Программа профессиональной пробы по профессии "Садовник"
рабочая программа
Программа профессиональной пробы
"Я б в садовники пошёл"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 51.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО На методическом совете Приказом №___ от «___»_____2018 протокол №___ от «__»____2018 Директор _____________________ Т.Н. Менщикова
|
Программа профессиональной пробы
для учащихся Куртамышского СУВУ
«Я б в садовники пошёл»
Куртамыш 2018
Содержание
Информационная карта 3
Пояснительная записка 4
Тематический план 8
Содержание профессиональной пробы 9
Критерии оценивания результатов 14
Материально-техническое обеспечение программы 16
Методические рекомендации 18
Приложение 19
Информационная карта
Организация-разработчик | Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» |
Название программы профессиональной пробы | Программа профессиональной пробы для учащихся Куртамышского СУВУ «Я б в садовники пошёл» |
Авторы-составители | Ефанова Нина Леонидовна, мастер производственного обучения, преподаватель высшей квалификационной категории; Назарова Людмила Валерьевна, мастер производственного обучения, преподаватель высшей квалификационной категории |
Область применения программы профессиональной пробы | Декоративное садоводство |
Аннотация | Программа профессиональной пробы знакомит обучающихся Куртамышского СУВУ с профессией «Садовник». Участие в профессиональной пробе способствует формированию у обучающихся представления о специфике профессии садовника, получению начальных навыков профессиональной деятельности. В ходе профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность попробовать себя в роли садовника и владеть методами обмолота и очистки и подготовки семян к посеву, выращиванию рассады цветочно-декоративных растений. Результатом участия в профессиональной пробе будет самостоятельное выращивание сеянцев. |
Продолжительность программы | программа рассчитана на 8 часов в группах численностью 8 – 10 человек (может осуществляться деление группы на подгруппы численностью не менее 4-5 человек). |
Количество страниц программы (с приложениями) | 20 стр. |
Пояснительная записка
Профессия садовника одна из наиболее интересных и хорошо оплачиваемых сфер деятельности в современном обществе.
Целью программы профессиональных проб является создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников посредством
погружения в профессию.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с профессией «Садовник», содержанием и характером труда;
- формировать допрофессиональные знания, умения и навыки, опыт
практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
- пробудить интерес к будущей профессии;
- оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;
- воспитать готовность к самостоятельному, сознательному и
обоснованному выбору профессии, помочь воспитанницам утвердиться или
отказаться от выбора данной профессии.
Программа профессиональной пробы по профессии «Садовник» представляет собой методическую разработку, включающую комплекс программных, тематических, практико-ориентировочных мероприятий по профессии.
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы
конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Профессиональная проба помогает погрузиться в будущую профессию,
убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб обучающиеся знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии «Садовник», приобретают первоначальные профессиональные трудовые действия.
Отличительная особенность проектирования профессиональных проб
заключается в том, что они дают старшеклассникам:
- Первичный опыт профессиональной деятельности (без вывода на реальное производство);
- Умение анализировать свои знания, способности и умения с точки зрения
максимальной выгоды (и для профессии, и для себя);
- Возможность ответственно и осмысленно принять решение о своем
профессиональном будущем.
Особо значимой является проблема приобретения обучающимися
адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой
профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду.
Помощь обучающимся в правильном выборе профессии предполагает
необходимость специальной организации их деятельности, включающей
получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями, о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Профессиональная проба завершается представлением самостоятельно выращенными сеянцами цветочных растений, с обсуждением того, какими начальными профессиональными трудовыми действиями овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
На этапе выполнения практической работы профессиональная проба разделяется на несколько этапов. Каждый этап содержит специфические особенности профессиональной деятельности, демонстрирует стадии создания завершенного элемента продукта трудовой деятельности. Все этапы взаимосвязаны и в совокупности достаточно полно характеризуют содержание деятельности представителя изучаемой профессии, включая ситуации для проявления ПВК (профессионально-важных качеств). Этапы отличаются по целям, характеру, условиям, формам организации и способам выполнения работы.
Подготовительный этап. При выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности садовника в области декоративного садоводства, ознакомиться с организацией рабочего места садовника, этапах подготовительных работ, правилах выполнения технологических операций.
Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.
