Интеграция дисциплин. Путь к профессиональной компетентности.
статья

Постольникова Елена Михайловна

В данной статье рассмотрена модель компетентной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция дисциплин. Путь к профессиональной компетентности.

Современное качество образования определяется компетентностным подходом.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.

Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова, П.М.Эрдниева, И.С.Якиманской.

Ориентация на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности, а так же содержание учебных материалов и технологий формирования этих обобщенных единиц обучения, была ведущей в их работах.

Важным аспектом компетентностного подхода в профессиональном образовании являются развивающиеся технологии. К ним относятся:

  • Когнитивно - ориентированные – это диалогические методы обучения, семинары- дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии.
  • Деятельностно – ориентированные – это методы проектов и направляющих тестов, контекстное обучение, организационно – деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно – игровые моделирования технологических процессов.
  • Личностно- ориентированные – это интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика.

Центральным понятием в компетентностном подходе есть компетентность личности, которая обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющую образования.

Компетентность – это особый тип организации знаний, относительно определенной содержательной области, связанный с возможностью принимать конструктивные решения в виде оценок, умозаключений. Компетентный в определенной сфере человек имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения.

Компетентность человека определяют

Формирование компетентности в образовательном процессе не есть информированность обучаемого, а есть умение разрешать проблемы в различных сферах.

Для этого он должен иметь:

  • Высокий уровень теоретических знаний по предмету;
  • Практические навыки работы с современными компьютерными технологиями;
  • Знания по использованию деловой терминологии;
  • Профессиональную жизненную мотивацию;
  • Мотивацию к успеху, самореализации;
  • Моральность;
  •  Здоровый образ жизни;
  • Стремление к получению профессионального образования.

Исходя из выше изложенного можно составить

Модель компетентной личности:

                               

                                       

                                       Составляющие

Из модели компетентной личности видно, что обучаемый сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, приобретает исследовательский и практически - преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Интеграция в содержании образования понятий, способов деятельности, опыта проявления личной позиции осуществляется в процессе приобретения обучаемыми собственного опыта самостоятельной деятельности в совместной работе с преподавателем.

Таким образом, компетентность представляет как синтез когнитивного, предметно – практического и личностного опыта.

В основу компетентностного подхода положены ключевые (базовые) компетентности, которые характеризуются следующими особенностями:

  • Они многофункциональны, т.к. проблемная ситуация решается в повседневной, профессиональной и социальной сферах;
  •  Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, т.к. опираются на определенный уровень интеллектуального развития: абстрактное, критическое мышление, саморефлексия.
  • Они многомерны, т.е. они включают в себя различные личностные качества, интеллектуальные способности, коммуникативные умения.

Анализ законодательных документов позволяет на основе целей современного образовательного процесса выделить ключевые компетентности выпускника:

  • Принятие активной жизненной и профессиональной позиции;
  • Ответственность за собственное благосостояние и за состояние общества, способность к самоорганизации;
  • Ориентация на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию;
  • Освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;
  • Способность вхождения в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество (информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание);
  • Толерантность (терпимость к чужому мнению) умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
  • Достижение современного общекультурного уровня;
  • Правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов, в которых предметные области соотносятся с различными видами компетентности, расширение в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента.

Интеграция (от латинского – восстановление, восполнение, целое) – это по определению В.А.Игнатьевой – процесс и результат взаимодействия отдельных дифференциальных элементов и функций системы, приводящий к взаимосвязанному устойчивому функционированию всю систему. В обучении, по мнению В.Н.Максимовой, интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов различных учебных предметов, научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания.

Интеграция обучения – это органичное слияние содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса в целях достижения его эффективности. Можно сделать вывод, что интеграция - это междисциплинарная категория.

Компетентностный подход приводит к расширению принципа междисциплинарных связей до принципа междисциплинарной интеграции. Междисциплинарная интеграция – это целенаправленное усиление междисциплинарных связей при сохранении теоретической и практической целостности учебных дисциплин.

Междисциплинарная интеграция расширяет образовательное пространство, создает виртуальную учебную междисциплинарную лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает умения применять знания в профессиональной деятельности. Роль междисциплинарных связей закреплена общедидактическим принципом междисциплинарных связей в обучении, который подразумевает согласованное изучение теорий, законов, понятий, методов познания и методологических принципов, общих для родственных дисциплин.

Междисциплинарная интеграция способствует преемственности в обучении.

Интегрированное содержание урока фактическими примерами из нескольких дисциплин создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой информации, систематизирует разностороннюю трактовку сложных понятий, показывает связь между разными идеями, развивает творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности у студентов, порождает инициативу, энтузиазм и мотивацию для дальнейшего обучения.

Самостоятельность дисциплин, их слабая связь друг с другом порождает серьезные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию знаний.

Интеграция дисциплин предполагает:

  • Устранение дублирования в процессе изложения учебного материала различных дисциплин;
  • Усиления важности профессиональной направленности общеобразовательных предметов;
  • Преодоление фрагментарности и мозаичности знаний студентов, что обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей;
  • Формирование системно-целостного взгляда на мир.

Немного из опыта: междисциплинарную интеграцию отображают бинарные занятия. Для студентов привлекательны тем, что дают им возможность применить на уроках литературы знания, полученные при изучении других учебных дисциплин, а для преподавателя – организацией совместной работы по решению проблемы развития творческой инициативы обучаемых. Активность студентов обеспечивается анализом теоретического материала, комментированием фактов, решением ситуаций и проблем, демонстрацией и иллюстрацией подготовленных материалов, самостоятельным формированием выводов.

Междисциплинарная интеграция способствует формированию компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Интеграция учебных дисциплин при формировании экологической компетентности студентов колледжей

Интеграция учебных дисциплин на экологической основе позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления...

Формирование социально-профессиональной компетентности студентов на основе профессионально успешной личности

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы  не только на производстве,...

Самостоятельная работа как путь развития ключевых компетентностей обучающихся на уроках химии

Характеристика ключевых компетенций обучающихся, их формирование через различные формы самостоятельной работы...

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

«Интеграция среднего общего и профессионального образования на примере реализации учебной дисциплины «Биология» для специальности «Сестринское дело».

Данный материал являтеся авторским и использовался в докладе выступления в конкурсе для преподавателей «Педагог из СООбщества» с целью обмена лучшими практиками реализации практико-ориенти...