Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха
методическая разработка

Воеводина Екатерина Степановна

Методическая разработка в помощь студентам педагогического колледжа, проходящих практику в дошкольных учреждениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Методическая разработка.

Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха

Выполнила:

Преподаватель физического воспитания

Воеводина Екатерина Степановна

Санкт-Петербург

2019

Содержание

Введение……………………………………………………….......................3

1.Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. ……………………………………………………….......................................4

2.Задания для студентов (во время прохождения педагогической    практики в ДОО) …………………………………………………………….9

Список литературы…………………………………………………………11


Введение.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья. Совершенствование физиологических и психических функций организма, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, для школы. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. [9]. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы, организуемой дошкольным учреждением, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка. Как отмечает Филиппова С.О. [7], в условиях увеличения количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и вследствие этого появления значительного числа дошкольных учреждений санаторного и компенсирующего вида, перед педагогом встаёт задача овладения методикой организации занятий физическими упражнениями, решающей в первую очередь специальные задачи оздоровительной и коррекционной физической культуры, и имеющей отличия от методики, разработанной для здоровых детей. Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях для детей, имеющих нарушения слуха имеет свои особенности. Коржова А. А. [2] отмечает, что деятельность педагога отличается  специфичностью, обусловленной характером заболевания детей.


                                     

Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения слуха.

Слабослышащие дети – это дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15-20 дб до 75 дб. В отличии от глухих они обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонематическому оформлению. Под влиянием специальных упражнений слабослышащий ребёнок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха. Он научается лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражения. Слуховое восприятие слабослышащего ребёнка особенно развивается в процессе овладения речью. В отличии от слабослышащих у глухих детей ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а от части и на физическое развитие. Она лишает глухого ребёнка возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет его ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения (шумы, сопровождающие дыхание и приём пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т.п.).         Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого.  Наибольший ущерб развитию этих детей приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления, поэтому главная компенсаторная задача – научить глухого ребёнка пониманию и воспроизведению речи. Однако, как и в массовом детском саду для нормального развивающихся детей, задача физического воспитания детей с недостатками слуха – способствовать укреплению их здоровья, правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию двигательных способностей. Как отмечают Евсеев С.П. , Шапкова Л.В.,[1], глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом развитии, формировании движений, а также характерными особенностями и нарушениями в осанке Поэтому наряду с общими задачами, характерными для массового дошкольного учреждения, в работе с этими детьми существуют специальные задачи, решение которых содействует преодолению отставания и коррекции имеющихся дефектов. Эти специальные задачи и определяют специфику учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми в процессе физического воспитания. В каждое занятие физическими упражнениями обязательно включается ходьба, которая является естественным видом движений и вместе с тем достаточно сложным по координации, так как слабослышащие и глухие дети отстают от своих слышащих сверстников по координации движений в ходьбе. Они широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедленны в движениях. Задача педагога состоит в том, чтобы прежде всего формировать у детей устойчивость, что позволит постепенно преодолеть шаркающую походку, научить ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая боковые раскачивания. Специальной задачей остаётся обучение приподниманию ног в ходьбе, что детям ещё трудно даётся в этом возрасте и достигается в процессе постоянных упражнений в перешагивании через предметы (палки, канат, рейки лестницы, кубики). В каждое занятие включается бег, который является также естественным видом движений. Для бега глухих и слабослышащих детей, так же как и для ходьбы, характерны специфические особенности: шарканье ногами, боковые раскачивания, неустойчивость, непрямолинейность и др. Прыжковые упражнения, способствующие укреплению мышц ног и туловища, также находят широкое применение в содержании занятий. Многие дети не могут сделать подряд несколько прыжков на месте. Они теряют равновесие, слишком напрягаются, отталкиваются поочерёдно то одной, то другой ногой и т.д.