Практический этап. Этот этап профессиональной пробы состоит из трех последовательно выполняемых частей, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности садовника. Результативность выполнения каждой части оценивается преподавателем или мастером производственного обучения отдельно. После выполнения частей пробы преподаватель или мастер п/о подводит итог и дает общую оценку работы учащихся. Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен преподавателем или мастером п/о или учащимися. При этом не обязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать. По мере выполнения пробы преподаватель или мастер п/о заполняет протокол.
Заключительный этап (рефлексивный). Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.
Тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Знакомство с профессией «Садовник», специфика профессиональной деятельности. | 1 |
2 | Обмолачивание, сортировка и калибровка семян цветочных растений. | 2 |
3 | Подготовка семян к посеву. | 1 |
4 | Приготовление ёмкостей и почвенной смеси для посева. | 1 |
5 | Посев семян цветочных и декоративных растений на рассаду. | 2 |
6 | Итоговое занятие (рефлексия) | 1 |
Итого: | 8 |
Содержание профессиональной пробы
Занятие №1. Знакомство с профессией «Садовник», специфика профессиональной деятельности. Историческое развитие садоводства в России. Сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, характеристика и содержание видов и приёмов труда, а также о передовых технологиях. Медицинские противопоказания для работы в данной профессии. Техника безопасности на производстве, средства индивидуальной защиты. Ознакомление с садовыми инструментами, приспособлениями. Занятие №2. Обмолачивание, сортировка и калибровка семян цветочных растений. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. | |||||
Технологический | Ситуативный | Функциональный | |||
1 уровень: | |||||
Освоить приемы работы разрушения семенной коробочки. | Приготовить семенной материал. | Выполнить обмолачивание предложенных семян. | |||
2 уровень: | |||||
Освоить приемы работы очистки и сортировки семян, используя решёта. | Приготовить семенной материал, разборную доску, решето. |
Выполнить обмолачивание, сортировку и калибровку предложенных семян, используя калибровочные решёта. | |||
Занятие №3. Подготовка семян к посеву. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. | |||||
1 уровень: | |||||
Освоить приёмы обеззараживания закаливания, намачивания семян цветочных культур. | Приготовить оборудование (чашки «петри», мешочки х/б, термометр. Материалы (раствор марганцово-кислого калия, вода,). | 1.Обеззараживание. Отсчитывают пробу семян (50, 100шт), помещают в мешочки, погружают слабый раствор марганца на 20-25 мин, промывают водой, выкладывают на просушивание. 2. Намачивание. Кладут семена в х/б мешочки, опускают в воду на 2-3час, затем раскладывают тонким слоем в чашки петри, держат в теплом месте до начала прорастания при температуре 20-250С 3. Закалка. Замоченные семена выдерживают 16 часов при температуре 0-30С и 8 часов при температуре 200С. Осуществляют запись в дневник наблюдения. | |||
2 уровень: | |||||
Освоить приёмы стратификации и скарификации семян. | Приготовить материалы (влажный песок, мох, опилки, перлит, полиэтиленовые пакеты, нождачная бумага, емкости |
Отсчитывают пробу семян. Намоченные и обеззараженные семена смешивают с субстратом в соотношении 1:3 по объему, помещаем в полиэтиленовые пакеты и помещаем в холодильник (8-10 дней при температуре 5-60С).
Отсчитывают пробу семян с твердой оболочкой. Помещают между пластинами наждачной бумаги и легкими движениями разрушают (царапают) верхний твердый слой семян. Затем подготовленные семена готовят к посеву (см. выше). | |||
Занятие №4. Приготовление ёмкостей и почвенной смеси для посева. Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. | |||||
1 уровень: | |||||
Освоить приёмы подготовки ёмкостей и приготовления почвы. | Приготовить оборудование (разные виды ёмкостей, перчатки, решето, металлический таз, совок, распылитель) Материалы (вода, почва, марганец, ветошь) |
Выбирают подходящую для посева емкость. Промывают, обеззараживают раствором м/г, просушивают.
Отмеривают заданное количество почвы в таз. Протирают почву через решето, при этом увлажняют её. Просеянную почву увлажняют еще раз до ТУ. | |||
2 уровень: | |||||
Освоить приёмы подготовки ёмкостей и приготовления почвы различных почвенных смесей. | Приготовить оборудование (разные виды ёмкостей, перчатки, решето, металлический таз, совок, мерный стаканчик, распылитель) Материалы (вода, огородная земля, лесная почва, перегной, речной песок, марганец, ветошь) |
Выбирают подходящую для посева емкость. Промывают, обеззараживают раствором м/г, просушивают.
