Роль семьи в воспитании эмоций детей с нарушением слуха
материал на тему

Голубева Ульяна Юрьевна

Велика роль семьи в развитии учебно-познавательной и речевой деятельно­сти школьника, его умственных способностей, памяти, мышления, внятного произношения. Родители могут формировать необходимые психологические предпосылки, интерес к обучению, развивать учебные, коммуникативные умения. Активизация познавательной деятельности ребенка в домашних условии связана с работой по формированию словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата и с развитием речевого общения в разнообразных ситуациях. Познание окружающей действительнос­ти связано с развитием, усложнением бытовых, коммуникативных, трудовых умений. В различных видах совместной деятельности, в общении родители развивают интерес ребенка к знаниям, к чтению, к учебной деятельности. Совместное проведение досуга в семье, семейные праздники, посещение музеев, спектаклей, выставок расширяют кругозор неслышащих, развивают фантазию, творчество, формируют культуру социального поведения и активизируют по­знавательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании эмоций детей с нарушением слуха

  1.  Влияние семьи и чтения художественной литературы на эмоциональное развитие детей с нарушением слуха

Велика роль семьи в развитии учебно-познавательной и речевой деятельности школьника, его умственных способностей, памяти, мышления, внятного произношения. Родители могут формировать необходимые психологические предпосылки, интерес к обучению, развивать учебные, коммуникативные умения. Активизация познавательной деятельности ребенка в домашних условии связана с работой по формированию словесной речи при использовании остаточного слуха с помощью индивидуального аппарата и с развитием речевого общения в разнообразных ситуациях. Познание окружающей действительности связано с развитием, усложнением бытовых, коммуникативных, трудовых умений. В различных видах совместной деятельности, в общении родители развивают интерес ребенка к знаниям, к чтению, к учебной деятельности. Совместное проведение досуга в семье, семейные праздники, посещение музеев, спектаклей, выставок расширяют кругозор неслышащих, развивают фантазию, творчество, формируют культуру социального поведения и активизируют познавательную деятельность.

Ежедневное обсуждение жизненных повседневных дел (проблемных ситуаций), доступных пониманию школьника, и активный поиск, участие в их решении, выполнение поручений развивают его активность, самостоятельность, инициативность и способствуют познанию действительности. Совместное обсуждение домашних дел и практическое участие в них побуждают ребенка к активизации мыслительной деятельности, к речевому общению, к освоению ого словаря. Посильный труд школьника в семье, выполнение поручений, участие в оказании помощи престарелым членам семьи, забота о младших помогает ребенку осознать опыт семейных отношений, ответственность перед семьей, понять внутрисемейные отношения и самому готовиться к семейной жизни. Организация такой познавательной деятельности неслышащего в семье требует активного участия и помощи всех членов семьи. Особое место в ней занимают родители, обучающие неслышащего или слабослышащего, тактично помогающие и направляющие его действия. Формирование культуры поведения ребенка в семье, в обществе, развитие культуры речевого общения многом зависит от нравственного климата, взаимоотношений в семье, поведения и образа жизни самих родителей.

Программа русской художественной литературы заменяла гуманитарное воспитание.

На вопрос анкеты назвать самую любимую тематику книг группа опрошенных слабослышащих детей дала такие показатели: сказки – 42%; рассказы – 30%; приключения – 12%; стихи – 6%; детективы – 6%; комиксы – 4%.

Чем объясняются такие литературные предпочтения?

Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который  переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло. Сказка ценна хотя бы за то, что формирует эти базовые понятия, основу структуры личности. Кстати, ребенок всегда проецирует на себя образ главного героя любимой сказки и, находясь под этим влиянием, строит свою самооценку, в зависимости от того, каким он видит себя через этот образ. Этим во многом можно объяснить завышенную самооценку дошкольников, которые не видят себя самыми хорошими, как и их любимые герои, не умея в силу возрастных особенностей видеть их недостатки.

Рассказ – это уже более реалистичный жанр, основанный на реальных событиях или возможности этих событий. Поэтому не удивительно, что свое место в интересах детей рассказ начинает занимать ближе к школьному возрасту, с 6 – 7 лет. В это время интересы ребенка направлены на предстоящее или настоящее обучение в школе и познавательную деятельность, связанную с ним. Все больше ребенка начинают волновать реальные, а не вымышленные истории, подтверждение которых он нередко пытается найти в своей жизни. Поэтому часто детей интересуют рассказы о своих сверстниках. И снова тут можно сказать, что ребенок пытается проецировать на себя поступки и действия героев книги, только теперь они более реальны, хотя все же не отказываются от помощи волшебства, как было в сказке. Однако тем самым можно объяснить все более и более адекватную самооценку у младших школьников. Они уже пытаются сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. И здесь им помогает книга, как транслятор культуры и опыта автора.

