ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ для учащихся 9-х классов Кручу, верчу, поднять хочу (по профессии «Машинист крана автомобильного»)
рабочая программа на тему

Мелехов Дмитрий Николаевич

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНой пробы

для учащихся 9-х классов

Кручу, верчу, поднять хочу

(по профессии «Машинист крана автомобильного»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profproba_mashinist_krana_avtomobilnogo.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж»

Утверждаю:

Председатель экспертной

комиссии

____________________________

«____»________________20____ г.

Утверждаю:

Директор ТОГАПОУ

«Промышленно-технологический

колледж»

________________ Е.А. Бабайцева

«____»________________ 20____ г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

для учащихся 9-х классов

Кручу, верчу, поднять хочу

(по профессии «Машинист крана автомобильного»)

Мичуринск 2016

Информационная карта

Организация-разработчик:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

Программа профессиональной

пробы:

Кручу, верчу, поднять хочу

Автор-составитель:

Козлов Александр Юрьевич, преподаватель

Мелехов Дмитрий Николаевич, мастер производственного обучения

Область применения программы профессиональной

пробы:

Инженерное дело, технология и технические науки, сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки, оборона и безопасность государства, военные науки.

Аннотация:

Без огромных грузоподъёмных машин невозможен был бы прогресс в современном обществе, а особенно в строительстве. А без людей, ими управляющих, не работали бы сами машины. Машинист крана автомобильного − это человек управляющий работой подъёмного крана. В народе таких специалистов попросту называют крановщиками.

Продолжительность программы:

Подъёмные механизмы были известны человеку давно. Но самих машинистов тогда не было, поскольку в действие такие механизмы приводились вручную или силой рабочих животных. Впервые кран с двигателем был построен в 1827 году. С того времени началась эпоха развития этой профессии. Этими новыми помощниками на производстве и на стройке управляли специально обученные люди − машинисты крана автомобильного.

В ходе профессиональной пробы учащимся представляется возможность принять активное участие во всех этапах погрузо-разгрузочных, монтажных и демонтажных работ.

Результатом участия в профессиональной пробе будет самостоятельное выполнение работ по монтажу фундаментных блоков и разгрузке кирпича из полуприцепа автомобиля на современном тренажере «Форвард».

Программа рассчитана на 8 часов в группах численностью 5−8 человек.

Количество страниц программы:

11


Пояснительная записка

В настоящее время профессия крановщика является одной из самых востребованных в строительной сфере. В условиях нехватки рабочего персонала эти специалисты на особом счету, потому что грузоподъемные работы требуются почти на каждом производстве, а молодых мастеров очень мало. Крановщик − рабочая профессия и предусматривает работу на автомобильном кране. Специалист занимается подъемом и перемещением различного груза, погрузкой и разгрузкой различного транспорта, монтажом и демонтажем различного оборудования. В его работе не допускаются ошибки, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

Целью программы профессиональной пробы является формирование у учащихся 9-х классов интереса к профессии «Машинист крана (крановщик)» и содействии профессиональному самоопределению учащихся посредством погружения в профессию.

Задачи программы:

  • сообщение базовых сведений о профессиональной деятельности машиниста крана (крановщика);
  • моделирование основных элементов профессиональной деятельности машиниста крана (крановщика);
  • выявление интересов учащихся к данному виду профессиональной деятельности;
  • формирование у учащихся реалистических представлений о своих личностных характеристиках, способностях и об их соотношении с профессионально важными качествами представителя данной профессии;
  • определение уровня готовности учащихся к выбору данной профессии.

Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активации творческого потенциала личности школьников.

В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия на базе учебно-производственного участка колледжа, где учащиеся не только наглядно увидят возможности современного оборудования, но и сами попробуют себя в избранной профессии.

В процессе профессиональной пробы учащиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности машиниста крана (крановщика), смогут выполнить установку крана в рабочее положение, произвести разгрузку автомобиля со стройматериалами соблюдая санитарно- гигиенические требования и правила безопасности труда.

Учащиеся, освоившие программу профессиональной пробы, должны овладеть следующими компетенциями:

  • уметь устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией;
  • уметь соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии;
  • владеть простейшими операциями по производству работ автомобильными кранами;
  • уметь определять уровень своей готовности к выбору профессии.

Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно

выполненной работы на тренажере по разгрузке автомобиля и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели учащиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.

На этапе моделирования профессиональной деятельности в рамках профессиональной пробы виды профессиональной деятельности до получения завершенного ее продукта разделяются на несколько циклов.

Каждый цикл содержит специфические особенности изучаемого вида профессиональной деятельности, демонстрирует стадии создания завершенного элемента продукта трудовой деятельности.

