урок по методике физического воспитания дошкольников "Особенности физического развития детей 1 года жизни"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности физического развития детей первого года жизни».
Задачи:
1) Образовательные
- Познакомить с особенностями физического развития ребенка первого года жизни.
- Познакомить с основными средствами физического воспитания ребенка первого года
жизни.
2) Развивающие
- Развивать понимание значимости физического состояния ребенка уже с первых дней
его жизни.
3) Воспитательные
Воспитывать интерес к будущей профессии, любовь к детям.
Тип учебного занятия: лекционно-практическое.
План урока:
1.Организационный момент
2.Основная часть - информационная.
3.Заключительная часть. Выводы. Познакомить с домашним заданием.
Список литературы:
1) Н. Глушенко Развитие движений у детей раннего возраста// ДВ,-2003.- №10.- с. 18-20.
2) К.Д. Губерт, М.Г. Рысс Гимнастика и массаж в раннем возрасте.- М.: Просвещение,
2001. *
- С.Я. Лайзане Физическая культура для малышей.- М.: Просвещение; 2007.
- С.А. Пономарев Растите малышей здоровыми.- М.: Советский спорт, 2009.
( список литературы для студентов отмечен звездочкой - *)
Популярная медицинская энциклопедия. - М.: Оникс, 1998.
Этапы | Содержание урока | Примечания |
Вводная часть Орг. момент Сообщение темы урока, нацеливание на работу Первичное восприятие материала
Создание проблемной ситуации Беседа Объяснение преподавателя
Объяснение преподавателя Показ с объяснением Создание проблемной ситуации Создание проблемной ситуации Рассказ с показом
Создание проблемной ситуации
Знакомство с комплексами
беседа по теме (закрепление материала) Итог урока. | Сегодня мы рассмотрим особенности ребенка первого года жизни. Рассмотрим ступени развития ребенка от рождения до года. Рост новорожденного ребенка составляет 50-51 см. Вес 3,3-3,5 кг ребенок еще не может самостоятельно изменить положение своего тела. В 1 месяц рост составляет уже 53-54 см. Вес 4,1-4,3 кг. Ребенок уже может несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении. В ответ на раздражение производит рефлекторные движения ручками и ножками. 2 месяца: рост составляет уже 53-54 см. Вес 4,1-4,3 кг. Ребенок уже может несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении. В ответ на раздражение производит рефлекторные движения ручками и ножками. 3 месяца: рост 59-61 см Вес 6-6,3 5-6 минут удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечье и локти. Переворачивается со спины на бок. движущим предметом.
9 месяцев: Рост 71-73, вес - 9,3-9,9 кг. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. При ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, чемодан). Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, собирает предметы и т.д.
12 месяцев: Рост 74-76 см. Вес 10,1 -10,7. Самостоятельно ходит, подходит, если зовут. Приседает и выпрямляется без опоры, наклонившись, может поднять предмет. Таким образом, по мере формирования центральной нервной системы появляются и совершенствуются статические функции (удержание головы и туловища в положении лежа) и двигательные функции (умение поворачивать туловище в положении лежа, ползать вставать, ходить). Если говорить о частоте сердечных сокращений, то надо сказать, что в первое полугодие оно составляет 130-140 ударов в минуту. Дыхание- 40-50 раз в минуту, ритм неустойчивый, к году - сокращается и составляет примерно 30-35 раз. Таким образом, мы с вами видим, первые годы являются чрезвычайно важными в динамике развития ребенка. Его организм стремительно развивается в первый год жизни. Но мы должны учитывать, что организм ребенка в первый год жизни является еще очень слабым, ребенок сильно подвержен влиянию окружающей среды, и., следовательно, для нормального развития надо уже с первых недель жизни малыша создать условия, обеспечивающие полноценное физическое и психическое развитие. Проблемная ситуация: Итак, как вы думаете, какие это условия. Давайте вместе подумаем над тем, какой должна быть идеальная среда для разбития физического и психического развития для ребенка первого года жизни. Но необходимо учесть, что если ребенка предоставить самому себе, не заниматься им, то его развитие существенно замедляется. Однако и чрезмерные занятия с ребенком могут привести к дисгармонии физического и, психического состояния. Основными средствами физического воспитания являются: массаж: и гимнастика. Но необходимо отметить так же и то, что физическое воспитание включает так же правильно организованную внешнюю среду, а именно постоянный режим дня, рационально питание, правильное организация сна и бодрствования, а так же всех процессов (кормления, укладывания и пр.), а так же использование естественных факторов природы (ответ на проблемную ситуацию). Таким образом, вы должны понимать, что если вы начнете делать ребенку массаж и заниматься с ним гимнастикой, не учитывая тех условий, которые я вам перечислила, пользу эти занятия не принесут. Теперь я хочу спросить: Как вы думаете, почему массаж так полезен для ребенка, и каким образом через массаж оказывается то воздействие, которое он должен оказывать? Кто-нибудь знает? Или может быть, может быть, догадался? Нет? В начале определение: Массаж – механическое воздействие специальными приемами на поверхность тела, или какого – либо органа с лечебной или гигиенической целью. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая, коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается е функция – контроль над работой всех систем и органов и их регулирование. Вторым средством (ведущим в этом возрасте) является гимнастика. Каково же ее значение? Может кто-нибудь знает? Оказывается, гимнастика помогает сформировать правильный динамический стереотип. И чем раньше начинается гимнастика, лучше в грудном возрасте - в период формирования двигательных навыков, тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее будут результаты. Причем особое внимание надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Рассмотрим подробнее значение массажа для ребенка первого года жизни, а так же рассмотрим основные приемы массажа. Итак, массаж оказывает большое влияние на развитие психики малыша (уравновешиваются процессы торможения и возбуждения), способствует укреплению здоровья, кровеносной и мышечной системы, улучшает обмен веществ. В механизме действия массажа большую роль играет так называемый гуморальный фактор: под влиянием массажа в коже образуются и поступают в кровь биологически активные вещества, участвующие в сосудистых реакциях, передаче нервных импульсов и других реакциях. Массаж: оказывает механическое влияние на ткани - растягивание, смещение, давление вследствие чего усиливается циркуляция лимфы, крови, межтканевой жидкости. Механический фактор усиливает обмен веществ и кожное дыхание в массируемом участке. Улучшается сократительная функция мышц, повышается их тонус, эластичность, возрастает подвижность связочного аппарата. Массаж облегчает работу сердца, тренирует сосудистую систему. Расширяя капилляры, массаж способствует обильному кровоснабжению. Приступая к массажу, нужно помнить общие правила, это очень важно: - ручки и ножки ребенка должны быть полусогнуты; - поглаживающие движения выполнять легко и плавно. Направление, в котором проводится массаж, должно совпадать с направлением тока лимфы (на руках - от кисти к плечу, по направлению к подмышечным лимфатическим узлам, на ногах - от стопы к паховым железам, обходя коленную чашечку). В коленной чашечки находится жидкость, и она может быть повреждена. - правильнее всего делать массаж двумя большими пальцами, поддерживая ногу ребенка ладонями. - Следует избегать толчкообразных движений в области суставов. Суставы ребенка еще очень слабые, поэтому надавливание на них может привести к вывихам. - При массаже живота надо щадить область печени, при массаже спины - область почек, не задевать половые органы. Время для массажа должно быть строго определено в режиме дня. Для детей грудного возраста - это период бодрствования: спустя не менее 40 минут после еды, либо не позднее, чем за 30 минут до очередного кормления - лучше в первой половине дня. Массаж делают только здоровому малышу и при условии, что он спокоен. Температура воздуха в помещении - 21-22 градуса. Малыша раздевают и укладывают спинкой на ровную твердую поверхность (стол, покрытый байковым одеялом и пеленкой). Лучшее время для начала массажа- 4 неделя жизни малыша. Основные приемы массажа: поглаживание (ладонь при этом равномерно и нежно скользит по коже ребенка. Сила давления меняется: вначале оно слабое, по мере продвижения усиливается и потом снова уменьшается), растирание (вариант поглаживания, данный прием в основном проводят кончиками пальцев, постепенно увеличивая степень давления), разминание (при этом мышцы разминают между пальцами движениями, напоминающими «выжимание»), похлопывание (проводится тыльной поверхностью кисти или слегка согнутыми пальцами), вибрационный массаж:. (Разные приемы массажа оказывают разное воздействие на нервную систему). Массаж должен сочетаться с гимнастическими упражнениями. К 6 месяцам масса делать прекращают и занимаются только гимнастикой. Рассмотрим более подробно гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения включают: рефлекторные (ответ на раздражения кожно-нервного аппарата малыша), пассивные (проводятся взрослыми), пассивно-активные (с помощью взрослых и частично самостоятельно малышом) и активные (выполняются самостоятельно ребенком) В начале я хочу обратить ваше внимание на принципы организации гимнастики: Проблемная ситуация: Итак, мы с вами хотим организовать гимнастику для малыша. Давайте подумаем над теми условиями, которые мы долу/сны создать для успешного ее проведения. Ответ:
