических и итоговых выставок, защита творческих работ, самоанализ, анализ творческих работ | |
3. | уметь использовать выразительные возможности различных материалов и при создании объектов дизайна; | Беседа, опрос, самоанализ, анализ объектов дизайна; | |
4. | - удачно подбирать художественные техники и приемы работы для выражения творческого замысла. | Беседа, защита творческих работ, самоанализ, анализ творческих работ | |
Знания: | Доклады, сообщения, письменная работа, беседа, опрос | ||
1. | -основные виды дизайна и их специфику; | ||
2. | - основы формообразования в дизайне; | Выполнение упражнений, беседа, опрос | |
3. | - значение цвета в дизайне, эмоциональное воздействие цвета, его символику, гармонию, Выполнение упражнений, беседа, опрос, тестовые задания взаимосвязь цвета с формой и назначением предметов; | Выполнение упражнений, беседа, опрос, тестовые задания | |
4. | роль и значение композиции в дизайне, её важнейшие выразительные средства; | Доклады, сообщения, письменная работа, беседа, опрос, выполнение упражнений, анализ произведений дизайна | |
5. | - понятие композиционной целостности, золотого сечения, взаимосвязи формы предмета с его внутренним строением; | Выполнение упражнений, беседа, опрос, анализ произведений дизайна | |
6. | -понятие стиля в дизайне, эклектики в дизайне, стилевого единства | Доклады, сообщения, беседа, опрос, анализ произведений дизайна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спец дисциплин...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Web-дизайн
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ию...
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности "Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ОРГАНИЗАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 Основы ЭкономикИ Организации по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электроо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав программы подготовки специалистов квалифицированных рабочих, служащих 54.01.20 Графический дизайнер в соответствии с Федеральным государственным об...