Выделенные циклы взаимосвязаны и в совокупности достаточно полно характеризуют содержание деятельности представителя изучаемой профессии, включая ситуации для проявления ПВК.

Циклы отличаются по целям и орудиям труда, характеру, условиям, формам организации и способами выполнения работы.


Тематический план

п/п

Темы

Всего часов

1.

Общее устройство автомобильных кранов. Инструктаж по технике безопасности

1

2.

Основы производства работ автомобильными кранами. Требования, предъявляемые к установке автомобильного крана в рабочее положение.

2

3.

Разгрузка поддонов с кирпичом из кузова автомобиля

2

4.

Производство монтажных работ

2

5.

Заключительное занятие

1

Итого:

8

Содержание профессиональной пробы

Занятие № 1. Общее устройство автомобильных кранов.

Инструктаж по технике безопасности.

Значение автомобильных кранов в различных отраслях экономики.

Вклад отечественных ученых в развитие сварочного производства.

Определение и история развития автомобильных кранов, достоинства и недостатки в сравнении с другими грузоподъемными машинами и механизмами. Общее устройство автомобильных кранов с гибкой и жесткой подвеской стрелового оборудования. Грузозахватные устройства и грузозахватные приспособления. Приборы безопасности.

Техника безопасности. Требования к спецодежде. Средства индивидуальной защиты. Ознакомление с инструментами, оборудованием и приспособлениями.

Занятие № 2. Основы производства работ автомобильными кранами. Требования, предъявляемые к установке автомобильного крана в рабочее положение.

Требования к площадке для установки автомобильного крана в рабочее положение. Правила установки крана. Классификация грузов. Правила строповки. Обвязка грузов. Зацепка грузов. Сигнализация при перемещении грузов кранами. Требование безопасности при производстве работ.

Практическая работа.

Установка автомобильного крана в рабочее положение (на выносные опоры) на площадке.

Занятие № 3. Разгрузка поддонов с кирпичом из кузова автомобиля.

Инструктирование по выполнению разгрузки поддонов с кирпичом из кузова автомобиля.

Операции, которые запрещено производить автомобильными кранами.

Меры безопасности при погрузке (разгрузке) полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств.

Практическая работа (работа на тренажере).

Основные виды работ с применением автомобильного крана. Разгрузка поддонов с кирпичом из кузова автомобиля.

Установка автомобильного крана на выносные опоры.

Знакомство с работой приборов безопасности и рычагами управления крановыми операциями автомобильного крана.

Установка координатной защиты по рекомендациям.

Подвод крюковой подвески к поддонам с кирпичом.

Зацепка груза, подъем и перемещение подвешенного груза.

Опускание груза с установкой на определенное место складской площадки.

Занятие № 4. Производство монтажных работ.

Инструктирование по выполнению монтажа фундаментных блоков на определенное место строительной площадки.

Меры безопасности при монтаже строительных грузов.

Практическая работа (работа на тренажере).

Основные виды работ с применением автомобильного крана. Строительно-монтажные работы при возведении зданий и сооружений.

Установка автомобильного крана на выносные опоры.

Знакомство с работой приборов безопасности и рычагами управления крановыми операциями автомобильного крана.

Установка координатной защиты по рекомендациям.

Подвод крюковой подвески к фундаментным блокам.

Зацепка груза, подъем и перемещение подвешенного груза.

Опускание груза с установкой на определенное место строительной площадки.

Занятие № 5. Заключительное занятие.

Демонстрация навыков по управлению автомобильным краном при производстве работ. Подведение итогов.

Рефлексия приобретенного практического опыта (анкетирование).


Методические рекомендации

Реализация программы предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, ПВК личности обучающегося, а также возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков.

Выполнение практических заданий в ходе профессиональной пробы осуществляется поэтапно. Каждый этап практического занятия предполагает выполнение обучающимся заданий, требующих овладения начальными профессиональными умениями и навыками, результатом чего является получение навыков по управлению автомобильным краном при производстве работ.

Показатели качества выполнения практических заданий пробы:

  • самостоятельность;
  • соответствие конечного результата целям задания;
  • обоснованность принятого решения;
  • аккуратность;
  • активность и целеустремленность в достижении качественного результата;
  • стремление выполнить условия и требования практического задания;
  • проявление общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
  • рефлексия результатов собственной деятельности.

В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни

обучающихся.

Профессиональная проба завершается демонстрацией навыков по управлению автомобильным краном при производстве работ и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.


Материально-техническое обеспечение программы

профессиональной пробы

Оборудование:

  1. Кран автомобильный КС-5571 «Клинцы».
  2. Тренажер автомобильного крана «Форвард».
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.