Исходя из того, что я вам говорила о значении гимнастики в жизни ребенка, может кто- нибудь сможет мне ответить на вопрос: Какова главная задача гимнастики? Давайте запишем: Основная задача гимнастики - это улучшение качества движения путем правильной установки для движения полноценной амплитуды, что при систематической тренировке закрепляется как сложный условный рефлекс и используется в жизни. Гимнастика является самой напряженной формой двигательной активности детей, направленной на развитие качества статических и динамических функций. Вопрос к аудитории: что такое статические и динамические функции? (динамические: ползание, сидение, лазание, ходьба) Может ли ребенок приобрести правильный динамический стереотип сам? (может, но этот путь более длителен, путь «проб и ошибок»). Проблемная ситуация: Исходя из того, что мы с вами уде обсуждали, давайте подумаем, что нам нужно сделать, чтобы стимулировать активность малыша? Ответ: В первом полугодии для стимулирования активности используются врожденные - безусловные рефлексы, главным образом кожный. Безусловные рефлексы в этом периоде наиболее ярко проявляются в связи с недоразвитием коры головного мозга и отсутствием ее тормозящего действия. Я сейчас вам приведу примеры, как используются рефлексы в упражнениях. Например, спинной рефлекс: если 2 пальцами проводить вдоль позвоночника, от крестца к шее, ребенок в ответ на это раздражение прогнет позвоночник. Часто используется упражнение «рефлекторное ползание»: Надо соединить стопы так, что бы они упирались в ладони взрослого. Потом надо подтолкнуть стопы, после чего ребенок будет отталкиваться ими и будет стараться продвинуться вперед. Так же существуют упражнения для стоп так же основанные на кожном рефлексе (нажать на, ступню ребенка у основания, в ответ на это ребенок сгибает ступню, потом таким же кратким нажимом на пятку в области пятки, это вызовет разгибание стопы. Так же существует ряд упражнений, основанных на рефлексе положения. Например: «Парение». Ребенок лежит на спине. Обе ладони подводятся с боков под спину до соприкосновения мизинцев. Затем надо поднять ребенка над столом в горизонтальном положении. В ответ на это положение голова ребенка отклоняется вперед, а брюшной пресс и все передняя мускулатура тела напрягаются. В первые месяцы жизни необходимо использовать в упражнениях только те рефлексы, которые связанны с разгибанием, чтобы избежать усиления сгибателей. После 3 месяцев возникают новые физиологические предпосылки для других гимнастических приемов. Можно постепенно вводить пассивные упражнения для рук, начиная с самых несложных, потом перейти к более сложным. Между 4 и 5 месяцами достигается уравновешивание сгибателей и разгибателей ног, что дает возможность ввести пассивные упражнения для ног. В периоде между 4 и 6 месяцами можно ввести несложные активные упражнения, носящие характер «произвольных». Одним из таких упражнений может быть приподнимание верхней части тела из положения на спине при поддержке за руки, отведенные в стороны. Особое внимание в этом возрасте надо уделить развитию ручной умелости, приучая ребенка не только хватать, но и удерживать предметы в руках. К началу второго полугодия необходимо обеспечить ребенку возможность передвижения в горизонтальном положении. Для этого уже с 4 месяца жизни необходимо укреплять мышцы спины и плечевого пояса не только путем гимнастических упражнений, но и более частым и продолжительным выкладыванием ребенка на - живот в период бодрствования и стимулированием элементов ползания. Если к 6-7 месяцам ребенок ползает, это является показателем его нормального развития. Во втором полугодии с развитием коры головного мозга, активность ребенка зависит от его желания. Проблемная ситуация: Ребенок неохотно двигается. Чем можно стимулировать упражнения, чтобы ребенок выполнял их более охотно? Ответ: Активные упражнения в этом периоде стимулируются уже рядом условных сигналов: зрительным (игрушка, кольцо, палочка, жест), двигательным (потягивание за руки, за ноги и т.д.) и, наконец, слуховым — слово, речевая инструкция («сядь», «встань»). Но надо помнить, что слово является самым слабым компонентом комплексного раздражителя, и ребенок на него может не ответить, так как связь между названием действия и действием еще слаба. Во втором полугодии возможны более сложные упражнения на координацию. Кроме того, в этом возрасте нуждается в большей площади на полу. Ему уже недостаточно манежа. Примеры упражнений для каждого возрастного периода вы найдете в книге Рысса, Губерта « Гимнастика и массаж в раннем возрасте». Я хочу обратить ваше внимание на то, что гимнастика как одно из средств воспитания и совершенствования детского организма ведет не только к улучшению качества движения, но и к упорядочению других физиологических процессов, так как к ритмичным процессам легче приспосабливаться внутренним органам (сердце, легкие, сосуды) работа которых протекает ритмично. Теперь рассмотрим конкретные комплексы массажа и упражнений для 2 возрастных групп. Я взяла для примера комплексы упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев и для детей от 8 до 10 месяцев, что бы увидели разницу между этими комплексами упражнений. От 1.5 до 3 месяцев: Массаж рук: И.П. ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать, Левой рукой поглаживать внутреннюю, затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 4-6 раз. Упражнения для туловища: И.П. - то же. Взять ребенка 2 руками за верхнюю часть туловища и легко покачивать его вправо влево, не нажимая на ребра. Повторить 5-6 раз. Массаж груди: И.П. - то же Пальцами и ладонями обхватить грудную клетку ребенка. По ходу межреберных промежутков передвигать руки от середины к бокам, слегка нажимая большими пальцами на грудные мышцы. Повторить 4-6 раз. Массаж живота: (поглаживание). И.П. - то же. Правой рукой поглаживать левую половину живота сверху вниз и одновременно левой рукой правую половину живота снизу вверх. Повторить 4-6 раз. Массаж спины (поглаживание) И.П.- ребенок лежит на животе. Поглаживать обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягодицам, а в обратном направлении (к голове) тыльной стороной ладоней и пальцев. Повторить 4-6 раз Массаж ягодиц (пощипывание). И.П. -то же. Пальцами слегка пощипывать ягодицы ребенка. Повторить 10-12 раз. Рефлекторное разгибание позвоночника: (спинной рефлекс). И.П. - ребенок лежит на левом боку. Слегка нажимая 2 пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника, от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибает позвоночник. Повторить на каждом боку по 2-4 раза. Массаж ног (поглаживание): И.П. - ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Правую ногу ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать от стопы к паховому сгибу по задней, потом по наружной поверхности голени и бедра. Повторить 4-6 раз. Левую ногу массировать правой рукой. Массаж стоп (растирание) И.П. - то же Правую ногу ребенка взять за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошву стопы от пальцев к пятке и обратно. Упражнение для стоп (рефлекторное) И.П. - то же. Концом указательного пальца правой руки нажимать на ступню ребенка чуть ниже основания пальцев, вызывая подошвенное сгибание. Затем этим же пальцем нажимать по всей наружной части подошвы стопы от пальцев к пятке. В ответ на это раздражение происходит рефлекторное разгибание пальцев стопы. Повторить 4-6 раз. Ползание (рефлекторное) И.п. - ребенок лежит на животе. Согнуть ноги ребенка и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног, в результате чего ребенок будет отталкиваться ими, и стараться продвинуться вперед. Повторить 2-3 раза в положении лежа на спине и на животе. Продолжительность выполнения комплекса- 5-6 минут. Комплекс для ребенка от 8 до 10 месяцев.
Продолжительность выполнения комплекса упражнения - 10-11 минут. Если кто-нибудь захочет познакомиться поподробнее с приемами массажа для детей разных возрастных периодов, вы можете это сделать с помощью книги Губерта, Рысса «Гимнастика и массаж в раннем возрасте». В этой книге представлен весь комплекс упражнений. Подведем выводы: Нормальное развитие не является чем-то интуитивным. Оно происходит под влиянием целого комплекса внешних воздействий. Что это за комплекс внешних воздействий? Правильно, это и режим дня, воздушные ванные, гимнастика, массаж. Необходимо знать и неукоснительно следовать основным законам физического воспитания малышей: - систематичность проведения занятей; - повторяемость комплексов с постепенной заменой простых упражнений более сложными; - нарастание и последующее ослабление нагрузки при выполнении приема массажа или упражнения - распределения нагрузки на различные части тела малыша. Сегодня на уроке мы изучили особенности физического развития детей от рождения до года. Итак, на этом наш урок окончен. |
Запись темы урока Использование презентации
Использование презентации
Ответы студентов Ответы студентов
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Ответы студентов Запись в тетрадь Ответы студентов
Запись в тетрадь
Ответы студентов
Запись в тетради Отработка элементов массажа
Отработка элементов массажа
Запись домашнего задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по методике физического воспитания дошкольников "Подвижные игры"
Урок для студентов пед.колледжа....
Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц
Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...
Рабочая программа_МДК.01.07. Теория и методика физического воспитания с практикумом
Методика преподавания физической культуры в начальной школе...
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...
Рабочая программа по предмету "Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста с практикумом"
Рабочая программа по предмету...
Методическая разработка урока по теме Взаимосвязь психологических особенностей и физического развития детей дошкольного возраста.
Организация совместного занятия студентов обучающихся по специальности «Дошкольное образование» по дисциплине «Психология» и МДК «Теоретические и методические основы физи...
лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни
лекция 5 - Физическое и нервно-психическое развитие детей первого года жизни...