Отмеривают заданное количество компонентов. Протирают огородную и лесную почву через решето, при этом увлажняют её, добавляют заданное соотношение перегноя и песка, перемешивают. Готовую почвенную смесь увлажняют еще раз до ТУ, заполняют подготовленную ёмкость. | |||
Занятие №5. Посев семян цветочных и декоративных растений на рассаду. | |||||
1 уровень: | |||||
Освоить приёмы Заполнения ёмкости почвой, соблюдая ТУ, разметки бороздок, согласно ТУ, раскладывания семян, согласно заданной схеме посева (гнездовая). | Приготовить оборудование (ёмкость, линейка, посадочный колышек, уплотнитель почвы, совок, мерный стаканчик, распылитель) Материалы (вода, почва, семена, ветошь) |
-Заполняют почвой ёмкость согласно ТУ; -Выравнивают поверхность уплотнителем; - Выполняют разметку бороздок; - Производят полив бороздок; - Раскладывают семена согласно схемы посева; -Закрывают бороздки с семенами почвой; -Уплотняют; - Опрыскивают поверхность почвы; -Мульчируют; -Создают парниковый эффект. | |||
2 уровень: | |||||
Освоить приёмы Заполнения ёмкости почвой, соблюдая ТУ, разметки бороздок, согласно ТУ, раскладывания семян, согласно заданной схеме посева (ленточная). | Приготовить оборудование (ёмкость, линейка, посадочный колышек, уплотнитель почвы, совок, мерный стаканчик, распылитель) Материалы (вода, почва, семена, ветошь) |
-Заполняют почвой ёмкость согласно ТУ; -Выравнивают поверхность уплотнителем; - Выполняют разметку бороздок; - Производят полив бороздок; - Раскладывают семена ленточной схемой посева; -Закрывают бороздки с семенами почвой; -Уплотняют; - Опрыскивают поверхность почвы; -Мульчируют; -Создают парниковый эффект; -Оформляют этикетку. | |||
Занятие №6. Итоговое занятие (рефлексия). Демонстрация сеянцев цветочно-декоративных растений. Заполнение дневника наблюдения. Подведение итогов. Рефлексия приобретенного практического опыта. |
Критерии оценивания результатов
Оценивание результатов проводится на каждом занятии.
Низкий уровень (0 – неудовлетворительно) |
С заданием обучающийся не справился |
Средний уровень (1 – удовлетворительно) |
Задание выполняется с участием мастера производственного обучения |
Уровень выше среднего (2 – хорошо) |
Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения |
Высокий уровень (3 – отлично) |
Задание выполняется самостоятельно. |
Критерии оценки:
1. Уровень освоения базовых теоретических знаний, связанных с характером выполняемой профессиональной деятельности:
0 – неудовлетворительно;
1 – удовлетворительно;
2 – хорошо;
3 – отлично.
2. Уровень сформированности практических умений и навыков, необходимых для данной сферы профессиональной деятельности:
0 – навыки и умения практически отсутствуют;
1 – низкий уровень сформированности умений и навыков;
2 – средний уровень;
3 – высокий уровень.
3. Качество выполняемой деятельности (прилежание, аккуратность, соответствие выполненного задания целям и т.п.):
0 – качество не удовлетворяет принятым нормам;
1 – качество на низком уровне;
2 – средний уровень качества;
3 – высокий уровень.
4. Интерес к данной сфере выполняемой профессиональной деятельности:
0 – нулевой уровень интереса;
1 – низкий уровень интереса;
2 – средний;
3 – высокий.
5. Самостоятельность при выполнении профессиональной деятельности:
0 – несамостоятелен и не старается воспользоваться помощью;
1 – прибегает к помощи педагога;
2 – прибегает к помощи товарищей;
3 – самостоятелен.
6. Активность (стремление выполнить условия и требования, предъявляемые к данной профессиональной деятельности):
0 – нулевой уровень активности;
1 – низкий уровень;
2 – средний;
3 – высокий.
7. Профессионально важные качества (специфические способности, умения, необходимые для данной сферы деятельности):
за каждое присутствующее профессиональное качество – 1 балл.