В связи с тем, что у глухих детей отмечается предрасположенность к развитию плоскостопия, не следует давать им спрыгивать с большой высоты: дети не умеют правильно приземляться, делают это жёстко, на прямые ноги, на полную ступню. С первых же занятий с помощью правильного показа нужно учить подпрыгивать, спрыгивать и перепрыгивать мягко, слегка сгибая колени. Это предохранит слабые мышцы стоп от излишнего растяжения. Упражнения в ползании, лазании, перелезании легко усваиваются и охотно выполняются детьми. Однако лазание по гимнастической стенке у детей с нарушениями слуха отличается раскоординацией, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты. В занятия включаются также доступные детям этого возраста ползание на четвереньках по ограниченной площади опоры (по скамейке, наклонной доске). Кроме того, проводят упражнения, развивающие координацию, ориентировку в пространстве, ловкость (подползание под верёвку, мостик-качалку, пролезание между рейками лестничной пирамиды и др.). Упражнения в лазании выполняются с опорой о руки и ноги. О.Н. Моргунова [6] отмечает большую коррекционную ценность упражнений, выполняемых детьми в исходном положении лёжа на животе. Все эти упражнения укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, следовательно наряду с другими видами упражнений целенаправленно влияют на формирование правильной осанки. Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия. Развитие чувства равновесия происходит в процессе выполнения упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и других движений. Однако в связи с тем, что у многих глухих и слабослышащих детей имеются нарушения равновесия, на занятиях широко применяются задания, специально направленные на тренировку этой функции. Как указывает Л.В.Шапкова [5],  у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом к семи годам состояние равновесия улучшается в ходе проведения работы по физическому воспитанию, но все-таки этот контингент дошкольников нуждается в постоянной тренировке равновесия как в движении (динамическое равновесие), так и в статической позе. В связи с этим проводятся специальные упражнения на тренировку равновесия: движения головой, повороты кругом в ходьбе и беге, остановки в беге по звуковому сигналу, остановки в беге с приседанием, изменение направления в беге друг за другом; ходьба по наклонной доске друг за другом вверх и вниз, ходьба по гимнастической лестнице друг за другом, с поворотом кругом, ходьба по скамейке боком приставными шагами, на носках, руки в стороны, встречная ходьба по гимнастической скамейке шириной 25 см с переходом на другую половину, держась за руки, удержание равновесия на одной ноге. В связи с особенностями детей, специфичностью общения с ними, а также необходимостью использования специального инвентаря занятия по развитию движений рассчитаны на проведение их в хорошо оборудованном физкультурном зале. На протяжении всего учебного года занятия со слабослышащими дошкольниками сопровождаются звуковыми сигналами (пианино, барабан). На занятиях дети учатся отличать громкие, ритмичные, частые и редкие звуковые сигналы и соотносить их с бегом и ходьбой. В начале обучения сигналы даются слухозрительно (дети видят и слышат барабан, пианино), позже, во 2-й половине года, дети должны уже уметь дифференцировать эти сигналы только на слух. Дети должны уметь остановиться в ходьбе или беге при прекращении сигналов, ориентируясь только на слух, переходить от одного вида движений к другому. Звук (аккорд, удар в барабан) используется также и как сигнал к началу выполнения упражнения (например, при беге к флажкам, перелезании через скамейки, подтягивании по наклонной доске и др.), а также как сигнал к окончанию упражнения (например, прекращение катания мячей друг другу, прекращение подпрыгивании, кружения на месте).[Трофимова Г.В],[4]. Во время занятий по развитию движений педагог должен использовать словарь (определенный набор слов для каждого занятия). Этот речевой материал не отрабатывается предварительно, а вводится и закрепляется в процессе данных занятий (по мере необходимости воспитатель, музыкальный работник и сурдопедагог используют его и в других видах деятельности детей). Сначала каждое новое слово или фраза вводится с помощью таблички, в дальнейшем дети воспринимают этот материал в устной или в устно-тактильной форме. Каждое словесное задание является руководством к выполнению детьми какого-либо движения. Специальной работы над запоминанием слов на занятиях не проводится. Дети усваивают значение слов и фраз в результате их систематического употребления на каждом занятии. В физическом воспитании глухих детей особое внимание следует обратить на те движения и действия, на которых больше всего отражается отсутствие слухового контроля. Надо следить за тем, чтобы у детей не образовалась характерная для глухих шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья и т. д. Должное внимание уделяют воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы, постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда, залпы праздничного салюта и т. п. Важный раздел физического воспитания глухих детей — развитие и правильное использование остатков слуха.[Коржова А.А.][2]. 