Краткий перечень книг, вызывающих популярность среди слабослышащих школьников:

  • Русские народные сказки
  • Загадки, пословицы, поговорки
  • Сказки А.С. Пушкина
  • Повести Н.В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба».
  • Сказки М.Е.Салтыкова-Шедрина
  • Повести В.Г.Короленко: «Дети подземелья», «Слепой музыкант».
  • М.А.Шолохов «Судьба человека»
  • Р. Киплинг «Книга джунглей»
  • Р.Стивенсон «Остров сокровищ»
  • Густав Майринк «Черный ястреб»
  • Д.Ф. Ку́пер «Последний из могикан»
  • В.А.Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи»
  • А.П.Гайдар «Чук и Гек», «Тимур и его команда»
  • и т.д.

А вот современная литература влияет на читателя с нарушением слуха иногда крайне отрицательно, ведь  обилие  сплина и меланхолии,  крови и жестокости  –  одна  из причин, по которой  общество является участником сегодняшних событий и имеет  такой  низкий  уровень  развития.

Например, как «Духлесс. Повесть о ненастоящем человеке» Минаева Сергея, «Нефтяная венера» Снегирёва Александра, «Реквием по мечте» Хьюберта Селби-мл., «Крестный отец» Марио Пьюзо.

  1.  Влияние документальных и художественных фильмов на эмоциональное развитие детей с нарушением слуха.

С психологической точки зрения любой фильм, как и любое художественное произведение, влияет на сознание человека, как положительно, так и отрицательно; в той или иной мере воспитывает его.

Мультфильмы развивают воображение  малышей, заставляя размышлять.

Когда дети смотрят кинофильмы, то стараются подражать положительным героям этих фильмов: использовать похожие выражения, жесты и совершать похожие поступки. Если в фильме с симпатией показаны отрицательные герои, то ребенок может стараться подражать и таким героям. Также некритический и даже благосклонный показ греховных поступков может внушить маленькому зрителю желание совершать их, потому что так делают его любимые герои и потому что это кажется хорошим и похвальным.

Молодежь часто находит в кино образцы для поведения. Также из фильмов молодые люди усваивают ценности и идеалы. В отличие от людей среднего и пожилого возраста с устоявшимися взглядами и богатым жизненным опытом молодые люди чаще принимают экранную действительность как точную копии реальности, либо как идеал, к которому нужно стремиться.

Наибольшую популярность среди  школьников с нарушением слуха набирает такой жанр, как исторический фильм и комедия. Он более красочен, интересен и эмоционален. К примеру, как «Храброе сердце», «Македонский», «Спартак», «Гладиатор», «Место встречи изменить нельзя» и т.д. Из-за проблем в слухе у детей наблюдается такой принцип выбора фильмов, как «чем больше движений, эффективных моментов, тем  лучше». Наименьшим спросом у них являются такие жанры, как драма, мелодрама.

Именно субтитры помогают детям с нарушением слуха понять и почувствовать фильмы. А также наибольшее внимание к себе привлекают документальные фильмы, больше всего исследовательские (географические, зоологические, исторические, этнографические). Они дают детям обширные знания об окружающем мире лучше всего, чем книги. Поэтому школьники с недостатками слуха больше предпочитают фильмы, нежели чем книг.

Популярные документальные фильмы для школьников:

  • «BBC: Планета Земля»
  • «BBC: Борьба за жизнь»
  • «BBC: Как действуют наркотики. Кокаин»
  • «BBC: Освенцим»
  • «BBC: Прогулки с динозаврами»
  • «BBC: Хиросима»

Заключение

Таким образом, мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у школьника с нарушением слуха тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в школьном возрасте, и негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии человека. Продолжается поиск путей реализации программ, развивающих уровень знаний основных эмоций, совершенствующих навыки вербального и невербального общения, формирующихся и развивающихся эмоционально-экспрессивные средства языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...

«Клинко-педагогическое исследование детей с нарушением слуха»

Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нару...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА И ЖЕСТОВОЙ РЕЧИ, КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Марчук С.Ф., воспитатель; Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 13»...

Презентация "Введение в фонетику. Гласные и согласные звуки" для 6 класса детей с нарушением слуха

Презентация поможет в подготовке материала для серии уроков по теме "Фонетика" (на основе учебника "Русский язык. 5 класс. 1 часть" Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л....

Дополнительная образовательная программа декоративно - прикладного творчества «Мастерица» для детей с нарушением слуха

Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Но интересной и необходимой она становится только тогда, когда в ней есть возможность выразит...

Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...