Материально-техническое обеспечение программы
№ п\п | Наименование | Кол-во ед. |
Оборудование | ||
1 | Рабочее место | 10 |
2 | Емкости | 10 |
3 | Термометр | 2 |
4 | Чайник электрический | 1 |
Инструменты | ||
5 | Посадочный колышек | 10 |
6 | Линейка | 10 |
7 | Таз металлический | 10 |
8 | Мерный стаканчик | 10 |
Приспособления | ||
9 | Уплотнитель почвы | 10 |
10 | Распылитель | 6 |
11 | Мешок полиэтиленовый | 10 |
12 | Мешочек х/б | 10 |
13 | Бумага | 10 |
Материалы | ||
14 | Земля огородная | 10 кг |
15 | Почва лесная | 10 кг |
16 | Песок речной | 5 кг |
17 | Перегной | 5 кг |
18 | Семена | 100 г |
18 | Марганец | 1 г |
19 | Лёд | 500 г |
21 | Вода | |
Средства индивидуальной защиты | ||
22 | Спецодежда | 10 |
23 | Тапочки | 10 |
24 | Перчатки | 10 |
Методические рекомендации
Реализация программы предполагает выполнение практических заданий по основным профессиональным модулям в соответствии с ФГОС, а также подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, профессионально важные качества личности обучающегося, а также возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков.
Выполнение практических заданий в ходе профессиональной пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап практического занятия предполагает выполнение обучающимся заданий, требующих овладения начальными профессиональными умениями и навыками, результатом чего является получение самостоятельно выращенных сеянцев цветочно-декоративных растений. Выполнение пробы направлено на диагностику профессионально важных качеств.
Показатели качества выполнения практических заданий пробы:
- самостоятельность;
- соответствие конечного результата целям задания;
- аккуратность;
- стремление выполнить условия и требования практического задания;
- проявление общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
- рефлексия результатов собственной деятельности.
В процессе реализации программы профессиональной пробы особое внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся.
Приложение 1
Профессия «Садовник»
Дневник профессионального самоопределения.
ФИ обучающегося ________________________________________________
Задание: | Замечания и рекомендации мастера | Оценка за выполнение |
Обмолачивание, сортировка и калибровка семян цветочных растений. | ||
Подготовка семян к посеву. | ||
Приготовление ёмкостей и почвенной смеси для посева. | ||
Посев семян цветочных и декоративных растений на рассаду. |
Приложение 2
Ведомость прохождения профессиональной пробы
Профессия «Садовник»
Количество часов по программе - 8
Период прохождения программы с «___» ______20___ по «___»______20__.
№ п/п | ФИО обучающейся | Критерии | ПВК | Итог | ||||||
Теоретические знания | Уровень практических умений | Качество выполненной работы | Интерес к данной профессии | Самостоятельность | Активность | Глазомер | Мелкая моторика | |||
1 | Ананенко Роза | |||||||||
2 | Бержаминская Дарья | |||||||||
3 | Большакова Юлия | |||||||||
4 | Гильмиярова Лилия | |||||||||
5 | Жулина Анастасия | |||||||||
6 | Кондракова Александра | |||||||||
7 | Миронова Алина | |||||||||
8 | Уварова Ульяна | |||||||||
9 | Холодова Валентина | |||||||||
Руководитель профессиональной пробы (мастер п/о) _______________/________________/
_______________/________________/
Дата составления:
Приложение 3
Дневник наблюдения
Обучающаяся _______________________________________________________
Таблица определения процента всхожести и энергии прорастания семян.
Культура, сорт, № пробы | Количество проросших семян на день | Всхожесть семян, % | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | всего | ||
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица определения всхожести сеянцев
Культура, сорт | Количество проросших семян на день | Всхожесть сеянцев, % | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | всего | ||
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ для учащихся 9-х классов Автокрановщик
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНой пробыдля учащихся 9-х классовАвтокрановщик...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ для учащихся 9-х классов Кручу, верчу, поднять хочу (по профессии «Машинист крана автомобильного»)
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНой пробыдля учащихся 9-х классовКручу, верчу, поднять хочу(по профессии «Машинист крана автомобильного»)...
Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...
Программа профессиональной пробы для учащихся 8-9 /10-11 классов по профессиональному направлению «Бухгалтер»
Профессия бухгалтера - одна из самых распространенных и востребованных, одна из важнейших профессий в экономике и бизнесе как во всем мире, так и в России. Ни одно предприятие невозможно представить б...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...
Программа профессиональной пробы В рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» Компетенция Каменщик
Участие в методических объединениях...
Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»
Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...