В работе со слабослышащими детьми используется метод работы, который направлен на коррекцию ритмико-интонационной стороны речи и развитию естественности движений. Этот метод называется фонетической ритмикой. Цель данного метода заключается в том, чтобы соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Работа над речью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговаривания, — музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений — нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Движение под музыку является одним из эффективных методов формирования движений детей. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой хорошо различаются ритмические удары.  Вывод: глухие дети нуждаются в строгой организации, поэтому для наибольшей эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых. Основным приемом обучения глухих дошкольников, особенно на первых годах, является образцовый показ упражнения. Глухие и слабослышащие дети не могут услышать объяснение, поэтому педагог, показывающий упражнение, должен быть хорошо им виден. С этой целью важно располагать необходимый инвентарь (палки, лестница, мячи, кубики) перед сидящими детьми или усаживать их так, чтобы были видны гимнастическая стенка, ковровая дорожка, вышка и другие гимнастические снаряды, необходимые для данного занятия.


Задания для студентов

     (во время прохождения педагогической практики в ДОО)

Виды работ:

1. Планирование режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников для детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

2.. Организация и проведение режимных моментов, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков (умывание. одевание, сон), мероприятий двигательного режима (утренняя гимнастика, занятия, прогулка, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в группах детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

3. Взаимодействие с медицинским персоналом образовательного учреждения по осуществлению контроля:

 - за повседневным состоянием здоровья детей, изменениями в самочувствии каждого ребёнка в период пребывания в ДОО

 - за динамикой развития и состоянием здоровья детей

 - за нервно-психическим развитием детей

4. Организация и проведение мероприятий двигательного режима:

  - утренней гимнастики.

  -  физкультурных занятий

  - подвижных игр на прогулке.

  -  физкультурных досугов и праздников,

с учётом анатомо-физиологических особенностей детей, санитарно-гигиенических норм, возраста детей и наличия отклонений в развитии

5. Организация и проведение закаливающих процедур.

6. Проведение диагностики результатов физического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

7. Разработка предложений по коррекции процесса физического воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

8. Проведение работы по предупреждению детского травматизма:

 -  осуществление контроля за оборудованием, инвентарём, спортивными сооружениями на пригодность их использования в работе с детьми

 - использование спортивного инвентаря и оборудования в ходе образовательного процесса

 - показ детям физических упражнений, ритмических движений под музыку


Список литературы

1. Евсеев С. П. Л. В. Адаптивная физическая культура / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. — СПб. — 240 с.

2. Коржова А. А. Развитие двигательных качеств слабослышащих дошкольников в процессе физического воспитания в специальных детских садах: автореф. дис. канд. пед. наук / А. А. Коржова. — Л., 1990.- 16 с.

3. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М. И. Фонарева,— JL: Медицина, 1983,— 360 с.

4. Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха: Пособие для воспитателей / Г. В. Трофимова. — М.: Просвещение, 1979.— 112 с.

5. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.

6. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж ТЦ «Учитель» 2005г.-120с.

7. Под ред. Филипповой С.О. Пономарева Г.Н. Теория и методика физической культуры дошкольников «Детство - Пресс» 2010г.-652с.

8. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. Для учащихся пед. Училищ.-3-е изд., перераб. и доп./Д.В.Хухлаева.- М.: Просвещение, 1984.-208с.

9. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Кн. Для воспит.  дет. сада и родителей /В.А. Шишкина, М.В. Мащенко.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2000. -79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании эмоций детей с нарушением слуха

Велика роль семьи в развитии учебно-познавательной и речевой деятельно­сти школьника, его умственных способностей, памяти, мышления, внятного произношения. Родители могут формировать необходимые психо...

"Система физического воспитания дошкольников"

Представлена система физического воспитания дошкольников для укрепления здоровья....

"Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха"

Сообщение на тему "Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха"Введение1,ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА1.1 Фарторы риска тугоухости и глухоты2.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБУ...

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»...

ПАОП 34.02.01Сестринское дело для обучающихся с нарушениями слуха , с тяжелыми нарушениями речи

Примерная адаптированная образовательная программа  для обучающихся с нарушениями слуха, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, подготовка специалистов среднего звена, специальность 34.02.0...