Инструменты и приспособления:

  1. Стропы 2-х ветвевые.
  2. Стропы 4-х ветвевые.
  3. Траверсы для монтажа и демонтажа оборудования.
  4. Тара для сыпучих материалов.

Список литературы

Основные источники:

  1. Зайцев Л.B. Автомобильные краны. − М.: Академия, 2014. −
    240 с.
  2. Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник. − 2 изд., стер. − М.: Академия, 2013. − 240 с.
  3. Марин А.Г. Машинист гидравлического автомобильного крана. − М.: Академия. 2013. − 320 с.
  4. Покровский Б.С. Слесарное дело. − М.: Академия, 2014. − 260 с.
  5. Родичев В.А. Грузовой автомобиль. − М.: Академия, 2012. −
    320 с.
  6. Руководство по эксплуатации автомобильного крана
    КС-35714К-2.
  7. Руководство по эксплуатации автомобильного крана
    КС-45717К-1.
  8. Руководство по эксплуатации автомобильного крана КС-55717.
  9. Чумаченко Ю.Т. Автослесарь. − Академия, 2013. − 208 с.

Дополнительные источники:

  1. Соколов А.Д. Подъемно-транспортное и такелажное оборудование. − М.: Академия, 2012. − 285 с.
  2. Чумаченко Ю.Т. Автомобильный практикум. − М.: Феникс, 2012. − 205 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека автомобилиста: электрон, ресурс. − Режим доступа: http://www.viamobile.ru/index.php (дата обращения: 11.06.2016).
  2. Ваш авто: электрон, ресурс. − Режим доступа: http://what-avto.ru/ (дата обращения: 11.06.2016).
  3. Учебно-методическое пособие Н.А. Шишкова для обучения крановщиков по устройству и эксплуатации гидравлических автомобильных кранов (с гидроприводом) грузоподъемностью от 16 до 36 т.: электрон, ресурс. − Режим доступа: http://mtn-module.ru/catalog/uchebno-metodicheskoe- posobie-na-shishkova-dlya-obucheniya-kranovshchikov-po-ustroistvu-i- ekspluatatsii-gidravlicheskikh-avtomobilnykh-kranov-s-gidroprivodom- gruzopodemnostyu-ot-16-do-36-t (дата обращения: 11.06.2016).

Приложение

Анкета

(выберите один из вариантов ответов)

  1. Понравилась ли вам работа на автомобильном кране?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Как вы думаете, сложна ли работа автокрановщика?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Как вы думаете, в перспективе будет ли востребована профессия машинист крана (крановщик)?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Как вы думаете, автомобильный кран техника сложная?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Как вы думаете, можно ли в строительстве обойтись без автомобильного крана?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Испытываете ли вы желание обучаться по профессии машинист крана (крановщик)?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Как вы думаете, сколько зарабатывает в месяц машинист крана (крановщик)?

а) от 10000 до 20000 т.р.;

б) от 20000 до 40000 т.р.;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Если профессия, вам понравится, хотите ли вы знать о ней все?

а)        да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Хотите ли вы овладеть профессией машинист крана (крановщик)?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению профессиональных проб для учащихся VIII - XI классов

Методические рекомендации включают в себя цели и задачи ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, требования к результатам освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, структуру и содержание, а также условия реализации профессиональ...

ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЯ ПРОФЕССИЯ - МОЕ БУДУЩЕЕ» для студентов 1-2 курсов, обучающихся по профессии «Машинист крана автомобильного»,

ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОГО КРУЖКА «МОЯ ПРОФЕССИЯ - МОЕ БУДУЩЕЕ»для студентов 1-2 курсов, обучающихся по профессии «Машинист крана автомобильного»,...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ для учащихся 9-х классов Автокрановщик

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНой пробыдля учащихся 9-х классовАвтокрановщик...

Презентация Профессия Машинист крана автомобильного

Презентация Профессия Машинист крана автомобильного...

Программа профессиональной пробы для учащихся Куртамышского СУВУ по профессии «Парикмахер»

Проект«Организация и проведение профессиональных проб по профессии «Парикмахер» как одно из направлений профориентации обучающихся»...

Программа профессиональной пробы для учащихся 9-х классов "Талантливый предприниматель"

Программа профессиональной пробы знакомит школьников с разными предпринимательскими компетенциями и позволяет исследовать неизвестные для учащихся области бизнеса – экономика,  маркетинг, ф...

Программа профессиональной пробы для учащихся 8-9 /10-11 классов по профессиональному направлению «Бухгалтер»

Профессия бухгалтера - одна из самых распространенных и востребованных, одна из важнейших профессий в экономике и бизнесе как во всем мире, так и в России. Ни одно предприятие невозможно представить б...